ПРОЕКТ «УРОКИ БЕРЕЖЛИВОСТИ».
проект по обж (старшая группа)

Актуальность проекта.

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской округ города Выкса

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида № 25 «Аленушка»

607062, Нижегородская область, г. Выкса, м-н Гоголя, здание № 56- А

телефон 8 (83177) 30158;, E-Mail: detcad25@yandex.ru

                               ПРОЕКТ

    «УРОКИ БЕРЕЖЛИВОСТИ».

    https://xn--80ajjine0d.xn--p1ai/sites/default/files/works/konkurs/img-20180717-wa0004.jpg

                                               

                                                                      Воспитатели:

                                                                      Щеглова Т.И.

                                                                      Сафронова Е.Г.

                                        2021 г.

Вид проекта: исследовательский - информационный, долгосрочный.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатель

Продолжительность проекта: декабрь – май.

Актуальность проекта.

Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. Ресурс нашей планеты не бесконечен, как и ресурс человеческих возможностей. Пора задуматься над тем, как мы можем не в ущерб жизнедеятельности, не теряя производительности и получая высокие показатели на выходе обеспечить человеку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания и навыки, научить использовать их в повседневной жизни. Конечно, начинать нужно с малого, с корней. И детский сад, как один из первоисточников знаний и умений человека должен принимать в этом процессе непосредственное участие.

Цель: - воспитание культуры потребления и энергосбережения у детей старшего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности; формирование бережливого мышления.

 Задачи: 

- формировать у дошкольников представления о бережливости;

  развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность и творческие способности;

 -  воспитывать навыки экологически устойчивого и безопасного стиля жизни; бережное отношение к окружающему миру, к себе и окружающим предметам;

- развивать коммуникативные навыки;

- вовлекать дошкольников в полезную деятельность по внедрению бережливых технологий.

План реализации проекта.

   

       Этап

     

               Мероприятия

      Сроки

Подготовительный

- изучение необходимой литературы; подбор и систематизация методических материалов к проекту;

- подбор методов и приёмов;

- подготовка конспектов игр – занятий, медиа-презентаций, материалов, оборудования;

- разработка перфокарт;

- пополнение РППС для реализации проекта по данной теме;

- изготовление карточек-символов, алгоритмов для использования в режимных моментах и игровой деятельности;

- подготовка информации для родителей по теме «Бережливые технологии в детском саду».

Формы и методы работы с детьми и родителями.

декабрь

 Основной

               С детьми

январь – апрель

       Игровая деятельность.

Составление дидактических игр:

«Найди подходящие предметы»,

 «Сортировка мусора»,  

«Прошлое и настоящее»,

Словесная игра 

«Закончи предложение».

Тематические игры – занятия:

«Путешествие по реке времени (электрическая лампочка)»,

«Как сохранить воду чистой»; «Уроки волшебницы –

природы».

  Наблюдения:

«Как мы бережём тепло в детском саду»,

 «Кому нужна вода?»,

 «Кто из взрослых следит за электроэнергией в детском саду?»,

«Наши помощники».

Обсуждение проблемных ситуаций:

- «Что будет, если исчезнет электричество?»,

- «Что будет, если исчезнет вода?»,

- «Если стал холодным дом?»,

- «Из крана исчезла вода»,

- «Как сберечь тепло в доме?».

Беседы:

- «Надо вещи убирать – не придётся их искать»;

- «Уроки бережливости» (об аккуратном отношении к игрушкам и книгам).

Просмотр мультфильмов и презентаций по теме:

- «Уроки бережливости для трёх поросят»;

- «Электрический ток» («Школа безопасности»);

- «Уроки тётушки Совы».

Оформление визуализации безопасности:

- определение пунктирными линиями опасных мест (дверей, углов кроватей);

- использование алгоритмов в РППС группы (как правильно мыть руки, схема дежурства, раздевания и раздевания, правила посещения туалета;

 -оформление и использование напольных игр «Классики».

            С родителями.

 Консультации:

-«Внедрение бережливых технологий в ДОУ»;

- Как воспитывать бережливость?»;

- «Ребёнок и экономика»;

- совместные рисунки по теме;

- участие в итоговом мероприятии: развлечение «Полезные советы от Маши и Медведя»;

- наблюдение с детьми во время прогулок «Как освещаются улицы и дома в разное время суток»;

- участие в конкурсе на лучший авторский рассказ по теме «Как мы бережём дома тепло, воду, свет»;

- участие в изготовлении игр и атрибутов для наблюдений и игр.

Заключительный

- Выставка семейного творчества «Азбука бережливости»;

- оформление альбома «Пословицы и поговорки о бережливости»;

- создание картотеки проблемных ситуаций;

- разработка памяток для родителей с правилами экономного пользования водой, теплом и электроэнергией;

 -организация выставки методической и детской литературы «Давайте экономить вместе»;

- участие в итоговом мероприятии – развлечении «Полезные советы от Маши и медведя»;

- совместные рисунки по теме;

Участие в конкурсе на лучший авторский рассказ по теме «Как мы бережём дома свет, тепло, воду»;

-участие в изготовлении дидактических игр и атрибутов для наблюдений и игр.

май

Ожидаемый результат:

- воспитанники владеют элементарными навыками экономии, понимают необходимость бережного отношения к энергетическим ресурсам;

- воспитанники проявляют творческие способности, любознательность, познавательную активность, способность использовать полученные представления и навыки в различных видах деятельности и в быту;

- родители участвуют в совместных мероприятиях, оказывают содействие педагогам в вопросах энерго-и ресурсосбережения, формируют у детей основы энергоэффективного поведения.

 

 Приложение 1

ОПЫТЫ и ЭКСПЕРИМЕНТЫ Техника безопасности

Каким бы простым не был эксперимент, нельзя оставлять детей одних, начинать надо с инструктажа. Выдаем детям фартуки, объясняя, что настоящие учены (физики-химики) работают только в специальной одежде. Обращаем внимание детей на то, что опыты нужно проводить аккуратно и осторожно, ведь это не «игрушки, а настоящее взрослое занятие!» Ингредиенты нельзя пробовать на вкус и разливать, ведь среди них могут оказаться и «опасные». Малыши с первой минуты исследовательской работы должны знать правила и стараться не нарушать их. Однако помните, что нельзя запугивать ребенка, иначе отобьете у него всякую охоту что-то делать.

