Индивидуальная программа по коррекционно - развивающей работе с ребёнком ОВЗ (ЗПР) на 2019- 2020учебный год.
занимательные факты по коррекционной педагогике (младшая группа)

Мухина Марина Владимировна

Познавательная активность в обучении.

Интерес к обучению не выражен: пассивность на занятиях. Негативное отношение к новому, трудному. Очень сложно вовлечь Андрея  в игру, переключить его на новый вид деятельности.

Знание основ арифметики.

Счёт и количественные представления плохо освоены: путает цифры и количество, счёт механический, ошибается при пересчёте предметов, сравнению двух групп предметов по количеству.

Элементарными навыками изобразительной деятельности владеет слабо (не умеет держать карандаш, не всегда понимает сути задания, необходима постоянная мотивация и помощь педагога.).

Речевая активность в группе по мере необходимости. Чаще Андрея  общается сам с собой, с вымышленными героями. Употребляет в речи вежливые слова, благодарит за внимание в случае принятия предлагаемой деятельности.В строении артикуляционного аппарата видимых нарушений нет, подвижность сохранна, но есть трудности при удержании и переключении поз. Импрессивная сторона речи характеризуется недостаточной дифференцированностью восприятия речевых звуков, оттенков речи.Для экспрессивной стороны речи характерны бедный словар­ный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сфор­мированность лексико-грамматического строя речи, наличие аграм­матизмов. Из-за стереотипности в поведении, трудностей переноса нарушения грамматического строя речи носят стойкий характер. Фонетико-фонематические процессы в стадии формирования. Наличие отсроченной эхололии, несформированность речевых и языковых средств, неэмоциональность речи, повторы фраз, неадекватное общение со взрослыми ( грубость, употребление негативных слов, обращение на ты);

Эмоционально-волевая сфера. Не способен сдерживать непосредственные побуждения, выполнять учебные правила. Не удерживает цель. Безразличен к результату и оценке. Отказывается от деятельности при наличии трудностей. Деятельность непроизвольна. Не способен действовать без внешней стимуляции. Учебная мотивация отсутствует. Можно отметить безразличное, незаинтересованное отношение к происходящим событиям., недостаточную потребность в контактах с окружающими, отгороженность от внешнего мира,

слабость эмоционального реагирования по отношению к окружающим, в случае неприятия деятельности или человека - вплоть до полного безразличия к ним, неофобия (боязнь всего нового): Андрей плохо переносит смену обстановки, вида деятельности, однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

Игровая деятельность.

Интереса к сюжетной игре не проявляет. В групповых играх не участвует. Любит играть в строительные игры, проявляет в них творческую самостоятельность.

 

В подвижных групповых играх на улице принимает участие. Дидактические игры его мало интересуют .

Трудовая деятельность. Не отказывается от поручений, вместе со взрослым выполняет трудовые действия.

Физическое развитие . Выполняет частично виды основных движений (ходьба, бег,

прыжки, метание в цель).Может перекидывать набивные мячи (вес 1 кг), бросать предметы в цель. Выполняет физические упражнения из разных исходных положений по показу. Следит за правильной осанкой. Координация нарушена. Мелкая моторика рук неточная, плохо удерживает карандаш, ручку.

Цели и задачи реализации Программы

Цель программы: обеспечение психолого-педагогического сопровождения, коррекция нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы, социальной адаптации, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей,.

Задачи:

- коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы: преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения, смягчение эмоционального дискомфорта;

-развитие самосознания ребенка;

- формирование первичных элементарных представлений о себе и ближайшем окружении, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом)

– развитие ориентации во внешнем мире;

-развитие познавательных навыков и высших психических функций;

-развитие речи: расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем, продолжать работу по развитию понимания обращённой речи, развивать артикуляционный аппарат, мимическую мускулатуру, возможности движений языка, совершенствовать грамматический строй речи, развивать навыки словообразования и словоизменения; преодоление негативизма при общении и установлении контакта, повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;, обучение его простым навыкам контакта;

 

-развитие физических качеств: координация и гибкость, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек;-развитие культурно-гигиенических навыков.

