Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улице»
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа)

Бойчикова Елена Олеговна
Дошкольный возраст -важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образажизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_e.o.boychikova.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Бойчикова Е.О.

воспитатель

МБДОУ «детский сад № 14»

Из опыта работы

«Формирование у детей дошкольного возраста

основ безопасного поведения на улице»

 

Дошкольный возраст -важнейший периодкогда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельностиздорового образажизниМалыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Детям нужно разумно помогать избегать поврежденийведь невозможно все время 

водить их за рукуудерживать возле себя

Самыми распространенными ошибкамикоторые совершают детиявляютсянеожиданный выход на проезжую часть в неустановленном местевыход из-за стоявшего транспортанеподчинения сигналам светофоранарушение 

правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослыхот низкого уровня их культуры поведенияА цена этому – детская жизнь.

Чтобы оградить детей от опасностинадо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицейгородским движениемприучать обращаться к старшим за помощьюа также

 и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуациюЧем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движениясформировать у него

 навыки культуры поведения в транспортена улицетем меньше вероятности 

нежелательных происшествий с ним на дороге.

Взрослые несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка и обязаны научить ребенка жизненно важным правиламподготовить его к встрече сразличными сложнымиа порой и опасными жизненными ситуациямиПоэтому необходимо выделить такие правила поведениякоторые дети должны выполнять неукоснительнотак как от этого зависят их здоровье и безопасностьЭти правила следует подробно разъяснить детяма затем следить за ихвыполнениемОднако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знанийа стиль жизниадекватное поведение в различныхситуацияхКроме тогодети могут оказаться в неожиданной ситуации на улицепоэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьникутак как ему зачастую приходится преодолевать путь от дома до школы и обратно самостоятельноЧтобы оградить ребёнка от опасности нужно как можно раньше начать готовить его к встрече с улицейзнакомить ПДДс дорожными знакамиВажная роль в предупреждении дорожно-транспортноготравматизма принадлежит дошкольному учреждениюИменно педагоги

 должны стать первыми учителями ребёнка в воспитании егокак дисциплинированного пешехода.

Цели нашей работы по обучению детей дорожной азбуке представлены на слайдеформирование у детей навыков осознанного поведения в различных опасных ситуациях на улицахгородаРаботая с детьми на протяжении нескольких летосуществляла выполнение следующих задач:

Закрепить и обобщить знания о родном городеназвания улицнаучить ориентироваться в том микрорайонев котором они живут.

Формировать знания о правилах безопасного поведения на улицах города.

-Продолжать знакомить детей с правилами поведения на дороге и знаками дорожного движения.

Учить адекватнореагировать на любую дорожную ситуациюсамостоятельно принимать правильные решения.

Воспитывать у детей ответственность за свою безопасностьдать чёткое представление о томчто правилапредписанные пешеходампассажирам,водителямнаправленные на сохранение жизни и здоровьяпоэтому все обязаны их выполнять.

Обучая детей дорожной грамоте,  мы выбрали основных направления:

Безопасность на улице

Светофор и дорожные знаки

Транспорт и безопасные ситуации.

В своей работе чётко продумали  формы и методы по обучению детей ПДД:

На первом этапе работы  уточняем представления детей о правилах (то есть узнаём их 

личный опытна который могут опереться). Такая диагностика проводится нами в каждой возрастной группе, она помогает определить знания и навыки детейуровень их возможностейДля этого

 разработан ряд вопросов,на которые дети с удовольствием отвечают.

Выделенный  второй этап – это расширение первоначальных детских представленийнакопление новых знаний о

 ПДД посредством наблюдения за движением транспорта по улицена перекрёсткена пешеходном переходенаблюдение 

за работой светофораза работой инспектора ГИБДДДля того,чтобы работа в этом направлении велась в системеразработана примерная тематика целевых прогулок и экскурсийПосле каждой экскурсии проводим беседыкоторые помогают закрепить полученные детьми знания и представленияНа прогулкеэкскурсиизанятияхво время бесед звучат загадкистихио светофорео полицейскомрегулировщике.

Следующий этап закрепления знанийполученных на улицесоздаём проблемные ситуации на планшетахсхемахв ролевых играхИспользуем дидактические игрыкак в совместной деятельноститак и в самостоятельной деятельности детей.

В процессе обучения подходим к детям дифференцированноучитывая их индивидуальные возможности. Используем различные формы обучения,такие как беседыпрактические занятияразвлеченияигровые тренингирассматривание открытокфотографийиллюстраций по ПДДчтениехудожественной литературыЗнанияполученные детьми на занятияхв ролевых играхдидактических играхпри просмотре видео и мультфильмов,закрепляем в ходе развлеченийспортивных и музыкальных праздникаха так же они находят широкое отражение в рисунках и поделках.

Мы понимаемчто работапроводимая  в детском саду в отрыве от семьине даёт желаемых результатовЗдесь необходим тесный контакт педагогов и родителей.

