Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Галиева Айгуль Идуаровна

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.

Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.

Поехал в автобусе – он уже пассажир.

И везде его подстерегает опасность.

Актуальность

ФГОС ДО предполагает объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Правила дорожного движения – это одна из норм, обеспечивающих безопасность человека. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам дорожного движения, которые рассматриваются как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

       Цель: организация работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

       Задачи: 1. Повышение уровня теоретических знаний и практических умений формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

2. Создание условий для организации работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

3. Повысить компетентность родителей воспитанников в вопросах формирования у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами дорожного движения.

Предмет: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге

Объект: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге через ознакомление с правилами дорожного движения.

Гипотеза состоит в предположении того, что положительная эффективность у детей старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.

По намеченным задачам, составлен план работы с детьми . Перспективные планы составлены с учетом  требований программы, возрастных особенностей по разделам:

1.     Продуктивная деятельность – моделирования, рисования, аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.

2.     Художественная литература - использование на занятиях стихов, загадок.

3.     Физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток.

Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:

Профилактическое

  •  Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
  • Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.
  •  Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.

Организационное

  • Обогащение предметно – развивающей среды группы.

В  работе  руководствуюсь следующими документами:

нормативно-правовыми:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребенка»

- «Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров – правительством РФ; изменения и дополнение введены с 01.01.20011г.);

- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

- Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);

Основные формы  работы с детьми:

•диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);

•организованные формы обучения в ООД;

•совместная деятельность взрослого и ребенка;

•самостоятельная деятельность детей;

•экскурсии и наблюдения;

•ознакомление с окружающим;

•развитие речи;

•художественная литература;

•викторина, КВН по ПДД;

•конструирование;

•изобразительная деятельность;

•игра;

•встречи с инспектором ГИБДД;

•досуги и развлечения.

Принципы реализации

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Модель реализации проекта:

Мною  подобран методический инструментарий:

•картотека подвижных игр по ПДД;

•картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;

•подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;

•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;

•цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Уголок “Дорожного движения”.

2. Наглядный материал:

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- мультимедийная картотека по ПДД;  

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

Ожидаемые результаты:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Свою работу начала с организации  и обогащения  предметно развивающей среды в группе.

- Развивающая среда для обучения основам  безопасности дорожного движения в группе включают в себя: «Уголок дорожного движения», макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картотеки,  мультимедийную фонотеку (Мультимедийный дидактические игры, презентации, , флэш игры, физкультминутки, гимнастика для глаз, физкультминутки. Материалы уголка использую в ООД по ПДД, при проведении бесед «Дорожные ситуации», целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.

В группе много настольных игр, дидактических игр (Знаки на дорогах»;  «Дорожные знаки»,  Домино «Транспорт»,  «Светофор»,  «Кто ушел»,  «Что изменилось?»,  «Кто быстрее в детский сад приедет?», которые сделаны руками детей совместно с воспитателем.

  Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе  эмоционального  положительного настроя  к изучению правил безопасного поведения.  Игры  подбираю увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась  творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

- Разработала  цикл интегрированных занятий для ООД, где дети повторяют и расширяют знания о дорожных знаках, а затем  через художественное творчество закрепляют пройденный материал.  В ООД по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки.  Знакомлю детей с правилами дорожного движения  систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию. Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.

- В педагогической деятельности использую подборку стихотворений, поговорок, загадок.    Удачным опытом стало составление  сказок и рассказов, сочиненных детьми  о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте.

    В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов. Познавательны и интересны  для детей экскурсии по городу, к перекрёстку, светофору, пешеходному переходу. Перед экскурсиями и поездками обязательно повторяем правила дорожного движения и поведения в транспорте. Детям интересны события, происходящие за пределами территории ДОУ. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

Для  того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую   моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, я предлагаю детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, назначаю детей, которые поведут всю группу по назначенному маршруту.

Традицией стала организация различных выставок. Так в детском саду была организована выставка детских рисунков «Азбука дорожного движения». Участниками выставки стали дети и их родители которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Здесь можно увидеть многообразие интересных машин, дорогу с перекрёстком, дорожные знаки, «весёлые» светофоры,  героев любимых сказок. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любуются детскими работами, но и закрепляют правила дорожного движения на дороге.

- В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с интересными людьми. Мы активно приглашаем в гости родителей воспитанников встречи, с которыми очень интересны и познавательны для ребят.

После встречи с инспекторами ДД в группе была организована Акция:  «Зебра» с целью профилактики безопасности дорожного движения. Задача акции заключалась в привлечении внимания рядовых граждан к безопасности дорожного движения.

Акция проводилась в 2 этапа.

 Первый этап: Создание детских  рисунков на тему «Внимание, пешеходный переход».