Принципы и подходы к формированию Программы.

При создании и развитии системы помощи детям с аутизмом и сходными расстройствами, при организации соответствующих коррекционных программ целесообразно придерживаться следующих принципов:

- комплексный медико-психолого-педагогический подход к коррекции;

- интегративная направленность коррекционного процесса в сочетании со специализированным характером оказываемой помощи;

- преемственность коррекционной работы на всех возрастных этапах с учетом специфики психических особенностей;

- определяющая роль интересов аутичного ребенка при выборе методических подходов;

 - индивидуальный характер коррекции на начальных ее этапах с постепенным переходом к групповым формам работы;

- систематическая активная работа с семьей аутичного ребенка.

. Планируемый результат освоения Программы

-Владеет диалогической речью и конструктивными способа взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

-Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

- Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающегося ближайшего окружения.

- Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Определяет количество слов в предложении.

-Определяет первый звук в слове.

-Делит слова на части.

- Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

-Владеет навыками самообслуживания, следит за своими вещами, выполняет поручения взрослых.

-Бережно относится к окружающим предметам.

-Оказывает посильную помощь нуждающимся взрослым.

-Участвует в групповых подвижных играх.

-Выполняет ОВД по показу, по инструкции, по подражанию.

-Знает о пользе правильного питания, закаливания, здорового образа жизни.

 

Содержательный раздел

. Направления развития ребёнка.

-Познавательное развитие включает в себя сенсорное воспитание, формирование мышления, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим, формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к окружающему миру, создание предпосылок первоначальных основ экологического мироощущения, коррекцию эмоциональной сферы.

Сенсорное воспитание:

- формировать ориентировку на величину, форму, цвет, целостное восприятие предме­тов.

Величина (длина, ширина, высота, толщина):

- по слову и тактильно выделять один-два предмета по величине: большой - ма­ленький, затем средний и самый маленький и т.д. При этом задается вопрос: какой предмет в руках - большой или маленький и т.д.

Форма. Формировать умение :

- выделять круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник (один-два предмета из двух-трех) и называть их по слову, отвечать на вопросы;

- пользоваться методом проб при решении сенсорных задач;

- выделять различные формы среди других;

- по слову доставать из мешочка предметы, разные по форме, материалу, величины.

Цвет .Развивать умение :

- выделять основные цвета и оттенки;

- называть цвет в соответствии с разными предметами: солнышко - желтое, цып­ленок - желтый и т.д.

Целостное восприятие. Развивать умение:

- собирать сборно-разборные игрушки, картинки, мозаики из 2-6 частей ;

- находить часть предмета, предмет по его части.

Тактильно - двигательное восприятие. Формировать:

- ориентировку на свойства и качества предметов через тактильное вос­приятие: (твердый - мягкий, холодный - теплый, колючий - гладкий, легкий - тяжелый, же­лезный, деревянный, матерчатый, меховой - шелковый);

 

- умение различать на ощупь разные по форме предметы и продукты питания (овощи, фрукты): «Что (называется имя ребенка) взял, яблоко или морковь?», «Что там лежит -

апельсин или морковь?» и т.д.);

- умение по слову доставать предметы из мешочка или из рук: «достань холодное», «дос­тань мягкую игрушку», «достань твердую игрушку» (выбор из двух) и т.д. и выбирать игруш­ки по слову (выбор из двух-трех): «возьми колечко», «возьми рыбку», «возьми уточку» и т.д.

Слуховое восприятие: развивать умения:

- ориентироваться на звук в знакомом пространстве: что звучит? (колокольчик, барабан и др.); .

- различать по голосу близких людей и знакомых детей: «Угадай, кто позвал?»;

- различать животных и птиц по звукоподражанию: «Кто кричит?» (овечка, свинья, ку­кушка, ворона, воробей), подобрать соответствующую игрушку (картинку).

