консультация для воспитателей по правовому воспитанию
консультация по обж

 

Данная консультация содержит формы работы с дошкольниками и родителями по правовому воспитанию,а также цель и задачи данного направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_pravovoe_vospitanie_v_dou.docx20.83 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

ГЛАВНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОУ

Главная цель педагогической деятельности по правовому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально развитой творческой личности.

Основная задача правового воспитания в ДОУ – создать условия , в которых  формируется культура правового поведения.

Практика показывает, что методов формирования у детей правового поведения, очень много. Все ограничивается лишь творчеством и желанием педагога.

В дошкольном возрасте необходимо приучать детей к коммуникации: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав - щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личности.

В младшем возрасте стоят задачи: реально отражать и предохранять детей от неблагоприятных сценариев развития , защищать их. Воспитывать у ребёнка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В этом возрасте необходимо сформировать у ребёнка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Образцом которого в ДОУ является педагог.

В старшем возрасте главной задачей является: знакомство детей в соответствующей их возрасту форме, с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Воспитание у детей уважительного и толерантного отношения к людям, независимо от их происхождения, языка, пола, национальности.

Примерные формы совместной деятельности педагога с дошкольниками:

(развитие речи, беседы, комплексные, интегрированные занятия и т.д.) «Я и моё имя»,   «Моя семья», «Что такое хорошо и что такое плохо», « Как бы вы поступили…?» , «Путешествие в разные страны», «Кто представляет опасность для окружающих», «В гостях хорошо, а дома лучше», «Хочу или надо», «Худо тому, кто добра не делает никому», «Жизнь дана на добрые дела», « Моя Родина», «Труд и отдых», « Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» и т.д.

Дошкольники осваивают нравственные нормы не только в непосредственно –образовательной деятельности, но, и в рамках совместной деятельности взрослых и детей, через использование других форм и методов работы, например:

• рисование:

-«Люблю тебя, моя семья!», «Семья - большое счастье!», «Я и вся моя семья», «Семья - это счастье, семья - это дом, где любят и ждут и не помнят о злом!» (право жить в семье, на любовь и заботу родных)

- «Дом, в котором я живу», «Вот мой дом, дом большой, и с крылечком и с трубой!», «Дом, о котором я мечтаю» (право на жильё)

- «Я здоровым быть хочу!», «Путь к здоровью» (право на охрану здоровья)

- «Игры и игрушки у нас все хороши, в игры и игрушки играем от души» (право участвовать в играх)

- «Школа ждёт уж скоро нас!», «Скоро в школу - в первый раз, скоро в школу – в первый класс!», «Называть все будут скоро школьниками нас!» (право на образование, представления детей о школе)

- «Все профессии важны, все профессии нужны!», «Кем хотите стать вы, дети? Поскорее нам ответьте!», «Все профессии прекрасны, все профессии важны. Знаем мы, что наши руки будут Родине нужны!» (право на образование)

• аппликация:

- составление коллажей «Правила безопасности для детей и родителей», «Как дети планеты встречают Новый год», «Мы знаем свои права»

• игровая деятельность: дидактические игры и упражнения, направленные на сплочение группы, преодоление замкнутости и нерешительности, повышение самооценки, снижение конфликтности, закрепления и обобщения знаний о правах и др.; «Кто такой я?», «Моя семья», «Измени имя», « Добрый и злой человек», «Назови права героев», «Как исправить Бармалея?», «Назови – не ошибись»  «Ласковое имя» «Планета Земля»и т.д.

театрализованные, подвижные, сюжетно – ролевые игры;

• проблемно - поисковая деятельность (решение проблемных ситуаций опосредованно через героев сказок, этюдов, через игры и игрушки) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ

• интервьюирование: «Это я!», «Если бы я был моим папой, то…», «Если бы я была моей мамой, то…», «По секрету всему свету я о маме расскажу», «Что я могу сделать для своего друга?», «О чем могут мечтать дети?», «Наши пожелания всем народам страны», «Моя семья - какая она?» и др.).

• просмотр сказок , мультфильмов  и презентаций;

• развлечения и досуги («Найдем клад у Дерева Права», «Родина – это наш дом, где мы счастливо и дружно живем», «Волшебный сундучок», «Цветок добра», «На помощь жителям страны Правоведения» и др.);

• разгадывание загадок, ребусов и кроссвордов, где дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить).

• чтение художественных произведений, этических сказок с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев с опорой на чувства и ощущения детей: «Три поросёнка» - право на жильё, «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят» - право на жизнь, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь, « Золушка» - право на отдых и т.д.

• рассматривание иллюстраций, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания и др.;

• тематические дни, проектная деятельность: («Моя семья», «Я здоровым быть хочу!», «Мы – дети планеты Земля», «Дети военной поры»).

Во всех видах деятельности необходимо учитывать возрастные особенности.


Формы и методы работы с родителями

Нашим неизменным помощником в правовом воспитании детей является семья. Мы должны понимать, что только в сотрудничестве, построенном на взаимопонимании и взаимоуважении с родителями воспитанников, можно достичь положительных результатов. Особое внимание следует уделить семьям «группы риска»

Можно использовать следующие эффективные формы работы с родителями:

• анкетирование (на выявление правовой компетентности родителей, особенностей семейного воспитания и др.);

• общее родительское собрание: «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

• индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?», «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей» «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?» и др.;

• информационные стенды: «Права ребенка в детском саду и семье», «Наши права», «Ребенок и его права: от А до Я», «Я, ты, он, она – у нас равные права», «Наши права в детском саду», «Мир ребенка начинается с его семьи», «Звоните и вам помогут»(телефон доверия ) и др.;

• фотовыставки: «Наши права в детском саду», «Через игры и беседы узнаем мы о правах»; «Я сам» и т.д.

• Папки – передвижки и памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Пять рецептов избавления от гнева», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей по правовому воспитанию дошкольников.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать во...

Консультация "Художественная литература и правовое воспитание".

Материал о взаимосвязи художесатвенной литературы и правового воспитания в дошкольном возрасте....

Методическое пособие для воспитателей по правовому воспитанию детей.

ГБУ СО «Ершовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»     Методическое пособие для воспитателейпо правовому воспитанию дет...

Консультация для родителей по правовому воспитанию дошкольников

Консультация для родителей по правовому воспитанию дошкольников...