Проект «Азбука дорожного движения» с использованием УМК
проект по обж на тему

Проект

«Азбука дорожного движения» с использованием УМК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_umk.docx80.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Азбука дорожного движения» с использованием УМК

(Проект «Юл Алифбасы»)

http://www.mbdou65ku.caduk.ru/images/25489581.gif

Выполнила работу:

Файдрова Ляйсания Хамитовна

г. Нижнекамск

Проблема. Мы живем в Республике Татарстан, где государственными являются два языка: татарский и русский и большой процент семей является смешанным. Вследствие чего возникает необходимость обучать детей двум государственным языкам. Для успешного обучения детей родному языку был разработан учебно – методический комплект. В нашей группе  разработан проект по ПДД с использованием УМК, что позволит лучше усвоить  и закрепить материал на татарском языке.

Актуальность.Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы

с детьми и родителями. 

        Цель. Обеспечение безопасности ребенка-дошкольника, формирование положительной  мотивации к изучению татарского языка при изучении правил дорожного движения, способствовать лучшему усвоению материала на татарском языке.

     Задачи.  

  • Образовательные – учить составлять словосочетания и  простые предложения на татарском языке.
  • Развивающие– развивать умение понимать речь на татарском языке, активизировать употребление существительных, прилагательных и глаголов по темам: «Цвет», «Посуда», «Продукты», «Овощи и фрукты».
  • Воспитывающие– воспитывать уважительное отношение к татарскому языку.

Тип проекта.Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, краткосрочный (1 месяц).

Предполагаемые результаты:

- усвоение детьми знаний на татарском языке при изучении ПДД.

 - развитие речевой активности на татарском языке.

 - активное вовлечение родителей в процесс обучения татарскому языку при изучении правил дорожного движения.

Этапы проекта

1этап (постановка проблемы)

Поставить проблему  перед детьми: «Для чего необходимо изучать татарский язык при изучении правил дорожного движения?»

Определить  результат проекта:умение понимать речь на татарском языке.

2 этап (обсуждение проблемы, принятие задач)

Довести до детей важность данной проблемы: « Изучение татарского языка необходимо, так как мы живем в Республике Татарстан, где государственными являются два языка: татарский и русский и большой процент семей является смешанным.

  • Подобрать художественную литературу,
  • Подготовить наглядный иллюстрированныйматериал по теме проекта.
  • Изучить методическую литературу: 2 комплект – по обучению русскоязычных детей татарскому языку «Татарча сөйләшәбез» - «Говорим по-татарски» под руководством З.М.Зариповой;
  • УМК по обучению русскоязычных детей татарскому языку “Уйный-уйныйүсәбез” (для старшей группы).
  • Провести с родителями консультирование.

3 этап (работа над проектом)

п/п

Методы

Цель

1

Беседа на тему «Из истории светофора»

Расширять кругозор знаний об истории светофора, включить элементы игры, вызвать детей на общение.Активизировать словарный запас (использование глаголов в речи),учить задавать вопросы на татарском языке, на слух различать вопросительные и побудительные предложения, развивать внимание, быстроту реакции. Словарная работа: утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, бие, жырла.

2

Рисование

«Весёлый светофор»

Поддерживать положительную мотивацию к НОД. Развивать потребность в творческой деятельности, закреплять знания цветов на татарском языке, развитие самостоятельности, способствовать привлечению и удержанию внимания детей на изучаемой теме. Словарная работа: кызыл, сары, яшел.

3

Художественная литература. Стихотворение «Светофор утлары», «Зебра» Р.Ш. Эхмадиева, поговорка «Юлгаялгызчыксан, озынтоелыр» И.В. Маркелова

Расширять словарный запас на татарском языке, продолжать формировать умение слушать речь на татарском языке, вызвать интерес к общению на татарском языке, пополнять активный и пассивный словарь на татарском языке.

4

Разучивание стихотворения на татарском языке

«Светофор»

Расширять кругозор знаний, словарный запас на татарском языке, запоминать слова татарского языка, пополнять активный и пассивный словарь.

5

Дидактическая игра

«Командир. Нишли? – Что делает?»

Активизировать словарный запас (использование глаголов в речи),учить задавать вопросы на татарском языке, на слух различать вопросительные и побудительные предложения, развивать внимание, быстроту реакции. Словарная работа: утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, бие, жырла.

