Опыт работы "Формирование знаний дошкольников о ПДД через использование инновационной технологии ТРИЗ в условиях реализации ФГОС ДО"
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Чепурченко Наталья Николаевна

Воспитание безопасного поведения  детей в роли пешеходов  — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.  Родителям и педагогам следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_madou_28_zazdravnyh_chepurchenko.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Заздравных Анна Юрьевна

Чепурченко Наталья Николаевна

Управление образования администрации

Губкинского городского округа

       

                 

                                                                                                   

                                                                     

«Формирование знаний  дошкольников о ПДД

через использование инновационной технологии ТРИЗ

 в условиях реализации ФГОС ДО»

                       

         

                                                                                                            Авторы опыта:

Заздравных Анна Юрьевна,

Чепурченко Наталья Николаевна,                                                                   воспитатели МАДОУ «Центр развития          

                                                      ребёнка – детский сад № 28 « Журавлик»                                                                                      

Губкин, 2018  

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                        Содержание

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

  1. Информация об опыте ………………………………………… 3
  2. Технология опыта ……………………………………………... 9
  3. Результативность………………………………………………. 14
  4. Библиографический список…………………………………… 16
  5. Приложение…………………………………………………….. 18

 

РАЗДЕЛ I.

Информация об опыте

 Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Журавлик» расположен по адресу: 309190 Белгородская область, город Губкин, улица Раевского, дом 15 «б». Детский сад открыт  10 октября 1982 года.

        В МАДОУ функционирует 12 групп: 2 группы для детей  младшего возраста; 10 групп для детей дошкольного возраста.    

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 28 «Журавлик» реализуется основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е Вераксы,  Т.С. Комаровой,  М.А. Васильевой.

        Дошкольное образовательное учреждение – отдельно стоящее здание, расположенное внутри жилого комплекса между улицами Раевского и Лазарева. Ближайшее окружение – МОУ «СОШ № 13» и МОУ «СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов». Именно в эти школы поступает большинство выпускников МАДОУ.

 В непосредственной близости находится ряд учреждений культуры  и спорта: «Станция юных натуралистов», ДК «Строитель», СК «Горняк»,  которые активно посещают наши воспитанники сначала в сопровождении родителей, а с наступлением школьного возраста - самостоятельно.

Расположение детского сада в непосредственной близости от дорог обусловило повышенное внимание к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

   Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, отсутствие навыков ситуативного поведения на проезжей части, а также безучастное отношение взрослых к процессу обучения детей правилам  поведения на дороге.

   Воспитание безопасного поведения  детей в роли пешеходов  — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным.  Родителям и педагогам следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

   Поскольку большую часть дня дошкольник проводит в детском саду,  именно там он может и должен получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

Диагностика знаний правил дорожного движения у детей средней группы по методикам Н.И. Клочанова и А.И. Замалеевой (Приложение № 1) показала, что на начало 2014-2015 учебного года высокий уровень знаний у детей средней группы - 8% детей, средний уровень знаний - 50% детей, низкий уровень знаний - 42% детей. Анализ полученных данных позволил сделать вывод, что дети имеют слабые практические знания о безопасном поведении на  дороге.

Результаты анкетирования родителей на тему «Я и мой ребенок на улицах города» (Приложение № 2), показали, что только 40% родителей готовы обучать детей правилам дорожного движения в сотрудничестве с  ДОУ.  Большинство родителей (80%) считают, что детей  нужно знакомить с ПДД  используя практические ситуации, через беседы с ребенком (50%), чтение  специальной детской  литературы (40%).  

Однако  образцом дальнейшего поведения  дошкольника на дороге  является неправильное поведение родителей на проезжей части, и  нарушение ими установленных правил.

  Поэтому возникла необходимость, как можно раньше начинать обучение  дошкольников правилам дорожного движения.