Второй этап: Распространение детских рисунков среди прохожих. «Юные инспектора ДД»- дети подготовительной группы, обращались к пешеходам  и  призывали  их к  безопасному поведения на дороге.  Вручали свои рисунки прохожим.

Держа в руках такой рисунок, рука не поднимется выбросить его в урну, как это теоретически может происходить в случае с печатными листовками.

- Для ребят была проведена необычная прогулка, экскурсия на светофорный объект. Где их ждали сотрудники Госавтоинспекции, они наглядно показали и рассказали детям о назначении светофора, для чего предназначен каждый из загорающихся сигналов и какими должны быть действия пешеходов и водителей. А ещё «стражи дорог» рассказали ребятам о назначении пешеходного перехода и о том, какими линиями разметки он обозначается.

Также вниманию мальчишек и девчонок был наглядно продемонстрирован патрульный автомобиль, увидев который дети очень обрадовались и сразу начали задавать вопросы.  Помимо патрульной машины, ребятишкам показали жезл, и объяснил им, для чего он нужен инспекторам дорожно-патрульной службы. Дети охотно отвечали на вопросы, задаваемые сотрудником Госавтоинспекции, показывая свои знания в области дорожного движения. После чего им предстояло нарисовать на бумаге то, что им больше всего запомнилось: кто-то нарисовал светофор, кто-то – патрульный автомобиль.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:

•анкетирование;

По результатам проведённого анкетирования на начала года видим, что у родителей недостаточно знаний по ПДД. Большинство родителей сами зачастую не соблюдают ПДД, а в некоторых случаях даже нарушают их. Более того, родители не объясняют детям, как нужно вести себя на улице. Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания  безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

•памятки, буклеты  и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;

•папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;

•конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На собраниях родителям рассказываем о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.

беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;

 – консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;

–- В течение учебного года проводим общие праздники, развлечения с родителями «Добрая дорога детства», «Дорожная азбука», «В стране дорожных знаков» и др. Такие праздники доставляют огромную радость детям.

В октябре был реализован мини проект «Школа юных пешеходов». В течении двух недель дети изучали правила дорожного движения,  практиковались в оказании первой помощи, читали художественную литературу, рассматривали иллюстрации, просматривали Мультимедийные презентации. Итоговым мероприятие был интересный, познавательный  КВН с участием родителей, где папы и  мамы   вместе с детьми  выполняли различные задания по правилам дорожного движения: «Собери знак», «Рассади пассажиров в автомобиле», «Назови правила для пешеходов».  Такие мероприятия очень важны, ведь родители и дети выступают единой командой, а в каких-то случаях дети выступают учителями своих родителей. Как признались многие родители,  они никогда раньше не  задумывались над  проблемой детской безопасности на дороге.

 -При ознакомлении детей с ПДД использую информационно-коммуникационные технологии.

В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

    Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

• Виды транспортных средств;

• Светофор, история его развития.

• Виды дорожных знаков и их назначение;

• Причины дорожно-транспортных происшествий.

Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак»,  «Огоньки машины», «Санки» и другие.

При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.

В  ООД применяю Мультимедийные гимнастики для глаз и физкультминутки движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.

Совместно с детьми в конце тематических недель монтируем фильм о самых интересных моментах из жизни детей. Дети активно участвуют в создании ролика, понимая, как он  монтируется, и   дают советы об отборе самых хороших фотографий. Просмотр фильмов представляем для родителей на праздниках, родительских собраниях.

 Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы работы с детьми, тем самым, преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую, наполненную информационно-коммуникационными технологиями, образовательную среду.

 Накопленными знаниями и опытом делюсь с коллегами на городских методических объединениях.

Перед началом целенаправленной работы с детьми я изучила их уровень знания по правилам дорожного движения. С этой целью, я  использую  педагогическую диагностику.

Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.

Диагностику провожу  два раза в год: в начале (сентябрь) и конце года (май).

Дети стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, хорошо знают дорожные знаки. Благодаря систематической работе по обучению ПДД дети получили знания и практические навыки, которые помогут им уверенно чувствовать себя в роли пешехода, оценить различные ситуацию не нарушая правил.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогическим коллективом особое вниман...

"Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения". (из опыта работы)

Представлен опыт работы по теме " Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление  с ПДД"....

Педагогический проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"

Реализация современных целей педагогического процесса определяет использование в деятельности воспитателя инновационных педагогических технологий, требующих от педагога нового комплекса умений, одна и...

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения (из опыта работы)

Целью моей  работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде....

Педагогический проект «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

Предложенный проект – попытка показать на практике систему деятельности МДОУ по обучению малышей основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов...

Выступление на педагогическом совете по теме: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»

В работе представлена актуальность проблемы безопасного поведения на дорогах. В консультации раскрыты принципы построения работы по профилактике ДТП. Так же представлен проект по ПДД для детей подгото...