 Опыт на тему: «Газ» Как ребенку доступно и интересно рассказать о том, что такое газ? Это вполне доступно можно разъяснить и показать в ходе опыта «Вулкан». Его можно провести с помощью научно-познавательного набора «Могучий вулкан», а можно и самим сделать вулкан в условиях детского сада. И не только удовлетворить любопытство юных исследователей, но и пробудить интерес к географии, химии и геологии. Итак, нам понадобится материал для самого вулкана: им может быть пластилин, глина, соленое тесто или стеклянная банка, закопанная в песок соответствующим образом. Лепим вокруг банки на какой-либо подставке (картон, коробка, доска, столешница) гору с кратером, которым и будет являться замаскированное горлышко банки. Далее насыпаем в кратер 1 столовую ложку питьевой соды (гидрокарбонат натрия), столько же любой жидкости для мытья посуды, несколько капель красного пищевого красителя или свекольного сока для придания нужно цвета лаве. Дозировка дана в расчете на банку вместимостью 100-150 мл. Если теперь влить в жерло вулкана 40-50 мл столового уксуса 3-9%, начнется извержение, и из жерла повалит бурлящая пена. Происходит химическая реакция с выделением углекислого газа, который пузырится, заставляя массу переливаться через края кратера. Все совершенно безвредно и безопасно: NaHCO3 (бикарбонат натрия, или сода) + HC2H3O2 (уксусная кислота) = NaC2H3O2 (ацетат натрия) + CO2 (углекислый газ) + H2О (вода). Средство для мытья посуды заставит «лаву» сильнее пузыриться. Этот опыт вполне безвреден и гарантирует ребенку полную безопасность от ожогов, отравлений и прочих неприятностей. Единственный минус – это запах уксуса, который можно исправить, проводя опыт в хорошо проветриваемом помещении или на улице. И, безусловно, нужно объяснить ребенку, что «делать» вулкан можно только вместе с взрослыми.

Цикл опытов на тему: «Электричество» «Как увидеть молнию?» Цель: Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. Материал: Кусочки шерстяной ткани, воздушный шар, рупор. Проведение опыта. Сложенные друг на друга кусочки ткани дети натирают воздушным шаром (или пластмассовым предметом). Подносят к ним рупор (для усиления звука) и медленно разъединяют ткань. Выясняют, что произошло с тканью при натирании (она наэлектризовалась), появился треск – проявление электричества). «Почему лампочка светит?»

Цель: Понимать принцип работы электроприбора.

Материал: Батарейка для фонарика (4,5В), тонкая проволока, маленькая лампочка с припаянными проводами, игрушка «сова» из бумаги.

Проведение опыта.

Дети рассматривают игрушку со спрятанной внутри батарейкой. Взрослый предлагает разгадать «секрет», почему глаза у этой игрушки светятся. Дети выполняют действия: рассматривают источник электричества, его устройство, отсоединяют лампочку, подсоединяют к клеммам тонкую проволоку, пробуют ее на ощупь. Выясняют, что служит источником света: в прозрачной колбе находится проволочка, когда подсоединяют батарейку, проволочка внутри раскаляется, начинает светиться, от этого и лампочка становится теплой. Дети объясняют, что так же действует электронагреватели в электрочайнике и утюге.

 Цикл опытов на тему: «Тепло» Опыт «Тёплый — холодный»

Цель: ознакомление с предметами, по-разному проводящими тепло; научить определять на ощупь, какой предмет самый тёплый. Материал: деревянные, металлические и пластмассовые предметы. Действия: предметы расположить на солнечной стороне подоконника. Через некоторое время предложить детям определить тактильным способом, какой из предметов нагрелся больше. Вывод: металлические предметы нагреваются быстрее.

Опыт «Где живёт теплота?»

Цель: — закрепление понятия об источниках тепла (солнце, батарея, руки, пламя свечи и др.); демонстрация изменения агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла.

Материал: пластилин по количеству детей, свеча, металлическая тарелка.

Действия: перед проведением опыта подержать пластилин в прохладном месте. Затем детям предлагается попробовать слепить из него что-нибудь. Дети рассуждают, что надо сделать с пластилином, чтобы с ним было удобно работать. Взрослый предлагает им попробовать несколько вариантов, как согреть пластилин (на солнце, на батарее, в руках, над пламенем свечи). Вывод: пластилин при нагревании становится мягким. При нагревании над пламенем свечи пластилин становится жидким. Это значит, что в зависимости от источника тепла пластилин может находиться в разном состоянии (твёрдый, мягкий, жидкий).

Наблюдение «Кому нужно тепло?»

Цель: формирование у детей элементарных понятий о важности тепла и его значении в жизни человека.

Действия: воспитатель предлагает детям в начале прогулки определить по своим ощущениям, тепло ли им. После проведения подвижных игр взрослый просит сравнить свои тепловые ощущения с первоначальными. Затем детям предлагается понаблюдать за прохожими, растениями, насекомыми и определить, кому тепло, а кому холодно.

Приложение 2

Словесная игра «История лампочки»

Цель: закреплять представления детей об истории появления электрической лампочки; стимулировать развитие связной речи.

Игровые действия: подобрать карточки в соответствии с появлением предмета в жизни людей, составить цепочку и рассказать о предмете.

 Материал: картинки для игры «История лампочки».

Ход игры. Воспитатель. Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического света? Вспомните свои рассказы об истории лампочки, которые вы сочиняли вместе с родителями. Примерные рассказы детей: Ребенок выставляет первой картинку «солнце»: «До того, как человек научился пользоваться огнем, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой». Вторая картинка – «костер»: «Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костер стал для человека и светом, и теплом в пещере. Он горел в пещере, давая и свет, и тепло, служил защитой от хищников». Третья картинка – «лучина»: «Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, ее надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар». Картинка «свеча»: «Из пчелиного воска люди научились делать свечи, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток. Это очень удобное изобретение используют и сегодня в торжественных случаях, например, в Новогодний праздник». - Как вы думаете, чем неудобна свеча? Дети. Ею можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит, дает мало света. Картинка «керосиновая лампа»: «Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становилось безопасно». - Удобной ли была керосиновая лампа? Почему? Дети. Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в нее постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался, и вспыхивал огонь. Картинка «электрическая лампочка»: «Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры). Лампочка. Многие люди знают об электричестве, о моей истории, но… не жалеют меня, не умеют правильно пользоваться. Вот например, у мальчика Вани было очень много игрушек на батарейках. Но он их все разломал… Воспитатель. За что лампочка могла обидеться на мальчика Ваню? (Когда его не видели родители, Ваня выкручивал из игрушек все лампочки). Ребята, почему нельзя этого делать? (Портится игрушка, лампочка может испортиться, разбиться, это действие опасно для детей и т.д.). - Где еще мы можем встретить лампочку?

Игра «Где живет Лампочка?»

 Цель: закреплять представления детей об электроприборах, стимулировать развитие связной речи.

 Игровые действия: выбрать картинки с изображением предметов, у которых имеется лампочка, обозначить место ее на предмете с помощью маленького символа, объяснить ее назначение.

 Материал: картинки с изображением разных предметов; красный картонный кружочек.

 ХОД ИГРЫ

Воспитатель. Найдите на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка. Обозначьте эту картинку красным кружочком. Объясните, для чего в этом предмете нужна электрическая лампочка.