Для  эффективности данной работы в контексте ФГОС ДО  необходимо было, наряду с традиционными,  внедрение инновационной технологии.  Одной из наиболее интересных и целесообразных была выбрана технология ТРИЗ.  

Педагогами была  разработана и апробирована система работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования  технологии ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач).

Актуальность опыта на современном этапе очевидна.  С каждым годом в нашей стране растет плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города. Растет число дорожно-транспортных происшествий. Все чаще и чаще их жертвами становятся дети. Для реализации  задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.

В приказе Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2013 года №1151 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  обозначена область  «Социально-коммуникативное развитие», которая включает в себя задачу по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. 

Актуальность данной задачи подчеркивает и то обстоятельство,  что детский травматизм на дороге возрос. На 1.6% стало больше дорожно -  транспортных происшествий с участием детей  в период с 2014 по 2017 год. 
        В связи с этим возникла необходимость поиска современной образовательной технологии  для  полноценного  формирования у подрастающего поколения  осознанного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности на дороге.  

Несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, в практике педагоги  используют в основном обучающие и игровые технологии, требующие воспроизведения готовых знаний, которые не в полной мере способствуют формированию самостоятельности и осознанности действий детей в сложных жизненных ситуациях.

         Налицо противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по формированию у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге и отсутствием действенного механизма для ее реализации.

 Это позволило сформировать проблему данного исследования. Для улучшения положения, к уже используемым игровым технологиям, необходимо было внедрение новой инновационной технологии.

Педагогами была выбрана технология ТРИЗ, которая является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов. Также данная технология помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.

Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического воспроизведения алгоритма, предложенного  взрослыми. (Генрих Саулович Альтшуллер)[2].
        Ведущая педагогическая идея опыта заключается в формировании у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на дороге посредством использования технологии ТРИЗ наряду с другими игровыми технологиями.
       Длительность работы над опытом.

Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента        обнаружения противоречия в средней группе (сентябрь 2014-2015 года) и была разделена на несколько этапов:

I        этап: аналитико-диагностический, в рамках которого был проведен сбор информации по проблеме и организована констатирующая диагностика. Это дало возможность определить выбор темы данного опыта, сформировать гипотезу, цель, задачи, предположение.

        II этап: реализационный. Апробировался механизм применения технологии ТРИЗ на занятиях, в игровой деятельности и  режимных моментах.

III        этап: аналитико-обобщающий. Подводился итог работы по данной проблеме, оценивались результаты, обобщался опыт.

Диапазон опыта представлен системой работы по  обучению старших дошкольников правилам дорожного движения посредством использования   технологии ТРИЗ.  В опыте отражены новые подходы в построении     занятий   с применением   методов и приёмов ТРИЗ. Основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение, развитие умений творчески подходить к решению той или иной проблемы, ситуации.

       Теоретическая база опыта

       По мнению многих исследователей, познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка.

       Что такое познавательная активность?

      Доктор психологических наук Морозова И.С.[12] считает, что под познавательной активностью дошкольников следует понимать  личностное образование, деятельное состояние, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик ребенка на процесс познания: стремление к получению знаний, умственное напряжение, проявление усилий, связанных с волевым воздействием, в процессе получения знаний, готовность и желание ребенка к процессу обучения, выполнение индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности взрослых и других детей.

       В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка, авторы, исследовавшие эту проблему, выделяли общение (Д.Б. Годовикова, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Т.А. Серебрякова) [16], потребность в новых впечатлениях (Л.И. Божович) [3], общий уровень развития активности (Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицин [ 10].

Развитию активного мышления  напрямую способствуют игры и задания,  на которых основана   технология ТРИЗ.   

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "Теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм.  Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер, писатель – фантаст.

Постепенно многие приемы теории решения изобретательских задач  стали внедряться  в систему классического дошкольного образования для того, чтобы развивать у малышей аналитическое мышление.

