Методическое пособие " Умная ромашка"
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Леднева Ольга Викторовна

      Предлагаем вам дидактическую игру « Умная ромашка» по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

      Эта игра поможет детям в простой игровой форме научиться различать дорожные знаки, определять их значение; выделять главный знак. Закрепить представление детей о предупреждающих и запрещающих знаках, предписывающих, информационно-указательных знаках, знаках сервиса. Игра развивает воображение, внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_umnaya_romashka.docx224.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 31 « Берёзка»

Социально – коммуникативное развитие

Методическое пособие

 « Умная ромашка»

( старший дошкольный возраст)

Воспитатели: Н.В. Сидоренко

О.В. Леднева

Методические рекомендации

«Система работы по ознакомлению детей дошкольного  возраста с правилами дорожного движения»

 

                    С развитием технического процесса скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны растет в геометрической прогрессии. В связи с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Растет и число аварий с участием детей.

              Причиной этих  дорожно-транспортных происшествий  чаще всего являются сами дети. Приводит к этому  незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное  отношение взрослых  к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с опасностями  на дороге. Объясняется это тем, что у детей отсутствует та защитная реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед движущейся машиной

             Чтобы оградить ребёнка от опасности, нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицей, знакомить с правилами дорожного движения, с дорожными знаками, научить его ориентироваться в пространстве, сформировать у него навыки культуры поведения на улице, в транспорте. Это позволит уменьшить вероятность дорожно-транспортных происшествий.

     Работа по обучению правилам дорожного движения  осуществляется  нами по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и начинается  уже с младшего возраста, с последовательным усложнением задач. Работу по профилактике дорожно-транспортных происшествий мы строем в соответствии со следующими  принципами .

Организации образовательного процесса:

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.

Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей  реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.

Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.

            Ознакомление  детей с правилами безопасного поведения на дорогах   построено по нарастающей степени сложности  работы, начиная  с элементарных задач  воспитания детей первой младшей группы и кончая более сложными понятиями, которые должны усвоить ребята подготовительной группы: ведь большинство из них будут самостоятельно ходить в школу.

1 младшая группа

Формирование первичных представлений о машинах, улице, дороге.

Знакомство с некоторыми видами транспорта.

Знакомство с работой водителя

2 младшая группа.

Расширение ориентировки в окружающем пространстве.

Знакомство с понятиями: «улица», «дорога», «светофор»

Рассказы детям о работе водителя.

Формирование умения различать транспортные средства: легковой, грузовой автомобили, машины специального назначения

Формирование первичных представлений о безопасном поведении на дорогах

Средняя группа

Развитие наблюдательности, умения ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжение  знакомства с понятиями: «улица», «дорога», «светофор», «перекресток», «Остановка»  и элементарными правилами  поведения на улице.

Уточнение знаний о работе полицейского и назначении светофора.

Знакомство с различными видами городского транспорта, специальными машинами и их назначением

Знакомство со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта»

Формирование навыков культурного  поведения в общественном транспорте.

Старшая группа

Уточнение знаний детей  об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

Знакомство с названием ближайших к детскому саду улиц и улиц,  на которых живут дети.

Знакомство с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов.

  • Продолжение знакомства с дорожными знаками:
  • необходим набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как:
  •  информационно-указательные – «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»;
  • предупреждающие знаки – «Дети»;
  • запрещающие знаки – «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»;
  •  предписывающие знаки – «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»;
  •  знаки приоритета – «Главная дорога», «Уступи дорогу»;
  • знаки сервиса – «Больница», «Телефон», «Пункт питания».

Подготовительная группа

   Систематизация знаний детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомство с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект».

Развитие свободной ориентировки в пределах ближайшей к детскому саду местности.

  Формирование умения находить дорогу домой из детского сада.

Продолжение знакомства с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.