Картинки: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковер, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, аудио магнитофон, радиоприемник, проигрыватель, прибор сигнализации, миксер и др. Воспитатель. Лампочка – необходимый элемент любого электроприбора. Лампочка. Мама в этой семье целый день трудится на работе, а чем же ей приходится заниматься еще и дома? (Стирает, готовит еду, убирает, шьет и т.д.) Воспитатель. За что могла Лампочка обидеться на маму Ани и Вани? (Включено одновременно электроприборов) Лампочка. Ребята, как вы думаете, всегда ли надо пользоваться электроприбором в быту? Можно ли использовать механические приборы? Почему?

 Игра «Закончи предложение»

 Цель: закреплять представления детей о способах экономии электроэнергии; стимулировать развитие логического мышления, связной речи.

Игровые действия: придумывать разнообразные ответы на заданный вопрос, заканчивать предложение, начатое педагогом.

Материал: конверт, карточки с вопросами, незаконченными предложениями.

 Ход игры.

 Воспитатель. У меня конверт от бабушки и дедушки с вопросами. - Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что … (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, меньше отрицательного воздействия на природу и т.т.) - Папа с мамой заменили старые лампочки энергосберегающими, потому что…….. - Выходя из комнаты надо выключать свет потому, что …….. - Электроэнергию надо беречь, так как ……………. - Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…. - Если не выключать свет днем и ночью, то….. - Если во всем доме вдруг погасли электрические лампочки, то… - Фонари на улице перестали светить, поэтому….и т.д.

 Приложение 3

 Анкета для родителей «Умеете ли вы экономить энергию?»

 1. Вы записываете ваше энергопотребление?

2. Вы выключаете свет в комнате, когда уходите из неё?

 3. Стиральная машина всегда заполнена полностью, когда вы её используете?

4. Холодильник стоит в прохладном месте?

 5. Вы не ставите мебель перед обогревателем?

 6. Вы начали использовать энергосберегающие лампочки?

 7. Вы используете местное освещение (бра, торшер, настольную лампу)?

 8. Вы проветриваете быстро и эффективно, всего несколько минут за раз?

9. Вы утепляете дом на зиму?

10. Вы зашториваете окна на ночь, чтобы удержать тепло?

 11. Вы кладёте крышку на кастрюлю, когда варите?

12. Вы часто размораживаете холодильник?

13. Вы используете раковину для мытья посуды?

14. Вы моетесь под душем, а не принимаете ванну?

 15. Вы ходите пешком или ездите на велосипеде в школу и на работу?

16. Вы снижаете температуру в помещении, когда выходите?

17. Вы снижаете температуру в помещении ночью?

 18. Вы повторно используете стекло, бумагу, металл?

 19. Вы не покупаете товары, которые могут использоваться один раз?

20. Вы не покупаете товар в больших обёртках?

21. Вы чините вещи, вместо того чтобы заменить их?

 Сложите все ответы ДА. Если у вас получилось:

От 1 до 5 – вам ещё многому нужно научиться. Начните прямо сейчас. От 6 до 10 – у вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой. От 11 до 15 – вы являетесь хорошим примером всем остальным. От 16 до 20 – кто-то из вашей семьи должен стать министром по охране окружающей среды.

Выставка рисунков,

посвященных

электрической лампочке.

Создание страниц

электронной книги.

Запасаем 1. Знакомство с батарейкой,  Беседа с презентацией «Что такое Создание страниц

V Всероссийская дистанционная конференция «Проектная деятельность в образовательном

учреждении» Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

8

электричество

(батарейка)

как источником

электрической энергии.

2. Ознакомление детей

с правилами использования

батареек.

3. Ознакомление с

правилами экономии

энергии батареек.

батарейка».

 Наблюдение за работой игрушки

на батарейках.

 Беседа с презентацией

«Вторая жизнь батарейки».

электронной книги.

Экономим

электричество

1. Познакомить

дошкольников с правилами

экономии электричества.

2. Формировать навыки

энергосберегающего

поведения в быту.

 Занятие с использованием пособия

«Экономьте электричество».

 Рисование плакатов на тему

«Экономим электроэнергию».

Выставка плакатов и

рисунков «Экономим

электроэнергию».

Создание буклета «Правила

экономии электричества».

Создание мультфильма

«Экономим электричество».

Создание страниц

электронной книги.

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

9

Работа с родителями на практическом этапе реализации проекта

включала следующие виды деятельности.

1. Совместный с ребенком сбор материалов по теме проекта из

периодической печати, художественной литературы, Интернет-ресурсов.

2. Совместная с ребенком исследовательская деятельность «Где

живут киловатты и сколько их расходует семья».

3. Сочинение совместно с ребенком сказок и рассказов по теме

проекта.

4. Участие в обогащении предметно-развивающей среды групп

(изготовление дидактических пособий, атрибутов для игр по теме проекта и

т.д.).

5. Изготовление совместно с ребенком плакатов, поделок по теме

«Экономим электроэнергию».

6. Сбор и представление фото- и видеоматериалов по теме проекта.

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

10

Заключительный этап – 1 неделя.

Заключительный этап включает в себя:

1. Подведение итогов реализации проекта.

2. Оформление результата проекта в виде презентации.

3. Проведение родительского собрания с презентацией электронной

книги «Полезные и занимательные советы дяди Жоры Лампочкина».

4. Презентация электронной книги «Полезные и занимательные

советы дяди Жоры Лампочкина» на заседании педагогического совета ДОУ.

5. Представление проекта и электронной книги «Полезные и

занимательные советы дяди Жоры Лампочкина» на конкурс, посвященный

проблеме энергосбережения.

6. Размещение информации о проекте на сайте ДОУ.

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

11

Литература

1. Близнецова, В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов

ДОУ / В.С. Близнецова // Справочник старшего воспитателя дошкольного

учреждения. - 2009. - №9. - С. 33-40.

2. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Проектная деятельность дошкольников

/ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

3. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в

ДОУ / О.В. Виноградова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 63-65.

4. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и

эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина. – М.: Педагогика, 2001. –

188 с.

5. Дыбина, О.В. Что было до…: игры-путешествия в прошлое

предметов / О.В. Дыбина. – М.: Педагогика, 2001. – 188 с.

6. Нефедова, Е.П. Бытовые электроприборы / Е.П. Нефедова. – М.:

ГНОМ и Д, 2004.

7. Образовательные проекты в детском саду / под ред.

Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

8. Постников, В.Ю. Моя первая книжка обо всем / В.Ю. Постников. –

М.: Дрофа, 1996. – 352 с.

9. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / авт.-

сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – М.:

АРКТИ, 2005. – 96 с.

10. Сикорук, Л.Л. Физика для малышей / Л.Л. Сикарук. – М.:

Педагогика, 1990. – 165 с.

11. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в

экономику / А.А. Смоленцева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. – 176 с.

