Формирование навыков безопасного поведения дошкольников через проектную деятельность
план-конспект занятия по обж (старшая группа) по теме

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников

через проектную деятельность

      Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья – одна из

актуальнейших задач дошкольного воспитания. При этом важно не только оберегать его от опасностей, но и формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения. В настоящее время в дошкольных учреждениях эти задачи можно реализовать через проекты.

     С этой цель с детьми старшего возраста мы реализовали проект

по противопожарной безопасности «Искру туши до пожара, беду отведи до

удара».

        Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу.

        Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Детям разрешают играть пожароопасными предметами, в доступном месте хранятся спички, зажигалки. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

        В группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников с правилами противопожарной безопасности.     Проект позволит на основе интегрированного подхода реализовать идею формирования у детей осознанного отношения к себе как субъекту противопожарной безопасности.

Цель. Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности.

Задачи:

  • уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;
  • научить детей набирать   номер телефона пожарной части, уметь вести диалог с пожарными по телефону (четко знать и называть свой адрес);
  • познакомить со средствами пожаротушения;
  • способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;
  • расширить знания детей о профессии пожарного;
  • воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем;
  • формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности.

  Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников старшей группы, воспитатели.

 

 

Механизм и календарный план реализации проекта.

Работа над проектом проводится в несколько этапов. 

 Подготовительный этап (2 дня)

-Убедить участников проекта в том, что с помощью противопожарной пропаганды число пожаров и жертв можно уменьшить.

Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстрированный материал, игрушки, атрибуты для игровой и театрализованной деятельности по противопожарной тематике.

Подготовить дидактические игры, пособия, атрибуты по пожарной безопасности дошкольников. 

Провести    опрос детей.

Основной этап (2 недели)

-  Реализовать мероприятия по пожарной безопасности с детьми.

Заключительный этап (1 неделя)

- Представить результаты и итоги проекта общественности.

-  Обобщить и распространить опыт работы по проекту.

 

Формы работы:

1. Ознакомление с художественной литературой

Предполагается не только непосредственное чтение, но и вся работа над прочитанным произведением: беседа, рассматривание иллюстрации и др.

Чтение С.Я. Маршак «Кошкин дом».

Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности.

Чтение С.Я. Маршак «Пожар».

Цель: закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. 

 Заучивание стихотворения «Тревога» М. Лазарева.

Чтение Л.Н. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки».

Чтение сказки «Как Тимоша царевну спас».

Цель: Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, мерах предосторожности, профессии пожарного.

 

2. Игровая деятельность

 Игра «Последовательные картинки»

Цель: Развивать мышление детей, повторить правила поведения детей во время пожара (перед детьми лежат переставленные местами картинки, необходимо расположить их по порядку и составить рассказ).

Игра-загадка «Слушай внимательно».

Цель: научить детей находить предметы по заданным признакам (отгадать загадку, продолжить стихотворение)

Игра «Найди ответ».

Цель: закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности (детям дается картинка – вопрос, необходимо найти пару картинку-ответ)

Игра-эстафета «Отважные пожарные».

Цель: учить детей быстро реагировать на опасность, преодолевать препятствия (пролезая через обручи, добраться до стены, позвонить в колокольчик и вернуться обратно)

Игра-аукцион «Одежда пожарного раньше и сейчас»

Цель: закрепить знания детей об одежде пожарного в прошлом и настоящем (дети поочереди называют предметы одежды пожарного, передавая мяч ответившему игроку, выигрывает тот, кто последним взял мяч.)

Игра «Это следует запомнить».

Цель: закрепить правила поведения детей во время пожара (показать детям картинки с изображением пожара, предложить правильно ответить, как вести себя в такой ситуации, как делать нельзя)

Ситуация «Что делать если…».

Цель: закрепить умение вызвать пожарную машину по телефону (предло в дошкольных учреждениях жить детям набрать номер телефона пожарной части, сообщить о пожаре, назвать свой адрес)

Эстафета «Кто быстрее отберет картинки с изображением предметов, необходимых для тушения пожара».

Цель: закрепить знания детей о предметах, с помощью которых можно потушить пожар.

Сюжетно - ролевые игры «Пожарная часть», «Дом»

Цель: закрепить знания детей о правилах поведения дома при отсутствии взрослых.

Дидактические игры «Найди ответ», «Разложи по порядку», «Домино», «Лото».

Цель: закрепить знания детей о последовательности действий в случае возникновения пожара.

Игра «Как делать нельзя».