   Несомненно, детскому саду нужно постоянно поддерживать контакт с семьей. Единые требования, предъявляемые к детям со стороны воспитателей и родителей, будут способствовать успешному овладению детьми азбукой дорожного движения.  Систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей, партнерские отношения с родителями дают положительные результаты.  Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

      Предлагаем вам дидактическую игру « Умная ромашка» по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

      Эта игра поможет детям в простой игровой форме научиться различать дорожные знаки, определять их значение; выделять главный знак. Закрепить представление детей о предупреждающих и запрещающих знаках, предписывающих, информационно-указательных знаках, знаках сервиса. Игра развивает воображение, внимание, навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Список литературы:

  • 1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.
  • 2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1997.
  • 3. Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : МИПКРО, 1998.
  • 4. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. : Просвещение, 1980.
  • 5. Степаненкова Э. Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М. : просвещение, 1978.
  • 6. Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. «ОБЖ для старших дошкольников»
  • 7. В.А.Добряков «Три сигнала светофора»,М.просвещение, 1978г

Социально – коммуникативное развитие

Дидактическая игра « Умная ромашка»

(по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста)

Цель:  Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной обстановке.

Задачи:

Образовательные:

  • Обучать детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в дорожной среде
  • Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Учить различать дорожные знаки, определять их значения; выделять главный знак.

Развивающие:

  • Расширять словарный запас детей по дорожной лексике
  • Создать условия для сознательного изучения дошкольниками правил  дорожного движения

Повышать компетентность родителей по особенностям  обучения дошкольников правил безопасного поведения на дороге, в транспорте, правилам дорожного движения

Развивать внимание, навыки осознанного использования     правил дорожного движения в повседневной жизни.

Воспитательные:

  • Воспитывать дисциплинированных и грамотных пешеходов

     

Категория участников: дети старшего возраста

Материал необходимый для игры : макет ромашки, на котором изображены  предупреждающие и запрещающие знаки, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса, демонстрационное поле, дорожные знаки.

Ход игры.

Вариант 1. Ведущий указывает на тот или иной знак поворотом стрелки. Ребенок подбирает соответствующий знак и располагает его на демонстрационном поле. объясняет его значение.

Вариант 2. Ведущий читает название  дорожного знака. Ребенок ищет соответствующий знак на  макете, поворачивает стрелку к нему. Объясняет его значение.

Методическая ценность :

  •  Предлагаем вам методическое пособие « Умная ромашка» для детей старшего дошкольного возраста, пособие было апробировано на практике и привело к положительным  ожидаемым результатам. Целью методического пособия является трансляция приобретенного детьми  знаний. Во время игры перед детьми ставятся задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, умение преодолевать трудности.
  •    Пособие помогает детям в простой игровой форме различать разнообразие игровой деятельности, продолжает развивать, углублять знания, воспитывать интерес к игре, бережного отношение к ней. Игра развивать воображение, внимание, навыки осознанного использования правил поведения в повседневной жизни.
  •   Игра воспитывает  ответственность, инициативность, умение вести игровой диалог, взаимодействовать  в игре, следовать игровым правилам, получать удовольствие от совместных игр, содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности, умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

C:\Users\user\Desktop\ЛОГИКА\WP_20160119_16_18_47_Pro.jpgC:\Users\user\Desktop\ЛОГИКА\WP_20160317_15_51_46_Pro.jpg

C:\Users\user\Desktop\ЛОГИКА\WP_20160317_15_48_55_Pro.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Умная гусеница"

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой де...

Методическое пособие "Логопедическая ромашка"

Логопедическая ромашка для закрепления мягких и твердых звуков....

Развитие мелкой моторики рук у детей с общим нарушение речи обучающихся по адаптированным образовательным программам, посредством авторского методического пособия «Умный совенок»

Актуальность: потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.Мелкая моторика – одна из ст...

« Игры – головоломки», Пособие « Умная ромашка»

    Математические игры - головоломки (игры-конструкторы) отличный тренажер для развития усидчивости, творческого воображения, развивает у детей смекалку и сообразительность, логическ...

Положение о конкурсе дидактических игр и методических пособий «Умная игрушка»

Цели и задачи конкурса:Цель: Выявление и распространение результативных и эффективных дидактических игр и методических пособий, способствующих развитию у дошкольников первичных представлений о свойств...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7 лет Сроки реализации 4 года.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Умные игры» (Развитие мыслительных процессов детей дошкольного возраста с помощью системы дидактических игр Блоки Дьенеша) Возраст детей 3 -7

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более ув...