Методические рекомендации для педагогов. Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ в ДОУ.
материал

Чурина Оксана Александровна

Благодатным материалом для коррекционной  работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для распевки, подготовки голосового аппарата к пению, прохлопывания ритма. Эти малые народные жанры повышают познавательную активность детей, предотвращают утомление, снимают усталость. Методические рекомендации для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_muz.ruk_._s_detmi_s_ovz.docx26.23 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОТА МУЗЫКАНТА С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Дефект развития

Характеристика

Задачи работы музыканта

Формы работы

1.

Аутизм

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризую-

щееся проблемами социального взаимодейст-

вия, двигательными и поведенчес-

кими стереотипами.

Это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребёнка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

Существует несколько форм аутизма. Некоторые из них лёгкие, позволяющие ребёнку без особого труда присутствовать в коллективе, а при правильной и постоянной корректировке, дающие возможность не выделяться среди других детей. Более тяжёлые формы, как правило, требуют индивидуального подхода. Одной из отличительных черт аутистов часто является высокий интеллект, а также неординарные творческие способности.  Именно музыка помогает ребёнку с аутизмом чувствовать себя значимым, реализованным, понятым окружающими. Музыка в данном случае является тем языком, которым ребёнок выражает свои чувства и эмоции. Часто такие дети имеют склонность к композиции, сочиняют настоящие музыкальные произведения, имеющие художественную ценность. Художественные образы, создаваемые ими, яркие и объемные.  

  1. максимально глубоко и очень осторожно касаться внутреннего мира аутиста, проявляя искренний интерес к его личности (здесь важны особый тон, деликатность и терпимость).

  1. использовать эту одарённость для связи с окружающим миром, которая у других детей выражается в традиционной форме, а для аутиста является невозможной.

  1. через образы понять психоэмоциональное состояние ребёнка и скорректировать его.

  1. бережно поддерживать и всячески развивать склонности к композиции.

  1. наблюдать за ребёнком, анализировать его реакции на музыку, на восприятие им различных звуков и тембров, разной динамики и темпа;
  2. уловить и выделить то, что вызывает у ребёнка наибольший интерес, чтобы впоследствии использовать это для завладения его внимания.

  • ритуал-привет-

ствие и

  • ритуал-проща-

ние;

  • музыка, лишенная диссонансов и излишней громкости;

  • занятия композицией;

  • музыкальные игры, направленные на освоение тех или иных действий, представляющих для него определённую сложность;

  • импровизации на детских музыкальных инструментах.

2.

ДЦП - детский церебральный        паралич

Поражения центральной нервной системы, приводящее к нарушению двигательно-опорной функции. Детям с ДЦП крайне сложно контролировать своё тело. Такие дети вынуждены годами проходить различные коррекционные тренировки, курсы массажей и всевозможные виды терапий. Это сложная ежедневная работа, и музыкотерапия в данной ситуации является одним из наиболее гуманных способов, позволяющий ребёнку воспринять тренировки не как тяжелый труд, а как приятную игру. Овладение такими сложными навыками, как игра на музыкальном инструменте и музыкально-ритмические игры, даёт им большие возможности в применении мелкой моторики.

  1. развитие моторики ребёнка;

  1. подстроиться педагогу самому под ритм ребёнка, чтобы со временем он попадал в предложенный ритм;

  1. развитие эмоционального состояния таких детей;

  1. помочь почувствовать ребёнку своё участие, свою важность, параллельно разрабатывая различные навыки.
  • музыкально-ритмические игры;

 

  • практические занятия на фортепиано

(для детей с ДЦП в лёгкой форме);

  •  музыкальные игры, совмещающие в себе рассказы и музицирование.

3.

ТНР - тяжёлые нарушения речи.

Это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

Музыка в данном случае призвана скорректировать речевую патологию через развитие музыкальных способностей детей. 

