Методическая разработка конспекта занятия для детей дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Светлана Фанилевна Мигранова

Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.

Целью занятия является ознакомление с основами правосознания,

обучение навыкам самовыражения; выработки толерантности к другим. Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры рекомендую провести  предварительную беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказок «Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Золушка» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №11 «Сказка» города Дюртюли муниципального района

Дюртюлинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

конспекта занятия для детей

дошкольного возраста по профилактике жестокого обращения и насилия над детьми

.

       Автор: педагог-психолог

                                                           Мигранова Светлана Фанилевна

2021

Аннотация. Конспект предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Занятие проводится в игровой форме и в форме обсуждения, на примере героев сказок.

Целью занятия является ознакомление с основами правосознания,

обучение навыкам самовыражения; выработки толерантности к другим. Занятие носит комплексный характер, по виду обобщающее.

Для повышения эффективности усвоения материала правовой культуры рекомендую провести  предварительную беседу о социальных документах «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка», чтение сказок «Приключения Буратино» А.Н.Толстого, «Золушка» Ш. Перро, «Гадкий утенок» Х.К.Андерсена.

Содержание занятия ориентировано на развитие интереса к собственным правам, формирование у детей критичного отношения к жестокому обращению; формирование  понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса: «Обижают — значит, нарушают твои права»; обсуждению проблемы: «Как можно защитить себя».

Задачи:

1. Продолжать знакомить детей с основными правами ребенка и правами человека в доступной форме.

2. Познакомить с правом человека на защиту от жестокости и насилия.

3. Учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права.

4.Развивать понимание собственной индивидуальности и индивидуальности других детей.

5.Воспитывать позитивное отношение к себе и окружающим, терпимость к непохожести.

6.Развивать у детей критичность мышления.

Конспект занятия по правовому воспитанию «Право на защиту».

Введение. Организационный момент.

Воспитатель. Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Женя, не сердись, улыбнись».

 Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Я желаю, чтобы сегодня и всегда у вас было все по-доброму, замечательно.

Основная часть.

Воспитатель.  Мы сегодня будем говорить о взрослых и  детях. Наши права защищает закон, поэтому все их должны соблюдать. Права имеют не только взрослые, но и дети. Права детей записаны в специальном документе «Декларация прав ребенка», «Конвенция прав ребенка» (показ книг). Ваши права охраняются законом.

Вниманию детей предлагаются плакаты по правам человека.

Воспитатель: 

Лишь появится ребенок

И дышать едва начнет

У него уже с пеленок

Появляются права.

Воспитатель. Ребята, какие права появляются с рождения? Правильно, право на имя и право на жизнь (приложение №1).

Воспитатель. Назовите, в каких сказках нарушается право на жизнь?

«Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Красная шапочка», Муха – Цокотуха» (приложение №2).

Воспитатель.

 Пусть дети живут,

Смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребенка,
         Будет светлый, добрый дом.

Воспитатель. О каком праве идет речь? О праве на дом.

В каких сказках нарушается данное право?

«Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей» (приложение №3).

Воспитатель. 

Я люблю свою семью,

Маму, папу я люблю.

Всех, кого я так люблю.

Имею право на семью.

Воспитатель. Каждый ребенок имеет право на семью, право жить с мамой и папой,  иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку. 
Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в родной семье. Родители должны заботиться о своих детях и защищать их. В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи (приложение №4).

Физминутка «Птички- невелички» (приложение №5).

Воспитатель. Но так бывает не всегда. Бывает, что ребенка обижают, а значит, нарушают твои права.  Я познакомлю вас с еще одним правом – право на защиту. Отгадайте загадку.

Человек немолодой,
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто—нибудь из вас
Кто же это?

Воспитатель. Правильно Кабабас-Барабас. Как он обращался с куклами? Имел ли на это право? Какие права кукол  нарушал злодей? Право на свободу, право на защиту (приложение №6).

Воспитатель.

Работу знала и золу,

Но побывала на балу.

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

Воспитатель. Про кого говорится в этой загадке? Правильно о Золушке. Как нарушались ее права? (приложение №7)

Ее заставляли  заниматься тяжёлым, непосильным, вредным для здоровья трудом. И никто не имеет права заставлять вас выполнять тяжёлую работу. Маленькие дети не могут трудиться так много, как взрослые. Но если вы немножко поможете маме или взрослым в приюте, то это даже полезно. Недаром говорят: «Маленькое дело, лучше большого безделья».

Воспитатель.

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден.

Воспитатель. Из какой сказки наш герой? («Гадкий утенок») (приложение №8)  Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (он не был похож на других)

Воспитатель. Могли бы вы поступить также, если в вашу группу пришел ребенок, непохожий на вас?

Воспитатель. Бывали ли в вашей жизни случаи, когда вас дразнили, обзывали? Что вы при этом чувствовали?

Воспитатель. Все мы разные и никто не имеет право обижать оскорблять, придумывать обидные прозвища.

Воспитатель. Нанесение обиды, жестокое обращение — нарушение права любого ребенка на безопасные условия жизни. Каждый ребенок имеет право на защиту от психологического и физического насилия (приложение  № 9). Если  вас обижают, что нужно делать?

В данной ситуации можно было:
— защитить себя самому;
— обратиться за помощью к родителям, воспитателю, заведующему, к соседям, в милицию.
Помните, что взрослые никогда не оставят вас в беде и всегда постараются помочь. 

Воспитатель. Проводится игра «Имею право» (с мячом)

Дети поочередно называют свои права (приложение №10).

                                               

Заключение. Желаю вам ребята, чтобы ваши права в семье никогда не нарушались, и чтобы у каждого ребенка была дружная и счастливая семья.

Подведение итогов занятия.

Список использованных источников.

1. Астахов П.А. Детям о праве. Я и моя семья. – Эскмо, 2009 - 80с.

2. Астахов П.А. Детям о праве. Я отдыхаю. – Эскмо, 2010 - 96с.

3. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. М..: ТЦ Сфера, 2011 – 192с.

4.Зеленова, Н.Г. Осипова Я – ребенок, и я…и я имею право.- М. Скрипторий 2003, 2013.- 96с.

5. Интернет ресурсы: http//detcadmickeymouse.ru

6. Нормативные документы: Декларация прав ребенка (1959 год);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год).

Приложение №1.

 

Приложение №2.

         

       

Приложение №3.

         

Приложение №4.

      

Приложение №5.  

Физминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают (машут руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваются из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседают на корточки, закрывают голову руками)

Там уютно и тепло.

Приложение №6.

Приложение №7.

Приложение №8.

Приложение №9.

Приложение № 10.

Игра «Я имею право...»

Дети стоят в кругу и, поочередно передавая мяч, называют свои права. Например: «Я имею право, чтобы меня не обижали», «Я имею право на дом» и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина»...

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми.

Акция «Синяя лента апреля» как способ профилактики жестокого обращения и насилия над детьми....

Методическая разработка Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Тема:«Письмо почтальона Печкина».

Методическая разработкаКонспект занятия для детей старшей  группыТема:   « Письмо почтальона Печкина» Участники: дети старшей группы, воспитатель Карпова Е.А.   ...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей дошкольного возраста (4-5 лет) по теме: «Путешествие в космос»

Методическая разработкаинтегрированного занятиядля детей дошкольного возраста (4-5 лет)по теме:«Путешествие в космос»...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Весенние чудеса"

Занятие по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка: Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "За покупками с Мухой - Цокотухой"

Образовательная область "Познавательное развитие"Формирование основ финансовой грамотности дошкольников....