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

12

Дидактическое пособие

«Берегите электричество»

Описание.

Дидактическое пособие «Берегите электричество» представляет собой

макет комнаты с электрическими приборами и мебелью. Пособие

изготовлено из различных материалов (картон, часть шахматной доски,

ткань, проволока, батарейки и др.) для обучения детей дошкольного возраста

навыкам энергосберегающего поведения.

В макет комнаты входит: предметы – диван, электрические приборы -

торшер, люстра, телевизор, лампочки, вмонтированные в стену. Все

электрические приборы снабжены источниками света и подключены к

батарейкам. При нажатии на кнопку приборы включаются. К макету комнаты

прилагаются две картонные ширмы, на одной изображено солнце, на другой

месяц и звезды.

Назначение дидактического пособия.

Дидактическое пособие «Берегите электричество» предназначено для

непосредственно образовательной деятельности областей «Безопасность»,

«Познание», «Социализация».

Дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного

возраста, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и

родителей дошкольников.

Задачи:

 Расширение знаний детей дошкольного возраста об электричестве и

электрических приборах;

 Закрепление знаний о правилах безопасного использования

электричества и электрических приборов в быту;

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

13

 Знакомство детей дошкольного возраста с правилами экономного

использования электрической энергии;

 Формирование навыков энергосберегающего поведения.

Краткое описание изготовления дидактического пособия.

Для изготовления макета комнаты использовался плотный картон, из

которого изготовлены стены комнаты. Пол выполнен из половины

шахматной доски. Из кусочков ткани и проволоки изготовлен диван. Из

проволоки, проводов и мини-лапочек изготовлены электрические приборы –

торшер, люстра, стеновые светильники. Из старого пейджера изготовлен

телевизор.

Ширмы выполнены из картона с аппликацией «день» (солнце и облака)

и «ночь» (луна, звезды, облака).

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

14

Для организации работы с дидактическим пособием также

изготавливается человечек из пластилина.

Варианты работы с дидактическим пособием.

1. Беседа об электрических приборах:

 Какие электрические приборы находятся в этой комнате?

 Для чего нужен каждый электрический прибор?

 Благодаря чему работают электрические приборы?

2. Беседа о правилах экономии электрической энергии в быту:

 Какие правила экономии электрической энергии должен соблюдать

человек дома?

 Как правильно должен использовать человек электричество днем?

 В какой ситуации человек поступил правильно, а в какой не

правильно?

V Всероссийская дистанционная конференция

«Проектная деятельность в образовательном учреждении»

Портал «О детстве» www.o-detstve.ru

15

Дети по итогам беседы могут сформулировать простые правила

экономии электроэнергии в быту:

1. Днем пользуемся естественным освещением.

2. Выключаем электрические приборы, если уходим из комнаты.

3. Используем только те электрические приборы, которые необходимы

в данный момент.

Энергосбережение 2019/2020

НАПРАВЛЕНИЕ «ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ»

Направления деятельности:

 Энергия и ее роль в нашей жизни. Источники энергии. Путь электроэнергии в дом. Понятия «экономия», «бережливость». Освещение помещений. Основные элементарные принципы энергосбережения. Тепловая энергия. Экономия электроэнергии и тепловой энергии в учреждении дошкольного образования и дома.

Показатели развития воспитанников
Имеет первоначальные представления:

  • об энергии, способах ее получения и роли в жизни человека;
  • об основных принципах энергосбережения;
  • о способах получения и сохранения тепла.

Знает:

  • простейшие способы экономии электрической и тепловой энергии в учреждении дошкольного образования и дома; правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

Умеет:

  • применять простейшие способы экономии электрической и тепловой энергии дома и в учреждении дошкольного образования;
  • выполнять элементарные правила безопасного обращения с бытовыми электроприборами.

http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm.aspx?guid=22733

01.04.2020

Занятие "Простые истины для бережливых"

« свернуть

Занятие "Простые истины для бережливых"

Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; дать объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный словарь детей следующими лексическими единицами: энергосбережение, электростанция, экономия, природные ресурсы, энергосберегалочка.

Оборудование: дидактические игрушки Берегоша и Транжира; демонстрационный материал «Электроприборы», колокольчик, материал для эксперимента, энергосберегалочки, лабиринт, конверт.                                                                       

Предварительная работа:чтение художественных произведений: «Сказка о трех братьях», «Советы Берегоши», «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», создание выставки детских творческих работ «Учимся беречь энергию»; дидактические игры «Свет, вода, звук», «Основы безопасности», «Моя квартира».

 Ход занятия:

Дети сидят на стульях полукругом. Звенит колокольчик.

 Воспитатель (В.). Кто там звонит? Сейчас посмотрим.

Берегоша.                      

Мое имя Берегоша                                              

Бережливый гномик я.        

И ко всем моим советам                                                                                                        

Вы прислушайтесь, друзья!                                                  

Я пришел сегодня к вам                  

С таким предложением:                                                                                       

Давайте вместе обучаться                  

Энергосбережению!                                    

(Стук)                                              

Берегоша. Кто там?        

Транжира. Это я, Транжира. Бродил по улицам, хотел немного согреться, а то в квартире у меня холодно, совсем замерз.  

Берегоша. Заходи, чайку попьем, авось и согреешься.  

Транжира. Спасибо, Берегоша.  

В. А в доме тепло, хорошо, уютно. Поставил Берегоша самовар, чай разливает, за каждой капелькой следит.            

Транжира. Что ты так воду бережешь?                            

Берегоша. В моем хозяйстве каждая капля дорога.  

Транжира. А мне-то воды не жалко. У нас в доме водопровод. И горячей и холодной воды сколько хочешь. 

Берегоша. Но воду беречь надо всегда и всюду, не важно колодец или водопровод. Недаром в одной песенке поется: «А без воды и не туда и не сюда». Разве ты газет не читаешь, телевизор не смотришь? Не знаешь, что воду беречь надо?  

Транжира. Вот новости! Смотрю «Ералаш», смешные истории читаю.                                    

Берегоша. Надо бы и другие передачи посмотреть, газеты почитать.                        

Транжира. А как у тебя тепло, уходить не хочется!

Берегоша. У хорошего хозяина в любой мороз в доме тепло. Только надо как следует дом подготовить, тогда холод не страшен. А ты как свой дом утеплил?

Транжира. Да никак! Думал, придет зима, подключат отопление, тепло будет. А получилось наоборот: пришла зима, отопление подключили, батареи как огонь, а в квартире холодно.        

Берегоша. Понятно. В твоем доме топить, что на дворе у костра греться. Дров много пропадет, а тепла не будет. Пойдем к тебе твою беду прогонять.                              

Транжира. И у меня тепло будет?                        

