Взаимодействие детского сада, семьи и социальных партнеров в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.
статья по обж (подготовительная группа)

Мещерякова Ольга Александровна

Чтобы научить детей безопасности-надо знать самим!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeistvie_detskogo_sadasemi_i_sotsialnyh_partnerov._.docx256.66 КБ

Предварительный просмотр:

«В наибольшей безопасности тот,

кто начеку, даже когда нет

опасности…»

   Итон Сайрус

  1. Введение

   Мода «жить без правил»  диктует  свой стиль жизни, свои ценности  и отношение к окружающим. В наше время все меньше ребят мечтают стать пожарными, лётчиками, космонавтами. А еще совсем недавно каждый второй ребёнок хотел совершать подвиги и бороться со «злом», у детей  было огромное желание быть тем, кто храбр, самоотвержен, отзывчив, тем, кого гордо называют – герой!

     Но…мы живём в необычном мире,  в мире современных технологий, в мире виртуально реальных событий и возможностей. Современные дети - это дети, которые воспринимают окружающий мир через экран своих  гаджетов, общение чаще происходит через различные  мессенджеры.  Для детей  реальность становится скучной, унылой и неактивной. Новое поколение требует большего прогресса в разных видах деятельности. Дети проживают события  в онлайн с «супер силой» и «супер возможностями». А  в итоге в разных непредвиденных и непредсказуемых ситуациях поколение не готово применить знания  и самое главное - действовать правильно во спасение жизни.

  1. Актуальность

    В современных условиях безопасность жизнедеятельности человека - одна из актуальных проблем.  Важность состоит не только в том, что бы рассказать, показать, выучить правила  поведения в разных чрезвычайных ситуациях, но и закрепить полученную информацию на практике, уметь воспользоваться  знаниями и умениями  в реальной жизни.

   Наше невнимание к своему здоровью зачастую приводит к трагедии. А ведь мы можем уберечь себя и своих близких от неприятностей, если  будем владеть элементарными знаниями и умениями ОБЖ. Необходимо помнить, что любознательность ребёнка в познании окружающего мира, может стать небезопасной для него, поэтому, чтобы ребёнок был готов к разным жизненным испытаниям, нам надо идти по пути целенаправленного обучения правилам безопасности.

  1. Цель

   Цель: формирование интегративных качеств личности дошкольников при обучении основам безопасности собственной жизнедеятельности и  грамотное их применение в разных ситуациях.

  1.  Задачи

   Задачи:

   Образовательные:

  • познакомить с новыми понятиями  безопасности жизнедеятельности;
  • научить дошкольников применять свои умения в  различных ситуациях;
  • расширять знания о работе  пожарной службы, МЧС, служб скорой помощи.
  • формировать правильное отношение к опасным для человека ситуациям;

  Развивающие:

  • Развивать память, мышление, быстроту реакции;

   Воспитательные:

  • воспитывать чувство самосохранения, осторожности, взаимопомощи;
  • воспитывать чувство уважения к труду работников экстренных служб

   Здоровьесберегающие:

  • сохранение здоровья и двигательной активности

  1. Основная часть

   Когда сталкиваешься с какой-нибудь проблемой, то задаёшься вопросом: «Почему именно так?», «Почему родители не всегда видят, чем занят ребёнок, «Почему редко разговаривают с детьми об опасных предметах?» «Почему мало рассказывают  об элементарных правилах поведения?».

   Всем известно, что во многих случаях виновата  детская шалость, тяга к неизвестному.  А причиной многих происшествий, является неправильное поведение детей во время пожара. Мы стараемся говорить детям, что во время пожара нельзя прятаться, нельзя убегать в  другие комнаты, надо слушать взрослых и действовать как говорят им взрослые, но мы не учитываем, что дети слышат нас «по-своему» и, как правило, чувство страха настолько сильно овладевает детским сознанием, что приводит к пассивной реакции и, к сожалению, каждое неправильное действие пополняет статику списка «огня».

   В нашем  ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида  Пушкинского района Санкт-Петербурга  педагогический коллектив  работает в направлении темы «Безопасность» и на основе этого педагоги разработали алгоритм действий по формированию основ противопожарной безопасности с детьми  дошкольного возраста  (см.рис1).

В своей работе мы руководствовались принципами дидактики Я.А. Коменского:

  • доступности и наглядности;
  • последовательности;
  • сознательности и активности;
  • индивидуализации;
  • сочетание  различных методов, приёмов, средств.

