Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД (вторая младшая группа)
методическая разработка по обж (младшая группа) на тему

Николаева Ольга Григорьевна

Перспективный план работы

по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД

 

Вторая младшая группа

 

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Сентябрь

Анализ уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.

Цель: определение уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.

Индивидуальная беседа с детьми.

Запись беседы на диктофон для организации работы с родителями, подготовки к родительскому собранию.

Октябрь

Тема 1:

«Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов».

Цель: формирование основных понятий, умений и навыков ориентации в пространстве и сравнении предметов по их размеру.

Понятие: низко – высоко, близко – далеко, большой – маленький, узкая – широкая, длинная – короткая,

1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы.

2. Спортивная игра «Кто дальше бросит мяч».

3. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с людьми, животными, предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы: «Кто (что) выше (ниже)?» и т.п.).

4. Подвижные игры на координацию движения и ориентацию в пространстве: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки».

5. Разучивание физкультминутки «Зайка, зайка, попляши» (по произведению Г.Лагздынь)[1].


 

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

Расположение: ниже – выше, ближе – дальше.

Сравнение предметов: больше – меньше, уже – шире, длиннее – короче.

6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание на лист белой бумаги попарно полосок цветной бумаги: длинная – короткая, узкая – широкая, прямая – волнистая.

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы: больше – меньше, близко-далеко и т.п.

Ноябрь

Тема 2: «Форма и цвет предметов».

Цель: научить различать цвета и форму предметов.

Понятие: Круг – круглый, квадрат – квадратный, треугольник – треугольный. Красный, желтый, зеленый, синий. Примеры форм и цвета на улице.

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с цветными геометрическими фигурами разного размера.

2. Разучивание стихов на тему цвета и формы. Отгадывание загадок по теме.

3. Чтение: Г.Цыферов. «Про друзей»[2] (цвет различных героев сказки).

4. Экскурсия по территории детского сада. Поиск различных геометрических фигур. Определение их цвета.

5. Занятие «Форма и цвет» (по возможности совмещенное с занятием по познавательному развитию (ФЭМП).

6. Подвижные игры: «К своим флажкам».

7. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый».

8. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с цветными геометрическими предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала, счетного набора.

Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы педагога).

9. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание фигур различных форм и цветов на лист бумаги.

10. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной и предыдущей темам.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Декабрь

Тема 3: «Сигналы и движения. Передвижение в заданном направлении».

Цель: формирование координации движения и реакции на сигнал.

Понятие: вперед – назад, вниз – вверх, налево – слева, направо – справа.

Представление о том, что зеленый сигнал – сигнал к движению, красный – к остановке.

Движение по сигналу произвольно или в заданном направлении.

1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы.

2. Подвижная игра: «Красный – Стой! Зеленый – Иди!». Движение по разрешающему сигналу в указанном воспитателем направлении.

3. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответные действия детей на задания воспитателя: «Передвинь предмет (геометрическую фигуру) красного (синего, желтого и т.д.) цвета вперед (назад, вправо и т.п.)». Ответ на вопрос: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

4. Чтение: И.Пивоварова. «Тайна»[3] (движение в указанном направлении).

5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру».

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Раскрашивание фигур различных форм и цветов на листе бумаги.

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 2.

Январь

Тема 4: «Виды транспорта и их отличие».

Цель: дать представление о различных видах транспортных средств.

Понятие: грузовой – пассажирский,

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автотранспортных средств.

2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[4] (стихотворение А.Барто «Грузовик» - заучивание).[5]

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

пассажиры (люди) – грузы, специальные машины, сигналы машин.

3. Чтение: И.Серяков. «Улица, где все спешат».[6]

4. Занятие: «Машины нашего города».

5. Художественно-эстетическое развитие (по ходу занятия). Лепка. Изготовление колес из пластилина и закрепление их на подготовленной модели легкового автомобиля.

6. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Покажи автобус (пожарную машину» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущей темы: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

7. Дидактическая игра: «Какая это машина?» (называется цвет и вид транспортного средства).

8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 3.

Февраль

Тема 5: «Грузовой и легковой автомобили».

Цель: научить детей различать грузовой и легковой автомобили.

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Кто ими управляет? Где перемещаются? Их основные части (колеса,

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями легкового и грузового транспорта.