Суть методики ТРИЗ для дошкольников – мероприятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям (Приложение № 3). Здесь детям некогда скучать, потому что во время обучения используются диалоги, живое общение, дискуссии. Воспитатели, которые придерживаются развития по ТРИЗ для дошкольников, в первую очередь обращают внимание на любопытные вещи. При этом предлагают посмотреть на интересное событие или предмет с разных сторон. Найти что-то хорошее, потом плохое. Если изучаемый объект позволяет, то можно провести интересные опыты, но при этом не объяснять ребенку, почему получился именно этот результат. Все это развивает в ребенке любознательность и интерес к новым открытиям. Как говорил сам основатель этой методики: "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию».

Цель ТРИЗ (игры для дошкольников) – не просто развивать фантазию, а учить ребенка творчески подходить к решению той или иной проблемы.

Основные методы и приемы ТРИЗ:

  • Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение. Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
  • "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии   дошкольников играет не последнюю роль.
  • Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений:  эмпатию, прямую аналогию и фантастическую.

В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации.

В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.

  • Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
  • Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
  • Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно не нужным, на первый взгляд, предметам.

  Все это дает возможность проводить обучение в увлекательной форме. Такие методы обеспечивают прочное усвоение и систематизацию полученной детьми информации. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.  Занятия построены таким образом, что дети легко усваивают предложенный материал благодаря четко выстроенной исследовательской деятельности.

Практический опыт использования игровых технологий ТРИЗ, приобретенный при работе в сфере дошкольной педагогики, позволяет заключить, что такой подход обладает определенными неиспользованными резервами в повышении эффективности системы работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма. Все это и определило выбор темы настоящего опыта работы.

Новизной опыта является создание системы работы по формированию знаний правил дорожного движения,   осознанного безопасного поведения старших дошкольников на дороге через использование игровых технологий ТРИЗ. Были  апробированы и использованы в работе  авторские дидактические игры.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Для применения данного опыта необходимы следующие условия:

- создание в группе развивающей предметно-пространственной среды по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах.

- разработка перспективного плана мероприятий работы с детьми 4-7 лет с применением технологии ТРИЗ (Приложение № 4).

РАЗДЕЛ II.

Технология опыта

Целью опыта является формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах через использование игровых технологий ТРИЗ.        

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, изучив опыт других педагогов по данной теме, стало понятно, что в педагогической теории и практике еще не накоплен достаточный материал по использованию технологии ТРИЗ как средства формирования знаний безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста. Таким образом, у дошкольников можно активизировать следующие способности:

- умение проявлять творческое мышление, чувство ответственности, контроля и самоконтроля;

- умение правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

         Достижение планируемых результатов предполагает решение ряда следующих задач:

1.  Продолжить знакомство детей с правилами дорожного движения;

2. Уточнять и расширять представления детей обо всех участниках дорожного движения;

3. Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;

4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

 

I этап Аналитико – диагностический

Для выявления у детей знаний и умений по правилам дорожного движения была использована методика «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» (авторы Н.И. Клочанов, А.И. Замалеева) (Приложение № 1).  Были получены следующие результаты:

Уровень

Методика

Итоговый  результат

1

2

3

4

5

6

Высокий

8%

10%

6%

6%

10%

8%

8%

Средний

44%

56%

50%

40%

60%

50%

50%

Низкий

44%

38%

44%

46%

40%

40%

42%

II этап  Реализационный

Данная работа проводилась в нескольких направлениях. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.

Второй путь – познание действительности через рассказы, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов, через подвижные игры, с помощью различных игрушек, картинок, иллюстраций, атрибутов.

При организации образовательного процесса целенаправленно используется интегрированный подход. Согласно принципу интеграции, приобретённые детьми знания по ПДД, совершенствуются во всех образовательных областях.    

Работа в условиях проблемной ситуации ставит ребёнка перед необходимостью преодолевать затруднения, искать  и самостоятельно находить ответ, активно использовать усвоенные знания по ПДД.