Огромное внимание в ГБДОУ №12 было уделено  созданию условий по формированию основ пожарной безопасности:

  • создание предметно-развивающей среды ;
  • подборка атрибутов для сюжетно-ролевых и творческих игр;
  • дидактических игр, наглядного и раздаточного материала;
  • плакатов ,макетов, игрушек;
  • подбор методической и художественной литературы.
  • организация тематических досуговых занятий и праздничных мероприятий

  Обогатив развивающую среду в группах в соответствии с планом работы, нами были организованы в каждой группе беседы (см. фото 1), дидактические  игры, игры на решение проблемных ситуаций, игры ситуативного характера, чтение художественной литературы, просмотр мульти-медиа фильмов, активизировали  деятельность среди родителей. Организовали встречу с сотрудниками СПБ ГО ВДПО и СПб ГКУ ПСО Пушкинского района. Провели серию спортивных мероприятий  с целью понимания детьми предложенной темы по пожарной безопасности, выявления интереса к предстоящей деятельности и получения ответов на вопросы: «Почему?».

  В своей работе по правилам безопасности мы используем дидактические игры: настольно-печатные игры, игры, созданные своими руками, различные лабиринты, кроссворды, игры на логику и мышление(см.фото). Данные  игры помогают закрепить знания детей о предметах, которые могут быть источником опасности, закрепить знания о телефонах служб спасения, учат детей предотвращать опасность контактов с опасными предметами, учат с какими вещами играть нельзя. Учимся, играя, ведь игра – это своеобразный способ усвоения общественного опыта. 

  В нашей работе мы применяли игры ситуативного характера, сюжетно-ролевые игры, дидактические и настольно-печатные. В дошкольном возрасте игра - это ведущий вид деятельности, и поэтому, это самый удачный вид деятельности, через который мы можем формировать те качества, которые необходимы ребёнку для сохранения своей жизни. Очень большое внимание отводилось изучению художественной литературы. Педагоги не только читали детям произведения, но и в месте сочиняли сказки, придумывали различные истории, разбирали сложные жизненные ситуации, в которых мог бы оказаться ребёнок, и затем вместе находили выход из трудной ситуации(см.фото). Работая в данном направлении, наш специалист учитель-логопед, решает задачи коррекционной работы, обращая внимание  на автоматизацию звуков у ребят с трудностями речевого развития. Музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальными произведениями, приобщая детей к миру искусства. Педагог совместно с детьми ставит театрализованные представления, где в искусственно созданных сложных жизненных ситуациях ребята должный найти правильные действия для преодоления трудностей. В результате такой работы у детей закрепляется алгоритм действий в экстренных ситуациях и это поможет им не растеряться и принять в случае опасности правильное решение для дальнейших действий.

   Мы знаем, что  достичь успеха в работе по безопасности можно только при тесном  взаимодействии с родителями воспитанников, поэтому  активизировали  деятельность среди родителей ГБДОУ детский сад №12 по формированию основ безопасности c целью повышения родительской компетентности в вопросах безопасного поведения у детей дошкольного возраста.(см.фото)

 

                                                Формы и виды работ с семьёй:

   

  • Проведение анкетирования, тестирования, опросов;
  • Создание папки-передвижки, буклетов;
  • Показ открытых совместных мероприятий детей, родителей, педагогов, социальных партнёров;
  • Организация выставок продуктов  детского творчества;
  • Тематические собрания родителей в виде мастер-классов, развлечений и др.

macintosh hd:Users:dmitrijmeserakov:Desktop:Копия MyCollages (1) 6.jpg

  В своей работе мы используем разнообразные методы и приёмы воспитания и развития. Одним из таких методов является презентация на выбранную тему, которая позволяет преподнести материал детям ещё ярче, интереснее и необычнее.(см.фото5)

  Совместно c работниками Пушкинского отделения СПБ ГО ВДПО и СПб ГКУ ПСО

 Пушкинского района Санкт-Петербурга Ивановой  Татьяной Алексеевной в ГБДОУ детский сад№12 было проведено обучающее мероприятие «Огонь друг! Огонь враг!» с использованием мультимедийного оборудования.  

  Такое тесное сотрудничество с социальными партнёрами позволяет в большей степени заинтересовать детей, объяснить и закрепить  знания, достичь поставленных целей.

Невозможно представить себе жизнь ребёнка в детском саду без весёлых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Двигаясь, ребёнок познает мир и себя, учится ориентироваться в пространстве и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям. 

Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников и т.п. формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру детского коллектива, что приведёт впоследствии к повышению у каждого ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, эффективной реализации в ней воспитательно-познавательных возможностей. 

Часто у воспитанников при выполнении упражнений, связанных с риском и необычностью, обнаруживаются различные страхи (трудности): темноты, высоты, глубины, узкого и тесного пространства и др. Во многом наличие страхов объясняется недостаточностью двигательного опыта, невысоким уровнем развития физических качеств. В области физического развития дошкольников и формирования у них опыта безопасной жизнедеятельности мы подчёркиваем возможность воспитания смелости, решительности и ловкости как способности противостоять страхам в опасной ситуации. Подвижные игры, тренировочные физкультурные занятия, правильно организованная самостоятельная двигательная деятельность, физические упражнения в досуговой деятельности способствуют формированию гибких двигательных навыков, ловкости, координации, что, несомненно, станет условиями повышения уверенности детей при выполнении «сложных» физических упражнений. 

Сочетание специально подобранных физических упражнений, бесед, чтение тематической литературы, встречи с людьми героических профессий способствовали шаг за шагом формированию моральных представлений, убеждений и решительности при выполнении физических упражнений. 

Игра – средство снятия избытка торможения, скованности и страха, возникающего в темноте, в новой обстановке (игры с завязанными глазами), при выполнении упражнений на высоте. Так, игры «Мы – весёлые ребята», «Два Мороза», «Ловишки», «Удочка» снимали страх неожиданного действия; «Жмурки» - страх темноты, одиночества и замкнутого пространства. 

Использование игровых приёмов и игровой мотивации во время проведения спортивного досуга «Дом без Опасности»: мотивы помощи игровому персонажу, друг другу, соревновательный, мотив демонстрации своих достижений сверстникам и родителям имели несомненно высокий воспитательный эффект.(См.фото6) Дети проявляли волю в преодолении трудностей. Все физические упражнения повышают уровень ловкости детей, их координации, способствуют появления чувства уверенности и свободы движений. 

Родители воспитанников, поучаствовавшие в нашем досуге, ещё раз убедились в том, что не следует оставлять ребёнка одного в незнакомой ему обстановке, ситуации. Он должен знать, что рядом взрослый, который всегда поможет. (См.фото)

  

 В  каждой семье наверняка существуют традиции, которые чтят, любят, уважают и, конечно, ждут. Вот и в нашем детском саду заведено приглашать ежегодно представителей пожарных служб. Во-первых, это незабываемые впечатления, эмоции, когда ребята могут в режиме экскурсии познакомиться поближе с настоящей пожарной машиной,  во-вторых, это гордость, почёт и уважение пожарным, в-третьих, это живой рассказ из уст людей в форме о их непростой работе. (см.фото)

 От чистого сердца говорим службе 112: «Спасибо! Вы наш щит, который делает каждый наш шаг безопасным!»

                                                       

3.Заключение

  В результате проделанной работы, мы пришли к заключению, что решение поставленных задач по формированию основ пожарной безопасности в дошкольном возрасте  зависит от целенаправленной и систематической работы всех участников педагогического процесса.  И  на  педагогическом совете приняли решение поделиться своими наработками и передовым опытом с коллегами других образовательных учреждений, чтобы провести на базе нашего детского сада КМО. В рамках методического объединения планируется показ детьми этюда –мюзикла  «Дюймовка в безопасности»(см. Приложение 2), презентация опыта работы в виде «Бигбука» (см. Фото ), авторская песня «Гимн пожарным»(см. Приложение3) .

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по теме "Использование средств художественно-эстетического воспитания в формировании основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста"

Проект направлен на формирование у дошкольников знаний и практических навыков безопасного поведения на железной дороге...

Театрализованная постановка сказки "Волк и семеро козлят". Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованная постановка по  сказке «Волк и семеро козлят» (но совсем на новый лад) подготовительная группа...

Обобщенный опыт работы:Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Среди многих знаний, которые нужны человеку, наука безопасности - одна из первых. Люди придумали эту науку, когда жили еще в пещерах. Чтобы защититься от диких зверей и холода, человек научился развод...

«Формирование основ безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации»

Аннотация. Как отмечает автор данной статьи, дошкольное детство уникальный период, в котором происходит становление личности. интенсивное освоение мира, формирование основ безопасного поведения у дете...