Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
проект по обж (старшая группа) на тему

Сывороткина Юлия Васильевна

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Автор: Сывороткина Юлия Васильевна – воспитатель

Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тыс. ДТП. В них погибает свыше 35 тыс. человек, получают ранения более 250 тыс. В Самарской области ситуация с ДТП с участием детей остается сложной. Если обратить внимание на возраст детей, попавших в ДТП, то видно увеличение числа происшествий с участием детей дошкольного возраста. Анализ статистических данных позволил выявить основные причины дорожных нарушений:

  • незнание дошкольниками элементарных правил;
  • стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
  • безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада, но, как правило, воспитатели слабо знают правила дорожного движения и имеют смутное представление об этой проблеме. В связи с этим большое значение приобретает обучение воспитателей правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск педагогов и родителей, позволяют ребенку предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге; привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы.

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Объект изменений: познание старшими дошкольниками социальной действительности.

Предмет изменений: образовательная деятельность, направленная на формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Понятийный аппарат:

Основные понятия и термины по ПДД, которыми должны владеть дети к концу обучения:

Безопасное поведение – это умение правильно вести себя в разных ситуациях.

Безопасность дорожного движения – защищенность  участников  движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

Водитель – человек, управляющий транспортным средством.

Дорога – часть улицы, по которой движутся машины, а также тротуары, обочины, разделительные полосы.

Пассажир – человек, который помимо водителя находится в транспортном средстве.

Пешеход – человек, идущий по тротуару, обочине или переходящий улицу.

Пешеходный переход, подземный переход, надземный переход – место обозначенное для перехода через улицу.

Проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспорта.

Транспортное средство – транспорт, предназначенный для перевозки людей и груза.

Светофор – устройство для регулирования движения транспорта и пешеходов через дорогу.

Тротуар – часть дороги, предназначенная для движения пешехода, примыкающая к проезжей части, отделенная от нее газонами.

Улица – часть города или населенного пункта с дорогой, дорожными знаками, пешеходными переходами («зебра», подземный, надземный), домами и учреждениями, школами, детскими садами и др.

Участник дорожного движения – взрослый или ребенок, принимающий непосредственное участие в движении как пешеход, водитель, пассажир транспорта.

Вид проекта: социально-значимый, практико-ориентированный, долгосрочный.

Анализ ресурсов

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал

  • Поддержка и сотрудничество с ГИБДД, Юго-Восточным управления образованием образования, Ресурсным центром г. Нефтегорска.
  • Педагоги  других ДОУ района
  • Педагоги ДОУ
  • Специалисты
  • Медицинская сестра
  • Родители

Материально-техническое обеспечение

  • Оборудование уголков безопасности в группах
  • Пополнение методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса

  • Приобретение необходимого дидактического материала
  • Создание видеотеки, картотеки по ПДД
  • Обеспечение условий для предупреждения травматизма
  • Создание  «Дорожки безопасности» на территории ДОУ
  • Создание игрового стенда «Я – пешеход»

Специальные службы

ГИБДД

Специалисты

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.

Задачи проекта:

  1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  3. Закрепить знания детей о назначении светофора.
  4. Закрепить знание детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар).
  5. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
  6. Формировать сознательное отношение детей к соблюдению правил дорожного движения.
  7. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
  8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

Сроки реализации проекта:

Подготовительный (аналитический) сентябрь – ноябрь 2015 г.;

Основной (реализация намеченных планов) ноябрь 2015 г. по август 2017 г.  

Заключительный (подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем)  сентябрь 2017 г. – октябрь 2017 г.

Этапы реализации проекта:

Содержание деятельности

Сроки

Подготовительный этап

  • Изучение нормативно-правовой базы
  • Анкетирование родителей по проблеме
  • Информационный мониторинг (изучение работы ДОУ по данной проблеме)
  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме

Сентябрь – октябрь

2015 г.

  • Укрепление материально-технической базы
  • Приобретение пособий, новых игр
  • Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с родителями на родительском собрании
  • Составление примерного перспективного планирования работы с детьми
  • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» И т.д.
  • Изготовление с детьми и родителями атрибутов для сюжетно-ролевых игр: « Полиция», «Механики», «Водители и пешеходы»
  • Родительское собрание  «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»

В ходе реализации проекта

Основной этап

ноябрь 2015 г.-  август 2017 г.  

