Сообщение из опыта работы «Планирование поисково – исследовательской деятельности и основ безопасности в природе
учебно-методический материал по обж (старшая группа) на тему

Фокина Ольга Михайловна

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность. В материале речь идет о решении задач по опытно - экспериментальной деятельности в моей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сообщение из опыта работы21.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное                          учреждение  № 101 г. Липецка

Сообщение из опыта работы

«Планирование поисково – исследовательской деятельности                                                          и основ безопасности в природе                                                                                                              для детей старшего дошкольного возраста»

 

 

Воспитатель                        Фокина О.М.

 «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что узнал». В.А. Сухомлинский.

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы невозможно, современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир) практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

Уделяя должное внимание данной теме, я понимаю, что при детской экспериментально-исследовательской деятельности в детском саду:                             - Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. - Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.                                                                            - Развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.                                - Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Основная наша задача поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в моей группе является организация развивающей среды. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе создали «Детскую научную лабораторию», а также центр экспериментирования. В этом специально оборудованном центре дети проводят опыты, эксперименты, наблюдения. Материалы распределены по разделам: "Песок, глина, вода", "Звук", "Магниты", "Бумага", "Свет",  "Стекло", "Резина". Центр оснащён разнообразным природным (семена, шишки, листья деревьев, камни…) и бросовым материалом (баночки, пробки, крышки, трубочки, пробирки…) Он периодически пополняется новым материалом для того, чтобы вовлечь детей в исследовательскую деятельность. Имеется картотека, серии экспериментов с объектами живой и неживой природы. Совместно с детьми разработали условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки в природе. Для организации самостоятельной детской деятельности есть карточки-схемы проведения экспериментов, собран необходимый методический материал, фотографии, дидактические игры, серии картин с изображением природных сообществ, книги познавательного характера, атласы, тематические альбомы, иллюстрации. При оборудовании уголка в группе учитывала следующие требования: безопасность, достаточность и доступность расположения. Проводились с детьми экскурсии и целевые прогулки наблюдения за живой природой, растениями, животными, как живыми организмами: рост, потребности, размножение, характерные особенности сезонов. Опыты в неживой природе: водой, с песком, с глиной, с магнитом, камнями, игры со светом, цветом и т.д. Знакомила детей с круговоротом воды в природе, как вода из жидкого состояния может перейти в твердое и наоборот. Выявили вещества, которые растворимы в воде. Познакомили со способами очистки воды (фильтрование). Узнали, почему не тонут айсберги? Что такое «Сила тяготения», «Упрямые предметы», узнали, что такое «Хитрости инерции», «Почему предметы движутся». Познакомились с Солнечной системой, узнали, что такое Вселенная, планеты, звезды. Подготовили коллективный  проект на тему: «Космос», «Магия воды и кристаллов». Исследовательская деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выполняя разные социальные роли. Это привело к сплочению детского коллектива, развитию коммуникативных навыков. Появилась обстановка общей увлеченности и творчества в нашей группе. Каждый из ребят вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором и экспертом деятельности. Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?», но для этого мы стараемся обеспечивать не только оборудование для исследования, но и создавать проблемную ситуацию, решение которой приводит к открытию каких-либо закономерностей, свойств, явлений. Для поддержки интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулируются от имени сказочных героев. В лаборатории «живет» «Звездочёт», от имени которого предлагаются задания, опыты и эксперименты. Нашим воспитанникам интересны самые разнообразные опыты с веществами и предметами. В свободное время изучают энциклопедии « Я- исследователь», «Космос», «Планета земля», «Первооткрыватели», «Подводный мир», «Природа и человек» и т.д. Была проведена выставка детских рисунков «Моя научная работа».

Основу здоровья ребенка составляет безопасное поведение.

Актуальность формирования культуры безопасного поведения в природе у детей обусловлена тем, что дети-дошкольники не могут реально оценить степень угрозы возникающей опасности и тем более своевременно предотвратить причины ее возникновения. Поэтому моя задача — подготовить ребенка к встрече с различными жизненными обстоятельствами, обучению адекватным, осознанным действиям в разных ситуациях.

В образовательной деятельности с детьми широко использую поисково- исследовательскую деятельность, как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений.

