ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Айкашева Анна Андреевна

   Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.

          Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:

- формировать фонетический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. 

          Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_koltsami_lulliya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ С КОЛЬЦАМИ ЛУЛЛИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ        СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ        

Одной из проблем, стоящей перед педагогами дошкольного детства, является организация системы работы по развитию творческих способностей детей, поскольку только на базе творческих способностей, возможно, говорить о создании условий для саморазвития, самосовершенствования личности и самореализации ее в окружающей действительности.

        Как известно, в основе творческих способностей детей лежит воображение, которое сегодня единодушно признается одним из основных психических новообразований в личности ребенка дошкольного возраста.

        Практика работы с детьми доказала, что воображению принадлежит огромная роль и в творчестве (способность рождения принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего не видел), и в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и решений), в психологическом же плане защищает Я ребенка от возникающих отрицательных переживаний.

        Дошкольный возраст можно назвать «возрастом образных форм сознания», и вот почему так важно работать с дошкольниками с опорой на воображение.

        Развитие воображения в дошкольном возрасте представляет собой наиболее оптимальный и надежный путь формирования готовности к развивающему школьному обучению.

        Почти отсутствуют исследования, в которых бы рассматривался вопрос о развитии воображения и творческих способностей у детей с аномалиями в развитии, в частности, с речевыми нарушениями.

В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в   виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

   Кольца Луллия – одно из средств развития интеллектуально-творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это приспособление представляет собой три подвижных круга с диаметрами 40, 55 и 70 сантиметров. Круги разделены на восемь секторов, имеют общую ось. На большой круг накладывается средний, затем малый. В каждый из секторов можно вставить карточку с рисунком или схематичным изображением объекта. Сектор, на котором сосредоточенно внимание детей, выделяется двумя стрелками, выходящими из центра.

        Кольца Луллия позволяют решать следующие задачи:

- формировать фонетический слух;

- обогащать словарный запас детей;

- совершенствовать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

А также позволяют формировать у детей подвижность мышления, вариативность ответов в рамках заданной темы, вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.        

        Нельзя не отметить и универсальность игрового материала. Используя лишь несколько колец, можно получить разные варианты игры, либо дополнение к проводимой игре. Детям очень нравится это пособие, они с удовольствием самостоятельно заменяют кольца, комбинируют задания, пытаются сами определить цель и правила игры.

Предлагаю систему упражнений с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и групповых заданий на коррекционном занятии.

                ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА И ЕГО ЧАСТЕЙ

1.  «Найди заданный звук в начале, середине и конце слова»

Цель: формирование фонетического слуха.

Схемы поиска заданного звука. Картинки с изображением предметов со звуками «Ш», «Р», «Л» и другие в начале, середине и конце слова.

2.  «Найди объект и его части»

2.1 Цель: упражнять детей в употреблении существительных родительного падежа единственного и множественного числа в простом предложении.

На большом круге – карточки с изображением рукотворных и природных объектов в зависимости от изучаемой темы недели. Значение каждого слова, обозначающего выбранный для работы объект, объясняется сначала педагогом, затем детьми.

Например: ромашка – полевой цветок

                   самолет – воздушный транспорт

                   заяц – дикое животное

На среднем круге – карточки с изображением какой-либо части объектов, представленных на большом круге. Надо раскрутить круги, выделить сектор, в котором находится объект и принадлежащая ему часть, назвать, что это такое.

Например: это лепесток ромашки

                   это крыло самолета

                   это хвост зайца  

  1. «Бывает ли такая часть у объекта?»

 Цель: упражнять детей в   употреблении существительных родительного падежа с предлогом «у», и творительного падежа единственного и множественного числа, в простом предложении.

На кругах те же объекты.

Задание: ответить бывает ли часть, изображенная в среднем круге у каждого из объектов большого круга в реальной жизни?

 Например: у самолета не бывает лепестков и т.д.

2.3. «Назови сказочного героя»

 Цель: упражнять детей в употреблении существительных творительного падежа единственного и множественного числа с предлогом «с» в словосочетании.

 На кругах кольца Луллия те же объекты, что и в первом варианте игры. Задание: раскрутить круги и совместить секторы так, чтобы получился объект с необычайными  частями, похожий на сказочного героя.

 Например: заяц с крыльями, самолет с лепестками.