 1) развивать слуховое внимание, слуховую память и  восприятие музыкальных звуков, а также звуковысотный, тембровый и динамический компоненты

слухового восприятия;

2) совершенствовать артикуляционную, тонкую и общую моторику, развивающую подвижность артикуляционного аппарата;

3) закреплять и автоматизировать произношение поставленных логопедом звуков;

4) способствовать расширению  и активизации словаря;

5) формировать связную речь детей;

6) способствовать формированию правильного речевого дыхания (продолжительный, равномерный выдох у детей);

7) развивать интонационную выразительность речи;

8) формировать умение координировать речь с движением;

9.)развитие пространственно-временных представлений детей

  • Слушание музыки;
  • Вокал;
  • Дыхательные упражнения и игры;
  • Игра на детских музыкальных духовых  инструментах;
  • Музыкально-ритмические движения и подвижные игры («Баба снежная»                                                                                   «Два Мороза» и другие);
  • Логоритмические упражнения;
  • Игра  на                                                                                                                                                                         музыкальных инструментах;
  •  Музыкальные  игры («Что звучало?», «Повтори мелодию», «Сыграй ритм», “Передай ритм” “Сломанный телевизор” и другие);
  • Музыкально-дидактические игры       («Веселые кубики»;
  •  Хороводы (координация пения с движением «Гори-гори ясно», «Ворон», «Карусели», «Золотые ворота», « Каравай» и другие).

                                       

4.

ЗПР - задержка психического развития

Это темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов.

Основные особенности развития детей с ЗПР:

1.)Помимо речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и другие).

2.)Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).

3.)У  детей с ЗПР наблюдается несформированность вокально-слуховой координации, в связи с этим сложности пения в ансамбле, как следствие несовершенства внимания, его концентрации и самоконтроля.

4.)Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Музыкальное воспитание в коррекционных группах  детского сада носит «симптоматический» характер, т.е. проводится с учётом «симптомов», характерных признаков детей с ЗПР, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, которым относятся следующие:

1.)Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2.)Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3.)Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.

4.)Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов.

5.)Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.

 6.)Внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Музыкально-коррекционные занятия имеют следующую структуру:

Вводная часть – двигательная разминка (в виде различных видов ходьбы, перестроений и бега).

Основная часть – упражнения на развитие и коррекцию основных видов движений, музыкально-ритмических движений, развитие психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики, на развитие способности ориентироваться в пространстве, на развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности, творческих способностей.

Кроме того в основную часть включены упражнения, способствующие оптимизации функции дыхания, развитию певческих навыков, коррекции пения с движениями. Здесь же используется игра на ДМИ, способствующая развитию чувства ансамбля, самостоятельности, тембровому восприятию.

Заключительная часть включает в себя музыкально-ритмическое упражнение, зависящее от двигательной нагрузки основной части и обязательную релаксационную фазу для снятия двигательного и психоэмоционального напряжения в конце занятия.

Все виды музыкальной деятельности, используемые в процессе музыкально-коррекционных занятий, имеют коррекционную направленность.

Структура занятия коррекционных занятий с детьми с ЗПР иная, чем на обычных занятиях. Она может варьироваться, в зависимости от состояния детей и целей поставленных педагогом. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Темп занятия должен соответствовать возможно­стям ребёнка.

Дети входят в зал, как правило, их встречают игрушки, расположенные на столике. Дети исполняют различные попевки по образцу. Важно правильно поместить оборудование и пособия, чтобы у детей не пропал интерес к занятию.

Обязательно использование наглядности – иллюстрации, опорные схемы в начале занятия,  «программированные карточки» на дыхание, графические модели по ритмике,  и другие карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии с характером зат­руднений при усвоении учебного материала. Используется всё пространство музыкального  зала, при этом создаются небольшие уголки для различных видов деятельности. Заниматься лучше с детьми подгруппами, или в паре, используя метод коллективного совместного обучения.

Дети проходят в специально подготовленные места в зале. В обязательном порядке включаются игры и упражнения для обучения певческому дыханию и приёмам самоконтроля за правильностью интонирования. Необходимо учить детей с ЗПР проверять качество своей работы, как по ходу ее выполнения, так и по конечному результату; одновременно нужно развивать потребность в самоконтроле, осоз­нанное отношение к выполняемой работе, для чего на занятиях сле­дует отводить специальное время на самопроверку и взаимопро­верку выполненного задания.

         В каждом виде деятельности можно поощрять детей маленькими призами-нотками. В конце занятия подсчитываются нотки, подводится итог. Для всех форм ЗПР характерна личностная и эмоционально-волевая незрелость, сочетающаяся с выраженной зависимостью от мнения взрослых и сверстников.

В начале занятия следует сказать детям, чему мы сегодня научимся, составить план занятия по этапам. Каждый промежуточный этап отмечать.

