Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения
статья по обж на тему

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения»

Детский организм находится в состоянии становления, и многие процессы подвижны и неустойчивы. Ребенок подвержен разного рода травматизму, особенно на дороге, в силу своего психофизиологического развития и особенностей высшей нервной деятельности:

  • незрелость и непостоянство;
  • быстрое истощение нервной системы;
  • преобладание процессов возбуждения над процессами торможения и непроизвольности  психических  процессов  над  произвольностью;
  • слабость  развития  самоконтроля  действия;  
  • неумение  прогнозировать и реально  оценивать  ситуации;  
  • отсутствие  чувства  опасности;
  • негативизм;  
  • переоценка  своих  возможностей;  
  • склонность  к риску как способу самопознания и др.

Наблюдения за детьми показали, что, даже если ребенок смотрит на приближающийся автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он просто не замечает транспортное средство. Внимание детей избирательно  и концентрируется  не  на  предметах,  представляющих опасность, а на тех предметах или явлениях, которые в данный момент интересуют его больше всего. Тем более, что детям характерно так  называемое  туннельное  зрение,  когда  ребенок  сморит  только

в одном  направлении,  а поле  зрения  у ребенка  младшего  возраста настолько  сужено,  что  он  не  может  даже  приблизительно  определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник.

Несовершенство  многих  нервнопсихических  функций  дошкольников также влияет на скорость реакции. Дошкольники неспособны предугадать все возможные варианты поведения водителя и в экстремальной ситуации легко впадают в состояние безысходной опасности, незащищенности, потерянности. Безусловно,  что  дошкольники  не  обладают  теми  же  навыками безопасного  участия  в  дорожном  движении,  как  взрослые.  Чем младше ребенок, тем меньше у него представлений о правилах поведения пешеходов, пассажиров, водителей. Они слабо разбираются в свойствах объектов и закономерностей явлений, лежащих в основе правил безопасного поведения.

Для ребенка 3-4 лет при ознакомлении с новыми незнакомыми  предметами  характерно  тесное  взаимодействие  восприятия и  двигательных  действий,  ему необходим непосредственный контакт с предметом. Вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых  ребенку  предметов  в 50  %  случаев  находится  на  уровне случайности. Ребенок неспособен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Кроме того, дети по разному реагируют на различные виды транспортных средств. Они боятся больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивают опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Память  носит  непроизвольный  характер.  Ребенок  неспособен понять и запомнить все, что говорят ему взрослые о мерах безопасности. Он не ставит перед собой цели чтото специально запомнить, прочность  и точность  запоминания  зависит  от  эмоциональной  окраски образа предмета, явления или события.

Основная задача работы с детьми младшего дошкольного возраста состоит в том, чтобы познакомить их с простейшими правилами безопасного участия в дорожном движении, создать условия для накопления ими первичного опыта освоения этих правил.

В 4-5 лет процессы активности мозга (образование, кратковременное  хранение  информации,  воспроизведение  следов  возбуждения)  происходят  на  подсознательном  уровне.  Активизация  внимания ребенка возможна только при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие дорожной среды непосредственно, внимание  легко  переключается,  действия  подчинены  быстро  меняющимся  замыслам.  В  силу  этих  причин  в  ситуации  движущегося транспорта ребенок легко отвлекается на все, что его заинтересует, действия детей импульсивны. В данном возрасте ребенок лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до 5 метров, заметить и точно оценить действия, происходящие на большем расстоянии, ему трудно.

В 5-6 лет дальнейшее расширение поле зрения, развитие глазомера позволяют ребенку проследить события в радиусе 10 метров. Однако  до  7  лет  ребенок  неправильно  определяет  расстояния  до объектов, так как не представляет их настоящие размеры и как зрительно они меняются с увеличением расстояния. Как педагогам, так и родителям следует помнить, что нейропсихологическое созревание основных мозговых структур продолжается  до  13  лет.  Область  мозга  (чаще  это  области  левого  полушария), «отвечающая» за ориентировку в пространстве, восприятие времени,  формируется лишь к 11-12  годам.  До 6-7  лет,  по выражению А.С Галанова, «ситуация в какой-то мере управляет ребенком». В поведении ребенка потребность в движении преобладает над осторожностью.  Подвижность,  непоследовательность,  импульсивность поведения в сочетании с доверчивостью и наивностью приводят зачастую к непредсказуемости действий детей в опасных ситуациях.  Так,  ребенок  искренне  считает,  что  если  он  видит  машину, то и водитель тоже заметил его и объедет. Он не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

В этом возрасте для осознанного понимания детьми правил безопасного участия в дорожном движении очень важно, чтобы ребенок  постигал  под  руководством  взрослого  временные,  причинно-следственные и другие связи и закономерности окружающего мира и на их основе более сознательно выбирал верный путь поведения, избегая ошибок и последствий нарушений правил. Существенно влияют на поведение ребенка в опасных дорожных ситуациях индивидуальные особенности. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры,  громкое  радио,  яркий  свет.  Чем  сильнее  раздражители,  тем быстрее у него скорость реакции. При громком сигнале автомобиля такой ребенок реагирует быстро. Ребенок же со слабой нервной системой  в этой  ситуации  может  оказаться  в замешательстве,  испугаться, так как при сильных раздражителях у него возникает противоположная реакция — торможение. Как известно, время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения примерно в два раза больше, чем у взрослого, и составляет 1,3-1,5 секунды. Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно  и  неправильно  ребенок  принимает  решение,  теряется.

Именно  поэтому  дошкольника  нельзя  одного  отпускать  на  улицу и взрослые должны всегда держать его за руку.

Обучая  ребенка  безопасному  участию  в дорожном  движении, необходимо показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах  среди  водителей,  чтобы  при  переходе  дорог,  перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения. Необходимо обратить внимание детей на нарушителей пешеходов и самим взрослым показывать  правильный  пример  безопасного  участия  в дорожном движении. Для детей взрослые — главный объект подражания.  Личный  пример  взрослых  соблюдения  ПДД  поможет  сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма.

В процессе  обучения  детей  безопасному  участию  в дорожном движении основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.

Навык  сосредоточения  внимания  —  это  граница,  перед  которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.

Навык наблюдения: ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.

Навык самоконтроля: ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

Таким образом, родителям  при  обучении  безопасному  участию  в дорожном движении особое внимание необходимо уделять развитию у детей  таких  качеств,  как  внимание,  наблюдательность,  координация движений,  гибкость  мышления,  что  способствует  развитию  психологических  качеств,  обеспечивающих  его  безопасность  в процессе дорожного  движения.  В этих  условиях,  опираясь  на  возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на улицах и дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском возрасте, прочно останется у него навсегда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения...

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения

Возрастные особенности поведения детей дошкольного возраста как участников дорожного движения...

Доклад на тему: «Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения на дороге»

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Доклад на тему:«Педагогические условия формирования у детей дошкольного возраста знаний правил дорожного движения и пр...

Конспект ОО «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»

Участники: дошкольники 5 лет.Количество: 15 детей.Длительность: 30 минут. Педагогический замысел:Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»Задачи:Расширять пред...

Конспект «Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекресток с детьми старшего дошкольного возраста «Юные участники дорожного движения»

Конспект«Социально-коммуникативное развитие» целевая прогулка на перекрестокс детьми старшего дошкольного возраста«Юные участники дорожного движения»...