Картотека упражнений артикуляционной гимнастики
картотека по коррекционной педагогике

Иванова Евгения

картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx124.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                             

                                     

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики

          

                                                 

                                                                                                                                                                                                                         Воспитатели:

                                                           Иванова Е.В.

                           

           

 

 1. «УЛЫБКА» («ЗАБОРЧИК»)

Широка Нева-река, И улыбка широка.

Зубки все мои видны — От краёв и до десны.

Цель. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Укреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5—10.

Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу. 2. Если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Это упражнение проводим так: кладём палец на нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна. З. Если у ребёнка возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук «и»: «и-и-и» — и губы растянутся в улыбке.

  • «ХОБОТОК» («ТРУБОЧКА»)        

                          Я слегка прикрою рот, губы —  вперёд.

Далеко я их тяну,

                                      Как при долгом звуке: у-у-у,

Цель. Вырабатывать движение губ вперёд укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5—10.

Обратите внимание! 1. Следите, чтобы при выполнении упражнения не открывался рот. Зубы почти сомкнуты. 2. Если ребёнок не может вытянуть губы вперёд, предложите ему дотянуться губами до конфеты и взять её губами. Можно предложить игру «Кто сильнее?», когда ребёнок удерживает губами бинтик или чистый платочек (свернуть конусом), а вы пытаетесь вытянуть его. З. Можно вместе с ребёнком пропеть звук «у». у у у  губы примут положение трубочки

3. «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ».

Цель. Научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание. Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5—10 секунд, медленно закрыть.

Обратите внимание! 1. Язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов. 2. Если у ребёнка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а»: «а-а-а» — губы и язык примут нужное положение.

ЧЕРЕДОВАНИЕ «ХОБОТОК» — «УЛЫБКА» «ДОМИК ОТКРЫВАЕТСЯ»

                 Улыбается ребёнок,

Хобот вытянул слонёнок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель. Укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание. Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я» или «ПОСМОТРИ и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ («у-и-а») молча. Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у-и-а у-и»), удерживая губы в каждой позиции 3—5 секунд, а ребёнок повторяет.

Обратите внимание! 1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавна

2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.

5.«ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок. Что он скачет взад-вперёд?»

— Удивляется народ.

Цель. Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание. Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8—10 раз.

Обратите внимание! 1. Упражнение выполняется в спокойном темпе. 2. Двигается только язык.

6. «ЛЯГУШКА»

        Ниже нижнюю губу опущу я, как могу.

Цель: отрабатывать движение нижней губы вниз и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание. Ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только нижняя губа. 2. Верхнюю губу, если она двигается, следует придержать пальцем. З. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, плавно опуская пальцами его подбородок. При этом нижняя губа опускается и обнажаются нижние зубы.

7. «ЗАЙЧИК» 

Губку верхнюю подняв,

                                        Замер зайчик, зубки сжав.

Цель. Отрабатывать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание. Ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускает её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только верхняя губа. 2. Если двигается нижняя губа, то её можно слегка придержать пальцем. З. Если ребёнку трудно выполнить упражнение, то можно помочь ему, слегка поднимая вверх пальцем кончик его носа. При этом верхняя губа поднимается и открываются верхние зубы

8 «ОКОШКО»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».      

    Зубки рядышком стоят

    И в окошечко глядят.

Цель. Развивать мышечную силу и подвижность губ.

Описание. Зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5—10 секунд.

Обратите внимание! 1. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то следует вернуться к упражнениям «Лягушка» (№ 6) и «Зайчик» (№7).

9. ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»

Просыпается язык — долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

 Эй, какая там погодка?

Цель. Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка. Способствовать растяжке подъязычной связки — уздечки (при её укорочении).

 Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку),' затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5—10 раз.

Обратите внимание! 1. Двигается только язык, губы неподвижны. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.

10. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С ВЕРХНЕЙ ГУБОЙ»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Цель. Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

Описание. Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20). 2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

        11.«ОБЕЗЬЯНКА»        

За нижнюю губку заложен язык — Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель. Отрабатывать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание! Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами соской на шпателе, указывая то место, куда необходимо  язык.

        12. «БУЛЬДОГ»

За верхнюю губку заложен язык —

 Бульдог уступать никому не привык.

Цель. Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание. Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

13. «прятки» (ЧЕРЕДОВАНИЕ «ОБЕЗЬЯНКА»

— «БУЛЬДОГ»)

Обезьянка и бульдог

Всех покажет язычок.

Цель. Укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую (низ-верх).

Описание. Ребёнок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения «Обезьянка» и «Бульдог» (№ 11 и 12).

Обратите внимание! двигается только язык. Старайтесь избегать дополнительных движений (не морщите нос, не хмурьтесь).

        14. «хомяк»        

Языком давить стараюсь, В щёку сильно упираюсь. Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Цель. Развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка щек.

Описание. Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3—5 секунд.

Обратите внимание! 1. Рот закрыт. 2. Если ребёнку трудно выполнить это упражнение, то можно: а) имитировать движение языка соской, надетой на шпатель. Ввести соску в рот и сделать упор с внутренней стороны сначала в одну, а затем в другую щёку; б) контролировать движение языка, приложив пальчики снаружи щёк.

