Выступление на педагогическом совете "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".
методическая разработка по обж (старшая группа)

наталья александровна данилина

В данном материале представлен опыт работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд. Тема моего выступления «Использование возможностей  предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения».

 2 слайд. В ФГОС ДО отмечено, что социально – коммуникативное развитие направлено на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Вот такое определение безопасного поведения дается в словаре Ожегова: Безопасное поведение – это интегральное качество личности, включающее в себя ЗУН по правилам безопасной жизнедеятельности, позволяющее распознать, предвидеть опасные ситуации, видеть пути их устранения, понимать ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.

Интегральное качество-это совокупность индивидуальных особенностей человека, которая проявляется в его действиях и поступках. Интегративное качество включает в себя и черты характера этого человека, такие, как воспитанность, аккуратность, а так же здоровьесбережение, которое проявляется в умении заботиться о своем здоровье, знании способов его сохранения, умении контролировать свое здоровье; бережном отношении к здоровью окружающих.

Использование возможностей  предметно-пространственной среды в нашей группе по формированию основ безопасного поведения заключается в формировании знаний, умений, навыков детей по безопасному поведению дома, в детском саду, на улице и дороге.

Формирование знаний заключается в приобретении  знаний детей о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы).

Формирование умений по безопасному поведению заключается в использовании знаний в различных ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира.

Формирование навыков заключается в понимании ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности.

А так же формирование основ безопасного поведения заключается в создании  условий для упражнения детей в выполнении правил безопасного поведения. Поэтому, одним из определяющих факторов познавательного развития ребенка в условиях дошкольной образовательной организации является предметно-развивающая среда. Правильно организованная среда со специально подобранными материалами помогает взрослому обеспечить правильное развитие ребенка, приучать к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

3 слайд.Актуальность обучения детей -дошкольников  безопасному поведению заключается в  заботе о здоровьесбережении. А именно воспитание у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях , самостоятельности и ответственности за свое поведение.

Так же подталкивает к необходимости обучения дошкольников безопасному поведению изменение социальной инфраструктуры: увеличение количество транспортных средств, увеличение числа ДТП с участием детей.

 Использование разнообразной бытовой техники и электроники, с которыми ребенок должен рано или поздно научиться правильно обращаться.

 Несформированные чувства опасности у детей дошкольного возраста.( то есть ребенок  видит горячий утюг, хочет его потрогать, не понимая , что может обжечься).

 4 слайд.Исходя из  актуальности, мы поставили перед собой цель :формирование и систематизация представлений детей об опасных для жизни и здоровья ситуациях, способность развитию умения предвидеть опасные ситуации.

Данная цель реализовывалась в решении следующих задач :

1. Формировать новые знания о возможных опасных ситуациях в жизни детей. 2.Развивать у детей основы безопасного поведения в окружающей среде. (Первые две задачи направлены на самого ребенка)

 3.Наполнять предметно - пространственную среду дидактическими играми, способствующими развитию навыков безопасного поведения дома, в детском саду, на улице и дороге.

4. Подобрать наглядный материал для формирования способов

безопасного поведения в разных опасных ситуациях.( вторые две задачи направлены на предметно-пространственную среду).

5 слайд.Исходя из данных задач, мы выделили принципы обогащения предметно- пространственной среды нашей группы.

  1. Трансформируемость. Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например, одна и та же ширма может быть кабинетом доктора, домиком (если ее перевернуть), носом корабля, автомобилем и т.д.
  2. Вариативность. Предполагает наличие в группе различных пространств , а так же разнообразных материалов, обеспечивающих свободный выбор детей. Например, приделали к ширме на липучках карман, положили в него инструменты- мастерская, карман убрали, повесили на крючке шланг- заправочная станция и т.д.

 3.Безопасность. Предполагает соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

 4.Полифункциональность. Использование предметов-замесителей, а так же возможность использования различных составляющих предметной среды. Например, детский стул может быть машиной, компьютером, окном регистратуры в поликлинике и т.д.

6 слайд. Работа по формированию основ безопасного поведения в нашей группе ведется по трем направлениям:

1.Безопасное поведение в доме.

2.Безопасное поведение в детском саду.

3.Безопасное поведение на улице и дороге.

 7 слайд. Работа по формированию безопасного  поведения в детском саду включала в себя следующее пополнение предметной пространственной среды.

Были разработаны совместно с детьми правила поведения в игре, за столом, на занятиях. Правила обращения с ножницами.

 Разработаны Д/И: «Хорошо, плохо!»; «Объясни, что не так».

Детям были показаны и распечатаны для рассматривания презентации «Правила поведения в детском саду», «Расскажи по картинке».