2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[7]

(стихотворение Б.Заходер «Шофер» - заучивание).[8]

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам для ознакомления с грузовым и легковым транспортом.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

кабина, кузов). Отличие легковой машины от грузовой. Для чего служат.

Понятие: водитель и шофер – одинаковые понятия. Правильно: Водитель.

4. Дидактическая игра: «Какая это машина?» Игра усложняется, называется цвет, вид транспортного средства, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении машины.

5. Чтение: Н.Носов. «Автомобиль».[9]

5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Кто управляет машинами?», «Покажи колеса, кузов…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Из геометрических фигур (квадрат – кабина, прямоугольник – кузов, круг – колеса) на листе бумаги склеивается модель автомобиля «КамАЗ».

7. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями).

8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Март

Тема 6: «Трамвай и троллейбус».

Цель: научить различать трамвай и троллейбус между собой и другими

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями трамвая и троллейбуса.

2. Чтение стихов по теме. Разгадывание загадок.[10]

3. Разучивание физкультминутки «Заинька».[11]

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

транспортными средствами (автомобилями).

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служат? Кто управляет? Как и где перемещаются? Их отличие между собой. Их отличие от автомобилей.

Понятие: салон трамвая (троллейбуса), место водителя, кондуктор.

4. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это трамвай или троллейбус?», «Кто управляет?», «Для чего нужны трамвай и троллейбус?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру».

6. Художественно-эстетическое развитие. Конструирование. «Гараж» (из детских строительных материалов).

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Апрель

Тема 7: «Автобус».

Цель: познакомить детей с автобусом и показать его отличия от других автотранспортных средств.

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служит? Кто управляет? Где

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автобусов (городских и междугородных).

2. Чтение стихов про автобус. Отгадывание загадок по теме.[12]

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) на ближайшую автобусную остановку.

4. Дидактическая игра: «Найди и расскажи». По заданию воспитателя ребенок находит определенный вид транспорта, называет цвет, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении.

5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

передвигается автобус? Его отличие от других автотранспортных средств.

Понятие: салон автобуса, место водителя, кондуктор.

использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Для чего нужен автобус?» «Кто управляет?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Машина» (дети рисуют один из запомнившихся видов транспорта).

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Май

Тема 8: «Улицы нашего города. Поведение на улице».

Цель: понимание улицы и ее основных частей. Правила поведения на улице.

Понятие: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры.

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями городских улиц.

2. Беседа с детьми по закреплению основных понятий: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. Использование в процессе беседы наглядных картинок и макета улицы.

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам.

4. Чтение стихов о правилах поведения на улице.[13]

(стихотворение В.Семернин «Запрещается - разрешается» - заучивание 1 и 2 абзац).[14]

5. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения на улицах.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

 

Показ на макете улицы мест для безопасной игры.

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Дорога и машина» (мелками на асфальте).

7. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя с показом на макете улицы: «Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход?», «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?», «Где можно безопасно играть, кататься на велосипеде?» Задание – мячик выкатился на проезжую часть. Как нужно поступить?

«Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

8. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями).

9. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с макетом улицы, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Июнь

Июль

Август

 

Закрепление полученных знаний.

1. Рассматривание презентаций и иллюстраций в книгах о транспорте, городских улицах.

2. Просмотр мультипликационных фильмов об автомобилях.

3. Подвижные игры: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки», «К своим флажкам», «Красный – Стой! Зеленый – Иди!»

4. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый», «Назови фигуру», «Найди и расскажи», «Какая это машина?»

5. Игры с макетом улицы.

6. Рисование мелками на асфальте.

7. Раскрашивание силуэтов машин.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

 

 

 

8. Лепка различных видов транспорта.

9. Чтение художественной литературы об автомобилях. Отгадывание загадок.

10. Строительство из песка дороги, улицы.

11. Игры на площадке по изучению ПДД в ДОУ.

12. Прогулки (экскурсии с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам.

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

4. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса. / под редакцией В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.

5. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. – М.: ДРОФА, 2008.

6. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: ДРОФА, 2013.

7. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2015.

8. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки. Наглядно - дидактическое пособие. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

9. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Дорожная безопасность. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2010.

10. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2014.