Обучение правилам дорожного движения осуществляется посредством организации собственного познавательного опыта ребёнка. Активно применяются такие формы и методы, как наблюдение (Приложение № 5) экспериментирование и «проживание» различных ситуаций во время экскурсий и прогулок (Приложение № 6). Так, при ознакомлении с городским  транспортом, ребёнок обязательно сначала получает опыт наблюдения и экспериментирования, использует знаковые средства, затем «проживание» в дорожной ситуации. При этом он обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить своё отношение к ней.

          Для успешного обучения дошкольников дорожной грамоте в  группе оформлен уголок безопасности движения. Это  макеты-тренажёры, атрибуты к ролевым играм, транспортные средства, альбомы с творческими  заданиями, настольно-печатные и дидактические игры, раздаточный, демонстрационный и диагностический материал для индивидуальной работы с детьми по выработке стиля поведения в дорожных ситуациях.

 Новым в практике обучения дошкольников правилам дорожного движения являются занятия   с применением   методов и приёмов ТРИЗ, на которых основными средствами работы с детьми являются  педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение.

В каждом занятии выделяется несколько этапов работы. У каждого из них есть своя определенная цель.

  • На первом этапе ребенок учится обнаруживать и различать несоответствия и противоречия, окружающие нас в обычной жизни.

        - Что общего у машины и велосипеда?

        - Что общего у светофора и регулировщика?

  • Второй этап учит ребенка проявлять фантазию и изобретательность при решении поставленных задач.

      Например, придумать машину будущего, которую сможет водить даже ребенок.

  • На третьем этапе перед детьми ставятся сказочные задачи, и предоставляется возможность сочинить собственные истории.  
  • Четвертый этап дает возможность детям применить новые знания для нестандартного решения задач.

 Существуют правила, которые сделают процесс максимально эффективным:

  • На каждом этапе занятия детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира.
  • Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом.

 Общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам:

  • При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей.
  • Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка.
  • Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход".
  • Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
  • Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны.
  • Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.
  • Мотивация ребенка на активное участие в играх и занятиях.

Естественно, что на занятиях  активно используются игры ТРИЗ для дошкольников. Картотека игр ТРИЗ очень разнообразна (Приложение № 7). 

 Например: давая детям задание о работе светофора, начинаем с вопроса:

- «Что было бы, если б в городах не было светофоров?»  Дети предлагают свои варианты суждений.

Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем регулировщик на перекрёстке или пешеходный переход? Чем  светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трёхглазый? и др.

Далее проводим экспериментирование или игровой тренинг, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрёстках. Такие занятия проводятся, как поисковые.

           Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребёнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учит их разрешать.

      Старшие дошкольники с интересом «играют» в тризовский метод «системный оператор». Достоинством этого метода является то, что при его использовании ребёнок учится системно мыслить (часть – целое), устанавливать причинно – следственные связи, закономерности их развития и проявления. Системой может быть предмет, объект или процесс, предназначенный для какой - то цели, выполнения нужного действия. Например: система «пешеход»: лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не выполняющее по ней работы; подсистема (часть) – взрослые и дети (мужчины, женщины и мальчики, девочки); надсистема – все люди и т. д.

Для развития системного мышления дошкольников мы используем интеллектуальные игры типа «Скажи, что делает…», «Каким могут быть…», «Разбери предмет на части», «Если бы…», «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и другие.

Метод каталога «фокальных объектов» позволяет   не только закрепить системное видение ребёнком окружающего мира, умение придумать что – либо новое, видоизменяя или улучшая привычный вид реального объекта, но и составить рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения; проанализировать художественное произведение или картину.

На целевых прогулках и экскурсиях с дошкольниками также используются различные приемы, активизирующие детскую фантазию – оживление, динамизация, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Например: предлагаем детям оживить улицу, перекрёсток, светофор – «Кто его мама? Кто его друзья? О чём спорят светофор и пешеход, улица  и перекрёсток или перекрёсток и светофор, улица и пешеход?».

