Музыкально - ритмическая деятельность в процессе слушания музыки как средство развития связной речи дошкольников
консультация по коррекционной педагогике
Природа дала человеку голос и моторно-ритмическое чувство. Ребенок – это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения. С помощью музыки ребенок не просто может рассказать о себе, о своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sayta.docx | 20.06 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Семинар-практикум
для музыкальных руководителей
Музыкально - ритмическая деятельность
в процессе слушания музыки
как средство развития связной речи дошкольников
Разработала: Комиссарова Светлана Александровна
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Дорогобуж, 2019
Кто ладно говорит,
Да к тому же складно,
Того и слушать приятно!
(народная мудрость)
Всю жизнь люди проводят в обществе себе подобных. Как приятно иметь дело с человеком, который умеет внятно выразить свои мысли, чувства, стремления! Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Умению общаться со сверстниками и взрослыми, находить верные слова и четко их произносить – этому нужно учить детей с раннего возраста.
Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Развитие речи — это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных средств, педагогических методов и собственные речевые упражнения ребенка.
В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие средства речевого развития:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства.
Для нас, музыкальных руководителей, не секрет, что музыка – один из видов искусства, наиболее близких и понятных ребенку. Почему дети любят петь и танцевать, стремятся к общению с тем, что нельзя увидеть и потрогать?
Музыка – это самовыражение, взаимопонимание, разнообразие, язык души.
Природа дала человеку голос и моторно-ритмическое чувство. Ребенок – это своего рода готовый музыкальный инструмент, открытый для передачи мелодий и ритмов. Это уникальное, универсальное средство человеческого общения. С помощью музыки ребенок не просто может рассказать о себе, о своем внутреннем мире, но и может быть понят другим человеком. Разнообразие музыки позволяет органично включать ее в любое событие в жизни ребенка. Музыка - это сам ребенок. Музыка вмещает весь мир ребенка, становится языком его души
Музыкальное развитие детей дошкольного возраста происходит в различных видах музыкальной деятельности (восприятие музыки, игра на детских музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-творческая деятельность).
Безусловно, каждый вид музыкальной деятельности является процессом общения педагога с детьми, а, значит позволяет целенаправленно и эффективно развивать речь ребенка.
Музыкально-ритмические движения - это вид деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях.
Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.
Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве. Это определяется заключёнными в нём возможностями разностороннего развития ребёнка, которые, в свою очередь, связаны с движением как «способом жизни» дошкольника вообще. Движение под музыку приносит ребёнку ни с чем несравнимую радость, развивает его физически, является наиболее адекватным возрасту способом становления музыкальности, развития творческих способностей.
Относительно развития речи,музыкально-ритмические движения позволяют:
- создать атмосферу активного взаимодействия, развития социально-коммуникативных навыков детей: общения, сопереживания, доброжелательности и взаимодействия с другими детьми;
- снять эмоционально-психическое напряжение;
- удовлетворить потребность ребенка в двигательном и эмоциональном самовыражении;
- развить способность лучше понимать себя и других;
- совершенствовать психические процессы: речь, внимание, воображение, память и др.
Развитие речи в сочетании с движением и музыкой представляет собой процесс, состоящий из двух основных направлений:
1. Развитие невербальных процессов: слухового внимания, памяти, воображения, зрительно-пространственной ориентировки, моторики (координация движений, чувство ритма, темпа, регуляция мышечного тонуса)
2.Развитие речевых (вербальных) умений: темпа и ритма дыхания, фонематического, динамического, звуковысотного, тембрового слуха и т. д.
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известная роль становления слуха в формировании ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух, и, как следствие этого плохое восприятие ритма, резко тормозят развитие речи детей в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительная либо слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. Слабое развитие слуховых и моторных способностей в дальнейшем тормозит развитие ребёнка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение ребенка со сверстниками. Поэтому наша задача – научить ребенка ритмично дышать, говорить, петь, двигаться.
Упражнения и игры по развитию чувства ритма должны обязательно включаться в каждое музыкальное занятие как его неотъемлемая часть.
Практическая часть:
Дорогие коллеги, предлагаю вам послушать музыку современного композитора В. Гаврилина в яркой оркестровке народных инструментов «Мальчик гуляет, мальчик зевает».
Послушайте, как звучит музыка, в исполнении каких музыкальных инструментов и придумайте игру, сюжет которой будет отображать процесс развития музыкального образа музыки.
(Слушание педагогами музыкального произведения, высказывания о музыке, о ее звучании, какие инструменты услышали, о сюжете музыки)
Хочу поделится с вами той игрой, которую придумали у меня на музыкальном занятии дети старшей группы. Там, где в начале музыки звучит протяжно баян, музыка рисует скучающего мальчика, он зевает, не знает, что делать дома, и вот в музыке зазвучала бодро, энергично балалайка-это мальчик решил пойти погулять и …пришел в лес, опять звучит протяжно, медленно баян-это зевает в берлоге медведь, он хочет спать, но мальчик разбудил его, шагая быстро по лесу и снова быстро звучит балалайка-медведь гонится за мальчиком. При повторном слушании музыки дети уже изображали зевающего мальчика под медленную часть музыки, там, где звучал баян, и бодро шагали под быстрые звуки балалайки; а когда музыка снова зазвучала медленно, протяжно, скучно, один ребенок изображал спящего в берлоге медведя, зевал, рычал, дети при этом показывали испуг, удивление, и потом убегали от медведя под быструю часть музыки, там, где звучала балалайка.
В заключении хочу привести слова крупнейшего музыкального ученого, композитора Бориса Владимировича Асафьева: «Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и производим отбор, оцениваем, следовательно, мыслим». При восприятии и анализе музыки, у ребенка развивается мышление и воображение, произвольность и познавательная активность» А следовательно и речь, вы согласны?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников
Консультация для педагогов дошкольных организаций...
Консультация для родителей на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»(Лев Семенович Выготский)...
«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием р...
Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...
"Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"
quot;Театрализованная деятельность в детском саду как эффективное средство развития связной речи дошкольников"...
Проект «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»
laquo;… Не только интеллектуальное развитие ребенка,но и формирование его характера,эмоций у личности в целом,находится в непосредственной зависимости от речи»...
Консультация для воспитателей на тему : "Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников"
Данная консультация раскрывает эффективные методы и приемы работы с дошкольниками по развитию связной речи с помощью театрализованной деятельности....