Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»
статья по обж (старшая группа)

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Костинологовская СОШ», дошкольная группа

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 5-6 лет»

Воспитатель: Голубева И.А.

Дата: 21.01.2022г.

Данную тему считаю актуальной, так как уверена, что формирование основ безопасного поведения — сложный, непрерывный, систематический и последовательный процесс, который должен начинаться в дошкольном возрасте. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее безопасное существование детей в окружающей среде.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время значительно изменились условия жизни человека, соответственно изменились и правила формирования основ безопасного поведения. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением народа, наличием предметов бытовой техники и электроники. Каждому взрослому хочется защитить своего малыша. Ребенок растет и учится быть самостоятельным, а значит, родителям и педагогам необходимо прививать ему культуру безопасного поведения в полном неожиданностей мире.

В связи с этим была определена цель работы:

Цель:

Разработать систему совместной деятельности воспитателя с детьми среднего возраста по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Перед собой поставила следующие задачи:

Задачи:

-Изучить теоретические и методологические основы по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

-Разработать перспективный план и конспекты занятий в рамках комплексно – тематического планирования в детском саду.

-Продолжать совершенствовать предметно-развивающею среду по формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, в группе.

Новизна опыта состоит включение в образовательную деятельность мультимедийный презентации, которые обеспечивают наглядность, способствуют комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.

Исходя из выше сказанного, разработала перспективный план, в который включила:

-Непрерывную образовательную деятельность:

«Кошкин дом»,

«Опасные предметы дома»,

«Дорожные знаки», и т. д.

-просмотр видеоматериалов: правильное обращение с огнём, как правильно общаться с животными, как следует правильно разговаривать с незнакомцами, как следует кататься на лодке, как следует гулять в лесу, как вести себя на льду, азбука пешехода.

-мультимедийных презентаций: дорожные знаки, светофор, правила безопасности дошкольника,

полезные продукты, прогулка в лес, электроприборы.

-игровые проблемные ситуации: огонь – друг или враг, дорожные знаки, где живут витамины и. т. д.

-игровое моделирование:

«Безопасная дорога»,

«Мой – друг Светофор», и. т. д.

-игры-беседы:

Безопасность в доме

Осторожно микробы

Безопасное поведение в природе

Дорожные знаки и др.

- игры-инсценировки: Поехали!, Юные пожарные, Правила дорожного движения и др.

-прогулки, экскурсии: прогулка на пищеблок, прогулка в мед. кабинет, по территории детского сада,за территорию детского сада.

-дидактические игры:

"Источники опасности",

"Знаешь ли ты?",

"О чём говорит светофор",

"Четвёртый лишний ",

"На прогулке",

"Телефон", итд.

-Итоговое мероприятие в рамках комплексно – тематического планирования: «Азбука безопасности»

Создание соответствующей предметно- пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников.

В группе создаются условия, макет «Улица города», развивающие плакаты –

«В гостях у Мойдодыра»«Опасные предметы»«Кому что нужно для работы», дидактические игры — «Часы безопасности»«Опасно-неопасно»«Лото безопасности»«Я знаю, что можно, что нельзя»«Помощники на дороге»«На чем люди ездят»«Найди и назови», полочка умных книг, иллюстрированные альбомы из серии «Безопасность»«Здоровье», атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игрушки.

Свою работу строю не только с детьми, но и с родителями.

Вовлекаю их в единое образовательное пространство, используя различные формы.

В этом году родителям было предложено анкетирование на тему:

«Формирование навыков безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста»,

проведено родительское собрание «Безопасное поведение детей дома, в новогодние каникулы»,

были предложены различные консультации, по темам недели, например: «безопасного поведения на улице»«безопасные предметы дома», к их вниманию был предложен видео ролик на тему «Правила поведения зимой».

Совместно с родителями был составлен и реализован краткосрочный, исследовательский проект «Безопасность на дорогах», с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей, формирование у детей знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.

Таким образом, в результате проведенной работы: Считаю цель работы достигнутой и задачи решенными. Благодаря созданию таких условий дети постепенно осваивают формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дети намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.

Перспективы дальнейшей работы связываю с продолжением работы над данной темой.

Литература:

Авдеева, Н. Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»;

Мошкин, В. Н. Воспитание культуры личной безопасности // Психолого-педагогические проблемы личностно ориентированного воспитания / под. ред. З. Н. Лукьяновой, В. Н. Мошкина. — Барнаул: АГИИК 1999. 4.

Каюрова А. Н. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС;

А. Н. Каюрова, О. В. Скокова, Т. С. Шеховцова // Молодой ученый. — 2014. — №11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме,...

Картотека дидактических игр на формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей старшего дошкольного возраста

Картотека дидактических игр разделена на разделы: "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благопол...

«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания» в старшей группе для детей с ТНР (5-6 лет)

Познакомить детей с  основами безопасного поведения в быту, социуме, природе, предпосылок экологического сознания»                    ...

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО...

Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе у детей 4–5 лет»

Безопасность – это один из главных критериев уровня жизни человека, а для маленького и неопытного ребенка безопасный образ жизни гарантирует здоровье и счастливое будущее. В настоящее время знач...