3. «Объект и его место расположения»

3.1 «Найди место расположения объекта»

 Цель: познакомить детей со значением предлогов, закрепить употребление предлогов с существительным в косвенных падежах в словосочетании.

 На большом и среднем кругах кольца Луллия располагаются карточки с изображением рукотворных объектов. На маленьком круге – схематичные изображения объектов.

Задание: совместить круги, чтобы в выделенном секторе получились подходящие по смыслу местоположение предмета.

 Например: машина в гараже.

Усложнение – составление предложений с образованными детьми словосочетаниями: машина стоит у гаража; ручка лежит в пенале; ель растет перед домом; сад цветет за рекой; листок растет на дереве; мяч оказался под столом; чемодан продается с ручкой; кофта сшита без застежки.

3.2 «Назови место обитания»

Цель: познакомить детей правильному составлению предложения, закрепляя предложный падеж существительных с предлогом, попутно работая над лексическим значением слова и расширением активного словаря дошкольников.

На большом круге кольца Луллия схематично изображены места обитания живых существ – птиц и животных.

1. Лес

2. Теплое море

3. Поле

4. Небо

5. Пустыня

6. Льды

7. Горы

На среднем круге расположены карточки с изображением живых объектов.

1. Лиса

2. Дельфин

3. Хомяк

4. Обезьяна

5. Журавль

6. Верблюд

7. Тюлень

8. Горный козел

 Детям предлагается раскрутить круги и найти место обитания выбранного живого существа. Например, дети отвечают: «Дельфин живет в теплом море».

3.3. «Как выжить живому объекту в другом месте обитания»

Цель: совершенствовать   умение детей по употреблению глаголов единственного и множественного числа изъявительного и

согласовательного наклонения, неопределенной формы.

На кругах – объекты, представленные в предыдущем задании. Дети, раскручивая круги, подбирают живым объектам непривычное место обитания. Например, дельфин живет во льдах. Рассказывая о том, какие условия человек должен создать дельфину, чтобы помочь ему выжить во льдах. Примерный ответ детей – если бы дельфин попал во льды, люди должны были бы построить теплый закрытый бассейн и кормить его свежей рыбой.

3.4. «Сочини сказку о путешествии живого объекта в другое место обитания»

Цель: совершенствовать связную речь детей.

Это задание предполагает сочинение сказки по схеме.

1. Жил был кто? Каким он был?

2. Куда отправился в путешествие?

3. С кем подружился герой? Каким был этот друг?

4. Где друзья стали жить?

5. Какая беда случилась?

6. Кто помог героям в беде?

  4    ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЛИЧЕСТВА ОБЪЕКТОВ

4.1. «Сколько объектов»

Цель: продолжать учить детей согласовывать числительные и существительные; отрабатывать употребление порядковых числительных.

        На большом круге располагаются карточки с изображением природных и рукотворных объектов (в том числе и несклоняемых).

На среднем – карточки с изображением чисел. Дети составляют сочетания: пять снегирей, семь пальто, десять туч, восемь коней. В активном словаре несклоняемые существительные: кофе, пианино, пальто, кино.

 Задание усложняется введением малого круга с изображением цвета, формы, материала.

Например: пять красногрудых снегирей

                   шесть шерстяных пальто

         десять бесформенных туч

          восемь стеклянных коней

Дети образуют словосочетания количественного числительного, прилагательного качественного или относительного и существительного в родительном падеже. На этом же материале можно отработать употребление порядковых числительных (с прилагательными и существительными в именительном падеже).

Например: пятый красногрудый снегирь

                   седьмое шерстяное пальто

                   десятая бесформенная туча

                   восьмой стеклянный конь

  5   ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЗНАКОВ ОБЪЕКТА

5.1. «Определи, какой предмет по цвету и материалу»

Цель: упражнять детей в образовании относительных прилагательных; в правильном согласовании прилагательных и существительных женского, мужского и среднего рода.

        Дети составляют словосочетания типа: красный кожаный портфель, синее шерстяное платье, желтая стеклянная ваза.

5.2. «Определи объект по принадлежности его к другому объекту»

Цель: упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; в согласовании притяжательного прилагательного и существительного единственного числа женского, мужского и среднего рода и множественного числа.