Сознательное отношение к изучению правил дорожного движения формирует приём – эмпатии. Предлагаем детям представить себя на месте наблюдаемого:

- «А что, если ты превратился в пешеходный переход (светофор, в дорожную разметку, нерегулируемый перекрёсток и т. д.)? О чём ты мечтаешь? Кого (чего) ты боишься? С кем бы ты подружился? Какие советы ты бы дал пешеходам, транспортным средствам? Что бы ты изменил в дорожной ситуации?».

Метод «мозговой штурм» позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время и снять психологическую инерцию. Он проводится как со взрослыми, так и с детьми.

 С детьми «мозговой штурм» может возникнуть незапланированно, стихийно при решении какой – либо познавательной задачи, во время игры – занятия. Особенность проведения «мозгового штурма» с детьми состоит в том, что они сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их.                                

Примерные вопросы для обсуждения:

1. Что произойдет, если исчезнет на перекрёстке  светофор?

2. Что произойдёт, если на земле не будет транспортных средств?

3. Что будет, если у велосипеда убрать руль?

4. Где и как работать с велосипедом без управления?

5. Чем опасна скользкая дорога, покрытая листвой; облитая жидкостью?

6. Что произойдёт, если убрать шлагбаум?

7. Что произойдёт, если увеличить скорость автомобиля (его размеры)?

8. Что произойдёт, если дорога будет колючей, как ёж? и т. д.

Итак, технология ТРИЗ  в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания правил дорожного движения, творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

                                 

РАЗДЕЛ III.

Результативность опыта

Опыт работы показал, что работа по формированию у старших дошкольников устойчивых знаний и умений по правилам дорожного движения посредством использования игровых технологий ТРИЗ  позволил детям:

1. Сформировать  соответствующие знания, элементарную        дорожную грамотность,  негативное  отношение к нарушениям правил дорожного движения.

2. Сформировать способность  к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения, умения самостоятельно принимать нужные решения.

3. Научить проявлять  гуманные чувства: доброту, отзывчивость и сострадание. 

Критерием результативности опыта является уровень знаний и умений по правилам дорожного движения у дошкольников. Для выявления  уровня развития  использовалась методика  «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» (авторы Н.И. Клочанов, А.И. Замалеева).

Уровни сформированности у дошкольников представлений о правилах дорожного движения

Уровни

Критерии

Высокий

Дети отвечали на вопросы полно. Показали хорошие знания об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, дороге, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе, улице, дороге. Находили правильные ответы в предложенных ситуациях.

Средний

Ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки, ответ недостаточно полный.

Низкий

Ребенок не справляется с заданием даже с помощью взрослого или отказывается его выполнять.

Сравнительный анализ выявил положительную динамику и показал  следующие результаты:

Уровень

Усвоение знаний и умений по ПДД

2014 - 2015 уч. г.

2015 – 2016уч.г.

2016 - 2017 уч. г.

Высокий

8%

16%

40%

Средний

50%

60%

56%

Низкий

42%

24%

4%

Исходя из этого, можно сделать вывод, что такие результаты работы обусловлены систематической и планомерной работой  по пропаганде правил дорожного движения и профилактике ДТП посредством использования  традиционных  игровых технологий совместно с технологией ТРИЗ.

        

Библиографический список

1.Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения./ Л.Б. Баряева, В.Л. Жевнеров, Е.В. Загребава – М.: Дрофа, 2007.

2.Альтов Г. И тут появился изобретатель. М.: Детская литература, 1989.

3.Божович Л.И. Избранные психологические труды: проблемы формирования личности. М. – 1995.

4.Вдовиченко Л.А. Ребенок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольгого возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения. – СПб., «Детство-ПРЕСС», 2008. – 96 с.

5.Гин А.А.  Задачки сказки от кота Потряскина (2002 г.) — 78 стр.