 Стараюсь помочь детям овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через поисково-познавательную деятельность. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы: «как?»  и «почему?»

В ходе опытнической деятельности дети учатся наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

В экспериментально-исследовательской деятельности постоянно возникают вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. В одном исследовании может быть затронуто одно или несколько направлений.

Так знакомя детей на занятиях с понятием «вода», ее значением для человека, бережном и разумном использовании. В ходе цикла бесед, опытов, рассматривание иллюстраций у детей закрепили знания о воде.  Но в тоже время происходит в этих занятиях взаимосвязь с факторами, укрепляющими и настораживающими на безопасность жизнедеятельности ребенка. Давно известно: вода, а точнее плавание, приносит огромную пользу, закаляет организм. Я стараюсь помочь детям овладеть элементарными правилами безопасного поведения на воде. Познакомить ребенка же с азами водной грамоты гораздо сложнее. Ведь чтобы наглядно объяснить дошкольнику, какое место подходит для купания, где можно нырять и как вести себя в лодке надо не только все это знать самому, но и суметь показать свои знания на практике. Тогда и ребенок лучше усвоит и запомнит их. Человек, умеющий плавать, всегда подвергается большому риску. Необходимо научить ребенка соблюдать в воде разумную осторожность.

Поэтому считаю, что экспериментальная деятельность, и ОБЖ взаимосвязаны между собой. Проблемы, которые ставятся перед детьми на занятиях и в повседневной жизни заставляют ребенка не только логически мыслить, анализировать, обобщать, но и обучают, как нужно поступить, чтобы не навредить своему здоровью, какие использовать меры безопасности попав в ту или иную ситуацию.

Проводя опыты, наблюдения, беседы ставлю перед детьми или вопросы, или проблемы:

  • Чем опасен водоем весной? (тема лед)
  • Почему нельзя купаться в грозу? (взаимосвязь с темой — молния)
  • Где и почему нельзя нырять в воду вниз головой?
  • Можно ли купаться при высоких волнах?
  • Что надо помнить перед входом в воду?
  •  Почему нельзя купаться в водоемах расположенных рядом с фабриками и заводами?
  •  Какой лед можно считать безопасными?

Когда у детей накопится достаточное количество  знаний о данной теме,  с детьми можно  составлять  кроссворды из – загадок – предостерегалок.

Тем самым у детей обобщаются и закрепляются знания о различных экстремальных ситуациях и правилах поведения при их возникновении.

 Огромное место в исследовательской деятельности имеет иллюстрированный материал по обеспечению основам безопасности жизнедеятельности. Это всевозможные соображалки, где детям предоставляются на внимание, размышление различные ситуации. С помощью них у ребенка воспроизведение той или иной ситуации в действительности и поиска выхода из нее.

 Например: « Какое место подходит для купания?» Детям дается несколько вариантов:

крутой берег,

быстрое течение,

поваленные деревья,

пологий берег, песчаное дно,

прибрежные водоросли

Детям предоставляется возможность выбрать вариант и порассуждать вслух.

В результате дети учатся мыслить, анализировать ситуации, а самое главное формируются правила безопасности, которые ребенок запомнит и будет их применять в жизни.

Заключение

 Элементы поисково- исследовательской деятельности делают понятным смысл запретов и способов  действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Исследовательская деятельность позволяет  ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста"

В сообщение делюсь опытом работы,  как воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, как сделать его личностью с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением....

Обобщение опыта работы по поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста

Здесь представлен материал о планировании поисково-исследовательской деятельности в режиме дня в дошкольном учреждении....

Проект по поисково-исследовательской деятельности "Как человек использует дары природы"

Актуальность .  Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника.  Включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе кото...

Планирование поисково - исследовательской деятельности и основ безопасности в природе для детей старшего дошкольного возраста

Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в познавательно - исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворять присущую ему любознательность...

Перспективное планирование поисково – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования с объектами неживой природы

Данный материал поможет педагогам спланировать поисково - исследовательскую деятельность как на занятиях, так и во время прогулок....

Сообщение из опыта работы: «Использование инновационных технологий при изучении основ финансовой грамотности»

     Экономическое воспитание становится одним из остро востребованных направлений современной дошкольной педагогики. Процесс экономического воспитания может быть реализован чере...