11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

12. Данилова Т.И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

13. Иванова С.А. Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2015.

14. Иванова С.А. Предписывающие и запрещающие дорожные знаки. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2014.

15. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

16. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения (Из опыта работы).  – М.: Просвещение, 1973.

17. Козловская Е.А., Козловский С.А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие речи. – М.: ДРОФА, 2010.

18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. – М.: Линка-пресс, 2005.

19. Манакова М.В. Учимся переходить дорогу - М.: Проф-Пресс, 2012.

20. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду. – М.: Аркти, 2014.

21. Николаева О.Г. Авторская программа дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет). Тема: «На дороге я не гость….», Набережные Челны, 2015.

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-programa-izuchenija-pd-dlja-vospitanikov-3-7-let-chast-1.html (часть 1);

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-programa-izuchenija-pd-dlja-vospitanikov-3-7-let-chast-2.html (часть 2).

22. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981.

23. Саво И.Л. Один на улице, или безопасная прогулка. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.

24. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

25. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Сфера, 2014.

26. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

27. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.

28. Чермашенцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации.  – Волгоград: Учитель, 2012.

29. Шалаева Г.П. Мои друзья - дорожные знаки. - М.: АСТ, 2010.

30. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Как вести себя в транспорте. - М.: АСТ, 2010.

 

 

Примечание – список литературы использовался для написания авторской программы и планирования работы на период: вторая младшая – подготовительная к школе группы (4 учебных года).

В данном материале рассматривается примерная работа со второй младшей группой дошкольников 3 – 4 лет, ссылки по тексту на использованную литературу могут не охватывать полный перечень.



[1] [10], стр. 126.

Примечание – здесь и далее по тексту и в сносках в [квадратных скобках] дается ссылка на номер в Списке использованной литературы.

[2] [10], стр. 181.

[3] [10], стр. 128.

[4] [10], стр. 112; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25. 84, 90, 91.

[5] [10], стр. 112.

[6] [15], стр. 57.

[7] [10], стр. 112, 124; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25, 84, 90, 91.

[8] [10], 124.

[9]  [24], стр. 99.

[10] [15], стр. 44; [24], стр. 25, 84, 89.

[11] [10], стр. 9.

[12] [15], стр. 39; [24], стр. 25, 84.

[13] [15], стр. 44, .52; [24], стр. 88.

[14] [24], стр. 88.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_pdd_deti_-_mladshaya.docx40.3 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

по обучению детей безопасному поведению на дорогах и изучению ПДД

Вторая младшая группа

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Сентябрь

Анализ уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.

Цель: определение уровня знаний детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.

Индивидуальная беседа с детьми.

Запись беседы на диктофон для организации работы с родителями, подготовки к родительскому собранию.

Октябрь

Тема 1:

«Ориентация в пространстве и времени. Сравнение предметов».

Цель: формирование основных понятий, умений и навыков ориентации в пространстве и сравнении предметов по их размеру.

Понятие: низко – высоко, близко – далеко, большой – маленький, узкая – широкая, длинная – короткая,

1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы.

2. Спортивная игра «Кто дальше бросит мяч».

3. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с людьми, животными, предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы: «Кто (что) выше (ниже)?» и т.п.).

4. Подвижные игры на координацию движения и ориентацию в пространстве: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки».

5. Разучивание физкультминутки «Зайка, зайка, попляши» (по произведению Г.Лагздынь)[1].


Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Расположение: ниже – выше, ближе – дальше.

Сравнение предметов: больше – меньше, уже – шире, длиннее – короче.

6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание на лист белой бумаги попарно полосок цветной бумаги: длинная – короткая, узкая – широкая, прямая – волнистая.

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы: больше – меньше, близко-далеко и т.п.

Ноябрь

Тема 2: «Форма и цвет предметов».

Цель: научить различать цвета и форму предметов.

Понятие: Круг – круглый, квадрат – квадратный, треугольник – треугольный. Красный, желтый, зеленый, синий. Примеры форм и цвета на улице.

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с цветными геометрическими фигурами разного размера.

2. Разучивание стихов на тему цвета и формы. Отгадывание загадок по теме.

3. Чтение: Г.Цыферов. «Про друзей»[2] (цвет различных героев сказки).