  • Экскурсия на центральную улицу города;
  • Экскурсия к пешеходному переходу с привлечением сотрудников ГИБДД;
  • Экскурсия по улицам города.
  • «Случай на дороге» - адаптивная игра с сюжетно-ролевым действием
  • «Красный, желтый, зеленый» - физкультурное развлечение
  • Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.
  • Праздник-конкурс «Дорожная азбука» с привлечением инспектора ГИБДД  
  • Освещение работы по проекту в средствах массовой информации.
  • Дидактические игры: «Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Виды перекрестков», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
  • Подвижные игры: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и другие.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по родному поселку», «Поездка домой на автобусе», «У бабушки в деревне».
  • Отгадывание загадок.
  • Проведение тематических досугов и развлечений
  • Проведение бесед: «Обязанности пешехода», «Твой приятель светофор», «Обязанности пассажира в общественном транспорте», «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»,  «Сигналы регулировщика», «Сведенья о дорогах», «Правила перехода улицы», «Дорожные знаки», «Правила поведения в общественном транспорте»
  • Изготовление учебно-дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты)
  • Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения»
  • Альбом «автотранспорт»
  • Конкурс детского рисунка «Мой друг – светофор»
  • Проведение промежуточной и итоговой диагностики знаний и умений детей по правилам дорожного движения

По плану педагога

Ноябрь 2015 г.

Апрель 2016 г.

Май 2016 г.

Ноябрь 2016 г.

В ходе реализации проекта

Август 2017 г.

В конце учебного года

Заключительный

Сентябрь – октябрь

2017 г.

  • Проведение детско-родительской викторины «Безопасность в наших руках»
  • Проведение итогового родительского собрания по результатам работы над проектом
  • Презентация проекта на МО воспитателей ДОО Юго-Восточного управления образования

Сентябрь 2017 г.

Октябрь

2017 г.

Октябрь

2017 г.

Основные направления реализации проекта

Профилактическое:

  • Обеспечение знаний о транспортной среде окружающего микрорайона;
  • Предупреждение попаданий детей в различные дорожные ситуации;
  • Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий

Организационное:

  • Организация предметно-развивающей среды в детском саду;
  • Определение уровней сформированности умений и навыков по ПДД методами диагностики;
  • Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
  • Пропаганда знаний о ПДД с использованием разнообразных методов и приемов.

Формы реализации проекта:

  • Занятия;
  • Беседы;
  • Оснащение предметно-пространственной среды;
  • Работа с родителями.

Механизм реализации проекта:

В ДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
  • цикл консультаций для воспитателей «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД».

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и  правилах дорожного движения.
  2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
  3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
  4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
  5. Соблюдают элементарные правила организованного поведения в детском саду, на улице и в транспорте, правила дорожного движения;
  6. Снизится  процент  детского  дорожно-транспортного  травматизма с участием детей

Критерии оценки результатов реализации проекта

Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны критерии оценки знаний и умений в форме вопросника:

  1. Уровень сформированности представлений
  • о транспортных средствах;
  • об улице (виды перекрестков);
  • о правилах перехода проезжей части.
  1. Знание дорожных знаков:
  • предупреждающих;
  • запрещающих;
  • информационно-указательных;
  • знаков сервиса.
  1. Уровень культуры поведения детей
  • на улице;
  • в транспорте.

Данные по результатам опроса детей заносятся в сводную таблицу.

Способы предоставления результатов

  • Наглядные пособия: игры, картотеки, атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
  • Сценарии праздников, экскурсий, бесед, консультаций, занятий, проекта по пропаганде ПДД
  • Детские рисунки,
  • Комплект плакатов по предупреждению дорожного травматизма.
  • Комплект плакатов «Правила дорожного движения»

Ресурсное обеспечение

  1. Нормативно-правовое
  • Инструкция Департамента здравоохранения «Об организации экстренной медицинской помощи детям, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» от 17.11.95 г.
  • Приказ Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
  • Закон РФ «О безопасности дорожного движения», ст. 29.
  • Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006—2012 гг.».
  1. Информационное:
  • информационная страница на сайте дошкольного учреждения;
  • мультимедийные презентации,
  • информация в СМИ
  1. Организационное:
  • сотрудничество с управлением ГИБДД,
  • работа по управлению деятельностью участников проекта.
  1. Материально-техническое:
  • уголок безопасности в групповых помещениях;
  • дорожно-транспортная площадка;
  • выносные макеты дорожно-транспортных средств
  • методические и дидактические пособия, картотека.
  1. Методическое:
  • теоретическая и методическая литература,
  • периодическая печать,
  • материалы по передовому педагогическому опыту.
  1. Кадровое:
  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели старшей группы
  • старший воспитатель,
  • музыкальный руководитель,
  • инструктор по физическому воспитанию,
  • инспектор ГИБДД.

Список использованных источников

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  3. Занятия по правилам дорожного движения/Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. ; под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
  4. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  6. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  7. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  9. Шурыгина Т.А. Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"...

Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

Проект:«Формирование у детей дошкольного возраста  навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»....

ПРОЕКТ Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения.

Отдел образования и молодёжной политики г. Канаш Чувашской Республики Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад №19” г.Канаш Чувашской Республики ПРОЕКТ Фо...

ПРОЕКТ: "ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ".

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах. Данная работа посвящена обучению детей дошкольного возраста правилам дорожн...