Берегоша. Будет, будет! (Уходят)  

В. Ребята, как вы думаете, что им необходимо сделать, что бы было тепло в доме? (Утеплить окна, закрывать плотно двери, форточки, батарею не зашторивать) А как мы с вами бережем воду? (Закрываем краны, чистим зубы - в чашку воду наливаем, а кран закрываем)                      

Смотрите, Берегоша конверт оставил, наверное это письмо для нас. Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.      

(В конверте советы от Берегоши).                                        

Проводится дидактическая игра «Береги тепло и воду». Какие важные советы даёт нам Берегоша?              

(Выставляются 2 совета в картинках: Береги воду. Не выпускай тепло)

В. Ребята, вы, наверное, хотели побывать в гостях у Берегоши? А как вы думаете, какой у него дом? (Чистый, уютный, красивый, аккуратный, теплый)

А что значит, уютный дом? (Когда есть мебель, чисто, тепло, аккуратно)                              

В уютном доме хорошо, когда собирается вся семья.  

Проводится игра «Доскажи словечко».

Мама кипятит чай в  ......(электрочайнике)

http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=23893

Папа может пылесосить ковер... (пылесосом).                    

Дочь может гладить белье... (утюгом).  

Бабушка достает продукты из... (холодильника).  

Может готовить на... (плите).  

Мама может стирать белье в ... (стиральной машине).

http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=23903

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть... (телевизор).          

Послушать... (радио, магнитофон).    

Поговорить по ... (телефону).                                              

Почитать книгу, сидя около ... (настольной лампы).            

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы).                                              Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия).  

А откуда поступает электричество в дом?

(С электростанции).                                                        

Где в каждом доме живет электричество? (В розетках).                                                                  Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам).                            

Физкультминутка «Провода».

ВЯ буду розеткой, а вы проводом.          

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель), на другом электроприбор (ребенок). Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается).                                                                                          

В. Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.                  Проводится игра «Лабиринт»                                   

Проблемная ситуация.  

В. Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда).  

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?                          (Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы).                                           Давайте поиграем в "загадалки-объяснялки".                                                                               

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку).          

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам).                   

      При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.                            

Опыт с батарейкой.                                        

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии).                                

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат).   

http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=23863

http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=23873

                                        http://du13.slutsk.edu.by/ru/sm_full.aspx?guid=23883                                                                

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.                                                                            

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию). Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.                                                                                                                        

(Звенит колокольчик).                                            

(Появляются игрушки Берегоша и Транжира).

Транжира. Ребята, пока я был с Берегошей, узнал столько всего интересного и полезного.                 

В. Берегоша, Транжира, мы очень рады, что вы вернулись. Мы прочли Берегошино письмо и ребята тоже многое узнали и многому научились. Правда, ребята? Мы тебе письмо отправили.                                        

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес: энергосберегалочки. (Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма).

 

Проект

по энергосбережению

«Свет бережем, экономно мы живем»

Введение

Проблема: Почему мы выбрали эту тему?

Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной

проблемой. Директивой № 3 Президента Республики Беларусь поставлена

задача обеспечения энергетической безопасности и энергетической

независимости страны, главными факторами которых являются экономия и

бережливость. Одним из направлений деятельности многофункциональной

системы дошкольного образования в 2009-2010 учебном году является

приобщение дошкольников к экономической культуре. В документе

«Инструктивно-методическое письмо Министерства образования

Республики Беларусь к 2009-2010 учебному году» учреждениям,

обеспечивающим получение дошкольного образования, указывается на

необходимость реализации содержания дошкольного образования по

рациональному использованию и бережливости материальных ресурсов,

приобщение дошкольников к экономической культуре в процессе

Исходя из вышеизложенного, актуальной становится создание системы

организации деятельности по вопросам экономии и бережливости в

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями

значимости проблемы. Расширять кругозор детей, а также их родителей,

проводя занимательные исследования, это очень интересно, одновременно

подталкивает их к умению беречь природные ресурсы, грамотно их

использовать, делать самостоятельно элементарные выводы.

Вид проекта: информационный.

Участники проекта: родители и дети старшей группы, педагоги.

Цель исследования – доказать, что электричество живет везде.

Гипотеза:

электричество живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с

ним можно очень интересно поиграть;

электричество живет дольше в энергосберегающей лампочке, чем в

обычной.

Для достижения цели были поставлены задачи:

развивать способности к поисковой деятельности;

планировать этапы своей деятельности в соответствии с задачей;

выбирать материалы и способы действия;

уметь аргументировать свой выбор;

развивать умение вести диалог, активизируя свой личный опыт;

воспитывать интерес, вызвать радость открытий, полученных из

опытов, потребность в экономии электроэнергии.

Библиографический обзор

Информацию о том, как доказать гипотезу, мы почерпнули из следующей

литературы:

1 Дурейко Л.И. Как уберечь себя от беды. – Мн.: Тесей, 2001;

2 Кудрявцева Г.А. Организация познавательно-практической деятельности

детей дошкольного возраста. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005;

3 Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника

приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003;

4 Шкляревская Н.В. Тропинками здоровья и безопасности: перспективное

планирование по формированию навыков ЗОЖ и ОБЖ у старших

дошкольников. – Мозырь: Содействие, 2011

5 Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

Описание методики работы

При изучении этой темы мы использовали следующие методы: экскурсии

«Электричество в ДУ», наблюдения за применением электричества в

домашнем хозяйстве, чтение книг, беседы: «История электрической

лампочки», «Откуда к нам приходит электричество», «Основы безопасного

обращения с электричеством», дидактические игры: «Чудо вещи вокруг

нас», «Что было бы, если б погас свет”, проводили опыты, викторину

«Электроприборы в детском саду и дома», конкурс плакатов, просмотр

слайдов. Информацию для ответов на возникшие вопросы мы искали в

энциклопедиях, спрашивали у родителей, воспитателей детского сада,

1 Обобщить знания детей об электричестве.

2 Провели опрос среди дошкольников, родителей и воспитателей.

3 Провели опыты /Приложение 1/ : опыт № 1 «Электричество живет в

волосах», опыт № 2 «Электричество живет в одежде», опыт № 3

«Электричество живет в батарейке», опыт № 4 «Электричество в

энергосберегающей и в обычной лампочке».

Полученные результаты

1 Повышение родительской активности; оформление выставки плакатов по

энергосбережению / Приложение 2/

2 Дети доказали, что есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно

живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень

3 Энергосберегающая лампочка служит дольше.

Анализ результатов и выводы

В ходе исследовательской работы мы пришли к следующим выводам:

1 Электричество живет в волосах.

2 Электричество живет в одежде.

3 Электричество живет в батарейках.

4 Энергосберегающая лампочка служит дольше, чем обычная.

Таким образом, гипотеза о том, что 1) электричество живёт повсюду,

само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть;

и 2) электричество живет дольше в энергосберегающей лампочке, чем в

обычной - подтвердилась!