Формирование мышления:

- умение классифицировать, исключать по лексическим понятиям;

-равнение по сходству-различию (1-5 признаков);

Формирование количественных представлений:

- различать количества пустой - полный;

- считать до 10 и обратно от 5, по порядку до 5, определять количество предметов, обозначать их цифрой;

-определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами;

- составлять равные по количеству множества предметов сравнивать группы предметов по количеству;

- сопоставлять численности множеств, воспринимаемых различными анализато­рами без пересчета в пределах двух. (Например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько мат­решек на столе;

-измерять предметы с помощью условной мерки.

Ознакомление с окружающим:

- знакомить с игрушками, предметами мебели дома и ее назначением;

- узнавать знакомую мебель в других помещениях;

- знакомить с посудой;

- по картинке выделять: игрушки, мебель, посуду и др.;

 

- закреплять названия отдельных предметов в обобщающих группах: игрушки, мебель, посуда и др., называть эти группы одним словом - игрушки, мебель и др.;

- формировать представления о явлениях природы, четырёх временах года, их признаках:

осень - листья желтые, красные, они падают, дождь идет - стало холодно, ты надеваешь шапку, куртку; снег падает - холодно, ты надеваешь шубку, шапку, шарф и др.:

-различать части суток и дни недели;

-познакомить с городом, страной, адресом;

- развивать представления о диких и домашних животных, домашних и лесных птицах, насекомых, растениях, называть их.

Конструирование:

- строить совместно и самостоятельно, используя речевую инструкцию, поделки из дета­лей (стол, стул, башенка, дорожка, забор, замок, гараж и т.д.). Взрослый вместе с Юрой обыгрывает постройки.

-Речевое развитие направлено на развитие связной речи, формирование коммуникативных способностей и обучение грамоте.Формировать умения:

- включать в речь новые существительные, глаголы,прилагательные, числительные;

- согласовывать существительное с глаголом и прилагательным во времени, роде;

- использовать существительные в различных падежах;

- вводить в активную речь знакомые свойства и качества предметов (например: «Мяч круглый, резиновый; шарф длинный, мягкий; мандарин сладкий, сочный»);

-выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;

-пользоваться в повседневном общении связной фразовой речью;

-использовать в активной речи предлоги: в,на, под, за, перед, около, у, на, между;

-планировать в речи свои действия;

-различать буквы, сливать слоги, проводить звуковой анализ простых слов.

-Социально – коммуникативное развитие направлено на формирование представлений о себе и выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и положительного отношения к себе, развитие сотрудничества ребёнка со взрослыми и сверстниками в процессе совместной деятельности, создание предпосылок нравственного отношения к общечеловеческим ценностям, усвоение общественного опыта, формирование поведения, социально-бытовая адаптация, формирование деятельности: элементов трудовой, игровой.

Задачи этого раздела направлены на формирование у мальчика социально-принятых норм поведения в быту и в процессе организованной деятельности: слушать взрослого, выполнять аккуратно действия, связанные с навыками самообслуживания; здороваться при встречах (пожимать руки) со взрослым, смотреть в глаза, прощаться; во время еды - пользоваться салфет­кой, правильно держать ложку, кушать все блюда, и т.д.; во время различных видов деятельности - слушать взрослого, выполнять инструкцию, задание и т.д.).

Первый этап – установление контакта с ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог общается с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов, что дает основу для эффективной адаптации ребенка к миру, происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения.

 

Задачи:

- Продолжать формировать эмоциональную реакцию на ласковое обращение знакомого взрослого.

- Устанавливать положительные эмоциональные связи со взрослыми .

- формировать умение называть адекватно сверстников и взрослых , обращаться ко взрослым на «Вы», не грубить, сдерживать свои эмоции.

- Формировать положительный эмоциональный отклик на появление близких взрослых.).

- Формировать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических на­выков (умывание и др.).

- Закреплять представление о себе: называть свое имя, половую принадлежность

(«Я - мальчик, Я - Андрей»).

- Формировать представление о своих частях тела и лица, их назначении.

