Методическая разработка по использованию интерактивной игровой технологии адвент-календарь
методическая разработка по обж

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

В ФГОС ДО изложен перечень требований к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, в частности, о необходимости ее приближения к домашней. В этом плане всегда интересно внедрение современных образовательных технологий, новаторских идей в совместную образовательную деятельность с дошкольниками.

Поэтому такой изюминкой, на мой взгляд, стало внедрение в работе с детьми адвент - календаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 5» Копейского городского округа

                             456653 город Копейск, улица Лизы Чайкиной, дом 25, тел.: 8(35139)60442

Методическая разработка

по использованию

интерактивной игровой технологии

адвент-календарь «Светофор»

 с воспитанниками ДОУ по изучению

правил дорожного движения

        Разработал:  старший воспитатель

Тараканова И.Н.

Копейск, 2021

Адвент-календарь, как интерактивная игровая форма работы

с дошкольниками по изучению правил дорожного движения.

Из истории возникновения Адвент-календаря.

Календарь Адвента появился на свет совсем недавно, в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество?! Она не выдержала и сделала ему из картона с окошечками календарь – по количеству дней перед Рождеством. Герхард мог открыть только одно окошко в день, за ним пряталось маленькое печенье. Так он видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.

В последнее время технология адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.

Актуальность.

Игра занимает ведущее место в жизни дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

В ФГОС ДО изложен перечень требований к оформлению развивающей предметно-пространственной среды, в частности, о необходимости ее приближения к домашней. В этом плане всегда интересно внедрение современных образовательных технологий, новаторских идей в совместную образовательную деятельность с дошкольниками.

Поэтому такой изюминкой, на мой взгляд, стало внедрение в работе с детьми адвент - календаря.

Адвент- календарь для детей –это в первую очередь игра, которая направленна на развитие интереса детей к разнообразной деятельности, развитию самостоятельности и повышению самооценки ребенка.

Адвент-календарь способствует развитию внимания, наблюдательности. Формирует интерес и любознательность к окружающей среде.

Адвент-календарь для педагога своеобразный план его деятельности.

С его помощью необходимо заранее продумать все методы и приемы обучения и воспитания детей, а также видеть путь достижения поставленной цели. При планировании календаря необходимо решить какие знания мы хотим дать детям и какой материал закрепить.

Мной была поставлена задача - сделать Адвент-календарь дидактическим пособием для проведения совместной деятельности с детьми по изучению правил дорожного движения в игровой форме. Ценность данного пособия заключается в том, что Адвент - календарь является эффективным маркером игрового пространства развивающей предметно-пространственной среды, который позволяет предложить детям увлекательную и познавательную деятельность в интерактивной форме.

Цель: создание условий для проявления познавательной активности ребенка дошкольного возраста и профилактики детского дорожно-транспортного происшествия.

Адвент-календарь может быть приурочен к любой теме, и решать следующие педагогические задачи:

• Развивать умение визуализировать и озвучивать причинно-следственные связи между собой и окружающими предметами;

• воспитывать и развивать всесторонне развитую личность

• воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми участниками образовательного процесса, активнее использовать знания в повседневной жизни;

• развивать любознательность, воображение, мышление, умение строить догадки и предположения;

Для ребенка

Познавательный процесс превращается в игру;

Повышает самооценку;

Развивает и поддерживает самостоятельность детей;

Для педагога

Гибкое планирование

Активная деятельность ребенка со всеми участниками образовательного процесса (родитель-ребенок-воспитатель)

Глубокий интерес к познавательной деятельности у детей, ожидание предстоящей работы.

Инициатива ребенка

Методика использования Адвент – календаря.

1. Выбор тематики календаря.

2. Период реализации.

Адвент–календарь можно использовать в любой возрастной группе. Но есть методические рекомендации: в средней группе срок реализации 5-10 дней, в старшей 2-3 недели. Чем старше дети, тем больше может быть срок ожидания.

3. Создание макета календаря (Полотно и визуальные карточки)

4. Планирование заданий на каждый день. Необходимо, учитывать возраст и ориентироваться по времени продолжительности выполнения заданий.

- 3-4 года – до 15 минут

- 4-5 лет 15 минут

- 5-6 лет – до 25 минут

- 6-8 лет – 30 минут

5. Знакомство детей с календарем.

6. Каждый день открываем только одно задание.

7. Результатом окончания может быть тематическое мероприятие или продукт.

Принципы составления Адвент – календаря.

  1. Соответствие заданной теме
  2. Доступность.
  3. Соблюдение правил игры.
  4. Сохранение тайны.