Слушание. Детям с ЗПР характерно несовершенство восприятия (целостности, обобщённости, осмысленности, точности, полноты, темпа, дифференцированности), а также внимания (устойчивости, концентрации, распределения) что создаёт трудности как при сосредоточении на музыкальном материале, так и при его восприятии во время слушания и анализа. Эти дети различают характер, жанр музыки только с наглядной поддержкой. Высказывают свои впечатления односложными образами. А несовершенство эмоционально-волевой сферы обусловливает недостаточно выраженную эмоциональную отзывчивость, неадекватность эмоциональных реакций при восприятии  музыкальных произведений. Трудности интеллектуального развития затрудняют анализ произведений, сопоставлений музыкальных образов с образами реальной действительности. Но у этих детей лучше выражена музыкально-слуховая дифференциация при сосредоточении звуков по высоте, зато затруднена по силе и длительности.

Для продвижения в развитии эмоциональной отзывчивости и музыкально-слуховых представлений можно использовать различные музыкально-педагогические технологии: музыкально-дидактические игры, направленные на различение высоты звука, тембра, динамики, длительности; словесные и наглядные методы, используемые на пропедевтическом этапе слушания; игровые приёмы, стимулирующие эмоциональные реакции ребёнка. Показ игрушки или иллюстрации по содержанию музыкального произведения, мини беседа перед слушанием музыки создают не только интерес, но и помогают понять содержание муз. произведения. Включение в процесс слушания музыки действий взрослого с игрушкой соответственно характеру музыки, а также действия самих детей создают наглядно-образную основу восприятия музыки, делают его более устойчивым, помогают в образовании слухо-зрительных связей. Во время слушания можно предложить детям удобное положение: лёжа на ковре, сидя на ковре и другое, с закрытыми глазами. Условие одно – никто не мешает друг другу. Музыку можно подбирать по нескольким направлениям: подбираются разнообразные по характеру музыкальные произведения с учётом их эмоционального воздействия и возможности решения программных задач, по уровню устойчивости внимания.

Для развития у ребёнка рефлексивного мышления рекомендуется в диалоге педагога и ребёнка использовать вопросы, стимулирующие мышление, рассуждение, рефлексию: «Ты можешь подумать о…?», «Ты уверен…?», «Почему ты думаешь что…?» и другое.

Обсуждение в обязательном порядке не проводится, впечатлениями делятся только те, кто хочет. К ответам детей следует относиться бережно, каждого выслу­шивать до конца. Даже в неполных и неточных ответах нужно найти что-то положительное и дать ребенку почувствовать, что его уси­лия не были напрасны. Такое отношение стимулирует у детей даль­нейшую активность и уверенность в себе.

Во время слушания можно  провести словарную работу. Необходимо акцентировать внимание детей на новых для них словах, ставить вопросы так, чтобы, отвечая, дети употребляли новые слова или знакомые слова в новом для них значении. Уточняя высказывания детей, мы должны следить за использованием разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления их речи.

Особое значение для формирования познавательной деятельности детей имеют загадки. Загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Отгадать загадку – совершить довольно сложную мыслительную операцию. Разные по содержанию они развивают в детях догадливость, сообразительность, наблюдательность, творческое воображение.

Огромное значение для развития мышления, а также связной речи детей с ЗПР имеет использование в работе пословиц и поговорок.

Слушание может сочетаться с приёмами релаксации, психогимнастики и играми с пиктограммами.

Самая напряжённая и длительная часть занятия это пение. Педагогу надо быть очень внимательным в определении индивидуальной нагрузки и своевременно увеличивать или уменьшать её при признаках утомления.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса, т.е. взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Пение корригирует темп речи, нормализует дыхание. В ходе разучивания текста песни проводится работа по коррекции устной речи, обогащается словарный запас, расширяется кругозор.

У  детей с ЗПР наблюдается несформированность вокально-слуховой координации, в связи с этим сложности пения в ансамбле, как следствие несовершенства внимания, его концентрации и самоконтроля. Неоднократное повторение текста, чёткое его проговаривание способствует чёткости произношения звуков, их дифференциации и автоматизации.