6

Подвижная игра

«Светофор утлары»

Активизировать словарный запас по теме «Цвет», развивать умение понимать речь на татарском языке, развивать ловкость, умение работать в команде. Словарная работа: кызыл, сары, яшел; ут.

7

Сюжетно-ролевая игра

«Пообедаем в кафе»

Активизировать словарный запас по теме «Посуда», «Продукты», «Овощи и фрукты», «Цвет», развивать внимание, учить составлять простые предложения на татарском языке, активизировать употребление в речи глаголов и прилагательных, учить составлять развивающий диалог. Словарная работа:хәерлә көн, сау бул; кызыл, сары, яшел; тәмле, зур, кечкенә, чиста, пычрак; тәлинкә, кашык, чынаяк; чәй, аш, ботка,сөт, ипи, алма, кишер, суган, кәбестә. Глаголы: исәнме,нәрсәкирәк.

8

Просмотр мультфильма

«Светофор »

Закреплять знания о правилах дорожного движения на татарском языке, расширять кругозор знаний.

9

Оформление папки-передвижки на тему «Самые важные правила – правила дорожного движения»

4 этап (завершающий)

  • Показ презентации для родителей;
  • Презентация данного проекта на педсовете.

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет на тему:

«Веселый светофор»

с использованием УМК

г. Нижнекамск.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно- эстетическое развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-Коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, восприятие художественной литературы, познавательно исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная.

Цели:

  • Развивающие:закрепить представление детей о светофоре умение отвечать на вопросы «Бунэрсэ?Нинди?», обращение друг другу на татарском языке, развивать диалогическую речь.
  • Обучающие: активизация пассивного и активного словарного запаса по теме: “Цвет» ”.
  • Воспитательные: воспитание уважения, взаимовыручки к окружающим.

Словарная работа:кызыл, сара, яшел, ут.

Материал: демонстрационный материал по правилам дорожного движения (картины, аудиозапись); костюмысветофора, веселых огоньков,; сигналы светофора – красный, жёлтый и зелёный кружки.

Планируемые результаты: проявляет интерес к участию совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, участвует в разговорах во время игр, отвечает на вопросы педагога.

Предварительная работа: НОД по ПДД, занятия по обучению детей татарскому языку , разучивание загадок, стихотворений на русском и татарском языках, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, индивидуальная работа.

Структура занятия: организационный момент, игры, анализ.

Тип НОД: Комплексная непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе (5-6 лет)

Организация: НОД проводится в группе в игровой форме

Ход НОД:

Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегезничек?

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель: Ребята, наши лучшие друзья Акбай и Мияу сегодня нас приглашаютотправится в страну Светофория. Давайте поздороваемся с ними и спросим как у них дела?

Дети: Исэнме, Акбай, Мияу. Хэллэрничек?

- Акбай, Мияу: эйбэт. 

- Ребята, Акбай и Мияу говорят, что в стране Светофория беда и просят нас о помощи.

(Инсценировка «Сказка о заветных огоньках»)

Воспитатель: В одном прекрасном старом городе повстречались на перекрестке три огонька: Красный, Желтый и Зеленый. Завязался между ними спор о том, какой из огоньков самый важный.

Ребенок (красный огонек): Я, красный, самый важный – цвет костра, пожара. Как меня увидят люди – знают, что впереди тревога, опасность.

Ребенок (желтый огонек): Нет, я, желтый цвет, важнее. Мой цвет – цвет солнца. А оно может быть и другом, и врагом. Поэтому я предупреждаю: Будь осторожен! Внимание! Не торопись!

Ребенок (зеленый огонек): Друзья огоньки, прекратите спорить! Это я – самый важный цвет – цвет травы, леса, листьев. Я напоминаю всем о безопасности и спокойствии.

Воспитатель: Так и продолжался бы на перекрестке города спор заветных огоньков, если бы не вмешался одинокий герой. У него имелись три глаза, но они не имели цвета.перестали гореть и на дорогах начались беспорядки, нам надо помочь зажечь огоньки. Но, чтобы отправится в эту страну, мы должны уметь говорить на их языке. Давайте попробуем! А вы, ребята, знаете сколько глаз у светофора? Ничә?

Дети:три, өч.

Воспитатель:Какие?

Дети:красный, желтый, зеленый.

Воспитатель:назовите цвета на татарском языке.