Условия и последовательность работы с календарем:

Знакомство с календарем (рассказ об истории возникновения календаря)

Обсуждение правил использования.

Дети открывают кружочки каждый день по очереди. Таким образом, каждый может открыть первым и приоткрыть занавесу тайны. Каждый день, узнавая новое задание, дети называют месяц, число и день недели.

Задания, выпадающие на рабочие дни недели выполняются совместно с педагогом в группе или самостоятельно

Задания, выпадающие на выходные дни недели выполняются детьми вместе с родителями дома.

Каждый день содержит определенное задание для детей, которое соответствует программным задачам, возрастным особенностям и целям, которые ставит перед собой педагог. Это может быть изготовление поделки, экспериментирование, спортивные задания, разучивание стихотворения и т.д. Кульминационным этапом является праздник или итоговое мероприятие (событие).

Чем младше дети, тем менее сложными должны быть задания, их нужно рассчитывать на детские возможности. Большинство заданий адвент -календаря рассчитаны и на участие взрослых, особенно это касается творческих заданий.

Считаю, что Адвент-календарь –это универсальный инструмент как для организации деятельности с детьми в форме игры, для работы с родителями, так и для реализации любых педагогических задач педагога, будь то воспитательные, образовательные или развивающие.

Примерные предлагаемые задания в период месячника по профилактике детского дорожно-транспортного происшествия:

1. Ребята, знаете ли вы и соблюдаете ли правила дорожного движения? Расскажите о значении светофора и чем отличается светофор для транспорта от светофора предназначенный для пешеходов?

Нарисуйте светофор, предназначенный для пешеходов.

2. Кто сможет рассказать, как перейти дорогу, если нет светофора? Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу?

3. Какие бывают виды пешеходных переходов?

Составь правильно знаки.

4. Предлагаю поиграть, в игру «Разрешается-запрещается».

И проспекты, и бульвары –

Всюду улицы шумны.

Тут шалить, мешать народу…(запрещается)

Быть примерным пешеходом… (разрешается)

В мяч играть на остановке… (запрещается).

Идти толпой по тротуару…(запрещается).

Обходить автобус сзади… (запрещается)

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом (запрещается)

Выбегать на проезжую часть…(запрещается)

Ну, а спереди, конечно… (запрещается).

Если ты гуляешь просто - все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток осторожно проходи.

Переход при красном свете… (запрещается).

При зеленом даже детям… (разрешается).

- Играть возле проезжей части…(запрещается).

- Уважать правила дорожного движения…… (разрешается).

5. Отгадайте загадки и нарисуйте ответ.

Перед детьми дошкольного возраста располагается набор предупреждающих знаков. Воспитатель загадывает загадки, а участники показывают соответствующий дорожный знак и называют его.

Погляди скорей, водитель: здесь для пеших - переход.

Значит, чтоб не навредить им, ты обязан сбавить ход!

(«Пешеходный переход»)

Затихают все моторы, и внимательны шоферы,

Если знаки говорят: «Близко школа, детский сад!»

(«Осторожно! Дети»)

Шли из сада мы домой, видим знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед, ничего другого нет...

(«Велосипедное движение запрещено»)

Какие это знаки?

6. Посмотрите дома с родителями мультфильм «В автобусе» из серии «Смешарики. Азбука безопасности»

7. Нарисуй пассажирский транспорт.

8. Предлагаю вспомнить с вами, кто такие пассажиры? Какой бывает пассажирский транспорт? Где нужно стоять в ожидании пассажирского транспорта? Как переходить проезжую часть выйдя из пассажирского транспорта? Назовите правила поведения пассажира в транспорте.

9. Какие сказочные транспортные средства в русских народных сказках вы знаете? Предложить смоделировать.

10. Игра «Простые, да не простые вопросы»

- Сколько колес у легкового автомобиля? (4)

- Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (1)

- Кто ходит по тротуару? (пешеход)

- Кто управляет автомобилем? (Водитель)

- Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

- Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта)

- По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой)

- Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного

движения? (Авария или ДТП) - Какой свет верхний на светофоре? (Красный)

- Сколько сигналов у светофора? (Три)

- На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

- Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми

сигналами?

(«Скорая помощь», пожарная и полицейская машины)

- Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл)

- Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской

площадке).

11. Какие автомобили специального назначения вы знаете?   (машины — помощники, экстренных ситуациях). Есть транспорт, который помогает человеку на стройке. Назовите его. Если я произнесу слово — железная дорога, о каком транспорте идет речь? Если я скажу слово шасси — О каком транспорте я говорю?

12. Сможете ли вы совместно всей группой составить интеллект-карту автомобили специального назначения?

13. Почитать с родителями стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа».

14. Пройти безопасным маршрутом до магазина и объяснить почему этот маршрут безопасный.

15. Что такое световозвращающие элементы и для чего они нужны?

16. Сегодня акция «Подари повязку другу». Создайте световозвращающие элементы и подарите детям младшей группы, расскажите для чего они нужны.

17. В какие игры вы любите играть зимой? Кто может объяснить почему нельзя играть в хоккей возле дороги и почему нельзя кататься на тротуарах и на проезжей части на санках?

18. Игра «Объяснялки». Можно разделиться на две команды и выслушать объяснение детей и назвать то, о чем идет речь. Играть можно по-очереди. Сначала объяснялки будут для одной команды, а потом для другой. Подсказки не допускаются. Отвечает только та команда, для которой загадка. (дорога, дорожный знак, переход, пассажир, светофор, велосипед, тротуар)

19. Предлагаю побыть сегодня фантазерами, нарисуйте «Несуществующий знак». Двигаться по дороге водителям и пешеходам помогают дорожные знаки. Они на что-то нам указывают, о чем-то предупреждают, что-то запрещают. Этими знаками пользуются во всем мире. Придумать новые несуществующие знаки.

20. Родители могут предложить ребенку самому выбрать безопасный маршрут до магазина (или другого объекта), если ребенок не верно выбрал, объясните почему так не надо поступать и похвалите если ваш ребенок нашел правильное решение.

21. Почитайте рассказ Н.Носова «Автомобиль».

22. Почему зимой нельзя прицеплять санки или цепляться самим к отъезжающим автобусам, чтобы прокатиться?

23. Профилактическая акция по безопасности дорожного движения «Ладошка безопасности». «Детская ладошка» – это символ защиты и привлечения внимания взрослых к проблеме безопасности на дороге.

24. «Автомульти». Детям предлагается ответить на вопросы из мультфильмов и сказок, в которых упоминаются транспортные средства.

1. На чем ехал Емеля к царю во дворец? (На печке)

2. Любимый двухколесный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед)

3. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живет на крыше? (Вареньем)

4. Какой подарок сделали родители дяди Федора почтальону Печкину?

(Велосипед)

5. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету)

6. На чем летал старик Хоттабыч? (На ковре-самолете)

7. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа) 8. На чем поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной? (На поезде)

9. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот

Задом наперед,

А за ним комарики...

На чем летали комарики? (На воздушном шарике.)

10. На чем катался Кай? (На санках)

11. На чем летал Барон Мюнхгаузен? (На ядре)

12. В чем плыли по морю царица с младенцем в «Сказке о царе Салтане»? (В бочке)

25. «Кот в мешке». Командная игра. Каждая команда по очереди из мешка достает знак. Называет к какой группе он относится и дает его название.

26. «Передай жезл». Играющие выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Обязательное условие: принимать жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший дорожный знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

27. Рассказать родителям, как правильно переходить проезжую часть, там, где нет светофора.

28. Чтение стихотворения О. Бедарева «Если бы...».

29. Экскурсия к перекрестку.

30. Награждение грамотами «Знатоки правил дорожного движения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с использованием интерактивной доски "В гостях у Винни-Пуха и его друзей".

Проект носит рекомендательный характер и очерёдность подачи игр можно варьировать в зависимости от динамики развития и индивидуальных способностей конкретных детей.Проект создан с помощью интерактивны...

Методическая разработка с использованием новых образовательных технологий: информационно - коммуникативной, игровой и здоровьесберегающей. Мастер - класс для детей и родителей 2-й младшей группы "Дорого яичко к Христову дню".

1. Рассказать об истории и традициях празднования Пасхи.2. Вызвать интерес к жизни русского народа.3. Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.4. Привлечь внимание детей, использу...

методическая разработка "Системное использование социо-игровой технологии как средства создания оптимальных условий для развития личности дошкольника"

методическое пособие разработано в помощь педагогу-психологу, воспитателям при планировании и осуществлении педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста и работе с родителями и педагогами...

Методическая разработка по использованию интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимост...

Методическая разработка «Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты»

Методическое пособие представляет практический материал для совместной деятельности с детьми раннего возраста в сенсорной комнате. В пособии подробно изложены приемы использования игровой деятельности...

Методическая разработка "Комплексное использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты"

Данная методическая разработка предназначена для работы с детьми с огрниченными возможностями здорровья в условиях темнмой сенсорной комнаты....

Методическая разработка по использованию интерактивной песочнице iSandBOX "Песочная фантазия"

quot;Давайте добрее будем!"Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может...