Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.
консультация по обж

Дмитриева Светлана Михайловна

В статье раскрыты аспекты создания  информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_bezopasnoy_informatsionnoy_obrazovatelnoy_sredy.docx17.31 КБ

Предварительный просмотр:

Создание безопасной информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении, как условие достижения нового качества образования.

                                                                              Автор: Дмитриева С.М.

                                                                         воспитатель МБДОУ д/с № 2  

                                                                                                    г.Ставрополь

Аннотация:  В статье раскрыты аспекты создания  информационной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении.

Ключевые слова: безопасность, информационная образовательной среда.

В условиях модернизации системы дошкольного образования, внедрения и реализации ФГОС ДО в образовательную практику ДОУ определилась актуальная проблема: создание информационной образовательной среды дошкольной образовательной организации (далее - ИОС).

Информационная образовательная среда - открытая педагогическая система, направленная на формирование творческой, интеллектуальной и социально-развитой личности, сформированная на основе разнообразных информационных образовательных ресурсов, современных информационно-коммуникационных средств и педагогических технологий.

Информационная образовательная среда детского сада обеспечивает:

1. Информационно-методическую поддержку образовательного процесса через сеть Интернет;

2. Мониторинг хода и результатов образовательно- воспитательного процесса; 3. Планирование образовательного процесса и его обеспечения с использованием цифровых образовательных ресурсов, локальной сети учреждения;

 4. Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников;

5. Создание, поиск, сбор, обработка, хранение и представление информации;

6. Дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (сайт, электронная почта, локальная сеть);

Для создания ИОС детского сада, как условия реализации ООП в соответствии с ФГОС ДО необходимо:

реализовать интегрирующую функцию, т.е. создание одинаковых возможностей для всех участников образовательного процесса, объединение усилий педагогов и администрации для решения задач, поставленных перед современным детским садом, создание единой системы информационного обеспечения;

дифференцирующую функцию, т.е. создание таких условий, которые позволят:

каждому педагогу - построить собственную программу совершенствования профессионального мастерства;

воспитаннику – иметь возможность для развития и самореализации творческого потенциала;

администратору – своевременно получать необходимую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Оснастить учреждение современным компьютерным, мультимедийным оборудованием.

Информационная образовательная среда отвечает запросам современных

детей, большинство из которых проявляют живой интерес к ИКТ, и позволяет преобразовывать этот интерес в познавательный, направить внимание детей на занимательный и полезный процесс овладения новыми знаниями, умениями и навыками. Для педагогов, информационная образовательная среда упрощает и ускоряет многие процессы: подготовку к занятиям, заполнение различной документации и т.д.

Применение в учебном процессе информационных технологий по сравнению с традиционными методами обучения позволяет:

‒ дать возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;

‒ объединить аудио-, видео- и анимационные эффекты в единую презентацию, способствующую компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

‒ моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни;

‒ стимулировать познавательную активность детей.

‒ способствовало развитию высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

‒ развивать самостоятельную работу воспитанников, научить их работать с компьютером, выполнять задания на нем;

В настоящее время обеспечение безопасной информационной образовательной среды является одним из требований, предъявляемых к организации воспитательно-образовательного процесса, а также одним из показателей его качества в условиях реализации ФГОС.

Для создания безопасной информационно образовательной среды большое значение в деятельности педагога имеет уровень профессиональной компетентности, необходимые умения, знания.

Необходимые знания: 

- педагог должен быть знаком с целями и задачами работы по защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, приоритетными направлениями, принципами и технологиями обеспечения информационной безопасности, представленными в нормативных документах федерального и регионального уровней.

Среди них можно выделить умения: 

- выбирать информацию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую возрастным особенностям, интересам и потребностям детей;

- анализировать объекты информационной среды образовательной организации, выявлять потенциальные угрозы;

-  на элементарном уровне осуществлять экспертизу информационной продукции для детей;

- выбирать и применять наиболее эффективные методы формирования культуры безопасности, предпосылок становления информационной культуры в разные возрастные периоды в соответствии с индивидуальными особенностями детей;

- выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей в вопросах обеспечения информационной безопасности воспитанников. Родители дошкольников часто недооценивают угрозы, связанные с информацией. Вследствие этого они некритически относятся к выбору мультфильмов, телепрограмм, игр, представляемых вниманию ребенка.

В этой работе можно выделить несколько направлений:

– просветительская деятельность – обучение и поддержка самообразования родителей, нацеленные на формирование у родителей необходимых представлений, умений и опыта; 

– организация взаимодействия детей и родителей в процессе восприятия дошкольниками различной информации на основе освоенной взрослыми позиции посредника между ребенком и воспринимаемой им информацией, навыков оценки родителями действий, моделей поведения, передачи своего отношения к ним.

– помощь в реализации мер по защите детей от информации, способной нанести вред их здоровью и (или) развитию, в условиях семьи с учетом полученных родителями (законными представителями) знаний, освоенных умений на основе согласования позиций семьи и образовательной организации;

Согласно Российскому законодательству информационная безопасность детей - это состояние защищённости детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию").

Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста нужно организовать дидактические игры или ситуативные задачи.

Каждый взрослый человек является членом информационного сообщества. Поэтому необходимо выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили информационную среду для дошкольников. Необходимым условием является систематическое взаимодействие детского сада и семьи по вопросам обеспечения безопасности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ, для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе раб...

Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении

«Проектирование развивающей предметно-пространственной  среды для обеспечения разнообразной деятельности детей, повышения уровня их познавательного и физического развития».В ходе работы, мною ...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

"Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используемого для коррекции зрительных нарушений у детей"

Консультация для педагогов «Создание предметно - пространственной развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении для детей со зрительной патологией. Виды, размер материала, используем...

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"

Презентация "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении - необходимые профессиональные качества педагога"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ на конференции на тему «Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях»

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенапр...