«Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с ТНР».
проект по коррекционной педагогике

Фомичева Людмила Николаевна

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,

это   творение будущего и взгляд в будущее.

 В. Сухомлинский

        Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.  Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности.

         Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

        Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx44.48 КБ

Предварительный просмотр:

    Городская научно – исследовательская  конференция

«Пути развития образования в России:

традиции, достижения, инновации».

МБДОУ « Детский сад №87 комбинированного вида»


Проект: «
Применение современных

образовательных технологий в

коррекционной работе с детьми с ТНР».

Фомичева Людмила Николаевна

Воспитатель

Каменск -Уральский городской округ

2023г.

Оглавление

Аннотация проекта__________________________________ 3

Введение___________________________________________4

Основная часть______________________________________6

Заключение________________________________________12

Список литературы_________________________________ 13

Приложение _______________________________________14

Аннотация проекта.

Каждое мгновение той работы, которая называется воспитанием,

это   творение будущего и взгляд в будущее.

 В. Сухомлинский

        Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности.  Мир, в котором живет и воспитывается ребенок, характеризуется постоянным обновлением информации, он динамичен и изменчив. Такие условия диктуют маленькому человеку необходимость видеть свои цели, развиваться, выстраивать социальные связи и быстро включаться во временные коллективы. Жизнь выдвигает перед образованием, кроме традиционных вопросов, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть у истоков становления личности.

         Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности.

        Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики.

       Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Введение:

         Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного усвоения грамоты и чтения. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

         Коррекционное обучение и воспитание детей на современном этапе имеет ряд особенностей: увеличение числа детей с особыми образовательными потребностями, необходимость изменения содержания дошкольного образования в связи с изменениями в жизни общества. По данным здравоохранения, численность новорожденных с различными нарушениями здоровья приблизилась к 85%. У детей с ОВЗ отмечается сочетание нарушений речи с различными другими нарушениями. Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагога на осуществление деятельностного подхода к развитию целостной личности, который лежит в основе федерального государственного стандарта. Всё это требует поиска современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов и приёмов и применению их в умелом сочетании с традиционными формами в коррекционной работе с детьми. Курсовая подготовка, самообразование, взаимодействие с коллегами способствуют творческому поиску и внесению изменений в работе с детьми.

В нашем детском саду №87 функционирует   группа компенсирующей направленности для детей с ТНР, с диагнозом «заикание».

Цель:  построение системы коррекционно–педагогического воздействия, направленной на устранение заикания и сопутствующего ему общего недоразвития речи, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения.

Исходя из этой цели вытекают задачи.

- нормализация общего и речевого поведения детей с учетом возрастных психофизиологических особенностей;

- формирование навыков пользования самостоятельной речью без заикания;

- сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

- обеспечение речевого, интеллектуального и социально-личностного развития;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- учет возможностей, особенностей гендерного развития и потребностей каждого ребенка;

- преемственность в работе МДОУ и начальной школы, исключающая умственные и физические перегрузки в содержании;

- формирование готовности к обучению в школе;

- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Основная часть.

      Понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых  характеризуется какими – либо ограничениями или отсутствием  способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Одним из серьёзных расстройств речи является заикание. Проблема коррекции заикания весьма актуальна, так как  затрудняет обучение детей и  осложняет жизнь детей. Заикание нуждается в глубоком изучении и  нахождении путей его коррекции.   Заикающиеся дети очень эмоциональны, впечатлительны, методы работы вытекают из понимания причин заикания.           Основная задача сводится к тому, чтобы ритмическую сторону подчинить смысловой, сделать их взаимоотношения скоординированными, в соответствии с параметрами высказывания. Решить эту задачу можно, посредством включения в работу как можно больше анализаторов: тактильный (кожный), слуховой, зрительный, мышечно-двигательная сфера.

        В своей коррекционной работе мы используем следующие современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированного развития и обучения, деятельностно-ориентированные (проектные, иновационные, игровые):

- Сенсорная интеграция – это взаимодействие всех органов чувств. Логопедические игры с использованием элементов сенсорного развития помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. В рамках создания развивающей предметно-пространственной среды создана серия игр по сенсорному развитию («Сенсорная коробочка», «Волшебный мешочек», «Тактильные дорожки», «Угадай по звуку»).

Цель коррекционной работы по развитию процессов сенсорной интеграции - усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.

Внедрение элементов сенсорной интеграции в логопедическую работу позволяет решить сразу несколько задач:

- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;

- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;

- развивать общую и мелкую моторику;

- развивать глазодвигательные функции;

- формировать графомоторные навыки;

- формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);

- оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;

- повысить познавательную активность и работоспособность детей.

    -   Здоровьесберегающая деятельность направлена на нормализацию состояния нервной системы детей, развитие общей, мелкой, артикуляционной моторик, нормализацию речевой деятельности, профилактику нарушений зрения, осанки. Для этого мы используем следующие формы работы:

 арттерапевтические технологии, динамические паузы во время занятий с речевым, музыкальным сопровождением, с предметами и без предметов, логоритмику, дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, гимнастику для глаз. НОД проводится в форме игротренинга, что позволяет сохранять положительный настрой, поддерживает интерес к процессу деятельности и к её результатам. При организации работы с детьми предусматриваем необходимое количество динамических пауз, чередование и смену различных видов деятельности. Особый интерес вызывает у детей выполнение дыхательной гимнастики, речевых упражнений, динамических пауз, логоритмики с мячами-фитболами.

-  Основной задачей арттерапии является нормализация состояния нервной системы, пробуждение в ребёнке его творческой активности, которая направляется на реализацию его творческих возможностей и способствует его познавательно-речевому развитию. В изобразительной деятельности  используем нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиком, ладошкой; рисование нетрадиционными изобразительными средствами (свечой, комочком бумаги, поролоновым тампоном, ватными палочками и др.); рисование по сырому фону и другое.

- Использование музыкотерапии благотворно влияет на эмоциональное состояние детей, способствует развитию коммуникативных и творческих возможностей ребёнка.        Эти приемы позволяют быстро снизить уровень тревоги, страха, и неуверенности в своих возможностях.

   -Еще одна форма коррекционных технологий для регулирования  эмоциональных состояний ребенка «Сухой дождь», где  дети получают заряд бодрости, улучшается настроение. Так  можно регулировать эмоциональные состояния детей.

- Активно используем «Су-Джок терапию». Эта терапия расширяет представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

 - Сказкотерапия. Многие игровые  технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю и сама,  и  дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.  Создаю такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой, читая, придумывая, разыгрывая, продолжал учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем.

- Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.  Регулярная совместная деятельность логоритмикой  способствует нормализации речи детей  с диагнозом «заикание», учит общению со сверстниками, способствует развитию не только двигательной сферы, но и осуществляется коррекция и развитие психологической сферы, что, несомненно, очень важно для работы с детьми.

      Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

     Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, вводя их с самого детства в мир музыки, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивая тем самым художественный вкус.  Занятия логоритмикой активно способствуют социальной адаптации, а так же для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики, и преодоление такого недуга, как «заикание». Логоритмические занятия проводим совместно с логопедом и музыкальным руководителем.

-  Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей  рук

           Преимущества    биоэнергопластики:

- помогает длительно удерживать интерес ребенка к занятию;

- создает положительный эмоциональный  настрой ребенка;

- активизирует  внимание, мышление;

 - развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве;

- совершенствует артикуляционную и пальчиковую моторику.

- Нейродинамические упражнения позволяют активизировать межполушарное воздействие, активно используются в работе по коррекции нарушений звукопроизношения.

Цель: Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

Синхронизация работы полушарий.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.

Развитие речи.

Формирование произвольности движений.

Снятие эмоциональной напряженности.

Создание положительного эмоционального настроя.

    - Применение камушков «Марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними.

      Несмотря на внешнюю простоту и доступность, их можно использовать не только в области математического и познавательного развития. Марблс способствует решению целого ряда задач:

      а) развивают сенсорику, обследовательские действия;

      б) расширяют представления об окружающей действительности и словарный запас;

      в) формируют готовность к обучению грамоте (упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы)

      г) способствуют закреплению понятий величины, формы, цвета, количества;

      д) развивают умения сравнивать, классифицировать, группировать, чередовать по признаку, анализировать;

      е) развивают навыки порядкового и количественного счета;

     ж) способствуют развитию ориентировки в пространстве, на листе бумаги;

     з) развивают чувство ритма, цвета, композиции;

     и) развивают мелкую моторику рук, точность и продуктивность движений;

     к) способствуют развитию воображения и творчества;

    И главное для нас – способствуют развитию самостоятельности и инициативности ребенка.

Все эти задачи возможно решить и иным способом, но Марблс помогают организовать процесс легко, продуктивно, с большим удовольствием и пользой для ребенка.                             

  - Особый интерес вызывает у детей применение песочной терапии. Дети с большим интересом играют в «Юнгианской песочнице» с различными наполнителями (песком, манкой, гречкой, рисом, мелкими игрушками). Её использование нормализует состояние ребёнка, развивает мелкую моторику, позволяет закрепить и совершенствовать речевые умения и навыки детей. Они с большим удовольствием изображают в песочнице следы зверей, сюжеты рассказов, предметы на заданные звуки и при этом сопровождают свои действия с речью.

- Деятельностно - ориентированная проектная технология. В ходе проектной деятельности происходит развитие познавательных процессов ребёнка через активное включение в различные виды деятельности: исследовательскую, познавательную, речевую, продуктивную, творческую, что способствует его полноценному развитию. Участие в проектах позволяет установить положительные межличностные отношения между детьми, а также способствует активному включению родителей в образовательный процесс. Проектная деятельность с детьми и их родителями была организована по следующим темам: -        «Сказкотерапия», «Дышим правильно, говорим легко, болеем мало»; «Моя семья – мое богатство», «Соблюдая ПДД- не окажешься в беде»; «Интересные профессии»; «И малым детям знать пора, что спички страшная игра»        , «Пасха красная», «Дорожная азбука», «Господин Лук», «Познавай-ка», «Камушки Марблс – разноцветное счастье детей», «Биоэнергопластика – как фундамент развития артикуляционного аппарата».

 Участие детей в проектах способствовало повышению уровня мотивации, познавательной активности, совершенствованию коммуникативных умений и навыков.

- Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной развивающей предметно-пространственной среде.

        Проблему решает создание мини-музеев в детском саду, так как они являются одним из оптимальных средств передачи информации. Происходит внедрение в воспитательно - образовательный процесс  музейной педагогики, создание в ДОУ музейно-образовательного пространства, центром которого является мини-музей. «Мини музей» - это не просто выставка старины и прошлого, но и действующее звено непрерывной образовательной деятельности.

В группе были созданы мини-музеи, необходимые для воспитательно-образовательного процесса:

- «Семейные увлечения», «Новогодние игрушки», «Снеговик -Почтовик», «В деревне», «Военная техника», «Мои любимые игрушки», «Человек и космос».

    - «Лего – технология».

В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что она позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников.

ЛЕГО-конструирование - это практическая творческая деятельность, которая проявляется в разных видах деятельности: речевой, игровой, изобразительной. Оно объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. Дети нашей группы с удовольствием рассказывают о своих постройках, проговаривают последовательность своих действий, оценивают ту или иную конструктивную ситуацию. Они выполняют задания, требующие активизации мыслительной деятельности, например, достроить постройку по заданному признаку или условиям («Заполни пространство», «Угадай, чья я часть?», «Оживи свою модель» и др.). У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире, используя Лего-конструктор при изучении таких тем, как: «Животные», «Городские и сельские постройки», «Предметы мебели», «Игрушки», «Такой разный транспорт», «Корабли», «Путешествие в сказку» и другие.

  - Для повышения мотивации детей к занятиям и увеличения результативности коррекционно-развивающей работы применяем игровые технологии (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные игры, игры-драматизации), так как игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Игра способствует усвоению знаний не по необходимости, а по желанию детей и проходит не формально, а заинтересованно.

  - Активно используем лэпбуки по автоматизации звуков речи, развитию связной речи, которые создаем совместно с детьми.

   -Используем  информационно-коммуникативные технологии - персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением, электронную физкультминутку, принтер, презентации по автоматизации звуков, формированию слуха, развитию лексики и грамматики, мультимедийный проектор. Областей для освоения ИКТ еще огромное множество, поэтому есть к чему стремиться, есть над чем работать.

Все эти приёмы делают нашу работу более интересной, разнообразной и результативной, вызывают у детей положительные эмоции и способствуют большей заинтересованности детей и их родителей.

Залючение.

    Применение в практической деятельности педагога современных образовательных технологий, новых подходов, эффективных форм, методов, приёмов, умелое сочетание их с традиционными формами работы повышает качество работы педагога, способствует успешному исправлению речевых недостатков детей, позволяет полноценно подготовить ребёнка к школьному обучению.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Аркти,1993. 87с.
  2. Ахутина Т.В. «Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально- ориентированный подход», Школа здоровья, 2015.
  3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика. М.,1985. 191с.
  4. .Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. М.,2006. 144с.
  5. Гаркуша Ю.Ф, Черлина Н.А., Манина Е.В., «Новые информационные технологии в логопедической работе», Журнал «Логопед». 2014, № 2.
  6. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду. Ярославль: Академия Развития, 2006. 120с.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера»,2004.126с.
  8. Логопедия. Учебник для студентов дефектол. Фак. Пед. Вузов/ под ред. Л. С.Волковой, С.Н. Шаховской. М., 1998. 680с.
  9. Нагорная Л.Ф. «Логопедические проблемы детей дошкольного возраста» М. 2015.
  10.  Степаненкова Э. Я. «Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений» М.,2009. 50с.
  11. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Пальчиковая гимнастика. М.: АСТ, Астрель, 2007.128с.

     Интернет ресурсы

1.  https://mamam.ru;

2.https://infourok.ru/proekt-adaptivnaya-fizicheskaya-kultura-kak-sredstvo-razvitiya-i-korrekcii-psihofizicheskih-kachestv-doshkolnikov-s-ovz-1407677.htm;

3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/fizkultura/2018/01/15/doklad-na-temu-sotsializatsiya-detey-s-ogranichennymi;

Приложение.

Приложение.   Современные образовательные технологии в коррекционной            работе с детьми с ТНР».

Приложение.   Точечный массаж или волшебные точки.

Приложение. Физкультминутки, динамические паузы в детском саду.

Приложение. Арт терапия.

Приложение. Картотека упражнений по кинезиологии и Су-джок терапии.

Приложение.  Сказкотерапия.

Приложение.  Логоритмика.

Приложение.  Развитие межполушарного взаимодействия у детей.

Приложение.  Дидактические игры с Камушками Марблс.

Приложение.  Развиваем речь детей.

Приложение.  Игры на сплочение коллектива.

Приложение. Лэпбук «Времена года».

Приложение. Проект: «Биоэнергопластика, как фундамент развития артикуляционного аппарата»

Приложение. Проект: «Камушки Марблс-  разноцветное счастье детей».

Приложение. Проект: «Веселый огород».

Приложение. Проект: «Подарите детям сказку».

Приложение. Копилка достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Презентация к мастер - классу для родителей на тему:  «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»

Мастер-класс для родителей на тему: «Применение современных образовательных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением речи»...

Применение инновационных образовательных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

Применение инновационных технологий технологий в коррекционной работе учителя-логопеда...

Мастер-класс для педагогов: Применение информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Цель:Повышение профессиональной компетентности педагогов через эффективное использование информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения и развития ребёнка.Задачи:Повысить уровень мастерс...

Презентация "Современные образовательные технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения в условиях комбинированных групп ДОУ"

Система образования усложняется, возрастают требования к развитию интеллектуальных, творческих способностей детей, а также к усовершенствованию коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер напра...