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям

реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом

проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий

мир, учатся рациональному использованию и бережливости материальных

ресурсов.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем

экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными.

Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает

возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Приложение 1

Опыт 1

Цель: выявить, что электричество живет в волосах

Материал: разноцветные шары на каждого.

Описание опыта. На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики.

Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить их

на стену, у них не получается.).

- Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей).

Давайте и наши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это

надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той

стороной, которой натирали.

Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что

в наших волосах живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарик

тереть о волосы. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.

А когда еще можно увидеть электричество в волосах? (когда расчесываемся).

Что тогда происходит с волосами? (они электризуются, становятся

непослушными, торчат в разные стороны).

Вывод: электричество живет в волосах тоже.

Опыт №2.

Цель: выявить, электричество живет в одежде.

Материал: пластмассовые палочки, кусочки бумаги, кусочки шерстяной

ткани.

Описание опыта.

А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.

Возьмите с подноса пластмассовые палочки и прикоснитесь к кусочкам

бумаги. Что вы видите? (лежат спокойно).

Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными, электрическими, и

они будут к себе притягивать. Возьмите кусочек шерстяного шарфика и

натрите им пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к

листочкам бумаги и потихоньку поднимите ее. Листики тоже будут

подниматься. Почему?

Палочки стали электрическими и листики прилипли к ним, притянулись. Как

палочки стали электрическими? Их натерли кусочком шерстяной ткани.

Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.

Опыт №3.

Цель: выявить, электричество живет в батарейке.

Материал: фонарик или любая игрушка на батарейках.

Описание опыта. У меня в руках фонарик. Я нажимаю на кнопку, а он не

горит. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки.

Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Фонарик

заработал.

Почему? Что за сила такая скрывается в батарейках? (ответы детей)

Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и

она заработала.

Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на

батарейках очень весело и интересно играть.

Опыт №4.

Цель: выяснить, что электричество живет в энергосберегающей лампочке

дольше, чем в обычной лампочке

Материал: лампочки обычная и энергосберегающая.

Описание опыта. В один плафон вкрутили энергосберегающую лампочку,

в другой обычную. Наблюдали, которая лампочка быстрее перегорит.

Вывод: электричество живет дольше в энергосберегающей лампочке, чем в

обычной.

Приложение 2

Выставка плакатов по энергосбережению

«Энергосбережение— дело для всех, польза для каждого!» Проектная деятельность

http://raguda.ru/images/jenergosberezhenie-dlja-doshkolnikov-2_1.jpg

Паспорт проекта.

Раздел

программы Познавательное развитие

1 2

Тематическое поле Ознакомление с энергоресурсами и бережным отношением к ним.

Название проекта «Энергосбережение - дело для всех, польза для каждого»

Тип проекта Долгосрочный

Проблема Сбор информации о бережном отношении к энергоресурсам

Причины Недостаток знаний об энергосбережении.

Цель Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни, развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами.

Задачи - Способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

-Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

-способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Раскрыть творческие способности родителей.

- Расширять активный словарь детей.

Мероприятия Формы работы с детьми

Цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».

Беседы по данной теме.

Чтение художественной литературы.

Занятия по изобразительной деятельности.

Выставка осветительных приборов «От лучины до энергосберегающей лампочки»

Формы работы с родителями

Сбор материалов для выставки.

Оформление коллективных работ. Создание стенда» Эконом-Дом»

Рейд по квартире с целью ознакомления с различными приборами учета энергии (счетчики)

Ведение журнала учета расходования энергии для сравнения с другими периодами.

Результат Папка с информацией по энергосбережению

Критерии -эстетически оформлена

-содержательная

-познавательная

Анализ ресурсов Папка, стенд, стихи, иллюстрации, фотографии.

Форма презентации Папка и стенд «Эконом-Дом»

Паспорт проекта.

Раздел

программы Познавательное развитие

1 2

Тематическое поле Ознакомление с энергоресурсами и бережным отношением к ним.

Название проекта «Энергосбережение- дело для всех, польза для каждого»

Тип проекта Долгосрочный

Проблема Сбор информации о бережном отношении к энергоресурсам

Причины Недостаток знаний об энергосбережении.

Цель Формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни, развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами.

Задачи - Способствовать воспитанию экологического сознания у детей.

-Привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды.

-способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Раскрыть творческие способности родителей.

- Расширять активный словарь детей.

Мероприятия Формы работы с детьми

Цикл занятий по познавательному блоку «Энергосбережение».

Беседы по данной теме.

Чтение художественной литературы.

Занятия по изобразительной деятельности.

Выставка осветительных приборов «От лучины до энергосберегающей лампочки»

Формы работы с родителями

Сбор материалов для выставки.

Оформление коллективных работ. Создание стенда» Эконом-Дом»

Рейд по квартире с целью ознакомления с различными приборами учета энергии (счетчики)

Ведение журнала учета расходования энергии для сравнения с другими периодами.

Результат Папка с информацией по энергосбережению

Критерии -эстетически оформлена

-содержательная

-познавательная

Анализ ресурсов Папка, стенд, стихи, иллюстрации, фотографии.

Форма презентации Папка и стенд «Эконом-Дом»

http://raguda.ru/images/jenergosberezhenie-dlja-doshkolnikov-2_2.jpg

www.maam.ru

Конспект занятия по энергосбережению в средней группе

Программное содержание:

- обобщать знания детей об электричестве;

- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

- продолжать формировать у детей потребность в экономии тепла, электроэнергии;

- Расширять активный словарь детей.

Словарная работа: ГЭС, турбины, энергосбережение, электростанция.

Оборудование:

-демонстрационный материал «Электроприборы», фотографии ГЭС, фотографии лампочек, конверт, карточки для игры.

Предварительная работа:

Чтение художественных произведений: «Домашняя экономия», загадывание загадок, рассматривание иллюстраций и беседа по книге «Техника в вашем доме», дидактические игры «Правильно ли поступают герои этих картинок», «Основы безопасности».

Ход занятия:

Ведущий: Таинственный гость прислал нам загадку: «Я невидимый работник. Меня никто не видел, но знает каждый. Я умею все делать: варить обед, кипятить чай, гладить белье. Без меня не могут работать заводы и фабрики. Со мной не соскучишься. Я и песни умею петь и сказки рассказывать. Дома и на улице всем помогаю, обо мне говорят: «Хоть и безрукий, но мастер на все руки» Кто я такой? »

Дети: Электрический ток.

В: Давайте пригласим его в гости и познакомимся с ним поближе!

Входит Его Величество Электричество.

