Использование теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Использование инновационной технологии Генриха Сауловича Альтшуллера - теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) творчески мыслить. ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО. Дети с ОВЗ малоактивны, замкнуты, не участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств оформления речи. В статье приведены способы работы формирования познавательной и речевой активности с помощью технологии ТРИЗ, которая развивает мышление, формирует словарную лексику, способствует формированию навыка построения предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

Первомайского района Тамбовской области

Использование ТРИЗ в развитии творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

                                                                                     Подготовила:

                                                                                     Мацнева Т.В.,

педагог-психолог

Первомайский, 2022г.

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит непростая задача – совершенствовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Среди инновационных технологий обучения детей творчески мыслить ведущее место, занимает технология Генриха Сауловича  Альтшуллера  -  теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

ТРИЗ для детей дошкольного возраста – это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, и принцип природосообразности, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.

Для педагога нового поколения важно, чтобы современный ребенок не только овладел определенной суммой знаний и умений, а мог бы мыслить творчески, обладать определенным уровнем речевой активности.

Я много работаю с детьми с ОВЗ. Эти дети малоактивны, замкнуты, не  участвуют в игровых ситуациях, мало говорят. У  ребят отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Для них характерна ригидность мышления - слабая способность к рассуждению, размышлению, что проявляется в частом употреблении стандартных фраз, однотипных средств  оформления речи.

Одним из результативных способов формирования познавательной  и речевой активности является технология ТРИЗ, которая развивает мышление, формирует  словарную  лексику, способствует формированию навыка построения предложений. Работа с детьми с ОВЗ имеет ряд особенностей.

Вот некоторые принципы, о необходимости применения которых следует помнить  при планировании и осуществлении коррекционной работы.

1.  Необходимо  проводить  работу над речевой системой в целом (звукопроизношение, словарь, грамматика, развитие речи).

2 Максимально использовать сохранные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).

3. Применять дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).

4.  Длительно  и многократно закреплять сформированные навыки.

5.  Частый повтор упражнений с элементами новизны.

6.  Частая смена видов деятельности, во избежание быстрой утомляемости.

7. Дозировка  речевого материала с постепенным усложнением. 

8.  Конкретность и доступность заданий.

9.  Умеренный темп работы на занятии.

10. Самое  главное - постоянное поддержание интереса к занятиям (эмоциональность).

Цель ТРИЗ: всестороннее развитие творческих способностей ребёнка.

Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.

В коррекционно – развивающей работе с детьми использую  игры:

                                 Игры на развитие связной речи

«Чем похожи?». Найди связь, например, между ежом и медведем. Что общего между ними? «Найди различия». «Что сначала, что потом?»
Представлены картинки из серии перепутаны. Нужно расставить картинки по порядку и составить последовательный рассказ. «Небылицы» - «Так или не так?». Ребёнок смотрит на картинку, объясняя чего не может быть на самом деле.

                               Игры – инсценировки, театрализация.

Сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Кино», «Телевизор», «Радио», «Телефон», «Экскурсия по зоопарку».

                           Игры на развитие  речевых умений у дошкольников

      Игра «Скажи наоборот»

Цель: активизировать в речи детей прилагательные, учить подбирать слова – антонимы.

 Ведущий бросает мяч ребёнку, называя слова: горький, горячий, длинный, маленький, широкий и т.д. Ребенок, поймав мяч, бросает его ведущему, называя слово с противоположным смыслом: сладкий, холодный, короткий, большой, узкий и т.д.

         Игра «Скажи  иначе»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше синонимов к заданному слову. Обогащать словарь по данной теме.

      Игра «Расскажи про  зайца»

Цель: Учить детей подбирать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер». Активизировать в речи детей прилагательные.

      Игра «Расскажи  сказку»

Цель: Учить ребёнка последовательной передаче сюжета сказки на основе фигурок театра, сюжетных матрёшек, игрушек соответствующих героев.

ТРИЗ дает детям возможность проявить свою индивидуальность, нестандартно мыслить, а также может стать оптимальным решением развития интеллектуальных способностей детей  дошкольного возраста.

   Именно поэтому нужно применять в совместной и в свободной деятельности адаптированную к дошкольному возрасту технологию  ТРИЗ. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях».

Пластилинография – это мягкий и глубокий метод работы со своей личностью. Этот тренинг для тех, кому надоели негативные эмоции, и кто хочет вернуть себе спокойствие и умиротворение. Техника может с ус...

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством деятельности по художественно-эстетической направленности в условиях ДОУ

Методологический аппарат исследования в рамках программы работы с детьми ОВЗ: цель, задачи, объект и предмет исследования, методы и методики диагностики....

Педсовет. Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей воспитанников с ограниченными возможностями здоровья...

ПРОГРАММА По развитию изобразительных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей - инвалидов в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей с ограниченными возможностями...

Хореография как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Хореографическое искусство является незаменимым средством эстетического воспитания и  художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка с ограниченными возможнос...

Проект «Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья средствами нетрадиционных художественных техник рисования»

В современный мир внедряется большое  количество инноваций. Это показатель того, что активизировать процесс получения  и приобретения знаний можно при использовании новых нетрадиционных сред...


 

Комментарии

Полезная информация!!!