Дети:кызыл, сара, яшел.

Воспитатель:Ребята, вы молодцы! Но прежде, чем поехать нам надо повторять правила поведения и правила безопасности в автобусе.

- Итак, наш автобус отправляется в страну Светофория.

- Пока мы будем ехать, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?»). Задавая друг другу вопрос «Сиңаничәяшь?» будем знакомиться на татарском языке.

(Дети рассказывают про себя на татарском языке.)

Ответы детей: Мин Алсу. Миңа 6 яшь, и т. д.

Воспитатель:Ребята, перед нами Страна Светофория, но чтобы в нее попасть нам надо ответить на вопросы.

Проводится игра «Ответь правильно»

(дети становятся по кругу, воспитатель в центре с мячом, кому из детей воспитатель бросает мяч, тот отвечает.)
Вопросы:

-Пешком по улице идет. Значит это (пешеход)

-Если ты едешь в автобусе, автомобиле, то ты (пассажир)

-Голос автомобиля (сигнал)

-А машины летают?

-У светофора 8 глаз? (нет – 3 сигнала: красный, желтый, зеленый)

-А машины спят в кроватях? (нет, в гараже, на автостоянке)

-Как называется то место, где люди ожидают автобус (остановка)

-Как называется место, которое включает в себя дороги, парки, жилые дворы, игровые площадки (улица)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами возьмем волшебные краски и будем оживлять светофоры.

Рисование светофоров.

Ребенок (светофор)(обращается к огонькам): Друзья, не надо спорить! Каждый из вас – очень яркий цвет, и каждый очень важный. Давайте дружить! Мы всегда будем вместе помогать всем людям на улицах города.

Воспитатель:Заветные огоньки очень обрадовались. И с тех пор на перекрестках больших городов управляют машинами и пешеходами друзья-огоньки и друг светофор!

Воспитатель: Вы поняли, ребята, для чего на улицах нужен светофор?

Дети: да, чтобы не было аварий и т.д.

Проводится игра «Цветные автомобили». 

(чей гараж быстрее соберется).

Воспитатель: На этом наше путешествие закончилось, мы прощаемся с жителями страны Светофория. Саубулыгыз!

Дети: Саубулыгыз!

Подведение итогов.

Конспект

Непосредственной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет

на тему:

«Из истории светофора »

сиспользованием УМК

Провела воспитатель

Файдрова Ляйсания Хамитовна

г. Нижнекамск

Интеграция образовательных областей:

 «Художественно- эстетическое развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическая культура», «Социально-Коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности:

игровая, восприятие художественной литературы, познавательно исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная

Цели  :

  • Обучающие :расширить знания детей о светофоре, активизация пассивного и активного словарного запаса на татарском языке по теме: “Цвет» ”.
  • Развивающиезакрепить представление детей о светофоре умение выполнять движения по команде на татарском языке; развивать диалогическую речь; развивать навыки практического выполнения правил уличного движения.
  • Воспитательные: воспитание уважения к окружающим.

Словарная работа:кызыл, сары, яшел, ут, бас, төр, утыр, йөгер.

Материал: демонстрационный материал по правилам дорожного движения (картины, аудиозапись); костюмы постового, цветных человечков; сигналы светофора – красный, жёлтый и зелёный кружки, воздушные шары красного, жёлтого и зелёного цветов.

Планируемые результаты: проявляет интерес к участию совместных подвижно-дидактических, развивающих играх, участвует в разговорах во время игр, отвечает на вопросы педагога.

Предварительная работа: НОД по ПДД, занятия по обучению детей татарскому языку , разучивание загадок, стихотворений на русском и татарском языках, рассматривание иллюстраций, мультфильмов, индивидуальная работа.

Структура занятия: организационный момент, игры, физминутка, анализ.

Тип НОД: Комплексная непрерывно-образовательная деятельность в старшей группе (5-6 лет)

Организация: НОД проводится в группе в игровой форме.

Ход НОД:

Воспитатель: Исәнмесез, балалар! Хәлләрегезничек?

Дети: Исәнмесез!

Воспитатель:

Сегодня к нам пришел гость

А его отгадайте вы, юные пешеходы!

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу не смотрел он всеми сразу – 
Все глаза ему нужны.
Он висит уж с давних пор.
Что же это?

Дети:Светофор.

Воспитатель:– Дорогие ребята! А какого цвета огоньки у светофора?