- Обращать вниманиеАндрея на просьбы других детей, побуждать к участию в коллективных играх.

 

- Продолжать формировать способы взаимодействия с другими взрослыми: здороваться, задавать вопросы при встрече, спрашивать «Как дела?», «Как тебя зовут?», «Кто ты?», «Давай играть» и т.д.

-Физическое развитие направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребёнка, развитие и совершенствование, основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствования ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Поддерживание необходимых условий для защиты, сохранения, совершен­ствования и укрепления здоровья ребенка, выполнять четко режим дня.

В процессе режимных моментов (прогулки, закаливание, игры с ребенком) необходимо йвовлечь ребёнка в групповые подвижные игры, вы­полнять разученные ранее игры-упражнения для развития моторики рук по подражанию и самостоятельно (пальчиковая гимнастика, шнуровка, закрашивание, вырезание).

 

формирование основных двигательных навыков:

- проводить игры на формирование умений ловить, удерживать, бросать мяч в цель (в направлении взрослого), перепрыгивать через «ручеек, канавку», ползать по скамейке, ползать по ковру до определенной цели, ходить на мысочках, на пятках.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя музыкальное воспитание и театрализованную деятельность, ознакомление с художественной литературой, изобразительную деятельность.

-Формировать двигательные навыки в лепке: учить лепить из теста и пластилина неко­торые поделки, раскатывая тесто (пластилин) прямыми, круговыми движениями: «морков­ка», «огурец», «помидор», «пироги», «пельмени», «котлеты».

-Формировать навыки в рисовании: рисовать красками, мелками, фломастерами прямые, извилистые линии; использовать прием примакивания.

-Конструирование: учить складывать из конструктора «Лего» гараж; домик; из кубиков -клетки для зверюшек (маленькую - для ежика, большую - для медведя); кроватку для кукол­ки (три кирпичика), кресло для игрушки (три кирпичика и один кубик; из палочек - стол, домики для зверей.

. Программно-методическое обеспечение

1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. КРО и В Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта.

2..От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,М. А. Васильевой. - М.: , 2010.

3. Н.Ю. Борякова «Ступеньки развития»

4..Ковалец И. В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми,

имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере:

 

5.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.: Бук-Мастер, 1993.

6. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991Маркова Л.С. «Организация КРО дошкольников с ЗПР», М. 2002 г.

7. Катаева А. Л., Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и уп­ражнения» — Москва, «Бук-Мастер», 1993.

8.Неретина Д.Г. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: методическое пособие«Образовательная система «Школа 2100» – М., 2009.

9.Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М.: Просвещение, 2005.

10.Есина Л.Д. «Воспитание культуры поведения у старших дошкольников, М.: Просвещение, 2008.

11.Павлова М.А. «Психогимнастические упражнения для дошкольников» Издательство «Учитель» 2009 г.

12.Закревская О.В. «Развивайся, малыш!» М., 2010.

13.Масленникова О.М. «Экологические проекты в детском саду», И «Учитель», 2014 г. (ФГОС).

14.Королёва Л.А. «Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду», С-П «Детство-пресс», 2014 г. (ФГОС).

15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком с особыми образовательными потребностями.

П ример перспективного планирования индивидуальной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с ребёнком с особыми образовательными потребностями....

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

Индивидуальный мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы.

Индивидуальный план и мониторинг динамики коррекционно - развивающей работы разработан для детей с ТНР....

Индивидуальный образовательный маршрут коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. "Дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка време...

Коррекционно-развивающая работа с ребёнком с ЗПР.

   Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ЗПРЦели и задачи реализации индивидуального образовательного маршрута дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного...

Индивидуальный учебный план коррекционно-развивающей работы с ребенком ОВЗ

Цель- выстраивание коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, используя личностно-ориентированный подход с учетом образовательных потребностей и возможностей здоровья детей....

Программа коррекционно- развивающей работы с ребёнком с ТНР

Программа коррекционно- развивающей работы с ребёнком с ТНР...