4. Экскурсия по территории детского сада. Поиск различных геометрических фигур. Определение их цвета.

5. Занятие «Форма и цвет» (по возможности совмещенное с занятием по познавательному развитию (ФЭМП).

6. Подвижные игры: «К своим флажкам».

7. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый».

8. Беседа с детьми по теме. Рассматривание картинок с цветными геометрическими предметами. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала, счетного набора.

Педагогическая оценка усвоения темы (ответы детей на вопросы педагога).

9. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Наклеивание фигур различных форм и цветов на лист бумаги.

10. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной и предыдущей темам.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Декабрь

Тема 3: «Сигналы и движения. Передвижение в заданном направлении».

Цель: формирование координации движения и реакции на сигнал.

Понятие: вперед – назад, вниз – вверх, налево – слева, направо – справа.

Представление о том, что зеленый сигнал – сигнал к движению, красный – к остановке.

Движение по сигналу произвольно или в заданном направлении.

1. Экскурсия по территории детского сада. Беседа с детьми по основным понятиям темы.

2. Подвижная игра: «Красный – Стой! Зеленый – Иди!». Движение по разрешающему сигналу в указанном воспитателем направлении.

3. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответные действия детей на задания воспитателя: «Передвинь предмет (геометрическую фигуру) красного (синего, желтого и т.д.) цвета вперед (назад, вправо и т.п.)». Ответ на вопрос: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

4. Чтение: И.Пивоварова. «Тайна»[3] (движение в указанном направлении).

5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру».

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. Раскрашивание фигур различных форм и цветов на листе бумаги.

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 2.

Январь

Тема 4: «Виды транспорта и их отличие».

Цель: дать представление о различных видах транспортных средств.

Понятие: грузовой – пассажирский,

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автотранспортных средств.

2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[4] (стихотворение А.Барто «Грузовик» - заучивание).[5]

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

пассажиры (люди) – грузы, специальные машины, сигналы машин.

3. Чтение: И.Серяков. «Улица, где все спешат».[6]

4. Занятие: «Машины нашего города».

5. Художественно-эстетическое развитие (по ходу занятия). Лепка. Изготовление колес из пластилина и закрепление их на подготовленной модели легкового автомобиля.

6. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Покажи автобус (пожарную машину» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущей темы: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

7. Дидактическая игра: «Какая это машина?» (называется цвет и вид транспортного средства).

8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и темам 1 - 3.

Февраль

Тема 5: «Грузовой и легковой автомобили».

Цель: научить детей различать грузовой и легковой автомобили.

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Кто ими управляет? Где перемещаются? Их основные части (колеса,

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями легкового и грузового транспорта.

2. Чтение стихов про грузовой и пассажирский транспорт. Отгадывание загадок по теме.[7]

(стихотворение Б.Заходер «Шофер» - заучивание).[8]

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам для ознакомления с грузовым и легковым транспортом.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

кабина, кузов). Отличие легковой машины от грузовой. Для чего служат.

Понятие: водитель и шофер – одинаковые понятия. Правильно: Водитель.

4. Дидактическая игра: «Какая это машина?» Игра усложняется, называется цвет, вид транспортного средства, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении машины.

5. Чтение: Н.Носов. «Автомобиль».[9]

5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это какая машина, грузовая или легковая?», «Кто управляет машинами?», «Покажи колеса, кузов…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

6. Художественно-эстетическое развитие. Аппликация. Из геометрических фигур (квадрат – кабина, прямоугольник – кузов, круг – колеса) на листе бумаги склеивается модель автомобиля «КамАЗ».

7. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями).

8. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Март

Тема 6: «Трамвай и троллейбус».

Цель: научить различать трамвай и троллейбус между собой и другими

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями трамвая и троллейбуса.

2. Чтение стихов по теме. Разгадывание загадок.[10] 

3. Разучивание физкультминутки «Заинька».[11]

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

транспортными средствами (автомобилями).

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служат? Кто управляет? Как и где перемещаются? Их отличие между собой. Их отличие от автомобилей.

Понятие: салон трамвая (троллейбуса), место водителя, кондуктор.

4. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Это трамвай или троллейбус?», «Кто управляет?», «Для чего нужны трамвай и троллейбус?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

5. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Назови фигуру».