Цель: учить самостоятельно находить решение проблемы сохранения своего здоровья при возникновении пожара (детям предлагается несколько вариантов поведения при пожаре, необходимо выбрать только правильные).

 

3. Познавательная деятельность

Отгадывание загадок об огне.

Игровое занятие «Огонь добрый, огонь злой».

Цель: дать представление о том, что огонь может приносить не только пользу человеку, но и вред, сформировать чувство опасности огня.

 

Занятие «Пожароопасные предметы».

Цель: формировать представление детей о пожароопасных предметах, которыми нельзя самостоятельно пользоваться.

Занятие «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем».

Цель: углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара; познакомить детей с номером «01», по которому необходимо звонить в случае пожара; научить звонить в пожарную часть по телефону, вести диалог, называть домашний адрес.

Экскурсия по детскому саду.

Цель: познакомить с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом, системой оповещения, средствами тушения пожара.

Пословицы и поговорки о пожаре и огне.

Занятие «Пожарный – герой, он с огнем вступает в бой»

Цель: расширить и углубить знания детей о труде пожарных; уточнить знания о правилах пожарной безопасности.

 

4. Речевое развитие

Составление рассказов по схематическим моделям «Мальчик – спички – пожар - пожарная машина».

Составление рассказов со словами: утюг, ткань, штора, пламя, дым, вода.

Составление рассказов по пословицам «Солома с огнем не дружит», «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин».

Творческий рассказ типа: «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец».

Рассматривание иллюстраций в книге к произведениям С. Маршака «Кошкин дом», Л Толстого «Пожар».

5.Исследовательская деятельность

Цель: развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам и явлениям в процессе элементарной опытно-экспериментальной деятельности (описание опытов см. приложение)

Опытническая деятельность «Предметы, из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?».

Опытническая деятельность «Почему во время пожара часто происходит взрыв».

Опытническая деятельность «Огонь дышит».

Опытническая деятельность «Водой масло не затушишь».

Опытническая деятельность «Пожары загрязняют воздух».

Научно - практическая конференция «Это должен каждый знать, чтобы пожара избежать» (предложить нескольким семьям (совместно с воспитателем) подготовить с детьми «научные доклады» с оформлением наглядных средств, распределив между ними «научных» специалистов).

 

6. Художественно-продуктивная деятельность

Рисование по стихотворению С.Я. Маршака «Пожар».

Изготовление предупредительных плакатов для группы, детского учреждения, для дома.

Оформление книги «Поучительные истории».

Выставка рисунков «Огонь добрый, огонь злой».

 

7.Досуговая деятельность

Театральная деятельность по произведению С.Я. Маршака «Кошкин дом».

Цель: продолжать формировать осознанное отношение к правилу «Нельзя!». Воспитывать умение адекватно вести себя в необычных ситуациях. Организуется 2 раза, первый по произведению, второй с изменением конца.

Спортивное развлечение «Пожарная дружина».

 Цель: закрепить знания детей о профессии пожарного и технике, помогающей человеку тушить пожар. (см. приложение)

Музыкальное развлечение «Не играй с огнем».

Цель: Обобщить знания детей о правилах пожарной безопасности. (см. приложение)

 

8. Практические тренировки по эвакуации

Цель: Отработать практические навыки эвакуации детей при пожаре.

На практических тренировках детям предлагаются разные задания:

- Из имеющейся ткани делаем повязку. Смачиваем водой, дышим через повязку.

- Очень сильный дым, стараемся сидеть как можно ниже, там меньше дыма.

- В комнате начался пожар, открыты дверь и форточка. Как себя нужно вести?

 -Рядом с тобой вдруг загорелся какой-то предмет. Воды нет. Как ты потушишь огонь? (можно высыпать на него землю, например, из цветочного горшка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации в помощь воспитателям для формирования навыков безопасного поведения у детей безопасного поведения вблизи дороги".

Данная стать познакомит с причинами дорожно-транспортных проишествий и как сформировать у детей дошкольного возраста навык безопасного поведения....

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников на улице через проектный метод

 Ежедневно в нашей стране происходят около тысячи ДТП, в которых погибают до ста тысяч человек, около тысячи получают ранения и увечий. Почти 40% пострадавших дети, и эта цифра из го...

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. ТЕМА: «Я не попаду в беду!»

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ....

Формирование основы безопасного поведения через проектную деятельность.

Метод проектов- это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающей ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Проектная деятельность по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста на улицах и дорогах города

Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно - транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение...

Презентация "Формирование навыков безопасного поведения посредством игровой деятельности у детей старшей группы"

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и,...