(показывает цвета светофора - дети отвечают)

-Назовите цвета на татарском языке

Кызыл, сары, яшел.

(Под задорную музыку выбегают Цветные человечки)

Цветные человечки:

Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горим мы день и ночь – 
Зелёный, Жёлтый, Красный.
Наш домик – светофор,
Мы три родные брата, 
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

1. Самый строгий – красный свет,
Если он горит,
Стоп! Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт.

2. Чтоб спокойно перешёл ты,
Слушай наш совет:
– Жди! Увидишь скоро жёлтый
В середине свет.

3. А за ним зелёный свет
Вспыхнет впереди.
Скажет он – препятствий нет,
Смело в путь иди.

Воспитатель:

– Светофор, который командует машинам и людям, когда начинать движение, а когда стоять, изобрели раньше автомобиля.

Сто сорок лет назад на городских улицах не было множества машин, и людей возили конные экипажи. Чтобы мчащиеся конные экипажи не сталкивались друг с другом, на перекрёстках и поставили светофоры.

Первый светофор был установлен в английском городе Лондоне. Если бы ты сейчас увидел этот светофор, то сразу бы не понял, что это такое. У первого светофора было всего два цвета – красный и зелёный. Управлял им специальный человек, который поднимал и опускал стрелку с цветным кружком.

Резкий переход от одного сигнала к другому был опасен: один не успевал останавливаться, а другой уже поехал. И тогда придумали предупреждающий знак – жёлтый сигнал.

Затем светофоры стали устанавливать на столбах. По цветным стёклам светофора ползла большая чёрная стрелка. Стрелку переводил регулировщик. Он то включал зелёный свет, то жёлтый, то красный. Регулировщики стояли возле каждого светофора.

Светофоры придумали, чтобы охранять жизнь пешеходов и предупреждать несчастные случаи и аварии на улицах.

Во всех городах мира светофоры одинаковые – трёхцветные. Цветовые сигналы расположены сверху вниз: красный (кызыл) – стой, жёлтый (сары)– приготовься, зелёный (яшел) – иди.

Современные светофоры – электрические. Они самостоятельно переключают свои огоньки на перекрёстках и отдают приказы пешеходам и машинам, когда стоять и когда двигаться.

А ты всегда слушаешься сигналов светофора? (Ответы детей)

Воспитатель:

– Ребята, а почему нужно изучать правила дорожного движения? (Ответы детей).

Воспитатель:

– Да, действительно, на дорогах опасно лишь тогда, когда люди не знают правил, или знают, но не хотят выполнять, что крайне безответственно. А что это за правила – повторим ещё раз:

Воспитатель:– На светофоре – красный свет! (показывает на красный свет в светофоре на презентации)
Опасен путь – прохода нет!
А если жёлтый свет горит, – (показывает жёлтый свет)
Он “Приготовься” говорит.
Зелёный вспыхнул впереди – (показывает зелёный свет)
Свободен путь – переходи.

Воспитатель:

Кто поможет, если сломался светофор? (ответы детей)
Конечно, постовой!

Физминутка “Постовой – регулировщик”

(мальчик в костюме, фуражке с жезлом в руках), дети встают парами друг за другом.

Постовой стоит упрямый  - (дети шагают на месте)
Людям машет: Не ходи! -  (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)
Здесь машины едут прямо - (руки перед собой)
Пешеход, ты погоди! - (руки в стороны)
Посмотрите – улыбнулся,-  (руки на пояс)
Приглашает нас идти! -  (шагаем на месте).
– Вы, машины, не спешите,- (хлопки руками)
Пешеходов пропустите!- (прыжки на месте)

Воспитатель:

Дисциплина на улице – залог безопасности.

Опасные ситуации подстерегают нас на улице повсюду. Мы внимательно изучили сводки местных газет о происшествиях на дорогах с детьми.

Мы пришли к выводу, что чаще всего дети страдают:

– от перехода улицы в неположенном месте или на красный свет светофора;

– оттого, что обходят транспорт не с той стороны;

– от катания на скользких горках прямо на улицах;

– от падения по пути следования в канализационный колодец, ямы, траншеи.

Воспитатель:

А теперь проверим в игре, кто не растеряется на дороге!