                              15. «КРУЖОК»        

Мой язык совсем не глуп

Ходит кругом возле губ.

Цель. Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щёк.

Описание. Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека — под верхней губой — левая щека — под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5—6 кругов в одну и другую сторону.

Обратите внимание! 1. Если ребёнку трудно выполнить данное упражнение, то нужно повторить упражнение: «Обезьянка» (№ 11), «Бульдог» (№ 12), «Прятки» (№ 13), «Хомяк», (№ 14). 2. Можно помочь ребёнку, очертив соской круг с внутренней стороны щёк и губ. З. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.

ЧЕРЕДОВАНИЕ «ТОЛСТЯЧКИ—ХУДЫШКИ»

Вот толстяк — надуты щёки И, наверно, руки в боки.

Вот худышка — щёки впали: Видно, есть ему не дали.

Цель. Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.

Описание. Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3—5 секунд.

Обратите внимание! Губы сомкнуты

17. ШАРИК

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щёки дуем-чередуем,

То в одну, а то в другую.

Цель: укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание. Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.

Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону.

«САМОВАР»(«ПАРОВОЗИК»)

             Щёки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Цель. Укреплять мускулатуру губ и щёк.

Описание. Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2—3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»

Усложнение: 1 . Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»). 2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.

Обратите внимание! Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.

«ШЛЁПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ» 

А теперь уж не зубами — Я пошлёпаю губами: «У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па>>.

Цель. Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. З. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.

Обратите внимание! 1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы. 2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.

                    20. «ПОКУСАЕМ ЯЗЫК»        

Выдвигаю свой язык,

                                        Чтоб лениться не привык.

 И от кончика до корня

                                     Я кусаю всё проворней.

Цель. Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покусывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. З. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.

Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

21. «КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА»

 «Горкой» выгну язычок,

Пожую ему бочок:

Левый, правый, оба сразу

Я жую как по заказу.

Цель. Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.

Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и'»(язык расширится) — и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.

Обратите внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполнении упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой стороны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка.

              22 «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»        

Зубки верхние снаружи

Нам почистить очень нужно.

        Зубки нижние        не хуже,

Тоже чистки просят дружно.

Цель. Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться: показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов.

Обратите внимание! 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны.

23. «ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА»

Щёк своих не надуваю, Мяч в ворота загоняю.

Цель. Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

В ар и а н ты зависят от вашей фантазии. Можно предложить ребёнку подуть на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки). Направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель), При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход>»). Это очень нравится детям.

Обратите внимание! 1. Следите за тем, чтобы не надувались щёки. для этого их можно слегка придерживать пальцами. 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

                               24. «ЛОПАТОЧКА»        

Поперёк улыбки лёг Отдыхает язычок.

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5—10.

Обратите внимание! 1 . Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. З. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19).

25. «ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»        

Дую, дую на «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Цель. Вырабатывать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

Усложнение. По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушку, шарики.

Обратите внимание!  1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь.2. Боковые края языка касаются уголков рта. З. Не сжимать язык зубами. 4. Выдох спокойный

                         «ГОРКА» («МОСТИК»)        

Улыбаюсь, рот открыт —

Там язык лежит, свернувшись

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит,

Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5—10.

Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, предложите ему пропеть звук «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение

27. «ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ» 

С горки дует ветерок, И несёт он холодок.

Цель. Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой>>, а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Обратите внимание! 1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бугылочку. 2. Если, не меняя положения языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щёлку и подуть, то у ребёнка может получиться звук «с»: «с-с-с».

28. «МОСТИК ПОСТРОИМ — МОСТИК РАЗРУШИМ»

Ставлю я язык «дугой»

И кладу — даю покой.

Цель. Научиться попеременно напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки («Мостик построим»), затем расслабить его («Мостик разрушим»). Удерживать язык в расслабленном и напряжённом состоянии по 3—5 секунд.

Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Кончик языка постоянно находится за нижними зубами и не отодвигается назад при расслаблении языка. З. Язык не «выкатывается» вперёд, как в упражнении «Катушка» (№ 30).

29.«ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)

Ходит «горка» влево-вправо, Чистит зубки очень браво.

Цель. Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка,

Описание. Улыбнуться, показать зубы: приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

Обратите внимание! 1. Губы неподвижны: растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. З. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык ребёнка находится между зубами

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные упражнений артикуляционной гимнастики

Основные упражнения артикуляционной гимнастики с иллюстрациями и краткими комментарияим....

комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека артикуляционных упражнений, направленных на подготовку голосового аппарата к пению....

О.И.Крупенчук, Т.А.Воробьёва"Логопедические упражнения".Артикуляционная гимнастика

пособие поможет вам решить эти вопросы, но прежде всего вы должны проконсульти­роваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к по...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики...

Картотека упражнений артикуляционной гимнастики

Комплекс артикуляционных упражнений для всех группов звуков (свистящие, шипящие, соноры)...

Упражнения артикуляционной гимнастики Статические упражнения

4.«Лопаточка»Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.Описание. Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и ...