Подобрана детская художественная литература «Правила поведения для воспитанных детей», автор Г.П. Шалаева, «Школа поведения всем на заглядение», авторы Марина и Сергей Еремеевы.

Мультфильмы:  «Правила  поведения за столом», «Чебурашка в детском саду».

8 слайд. Работа по формированию безопасного  поведения дома включала в себя следующее пополнение предметной пространственной среды.

Были разработаны правила безопасного поведениядома; правила обращения с электроприборами.Правила пожарной безопасности  дома;

 Презентация по профилактике травматизма;

 Дидактические игры «Азбука безопасности», «Опасные предметы», «Что пригодится при тушении пожара», Лото «Играю сам, играю со взрослыми».

9 слайд. На этом слайде представляем вашему вниманию мультфильм для показа детям по пожарной безопасности.

10 слайд. Работа по формированию безопасного  поведения на улице и дороге включала в себя следующее пополнение предметной пространственной среды.

 -Лепбуки по ПДД «На улице будь осторожен», «Правила дорожного движения»,

-Правила дорожного движения

 -Дидактические игры по ПДД «Объясни ситуацию», «Правила дорожного движения» , игры-задания по безопасности на дороге.

- Макет дороги по ПДД;

 -Презентации по ПДД; «Транспорт», «Правила безопасности детей», «Светофор и дорожные знаки»

 -Мультфильмы : серия «Уроки тетушки совы», «Спасик и его друзья»

 -Детская художественная   литература: Юрий Изюмов «Страна Автомобилия», К. Люцис «Азбука здоровья в картинках».

Игры- бродилки « Правила  дорожного движения», «Путешествие по городу».

Дидактические карточки «Правила личной безопасности», «Дорожные знаки».

11 слайд. На слайде представляем вашему вниманию видео из серии «Уроки тетушки совы». «Правила безопасного поведения на дороге».

12 слайд. Родители – наши  помощники и единомышленники. Они стараются поддерживать наши начинания. В процессе работы над проблемой формирования основ безопасного поведения у детей было выявлено, что все родители осознают важность этой проблемы и готовы по ней  работать.

С помощью родителей в группе была организована выставка семейных рисунков : «В стране Дорожных наук».

Было рекомендовано родителям, какие презентации и мультфильмы по безопасности можно посмотреть дома с детьми. Например,  презентации :

- «Страна Светофория», сайт маам .ру., автор Людмила Черниговская

- «Правила дорожного движения», сайт презентации.орг., автор Петушенко А.А.

- «Ребенок и его безопасность», сайт портал педагога, авторм Киселева Оксана Геннадьевна

-«Безопасность дошкольников дома и на улице», сайт педпортал.нет, автор Рулинская Татьяна Сергеевна.

Были рекомендованы следующие мультфильмы:

-серия «Аркадий Паровозов» : «осторожно, пожар!», «Переезд», «Проезжая часть», «Светофор», «Пешеходный переход», «Лекарство», «Не залезать на подоконник», «Обогреватель».

-серия «Фиксики»  : «Подушка безопасности», «Фен», «Микроволновка», «Термометр», «Духовка».

-серия «Смешарики» : «Опасные игрушки», «Азбука дорожного движения»

-серия «Сеня-спасатель» : «Правила безопасного поведения в автомобиле»

-серия «Три котенка» : «В проводах гуляет ток», «Не прыгай с высоты».

Также были разработаны памятки для родителей :

-«Безопасных всем дорог», «Ребенок один в квартире», «Азбука безопасности», «Детские автокресла - залог безопасности», «Ребенок и улица: жизнь на детской площадке», «Безопасность ребенка дома».

  Атак же были изготовлены  буклеты :

- «Родителям на заметку», « Правила дорожного движения»,

«Осторожно, дорога!», «Памятка по пожарной безопасности»,

«Безопасность детей дошкольного возраста».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
                                               детский сад №111
                                                ( МБДОУ №111)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Тема: "Организация предметно-пространственной развивающей среды старшей группы".

Цель:  создание условий направленных на развитие личностных особенностей детей, инициативы творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.Задачи: Обеспечить возможно...

Предметно-пространственная развивающая среда старшая группа Ягодка

Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Она содержательно-насыщена, трансформируема, полифункциональна, вариативна, до...

Презентация "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

Компьютерная презентация опыта работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Презентация "Использование возможностей предметно-пространственной среды старшей группы в формировании основ безопасного поведения".

Презентация опыта работы по формированию основ безопасного поведения у старших дошкольников....

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведения через метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельность Тема: «Огонь – друг, огонь – враг»

Конспект ООД в старшей группе по формированию основ безопасного поведениячерез метод моделирования и поисково-исследовательскую деятельностьТема: «Огонь – друг, огонь – враг»Це...