Не желательно привлекать детей с ЗПР к сольному пению, чтобы не повышать у них уровень тревожности. Особенно важным лечебным средством является пение хором. Тексты песен стимулируют интерес, возбуждают поющих, делают богаче их переживания. В таком психологическом состоянии уменьшаются отрицательные комплексы. Пение в хоре способствует преодолению  робости и страха. Чувство, что он поет, как все придаёт ему уверенности, при которой рождается чистый и лёгкий звук.  Полезно пение вокализов – мелодии без слов. Гласные пропеваются в последовательности «у-о-а-и». Затем поются гаммы, можно ввести другой вид пения – звучание голоса со скольжением звука с ноты на ноту вверх или вниз, что развивает гибкость, высоту голоса. Интересно детям и пение междометий, которые экспрессивно окрашены, выражают эмоции, волевые побуждения человека – радость, боль, гнев, страх: «А! О! Ах! Ох! Ух! Ой! Ай-ай-ай!» и т. Д.

Часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. У таких детей отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако специально подобранный репертуар с учётом возможностей диапазона детей данной категории,  применяемые в игровой форме приёмы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты.

Благодатным материалом для коррекционной работы является устное народное творчество, представленное в виде потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок. Их можно использовать для распевки, подготовки голосового аппарата к пению, прохлопывания ритма. Эти малые народные жанры повышают познавательную активность детей, предотвращают утомление, снимают усталость.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба). Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно по несколько минут. Темп выполнения постепенно увеличивается. Наиболее эффективно выполнение под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Педагог в процессе обучения должен постоянно следить за каче­ством произношений звуков детьми, требовать от них утрированно­го, четкого произношения корригирующих звуков. А также привлекать внимание детей к механизму образования звуков, фиксировать их внимание на артикуляционных ощущениях при произношении.

Дыхательно-голосовые упражнения. Цель этих упражнений – способствовать нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата. Они помогают выработать правильное диафрагмальное дыхание, продолжительность выдоха, его сила и постепенность. Их можно сочетать с движениями  рук, туловища, головы. Например, голова – вверх, вдох и  опуститься на полную ступню – выдох и другое. В упражнения на развитие дыхания включается речевой материал, произносимый на выдохе. В середине года дыхательные, голосовые и артикуляторные упражнения включаются в подвижные игры, ритмические разминки, пение и другое. Эти дети могут определять звуки по высоте, длительности, тембру, элементарный характер, жанр музыки при поддержке взрослого, использовании наглядной опоры; могут связывать знакомые мелодии с образами животных.

Движения под музыку недостаточно произвольны, хаотичны, организуются только по показу и с вербально-эмоциональной поддержкой взрослого. Наблюдается неловкость, недостаточная скоординированность, синкенизия (непроизвольное движение одной части тела, которое возникает одновременно с произвольным движением другой части). Затруднена пространственная ориентировка при движениях в играх и плясках.

В процессе  движения под музыку у детей развивается  произвольность психических процессов, при передаче образов в музыкальных играх у детей развивается музыкально-образное мышление. Они овладевают навыками регуляции деятельности, а выполнение разнообразных танцевальных и двигательных упражнений  способствует развитию моторики. Дети испытывают трудности в передаче в движениях динамики, темпа, формы музыкального произведения. Они выполняют совместно со взрослым, со словесной  опорой и показом несложные музыкально-ритмические движения на месте, перестроения в пространстве, несложные действия с предметами. Дети недостаточно самостоятельны.

На музыкально-ритмических занятиях развиваем не только двигательные навыки детей (координацию движений, умение управлять своим телом, передавать свои чувства), но и память, воображение и другое. Целью ритмической разминки является внесение дисциплины и организованности. Ребёнок учится ориентированию в пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в поворотах и так далее. Пространственная характеристика движения включает исходное положение тела и его частей в движении, траекторию движения. Упражнения ритмической разминки воспитывают координированные движения рук, ног, во время ходьбы и бега, правильную осанку основные и имитационные движения. Формируют произвольную двигательную регуляцию. А также способствует развитию чувства темпа и ритма. Дети учатся различать медленный и быстрый темп, постепенное замедление и ускорение, словесное объяснение детьми разных по темпу движений. Можно использовать отхлопывание, отстукивание ритмов, пропевание слов на заданный ритм.

Танцы, пляски учат детей свободно ориентироваться в пространстве, формируются пространственные представления, слуховое внимание,  произвольная регуляция (реагировать движением на смену музыки), творческая активность. В танце не желательно использование точных фиксированных движений, сложных построений, чтобы ребёнок не испытывал страха, дискомфорта от мысли, что делает что-то не правильно. Все варианты и модели принимаются, апробируются, не критикуются.