6. Художественно-эстетическое развитие. Конструирование. «Гараж» (из детских строительных материалов).

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Апрель

Тема 7: «Автобус».

Цель: познакомить детей с автобусом и показать его отличия от других автотранспортных средств.

Развитие кругозора (ответы на вопросы): Для чего служит? Кто управляет? Где

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями автобусов (городских и междугородных).

2. Чтение стихов про автобус. Отгадывание загадок по теме.[12]

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) на ближайшую автобусную остановку.

4. Дидактическая игра: «Найди и расскажи». По заданию воспитателя ребенок находит определенный вид транспорта, называет цвет, из чего состоит, какие геометрические фигуры можно увидеть в изображении.

5. Беседа с детьми по теме. Закрепление основных понятий с

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

передвигается автобус? Его отличие от других автотранспортных средств.

Понятие: салон автобуса, место водителя, кондуктор.

использованием раздаточного материала.

Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя: «Для чего нужен автобус?» «Кто управляет?», «Кто такой кондуктор, что он делает?», «Покажи колеса, пассажирский салон, место водителя…» и т.п.

Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Машина» (дети рисуют один из запомнившихся видов транспорта).

7. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Май

Тема 8: «Улицы нашего города. Поведение на улице».

Цель: понимание улицы и ее основных частей. Правила поведения на улице.

Понятие: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры.

1. Рассматривание слайдов презентаций или картинок с изображениями городских улиц.

2. Беседа с детьми по закреплению основных понятий: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, места для безопасной игры. Использование в процессе беседы наглядных картинок и макета улицы.

3. Специально спланированная прогулка (экскурсия с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам.

4. Чтение стихов о правилах поведения на улице.[13]

(стихотворение В.Семернин «Запрещается - разрешается» - заучивание 1 и 2 абзац).[14]

5. Беседа с детьми о правилах безопасного поведения на улицах.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

Показ на макете улицы мест для безопасной игры.

6. Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Дорога и машина» (мелками на асфальте).

7. Педагогическая оценка усвоения темы. Ответы детей на вопросы и задания воспитателя с показом на макете улицы: «Что такое проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход?», «Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?», «Где можно безопасно играть, кататься на велосипеде?» Задание – мячик выкатился на проезжую часть. Как нужно поступить?

«Ответ на вопрос предыдущих тем: «Какой цвет разрешает движение? Какой запрещает?».

8. Выставка детских работ (рисунков), выполненных в домашней обстановке (см. Перспективный план работы с родителями).

9. Самостоятельная игровая деятельность детей (с машинками различного цвета и размера, с макетом улицы, с геометрическими фигурами и мозаикой). Ответы детей в процессе игры на вопросы по данной теме и предыдущим темам для напоминания и закрепления полученных знаний.

Июнь

Июль

Август

Закрепление полученных знаний.

1. Рассматривание презентаций и иллюстраций в книгах о транспорте, городских улицах.

2. Просмотр мультипликационных фильмов об автомобилях.

3. Подвижные игры: «Убегающая веревочка», «Воробушки и кот», «Жмурки», «К своим флажкам», «Красный – Стой! Зеленый – Иди!»

4. Дидактические игры: «Найди свой цвет», «Красный-зеленый», «Назови фигуру», «Найди и расскажи», «Какая это машина?»

5. Игры с макетом улицы.

6. Рисование мелками на асфальте.

7. Раскрашивание силуэтов машин.

Месяц

Тема

Цель, понятия, термины

Проводимые мероприятия

8. Лепка различных видов транспорта.

9. Чтение художественной литературы об автомобилях. Отгадывание загадок.

10. Строительство из песка дороги, улицы.

11. Игры на площадке по изучению ПДД в ДОУ.

12. Прогулки (экскурсии с родителями) по ближайшим к ДОУ улицам.


Список использованной литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

3. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

4. Игрушки и пособия для детского сада. Оборудование педагогического процесса. / под редакцией В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.

5. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения. Рабочая тетрадь. – М.: ДРОФА, 2008.

6. Баряева Л.Б. Азбука дорожного движения: Программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения. – М.: ДРОФА, 2013.

7. Беляевскова Г.Д. Правила дорожного движения для детей 3-7 лет. Занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии. – Волгоград: Учитель, 2015.