 Все дети встают и образуют большой круг . По сигналу воспитателя(красный, жёлтый и зелёный кружки) дети выполняют движения:

Йөгер!”- ребята бегут на месте (зелёный)

Утыр ” - присаживаются (жёлтый)

Бас ” - стоят на месте (красный)

Нарушители выбывают из игры.

Воспитатель:

Сегодня, мы с вами повторили некоторые правила дорожного движения, запомнили, как произносятся цвета светофора на татарском языке. На следующих занятиях мы будем знакомиться с остальными дорожными знаками, ну, а тем ребятам, которые не знают еще правила, мы даем совет:

Делаем ребятам предостережение –

Выучите срочно правила движения.

Чтоб не волновались каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались улицей водители.

Воспитатель: А в подарок вам, ребята, воздушные шары –красные, жёлтые и зелёные ( кызыл, сары, яшелшарлар).

Воспитатель:Саубулыгызбалалар!

Светофор утлары”

Светофорда- кызыл ут

Юл хәтәр-үтү юк!

Ә сары утны күрсәтсә-

Әзерлән дип кисәтә.

Яшел утны ул алды-

Чыга башла-юл бушады.

Зебра

Юлда басып торма син,

Машина юлында уйнама

Моның өчен дустыбыз безнең

Дустыбыз безнең,дустыбыз безнең

Бергәләп әйтер балалар:

Зебра-бу,зебра-бу,зебра-бу,

Дустыбыз ул безнең!

Сюжетно – ролевая игра “Пообедаем в кафе”

Дидактическая задача: Активизировать словарный запас и употребление в речи глаголов; учить соотносить предмет и производимое с ним действие; учить правильно составлять словосочетания существительное + глагол, учить составлять простые предложения на татарском языке; развивать навыки представления, памяти, внимания и наблюдательности; вызвать интерес к общению на татарском языке.

Закрепление культурных навыков.

Правила игры: В игре участвуют 2 ребёнка. Распределяют роли. Ведется диалог по схеме.

- Исәнмесез!

- Исәнмесез!

-Нәрсә кирәк?

-Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) кирәк.

-Нинди аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге)?

-Тәмле аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге).

-Мә, аша (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) аша (эч).

-Рәхмәт. Аш (ботка, сөт, ипи, чәй, кишер, кәбестә, кыяр, бәрәңге) тәмле.

-Саубулыгыз!

- Саубулыгыз!

Дидактическая игра «Командир.

Нишли? – Что делает?»

Дидактическая задача. Активизировать словарный запас (использование глаголов в речи),учить задавать вопросы на татарском языке, на слух различать вопросительные и побудительные предложения, развивать внимание, быстроту реакции. Словарная работа: утыр, бас, сикер, уйна, йөгер, бие, жырла.

Правила игры: В игре участвуют 2 ребёнка. Распределяют роли. Ведущий называет команду, второй ребёнок должен показать действие, называемое ведущим и проговорить словосочетание на татарском языке.

- Аша! Эч! Утыр! Бас! Сикер! Уйна! Йөгер! Ю! Йокла! Ки! Сал! Чана шу! Җырла! Бие! Китап укы! Рәсем яса!

Речевой образец:

- Саша, утыр! (Саша утыра).

Саша нишли?

- Саша утыра.

Подвижная игра

«Светофор утлары»

Цель.Активизировать словарный запас по теме «Цвет», развивать умение понимать речь на татарском языке, развивать ловкость, умение работать в команде. Словарная работа: кызыл, сары, яшел; ут.

Правила игры: участвует группа детей, выбирается один ведущий, который будет давать команды: кызыл, сары, яшел.

По команде «Кызыл» (красный) – дети сидят, «Сары» (желтый) – стоят, «Яшел» (зеленый) – идут по кругу. Сигналы должны меняться неожиданно, в разные промежутки времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: «Азбука дорожного движения»

Проект посвящён актуальной проблеме – обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.  Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в ...

Проект "Азбука дорожного движения"

Цель. Создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения на дороге и в транспорте....

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

проект "Азбука дорожного движения"

В ДОУ д/с 124 был разработан проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах города.Анализ ста...

Проект "Азбука дорожного движения"

Формировать умение, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.Воспитывать грамотного пешехода....

Презентация проекта "Азбука дорожного движения"

Цель проекта: формирование навыков правильного поведения дошкольников на дороге, создание в группе максимально эффективных условий для организации работы по формированию у детей навыков правильного по...