Его Величество Электричество: Здравствуй, дети! Я – Его Величество Электричество! А вы знаете, откуда я прихожу в ваш дом? Я рождаюсь на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или очень высоко над землей, прихожу в дома, машины, на заводы и помогаю человеку. Мне приходиться совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Прихожу я в дом по электрическому проводу. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам я и попадаю в розетки, а затем в электроприборы. (: Ребята, наш город Усть-Кут получает электроэнергию с Братской ГЭС. Посмотрите какие турбины находятся внутри ГЭС с помощью этих турбин вырабатывается ток, который бежит по проводам в наши дома. А еще электричество получают путем сжигания каменного угля, газа или мазуты. На электростанциях работает очень много людей.)

В: Для чего нужен электрический ток?

Дети: Смотреть телевизор, пылесосить, играть в компьютер…

Его Величество Электричество: Электроприборы окружают вас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают вам везде. Без них человеку было бы трудно. Ребята, а у вас дома есть электроприборы?

Дети: (ответы)

Давайте с вами сыграем в игру «Доскажи словечко»

Проводиться игра «Доскажи словечко».

Мама может стирать белье в. (стиральной машине) .

Папа может пылесосить ковер. (пылесосом) .

Дочь может гладить белье. (утюгом) .

Бабушка достает продукты из. (холодильника) .

Может готовить на. (плите) .

Когда все дела сделаны, можно отдохнуть.

Посмотреть. (телевизор,

Послушать. (радио, магнитофон) .

Поговорить по. (телефону) .

Почитать книгу, сидя около. (настольной лампы) .

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Его Величество Электричество: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора!

Игра «Ток бежит по проводам»: Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревке, говорят слова:

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

В: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.

А еще ребята меня надо экономить!

В:. Ой, а что это у тебя такое, его Вел. Эл., что это за конверт?

Его Вел. Эл. : я же совсем забыл, мне моя подружка лампочка передала для вас советы «Как беречь электроэнергию».

Сейчас мы его откроем. Как интересно, письмо-то в картинках. Давайте попробуем их прочитать.

Проводиться дидактическая игра «Правильно ли поступают герои этих картинок».

Воспитатель: Какие важные советы даёт нам Лампочка?

Дети: (ответы)

(Выставляются 2 совета в картинках: Уходя выключайте свет. Не выпускай тепло.)

Вед. Но лампочки ребята бывают тоже разные. Есть- обычные, а есть- энергосберегающие. Посмотрите перед вами две разные лампочки. Как вы думаете какая из них меньше потребляет электроэнергии.

В:

- Сейчас вы узнаете о том, как изменился бы мир, если бы не стало лампочек. Сейчас я прочитаю вам сказку о лампочке.

«Маленькая Лампочка работала в дальней части городского сада. Каждый вечер она загоралась и прогоняла Тьму с узенькой дорожки. Тьма злилась, но ничего не могла поделать, а Лампочка только посмеивалась над ней.

Иногда днем Лампочке не спалось, тогда она рассматривала прохожих, для которых работала. Первое время, когда её только направили сюда, люди радовались: «Как здесь теперь светло! », потом привыкли и перестали обращать внимание на Маленькую Лампочку, но она не обижалась. Она понимала, что нужна и не ждала громких признаний.

Лампочка любила всех, для кого горела, и не догадывалась, какими несправедливыми бывают люди. Однажды Старая Ворона объяснила ей, что надо опасаться мальчишек, потому что они часто носят с собой рогатки, чтобы стрелять по воронам и лампочкам. С тех пор она стала бояться, что её разобьют, и она больше не сможет бороться с Тьмой. Вскоре Лампочке пришлось убедиться, что Ворона не обманывала – несколько раз по вечерам Лампочку пугали пролетавшие мимо камни. Ей тогда казалось, что это сама тьма хочет расправиться с ней. И однажды случилось то, чего лампочка так опасалась: выпущенный из рогатки камень попал в неё. Обрадованная тьма сразу же захватила тропинку.

А следующей ночью там горела новая лампочка, предусмотрительно закрытая сеткой. У неё не было возвышенных мыслей, как у её предшественницы, прожившей короткую, но яркую жизнь. Вворачивая новую лампочку, монтер не говорил: «Ну вот, теперь тут будет светлее»

Воспитатель:

- Теперь вы поняли, какое огромное значение имеет лампочка в нашей жизни?

Дети:

- Да.

Воспитатель:

- Без нее весь мир стал бы темным и мрачным. Чтобы наш мир освещало электричество, мы должны относиться к нему бережно, экономно, быть внимательными, вовремя выключать свет и электроприборы, чтобы не тратить зря электроэнергию.

Это не просто лампочка, а настоящая королева света.

Его Величество Электричество:

Пришла пора прощаться,

Но с вами расставаться

Не будем мы друзья.

Я главный ваш помощник,

И без меня, ребята,

Никто на белом свете

Не проживет ни дня.

Свет вы зря не жгите, меня вы берегите!

www.maam.ru

Занятие с дошкольниками по энергосбережению

Почитать книгу, сидя около ... (настольной лампы) .

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы.)

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия.)

А откуда поступает электричество в дом? (С электростанции.)

Где в каждом доме живет электричество? (в розетках.)

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам.)

Физкультминутка «Провода».

Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель) , на другом электроприбор (ребенок) . Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор.

Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается.

Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт» Проблемная ситуация.

Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда.)

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы.)

Давайте поиграем в «загадалки-объяснялки».

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку.)

Игра «Скажи со словом «электрический», (по картинкам.)

При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии. Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке.

Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии.)

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат.)

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию. Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик.)

Кто это? (Появляются игрушки из театра Берегоша и Транжира.)

Берегоша. Здравствуйте, ребята!

Транжира. Ребята, столько всего интересного и полезного я узнал, как мне помог Берегоша!

Берегоша. Транжира, мы очень рады, .что вы вернулись. Мы прочли твое письмо. Наши ребята тоже многое узнали и многому научились, правда, ребята?

Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес.

Энергосберегалочки.

(Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма.)

Пиляк М. А.

  • Занятие с дошкольниками по энергосбережениюhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngАзбука Берегоши Программное содержание: продолжать формирование понимания единства человека и природы, ответственности за сохранение её ресурсов; дать образное и упрощенное и упрощенное объяснение такого понятия как энергосбережение: экономное пользование водой, электроэнергией, сохранение тепла; продолжать формировать у детей потребность в экономии воды, тепла, электроэнергии; продолжать знакомить детей с электричеством, правилами безопасного обращения с электроприборами; обогатить словарный

Ссылка на источник vscolu.ru

Почитать книгу, сидя около ... (настольной лампы) .

Как можно назвать одним словом ваши ответы? (Электроприборы) .

Что служит питанием для электроприборов? (Электричество, электроток, электроэнергия) .

А откуда поступает электричество в дом?

(С электростанции) .

Где в каждом доме живет электричество? (В розетках) .

Как электрический ток попадает к нам в квартиры? (По проводам) .

Физкультминутка «Провода».

В.Я буду розеткой, а вы проводом.