Цель моей работы с родителями – это объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детейПовысить образовательный уровень родителей,обозначить круг правилс которыми необходимо знакомитьпрежде всегов семьеРодители являются заинтересованными партнёрами в обучении иразвитии детейДля повышения ответственности за соблюдение детьми ПДД с родителями мы проводим целенаправленную работуежедневные беседы,разработанные рекомендации для родителей дошкольниковнаглядная агитацияанкетированиеоформление стендовальбомовсовместные с детьмидосугипраздникиизготовление атрибутов для сюжетноролевых игр.

Дети развиваются наилучшим образом тогдакогда они действительно увлечены процессом обученияТщательно продуманная среда развития сама побуждает детей к исследованиюактивностипроявлению инициативы и творчестваПостроение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместнуютак и самостоятельную деятельность детей такчтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения на улицах,дорогахВ этом случае среда выполняет образовательнуюразвивающуювоспитывающуюстимулирующуюорганизационнуюкоммуникативнуюфункцииНо самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенкаОдной из основных задач предметно –развивающей среды должно быть обогащение игрового центра активности «ПДД» элементамикоторые могли бы стимулировать познавательнуюактивность детейВажно чтобы информациязаложенная в средене обнаруживала себя полностьюа побуждала ребенка к ее поиску Родители воспитанников принимают активное участие в создании центров активности 

«ПДД» как равноправные и равноответственные партнёры  в образовании своих детей.  Совместно с родителями педагоги изготовили макеты домов, машин, светофора, пешеходного перехода  с дорожными знаками на участке детского сада.

Центры активности «ПДД» в группах оснащёны:

дидактическими играми по правилам уличного движения;

учебными макетамиперекрестками;

книгами разных авторов на соответствующую тематику;

справочной литературойэнциклопедиисправочники;

строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;

настольно-печатными играми;

моделями машинлегковых и грузовых;

макетами нашего микрорайона с разметкойдорожными знакамитранспортомсветофорамидостопримечательностями родного городамелкимиигрушками-куклами;

разными альбомами на данную темудетскими рисунками;

художественными произведениями по правилам дорожного движения;

альбомами со стихами и загадкамикнижками-раскрасками;

иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;

Мы знакомим детей с правилами поведения на улицах городарассказываем о правилах 

дорожного движенияобъясняемдля чего предназначены тротуар,проезжая часть,

перекрестоккакие виды транспорта можно увидеть на улицах городабеседуем с детьми о томчасто ли они бывают на улиценазвание каких улиц знают детипочему нельзя выходить на улицу без взрослогоИспользуем

 иллюстрации жизненных ситуацийрассказы из жизни,

 специально подобранные сюжетыПредлагаем  детям привести аналогичные примеры и разыграть ситуации правильного поведения на улице.  Вместе с детьми отрабатываем безопасные маршруты дороги в детский сад с помощью «маршрутных листов», которые дети изготавливают совместно с родителями.Рассказываем детям о томкак следует переходить дорогузнакомлю с пешеходными переходами: «зебра», светофорУже с младшего дошкольного возрастадетей учим различать и называть цвета светофора (красныйжелтыйзеленый), а также томучто они обозначают

 Детей старшего дошкольноговозраста учим различать дорожные знакипредназначенные для водителей и пешеходовДети знакомятся с предупреждающими знаками: «Дети», «Пешеходный переход»; запрещающими: «Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»; предписывающими: «Движение прямо», «Движение направо»; информационно-указательными: «Место остановки автобуса», «Пешеходный переход». Объясняемчто означает каждый знакразыгрываем дорожные ситуации с помощью макета своей улицыДля лучшего усвоения нового материала использем приемы пространственного моделированияПри помощи строительного конструктора или мозаики детям предлагается смоделировать дорогупереездперекресток.

В ДОУ проводятся  фотовыставки «Моя семья знает и соблюдает правила дорожного движения»,  был проедён конкурс песни и стихов на тему «Дорожная азбука», выставки детских рисунков.

Обязательным становится приглашение сотрудников ДПС для проведения бесед с детьми. На информационных стендах для родителей детей мы поместили  рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой.

Изучение правил дорожного движения следует рассматриватькак составную часть

общей воспитательной работы детского сада и семьиМы считаемчто только при систематическом изучении правилиспользовании новых форм пропаганды ПДД можно решить проблему детского травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города через ознакомление с правилами дорожного движения

Проект реализации по теме: "Правила дорожного движения" указаны этапы,участники,основные направления работы с детьми,принцип реализации,модель,ресурсное обеспечение,ожидаемые результаты....

Статья "Опыт работы по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Обобщение опыта работы воспитателя старшей группы по формированию основ безопасного поведения....

"Формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, социуме, природе" (из опыта работы).

Круглый стол в ГАОУ ДПОИРРПО в центре дошкольного образования: "Социально-коммуникативное развитие дошкольников" (в режиме онлайн). Материал из опыта работы на тему: "Формирование у дет...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ

Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно ...

Презентация проект «Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»

laquo;Развитие личностного потенциала через формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения на улицах города»...