Игры на координацию движений.  Координация буквально – «упорядочение». Координировать – значит быть способным согласовывать свои действия, приводить их в соответствие. Упражнения дают навык точного совмещения разнородных движений в направлении, скорости, напряжённости. Это – упражнения с предметами, танцы, пляски, хороводы, импровизации. А также игры, например, «Тень», «Зеркало», «Вращай одновременно»  и другие.

Счётные упражнения желательно использовать при разминке, утренней гимнастике, при выполнении заданий, особенно сложных построений, серий движений. Они включаются как организационный момент – дети рассчитываются на первый и второй, по порядку, в зависимости от цели упражнения. Счёт помогает детям правильно встать парами, построиться в две колонны,  в две шеренги, встать по трое, четверо и так далее.

Ориентировка в пространстве. Для формирования пространственных представлений необходимо дополнительное включение слуховой и зрительно-пространственной опоры, например: правая рука, там, где сейчас окно и показ педагога и другое.

Использование физкультминуток. Они являются одной из форм двигательной активности – небольшие по интенсивности и времени, способствуют снятию статического напряжения, повышению внимания и активности на занятиях, лучшему усвоению материала. Рекомендуется проводить во время или после слушания музыки, при работе над пением (по ситуации), так как дети быстро утомляются, отвлекаются, их внимание ослабевает. Для возбудимых детей подбирают «успокаивающие» упражнения, а для заторможенных наоборот. Наиболее эффективны упражнения со словесным сопровождением. Но важно помнить, что словесная инструкция, преж­де всего, должна предусматривать обеспечение полного и адекват­ного понимания детьми формулировок заданий, которые часто со­держат слова и сочетания, понимание которых (особенно при само­стоятельном выполнении) затруднено для детей с ЗПР, из-за этого может быть неправильно понято все задание и соответственно не­верно выполнено.

Игра на детских музыкальных инструментах способствует формированию всех компонентов слуха (тембрового, динамического, ритмического, мелодического), а также развитию познавательной сферы. Игра на инструментах развивает слуховой контроль и самоконтроль, умение анализировать свою игру и игру соседа, развивает чувство ансамбля, развивает творческую активность детей.

Игры для развития основных сторон внимания должны включаться регулярно. Эти упражнения воспитывают быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Учат детей сосредотачиваться и проявлять волевые усилия. Организуя детей, педагог формирует у них готовность действовать определённым образом в определённом направлении. Воспитание такой готовности способствует устойчивости внимания; формирует умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти последовательный ряд движений. Можно широко использовать смену музыкальных отрывков, темпов, ритмов, контрастность регистров, характер и силу звука, форма музыкальных произведений позволяет регулировать смену движений. Упражнения на развитие слухового внимания помогают детям различать мажорные и минорные окончания музыки, слышать и передавать в движении короткие музыкальные фразы. Упражнения на переключение внимания включает смену движений, сопровождающуюся разными музыкальными отрывками. Н-р, на торжественную музыку идти, на весёлую бежать. Развитие устойчивости внимания состоит в наблюдении ребёнка за рядом движений педагога и самостоятельном, последовательном повторении их. Упражнения на объём внимания включают воспроизведение ребёнком несложных движений после одновременного их показа двумя детьми. При выполнении упражнений на распределение внимания дети должны выполнить сразу два и более действий, например: дети по сигналу передают в одну сторону флажок, в другую бубен. Очень хорошо активизируют внимание – прохлопывание ритма за муз. руководителем. Использую приём: я говорю «Ау» -  дети отвечают: «ку-ку».

Игры служат закреплению навыков, полученных на занятии. Воспитывают ловкость, сообразительность, быстроту двигательной реакции, внимание, инициативу, дисциплину, умение действовать в коллективе и другое. Для детей с ЗПР не подходят игры со сложной методикой, с движениями, требующими большой затраты сил и сложной координации. Цели и задачи игр могут быть различны. При дозированном влиянии игр на функции организма детей можно изменять правила их проведения через устранение одних и замену других. Игры могут развлекать, рассеивать внимание; организовывать; игры, которые решают терапевтические задачи; игры успокаивающие; игры для верхних и нижних конечностях для их развития. При гармоническом инфантилизме, педагогической и соматической задержке целесообразно использование в обучение игр и игровых методов, направленных на формирование волевой регуляции, способности к планированию деятельности и регуляции эмоций. Игра повышает эмоциональную заинтересованность ребёнка в оценке своей работы. Необходим особый подбор игр, тому, кто возбуждён или расторможен (страдает произвольная регуляция).

