"Использование методов индивидуализации обучения в работе воспитателя старшей группы детского сада"
статья по коррекционной педагогике

Пекина Олеся Викторовна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pekina_o.v.docx19.88 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Пекина Олеся Викторовна

Воспитатель

Муниципальное казённое дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад №56»

г. Зима

e-mail: pekina.olesya@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается вопрос о значении принципа индивидуализации обучения в дошкольном возрасте и его реализации  в работе воспитателя старшей группы детского сада. Приводятся конкретные методы индивидуализации  и их характеристика.

Ключевые слова: дошкольный возраст, индивидуальный подход, индивидуализация обучения, старшая группа, методы  индивидуализации.

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одним из важнейших принципов современного образования является принцип индивидуализации. Его назначение состоит в том, чтобы учитывать индивидуальные особенности ребенка и создавать условия для проявления ребенком своих качеств, интересов, для самореализации.

Создание в образовательном процессе условий, отвечающих принципу индивидуализации обучения, предполагает включение воспитателем в образовательный процесс методов обеспечения индивидуализации обучения и их активное применение. В связи с этим, важное значение имеет рассмотрение данных методов сквозь призму практической деятельности в работе с детьми старшей группы.

М.Д, Маханева одним из методов индивидуализации обучения называет метод реагирования. Его сущность состоит в предоставлении детям права участвовать в планировании обеспечения реальной возможности выбора самореализации и реализации своих идей в совместной деятельности с другими детьми. Для применения данного метода основой является педагогическое наблюдение. Воспитатель, наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, либо другого возраста, изучает их предпочтения, интересы, определяет, какие условия необходимо создать для того, чтобы удовлетворить потребности детей. Благодаря методу реагирования педагог создает реальные возможности в образовательном процессе для получения детьми новых знаний, развития умений и навыков [1].

На практике, применение метода реагирования осуществляется с помощью модели трех вопросов, когда детям задаются вопросы о том, что они знают по какому-либо конкретному вопросу, что они хотели бы узнать и чему научиться. Благодаря использованию модели трех вопросов, педагог способствует развитию у детей рефлексии и осознанию своих потребностей, целей, желаний. Кроме того, использование данного метода позволяет создать необходимые условия для того, чтобы дети могли удовлетворить свои потребности, ведь после выявления того, что дети не знают, что они хотели бы узнать, организуются соответственно разные виды деятельности, которые помогают детям восполнить имеющиеся у них дефициты знаний.

Еще одним методом, с помощью которого реализуется принцип индивидуализации обучения, является обеспечение взрослым гибкости в процессе деятельности. Данный метод позволяет уменьшить регламентированность образовательного процесса и создает возможность для проявления детьми индивидуальности. Например, в продуктивных видах деятельности применение данного метода воспитателем может проявляться в том, что педагог предлагает детям внести в поделку, выполненную в соответствии с определенным замыслом какие-либо дополнительные элементы, элементы, которые будут отличать ее от других поделок и отображать потребности ребенка в самовыражении. Кроме того, еще одним применением данного метода является то, что педагог дает возможность ребенку осуществлять выбор, например, в материалах в цветовой гамме, насколько это позволяет особенность самой работы. Благодаря этому дети учатся проявлять инициативность и самостоятельность, осознают, что педагог учитывает их индивидуальные желания и потребности.

По мнению Л.В. Свирской, в числе методов, которые может использовать воспитатель для организации индивидуализации обучения является и метод тщательного отбора материалов или создания развивающей предметно-пространственной среды в группе. Об этом методе говорят довольно много и обусловлено это тем, что потенциал развивающей предметно-пространственной среды в группе велик. Именно в среде ребенок может реализовать многие свои потребности, но для этого необходимо, чтобы среда отвечала определенным требованиям. Современные требования к среде включают ее безопасность, доступность, вариативность, полифункциональность, оснащенность [2].

С точки зрения индивидуализации обучения важно, чтобы среда имела динамичное состояние и в ней появлялись разные элементы, которые будут способствовать учету индивидуальных потребностей ребенка, будут помогать развивать у детей интерес к разным вопросам. Прежде всего, это обеспечивается путем разнообразия и вариативности вносимых в развивающую предметно-пространственную среду группы материалов. Не менее важно, чтобы материалы создавались, в том числе, и в совместной деятельности воспитателя и детей. Например, воспитателем и детьми могут создаваться атрибуты для игровой деятельности, разные виды театра, макеты, атрибуты для макетов и так далее. Совместная деятельность создает дополнительные условия для раскрытия детьми их потенциала в совместной деятельности.

Кроме того, что воспитатель создает возможности для индивидуализации в развивающей предметно-пространственной среде, он может применять также метод «строительных лесов». Этот метод отвечает основным закономерностям психического развития детей дошкольного возраста и позволяет, опираясь на сформированные у детей знания, умения и навыки, то есть зону ближайшего развития, осуществлять дальнейшее развитие ребенка через совместную деятельность с педагогом. По мнению Е.Г. Юдиной, сущность этого метода состоит в том, что воспитатель помогает ребенку научиться чему-то новому и затем, самостоятельно применять данные знания уже для дальнейшей работы. Применение данного метода имеет широкие возможности, особенно он эффективен для организации индивидуальной работы, когда педагог, учитывая особенности ребенка, уровень сформированности у него соответствующих умений и навыков, помогает создать необходимые условия. В образовательном процессе учет индивидуальных особенностей детей позволяет наиболее полно реализовать задачу всестороннего и гармоничного развития ребенка с учетом его индивидуальных особенностей [3].

Кроме уже перечисленных методов, воспитателем при работе с детьми старшего дошкольного возраста может применяться и метод иррадиирущего обучения. Содержание метода состоит в том, чтобы заинтересовать детей чем-то и, тем самым, способствовать их дальнейшему развитию. Для этого мы также используем возможности, развивающей предметно-пространственной среды в группе, побуждая детей к тому, чтобы проявить интерес к конкретному предмету или объекту. С точки зрения применения методов индивидуализации обучения, мы можем говорить о том, что их использование может осуществляться как на уровне конкретного ребенка, так и на уровне группы. Тем самым, будут создаваться дополнительные возможности для развития детей.

Таким образом, в образовательном процессе педагог может использовать широкий спектр методов индивидуализации обучения детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ : организац.-метод. аспект [Текст] / М.Д. Маханева. – М.: Сфера, 2015. – 56 c.
  2. Свирская, Л.В. Индивидуализация образования: правильный старт [Текст]: учебно-методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Л.В. Свирская. – М.: Обруч, 2011.  239 с.
  3. Юдина, Е.Г. Индивидуализация образования в детском саду [Текст]: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. – М.; Просвещение, 2016. – 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка по обучению рисования "АКВАРЕЛЬКА" в старшей группе детского сада

Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всест...

В помощь воспитателям старших групп детского сада. Картотека опытов и экспериментов в старшей группе.

Цель: обеспечить согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива детского сада, увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и организации экспериментальной деятель...

Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы  детского сада компенсирующего вида № 465 г...

Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"

Консультация для педагогов "Обучение решению задач в старшей группе детского сада"...

Доклад «Использование разнообразных форм в экологическом воспитании в старшей группе детского сада. Состояние эколого-развивающей среды в группе".

Проблема экологического образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесоо...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и обучению творческому рассказыванию с использованием методов ТРИЗ и ручному труду в подготовительной группе детского сада «Зимние забавы»

Цель: учить детей владеть речью, как средством общения.Задачи:Речевое развитие:актуализировать и активизировать словарный запас по теме «Зима»;побуждать детей к составлению рассказов ...