6.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4-е изд.-Минск:ИВЦ Минфина, 2008. – 112с.

7.Государственная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014 – 2020 годы» (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 25.08.2014 № 327 – пп, от 16.02.2015 № 50 – пп, от 02.11.2015 №389 – пп

8.Кислов А.В. Развивающие рассказы для дошкольников и младших школьников.  Приключения в мире идей школьника Мики и его друзей

9.Клочанов Н.И.  Дорога, ребенок, безопасность. Методическое пособие по правилам дорожного движения   Ростов н/Д.: Феникс, 2004 г.

10.Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков М.: ТЦ Сфера, 1995. – 164с.

11.Маркин Н.И., Денисов М.Н. Безопасность на дорогах. Пешеходы-вездеходы: Пособие для         детей дошкольного возраста– М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006.

12. Морозова И.С. Познавательная активность дошкольников. Теория и практика общественного развития (2012) №12 – 162 с.

13.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова./ Под ред. Е.А. Романовой, А.Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

14.Пчелкина Е.Л. По ступенькам ТРИЗ. Первый год обучения (2010 г.) — 176 стр.

15.Сидорчук Т.А., Корзун А.В.  Воображаем, размышляем, творим…
(2006 г.) — 202 стр.

16. Серебрякова Т.А., Волгина В.С. От малышек до подготовишек. Система работы по развитию социально – личностной сферы детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005.

17.Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64с.

18.Тамберг Ю.Г.  Развитие интеллекта ребенка (2002 г.) Развитие творческого мышления ребенка (2002 г.)

19.Тамберг Ю.Г. Как научить ребёнка думать (2007 г.) — 445 стр.

20.Шустерман М.Н., Шустерман З.Г. Новые приключения Колобка, или развитие талантливого мышления ребенка (2006 г.) – 2 части — 140/208 стр.

 

Список приложений:

1.Приложение № 1 - Методика «Знание детьми дошкольного возраста правил дорожного движения» (авторы Н.И. Клочанов, А.И. Замалеева).

2.Приложение № 2 - Анкетирование родителей на тему «Я и мой ребенок на улицах города».

3.Приложение № 3 - Конспект мероприятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» с использованием ТРИЗ технологии для детей 5-6 лет.

4.Приложение № 4 - Перспективный план мероприятий работы с детьми 5-7 лет.

5.Приложение № 5 - Наблюдение за работой сотрудника ГАИ.

6.Приложение № 6 - Целевые прогулки «Знакомство с улицей и дорогой»,

 «Пешеходный переход».

7.Приложение № 7 - Картотека игр ТРИЗ для детей 4-7 лет.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Основной целью проекта является создание комплекса мероприятий в образовательной деятельности по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через использование инновационно...

Проект «Развитие коммуникативных навыков детей старших дошкольников с ТНР через использование инновационной технологии ТРИЗ»

Как показала практика, внедрение и реализации метода проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка с...

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые формы методической работы»

Программа работы Школы педагогического опыта «Повышение профессионального уровня педагогов по использованию инновационной технологии ТРИЗ в воспитании и развитии воспитанников, через групповые фо...

"Актуализация знаний воспитателей к личностно - ориентированному взаимодействию с детьми через нетрадиционные техники изобразительной деятельности в условиях реализации ФГОС

В этом учебном году наряду с нетрадиционнымитехниками изобразительной деятельности я, как всегда, старалась  осуществлять  личностно - ориентированный подход в воспитании дошкольников.Личнос...

Проект "Развитие коммуникативных способностей детей через использование инновационной технологии ТРИЗ"

Педагогический коллектив нашего детского сада работает над проблемой развития коммуникативных навыков дошкольников на протяжении многих лет, педагоги имеют определенный опыт применения разнообразных т...

Мастер-класс «Использование инновационной технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Мастер-класс  «Использование инновационной  технологии ТРИЗ в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»...