        Это задание предполагает работу над образованием притяжательных прилагательных. Большой круг заполнен изображениями животных, средний – изображением их хвостов, малый круг – карточками с изображением ушей (шерсти).

 Например: лисий хвост и лисьи уши.

5.3. «Задания на определение отношения объекта и его формы»

Цель: упражнять детей в   согласовании прилагательных, обозначающих форму предмета, разного рода единственного и множественного числа.

        Большой круг колец Луллия заполнен карточками с изображением объектов. Средний круг – изображения круга, треугольника, квадрата, прямоугольника, овала, многоугольника, трапеции, ромба. Детям дается задание подобрать главную геометрическую форму, выраженную в выбранном объекте, объяснить какой формы объект. В активный словарь дошкольников вносятся понятия – бесформенный, многоугольный, трапециевидный, ромбовидный, треугольный, квадратный, круглый.

Например: прямоугольный портфель

                  овальный огурец

                  квадратные окна

                  круглая пуговица

5.4. «Создание сказочных объектов»

Цель: продолжать развивать связную речь детей, активизация глагольного словаря.

        На большом круге кольца Луллия природные и рукотворные объекты. На среднем – эталоны формы. На малом – образцы материалов. Необходимо раскрутить круги, совместить сектора кругов, чтобы получился предмет с фантастическими, нереальными признаками.

Например: круглый меховой домик

                   бумажное бесформенное платье

                   стеклянная треугольная машина

Усложнение: педагог просит рассказать о необычных функциях этих сказочных предметов. Примерные ответы детей круглый меховой домик мог перекатываться по дорожке – путешествовать, дружить с дикими животными. Бесформенное бумажное платье могло переносить в прошлое и будущее. Стеклянная треугольная машина могла делать невидимой.

                6.        ЗАДАНИЯ НА СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

6.1. «Составь предложение»

Цель: учить детей составлять предложения, произносить их с разными интонациями – повествовательной, восклицательной; составлять схемы предложения.

        На большом круге кольца Луллия карточки с изображением объектов природного мира. На среднем – карточки с изображением рукотворных объектов. На малом – обозначения цвета (формы, размера, места, материала, функции). Детям надо раскрутить круги, составить предложения, используя выбранные объекты и обозначения. Например, рассматриваются все варианты предложений со словами «стол», «большой», «мальчик». Большой мальчик сидел за столом. Мальчик стоял у большого стола. Стол был слишком большим для мальчика

        7.     ЗАДАНИЯ НА СОТАВЛЕНИЯ СКАЗКИ

7.1. «Составь сказку»

Цель: развивать связную речь детей; совершенствовать умения составлять простые предложения с однородными членами, соединительными союзами.

        На большом круге кольца Луллия карточки с изображением сказочных героев. На среднем – изображения природных и рукотворных объектов. На малом – закодированные черты характера.

1. веселый

2. любопытный

3. трудолюбивый

4. добрый

5. жадный

6. злой

7. печальный

8. умный

Необходимо раскрутить круги, выбрать объекты, составить сказку по схеме:

1. Жил был кто? Каким он был?

2. Куда отправился в путешествие?

3. С кем подружился герой?

4. Какая беда случилась?

5. Как друзья справились с бедой?

На мой взгляд, работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с помощью упражнений с кольцами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны. Во время выполнения заданий с кольцами Луллия у детей с диагнозом общее недоразвитие речи улучшается скорость и прочность запоминания, обостряется внимание, так как в работу включается сразу несколько органов чувств: слух, зрение, осязание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием пособия «Круги Луллия» на тему: «В мире профессий»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познаватель...

Сенсомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Нарушения в развитии речи является одной из наиболее актуальных распространенных проблем, связанных с развитием ребенка дошкольного возраста.Как правило, у детей дошкольного возраста с тяжелыми наруше...

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Особенности сенсорного развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи" Аннотация: в статье рассматривается проблема сенсорного развития детей старшего ...

Проблемные ситуации для развития речи детей дошкольного возраста с общим нарушением речи

В настоящее время нет необходимости доказывать, что развитие речи самым тесным образом связано с развитием мыслительных процессов, так же развитие речи связано с познанием окружающего мира, развитием ...

«Игры для развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи»

Расширение представлений родительской аудитории о формировании фонематических процессов у детей в игровой деятельности....