(Дети берутся за руки, выстраиваются в линию, садятся на корточки. На одном конце провода розетка (воспитатель) , на другом электроприбор (ребенок) . Воспитатель берет за руку крайнего ребенка (пошло электричество по проводу) Дети поочередно встают, создавая волновое движение, когда последний ребенок встает, включается электроприбор. Дети угадывают, какой электроприбор включился. Воспитатель отпускает руку, дети садятся, электроприбор отключается) .

В. Давайте поможем электрическому току дойти от электростанции к розетке в доме.

Проводится игра «Лабиринт»

Проблемная ситуация.

В. Ребята, а что будет, если включить в доме все электроприборы? (Сгорит все; будет болеть голова от шума; будем много платить; не успеет выработаться электроэнергия; загрязняется окружающая среда) .

А что делать, если отключиться электричество. Как жить без электроприборов?

(Свечу зажечь; письмо написать; сохраняются природные ресурсы) . Давайте поиграем в "загадалки-объяснялки". .

(Ребята загадывают загадку по картинке, другие отгадывают и рассказывают, как правильно обращаться с электроприборами, чтобы сэкономить электричество. За правильный ответ получают искорку) .

Игра «Скажи со словом «электрический» (по картинкам) .При правильном обращении с электроприборами, мы сможем экономить каждую искорку электричества. Ученые тоже думают о сбережении электроэнергии.

Они выяснили, что небольшое количество электроэнергии можно запасти в батарейке. Если провода подсоединить к батарее, электричество пойдет по проводам и сможет гореть лампочка.

Опыт с батарейкой.

Почему загорелась лампочка? (В батарейке есть запас электроэнергии) .

Какие приборы работают на батарейках? (Часы, плеер, фонарик, фотоаппарат) .

Ребята, а давайте напишем Берегоше ответ-письмо в картинках. Берегоша будет рад, когда узнает, что у него появилось столько друзей.

(Дети выполняют работу по приложению. Нужно зачеркнуть приборы, которые необходимо выключить, чтобы сберечь, сэкономить электроэнергию) . Заклеиваем конверт, опускаем в ящик.

(Звенит колокольчик) .

(Появляются игрушки Берегоша и Транжира) .

Транжира. Ребята, пока я был с Берегошей, узнал столько всего интересного и полезного.

В. Берегоша, Транжира, мы очень рады, что вы вернулись. Мы прочли Берегошино письмо и ребята тоже многое узнали и многому научились. Правда, ребята?

Мы тебе письмо отправили.

Берегоша. Я очень рад, что у меня появилось столько много друзей Берегошей. Я обязательно прочту ваши письма. А я вам подарочки принес: энергосберегалочки.

(Достает и рассматривает с детьми, рекомендует, как использовать. Дети идут вместе с Берегошей, Транжирой и наклеивают возле кранов, выключателей, раздает детям, остается и читает письма) .

Детям об энергосбережении

И счастливей станет жизнь для нас.

С большим уважением

Гномик. Задания первого тура «Наш уютный дом» находятся вот в этих конвертах.

Дети при помощи волчка выбирают себе конверт. В одном конверте нарисованы звери, в другом люди.

1 задание. Рассказать о том, как готовятся к зиме звери.

2 задание. Рассказать о том, как готовятся к зиме люди.

3 задание. Какие правила сохранения тепла в доме нужно соблюдать.

После подведения итогов проводится второй тур «Наши добрые помощники».

На игровой стол гномик Экономик выкладывает конверты, в которых находятся картинки электроприборов: пылесос, холодильник, утюг, электролампа. Дети придумывают пантомиму-загадку о том приборе, который им достался, для команды соперника, которая должна отгадать, что изображают ребята и рассказать о том, как нужно с этим обращаться, чтобы поменьше использовать энергии.

В третьем туре Гномик предлагает детям карточки-энергосберегалочки. Задача дошкольников объяснить, что на них зашифровано.

Подводятся итоги конкурса.

Гномик. Давайте, ребята, поиграем в игру «Гирлянда лампочек». Для этого становитесь в круг, затем приседайте, держась за руки. (Гномик «включает» гирлянду, и дети поочередно встают, поднимая руки вверх «зажигаются».)

Гномик. Объявляю четвертый тур «Помоги электрическому току прибежать в дом».

Дети получают листы с лабиринтами, где стараются быстро и правильно найти путь электроэнергии от электростанции к дому.

Гномик. Пятый тур «Нам без воды и не туда, и не сюда» поможет выявить победителей.

На игровом столе лежат картинки с изображением сюжетов: чистка зубов, стирка белья, мытье посуды, вытирание пыли. При помощи волчка вы, ребята, выбираете себе картинки и объясняете, как можно выполнить эти работы с наименьшей потерей воды.

После окончания последнего тура подводятся итоги всей игры.

Гномик. Молодцы, ребята! Вы оказались бережливыми и экономными.

Настоящие хозяевами! (Вручает им сувениры.) Надеюсь, что вы не забудете применять правила бережливости в каждодневной жизни.

Ирина Филипчик

  • Учись бережливым бытьhttp://vscolu.ru/wp-content/plugins/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.pngЗанятие с дошкольниками по сбережению природных ресурсов Цель: формировать устойчивую мотивацию к энергосберегающему образу жизни, развивать умение грамотного общения с энергетическими ресурсами; закрепить знания об электроприборах; расширять активный словарь, развивать монологическую речь; развивать элементы сотрудничества и сотворчества в детском коллективе; воспитывать гордость за приносимую пользу. Оборудование: флажки в вазе, картинки с изображением электроприборов, «карточки-энергосберегалочки», листы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уроки Айболита"

Здоровьесберегающий  проект расчитан для детей 3-4 лет....

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...

Образовательный проект "Уроки Мойдодыра"

Развитие культурно-гигиенических навыков является одним из важнейших направлений в работе с детьми первой младшей группы. Комплекс разработанных мероприятий позволяет на основе новых образовательных т...

Проект "Уроки доброты"

В краткосрочном проекте рассматриваются вопросы воспитания у дошкольников доброты и взаимопонимания, предлагаются формы работы по воспитанию доброты у детей в триедином коллективе дети - педагоги - ро...

Методические рекомендации "Содержание и формы работы с детьми по реализации проекта "Уроки Мойдодыра""

Материал содержит план работы с детьми по формированию КГН в рамках реализации проекта "Уроки Мойдодыра"...

Реализация мини-проекта "Уроки Мойдодыра"

В реализацию мини-проекта входили мероприятия: 1.Консультация для  воспитателей.2. Взаимодействие с родителями (оформление стендов, родительские собрания) 3. Работа с детьми (игровые ситуаци...

Проект "Уроки безопасности".

  Безопасность ребенка на улице зачастую не соблюдается ни водителями, ни службами жилищно-коммунального хозяйства, что ведет к попаданию ребенка в дорожно-транспортные происшествия, да и ...