8. Бордачева И.Ю. Дорожные знаки. Наглядно - дидактическое пособие. Для занятий с детьми 4 - 7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

9. Вохринцева С.В. Окружающий мир. Дорожная безопасность. – Екатеринбург: Страна Фантазий, 2010.

10. Гербова В.В., Ильчук Н.П. Книга для чтения в детском саду и дома. – М.: ОНИКС-ЛИТ, 2014.

11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

12. Данилова Т.И. Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2009.

13. Иванова С.А. Информационно-указательные дорожные знаки и знаки сервиса. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2015.

14. Иванова С.А. Предписывающие и запрещающие дорожные знаки. Наглядное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2014.

15. Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б., Федотова А.Н. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

16. Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения (Из опыта работы).  – М.: Просвещение, 1973.

17. Козловская Е.А., Козловский С.А. Детям о безопасности на дорогах. Развитие речи. – М.: ДРОФА, 2010.

18. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения. – М.: Линка-пресс, 2005.

19. Манакова М.В. Учимся переходить дорогу - М.: Проф-Пресс, 2012.

20. Морозова Л.Д. Сюжетные игры-занятия и подвижные игры в детском саду. – М.: Аркти, 2014.

21. Николаева О.Г. Авторская программа дополнительного образования дошкольников (для воспитанников 3 – 7 лет). Тема: «На дороге я не гость….», Набережные Челны, 2015.

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-programa-izuchenija-pd-dlja-vospitanikov-3-7-let-chast-1.html (часть 1);

http://www.maam.ru/detskijsad/avtorskaja-programa-izuchenija-pd-dlja-vospitanikov-3-7-let-chast-2.html (часть 2).

22. Осокина Т.И. и др. Игры и развлечения детей на воздухе. – М.: Просвещение, 1981.

23. Саво И.Л. Один на улице, или безопасная прогулка. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2014.

24. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для работы с детьми 3 – 7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

25. Старцева О.Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. - М.: Сфера, 2014.

26. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.

27. Фролов В.Г. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. – М.: Просвещение, 1986.

28. Чермашенцева О.В. Основы безопасности поведения дошкольников. Занятия, планирование, рекомендации.  – Волгоград: Учитель, 2012.

29. Шалаева Г.П. Мои друзья - дорожные знаки. - М.: АСТ, 2010.

30. Шалаева Г.П., Журавлева О.М. Как вести себя в транспорте. - М.: АСТ, 2010.

Примечание – список литературы использовался для написания авторской программы и планирования работы на период: вторая младшая – подготовительная к школе группы (4 учебных года).

В данном материале рассматривается примерная работа со второй младшей группой дошкольников 3 – 4 лет, ссылки по тексту на использованную литературу могут не охватывать полный перечень.


[1] [10], стр. 126.

Примечание – здесь и далее по тексту и в сносках в [квадратных скобках] дается ссылка на номер в Списке использованной литературы.

[2] [10], стр. 181.

[3] [10], стр. 128.

[4] [10], стр. 112; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25. 84, 90, 91.

[5] [10], стр. 112.

[6] [15], стр. 57.

[7] [10], стр. 112, 124; [15], стр. 38, 39, 46; [24], стр. 25, 84, 90, 91.

[8] [10], 124.

[9]  [24], стр. 99.

[10] [15], стр. 44; [24], стр. 25, 84, 89.

[11] [10], стр. 9.

[12] [15], стр. 39; [24], стр. 25, 84.

[13] [15], стр. 44, .52; [24], стр. 88.

[14] [24], стр. 88.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во 2 мл. гр.

Задачи:1. развивать мыслительную деятельность детей2. формировать культуру поведения в условиях дорожного движения3. стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих е...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в средней группе

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в средней группе ...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в старшей группе...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах во II младшей группе (3 – 4 года) МБДОУ детский сад №6 «Василек»

Задачи:развивать мыслительную деятельность детейформировать культуру поведения в условиях дорожного движениястимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в подготовительной группе.

Цель. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о назначении светофора.Продолжать знакомить детей с назначением поста ГИБДД на дороге, познакомить с особенно...

Перспективный план работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах в разновозрастной группе № 11 компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи с 5-7 лет

Во время прогулки по близлежащим улицам педагог помогает детям сформулировать правила для пешеходов (на основе анализа наблюдений)......