Речевые игры. Тексты подбираются ритмичные, удобные в произношении. Они способствуют развитию дикции, артикуляции, развивают активный «образно-мыслящий слух, развивают чувство ритма, мелкую моторику рук и крупных рычагов руки, мышечные и тактильные ощущения. Ребёнок воспринимает всю информацию в трёх модальностях: визуальной, аудиальной, кинестетической (вижу, что делает педагог, говорю, повторяю за педагогом, делаю вместе с педагогом)

Использование музыкально-дидактических игр способствуют развитию музыкально-слуховых представлений ребёнка.

Пальчиковые игры. Установлено, что развитие речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии  с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим мышление ребёнка. Можно использовать различные приёмы, н-р.; поочередное прикосновение кончиком большого пальца к кончи­кам других пальцев той же руки, начиная с мизинца: предложить с наибольшей скоростью прикасаться по очереди кончиком большо­го пальца к кончикам пальцев 4-, 3-, 2-го той же руки, потом проде­лать это же в обратном порядке – 2,-3,-4-й в течение 5 с. Одновременное чередование кулака и ладони. Отстукивание ритма 1-11-1-11. Удерживание в течение 10 с положения на корточках с горизон­тально вытянутыми руками. Стояние с закрытыми глазами в течение 10 с. попеременно на пра­вой и левой ноге.

Игры с палочками. Эти игры развивают координацию рук, произвольное внимание, реакцию, ритмический слух и память, творческую активность детей. Также их можно использовать для формирования пространственных представлений, н-р, сегодня  их можно выложить в правый дальний угол зала и сказать детям об этом, а на следующее занятие можно выложить их  в левый ближний угол, по кругу, на среднем ковре, на первом и другое. Нужно обязательно использовать эмоциональную стимуляцию, которая приводит к большей устойчивости психического тонуса (грустить не будем, я тебе помогу, не переживай). Использовать приём поглаживания по плечу, чтобы дать опору, успокоить ребёнка.

Упражнения, регулирующие мышечный тонус своей целью имеют устранение напряжённости, скованности, воспитание свободы действий. Мы предлагаем отдельные задания на расслабление или напряжение мышц («тряпичные куклы, самолёты летят, полоскание платочков»), а также упражнения, состоящие из серии последовательных действий. Применяем чёткие музыкальные и словесные сигналы для смены движений, счёт. Формируют произвольность психической активности.

Аутотренинг используется для того, чтобы научить детей расслабляться. Можно использовать упражнения: «Пальма» расслабление рук и ног, «Лёгкие и тяжёлые руки», «Насос и мяч», «Надувной матрац», «Тепло - холодно», «Солнце - снег», «Юг – Северный полюс» и другое.

Использование элементов  психогимнастики способствует обучению технике выразительных движений, воспитанию эмоций, приобретению навыков в саморасслаблении. Выразительность движений включает мимику («солёный чай», «Ем лимон» «Сердитый дедушка» и др.), жесты («Рисунок в воздухе», «Что я делаю», «Грязная бумажка»), в пантомимике использовали различные сравнения (цветы, зоопарк, дождь).

Театрализованная деятельность даёт положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании творческого компонента.

Упражнения на развитие мимики, жестов и движений. Первичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, но язык эмоций сохраняется. Эти упражнения снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию. Создают внутренний положительный настрой.

Упражнения для развития творческой инициативы. К этим упражнениям относятся – дирижирование, сводные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигается творчество. Важно проводить их в облегчённых вариантах в начале года, стимулируя воображение и фантазию детей, обращая внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть, оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов, которые для своего выражения требуют особых, индивидуальных движений.

Успех педагога зависит от того, как он дидактически верно выстроит каждый элемент занятия, что он будет требовать от детей, как преподнесёт музыкальный материал и как последовательно будет его усложнять. И главное педагог не должен не забывать, что цель коррекционной  работы  это духовное и нравственное здоровье личности ребёнка.

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников: «Совместная эколого-оздоровительная работа с детьми»

Материал для педагогов ДОУ о том как и в какой форме организовать детско-родительскую   эколого-оздоровительную работу....

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя Статья

Статья Инновационные формы и технологии музыкально оздоровительной работы музыкального руководителя...

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии в практике работы музыкального руководителя"

Здоровье - это необходимое условие полноценного развития ребёнка. Оно формируется с раннего детства, детский сад - эта одна из ступенек формирования здоровья ребёнка....