Конспект образовательной ситуации взаимодействия педагога с воспитанниками старшей группы "Что мы знаем про огонь?"
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

На занятии дети получают знания о различных возможных способах тушения пожара; учатся делать выводы из уже имеющихся знаний - огонь друг или враг; в игровой форме закрепляют умение вызывать экстренную службу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 94»

Конспект образовательной ситуации

взаимодействия педагога с воспитанниками

старшей группы

Тема: «Что мы знаем про огонь?»

Автор – разработчик:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №94»

Е. В. Черняева

г. Нижний Новгород, 2023 г

Психолого – педагогические задачи:

- прививать знания основ пожарной безопасности – формировать чувство осторожности;

-дать знания о способах тушения пожара;

- закреплять умение детей правильно и быстро сообщать об опасности, называя домашний адрес;

-обучать умению самостоятельно пользоваться полученными знаниями в жизни;

- закреплять знание телефонов пожарно – спасательной службы 101, 112;

 - способствовать воспитанию самостоятельности, поддерживать инициативу детей;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы воспитателя, выслушивать друг друга, не доводя спор до ссоры;

- помогать преодолевать застенчивость Маше;

- активизировать речевое общение Саши.

Материал и оборудование: конверт с флеш – носителем; 2 телефона, металлический поднос, бумага, одеяло, прозрачная банка, свечка, металлическая крышка, карточки с номерами телефонов экстренных служб 101, 112; презентация «Огонь – одно из самых больших чудес света», иллюстрации с изображением пожаров, картинки к игре «Разрешается – запрещается», картинки к игре «Не ошибись».

Раздаточный материал: светофорчики.

Предварительная работа: чтение произведения Н. Носова «Незнайка и его друзья», чтение стихотворения С. Маршака «Пожар», рассказ Л. Толстого «Пожарные собаки», просмотр мультфильма «Кошкин дом»

Для выполнения творческих работ: различную по размеру, цвету и форме (круг, овал, ромб, прямоугольник) бумагу и картон; цветную бумагу, краски, карандаши, фломастеры, восковые мелки, пастель и т. д.

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Способы поддержки детской инициативы

Введение в ситуацию

В группу приходит почтальон, здоровается.

Задаёт вопрос:

-Это группа «Солнышко?»

- Да

Это всё для вас»

Дети собираются вокруг воспитателя.

Дети смотрят видео обращение от Незнайки.

«Дорогие ребята! Я надеюсь, что вы меня узнали?  Мы поспорили с доктором Пилюлькиным. Он мне сказал, что огонь – это враг. А я утверждаю, что -друг. Мне подсказали, что вы очень любознательные, умные и многое уже знаете. Помогите нам разобраться в этом вопросе. Огонь - друг или враг?»

Ребята, что это? Кто нам всё это доставил? А почему именно в нашу группу?

- Саша, как ты думаешь, от кого этот конверт?

Маша, а твоё предположение?

Вы хотите узнать, что лежит в конверте?

Витя:

- Надо помочь Незнайке!

Когда мне что – то нужно узнать, я тоже обращаюсь за помощью к маме, папе или дедушке.

Лена:

- А мне помогает старший брат.

Как нам узнать, что там лежит?

Надя: - «Я думаю, что в конверте письмо. Бабушка нам в таком же конверте письмо присылала»

Дети берут конверт, трясут, определяют его вес, пытаются открыть и достают флеш – носитель.

Там что-то интересное.

Ребята рассказывают, как и где можно посмотреть и узнать, что на флешке.

Дети:

- Конечно мы поможем Незнайке!

Актуализация имеющихся знаний и умений

На экране появляются иллюстрации с изображением пожаров.

Кто такой доктор Пилюлькин?

И почему он решил, что огонь – это враг?

Всё верно ребята, он считает, что лечение должно быть неприятным и болезненным, чтобы в следующий раз пациенту было неповадно болеть, особенно теми болезнями, в которых сам виноват.

Как огонь может оказаться врагом?

-Из – за чего начался пожар?

-Что загорелось в доме?

- Кто спас девочку из огня?

- А что могло произойти с Леной, если бы её вовремя не спасли?

-Кого ещё спас пожарный Кузьма?

-  Ребята, что нужно делать и как себя вести, если дома начался пожар?

- Что нужно сообщить, вызывая пожарных?

- Незнайка и доктор Пилюлькин из рассказа Носова.

Надя:

-А помните, мы читали стихотворение «Пожар», там девочка Лена чуть не сгорела.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Даша:

- А я вспомнила рассказ «Пожарные собаки», там тоже был пожар в доме, где оказалась маленькая девочка.

Дети высказывают свои предположения.

Вопрос был один, а сколько мнений!

Педагог предлагает детям поиграть в игру: «Начался пожар!»

Внести 2 телефона.

Первый телефон у ребёнка, у которого начался пожар.

Второй – у ребёнка, воображаемого сотрудника пожарной охраны

 Надя: - Он доктор цветочного города.

Илья: -Доктор Пилюлькин лечит всех коротышек от всех болезней.

- Он лечил всех йодом и касторкой.

Дима:

- Она сама виновата.

- А как думаешь ты, Марина? Виновата Лена или нет?

- Саша, а что ты думаешь по этому поводу?

Арсений: - Лена могла сгореть в огне или получить ожог. Марина: - Мне было очень больно, когда я обожглась утюгом. Меня мама лечила.

Дима: - Так вот почему доктор Пилюлькин считает огонь – врагом.

Диана: - Он как врач это решил, ему ведь лечить.

Лена:

- Да, точно, её спасла собака.

Дети обсуждают рассказ.

Денис:

- Значит огонь, наш враг! Сколько от него людей страдает?

Дети:

- Подожди, ещё рано делать выводы.

Света:

- А как без огня еду приготовить?

- Вика, а ты что будешь делать?

- Мирон, а как бы ты поступил?

- Кому первому нужно звонить?

- Какой номер телефона наберёт Андрей?

- Что нужно сообщить диспетчеру?

 - Какие меры нужно принять до приезда пожарных?

- Даня, можно ли прятаться в укромном месте, под диваном, кроватью?

Затруднение в ситуации "Открытие нового знания"

Физкультминутка

Тили – тили – тили – бом

(в руках воображаемый колокольчик)

Загорелся кошкин дом

(соединив запястья, пальцами изображаем огонь)

Кошка выскочила,

(подпрыгнуть, руки поднимаем вверх)

Глаза выпучила (показываем руками)

Бежит курица с ведром (бег на месте)

Заливает кошкин дом!

(показываем)

Раз, раз, раз (хлопки)

И огонь погас!

Ребята, как вы думаете, чем можно потушить огонь?

На интерактивной доске появляются предметы (ведро с водой, ведро с песком, одеяло, спички)

Найдите один лишний предмет.

Сейчас я вам покажу, чем ещё можно потушить огонь.

Опыт №1           На металлическом подносе поджечь маленький кусочек бумаги, как только листок разгорится, накрыть его ватным одеялом.

А ещё одеялом можно накрыть горящий телевизор или компьютер.

А теперь попробуем понять, почему погасла бумага и не загорелось одеяло?

Поможет нам во всём разобраться ещё один опыт.

Опыт №2.

В стеклянную банку поставить свечку и зажечь, затем накрыть металлической крышкой.

 - Чего лишился огонь?

Правильно, воздуха, кислорода.

Ему нечем «дышать» и он задохнулся.

Именно поэтому нельзя открывать окна и двери во время пожара, чтобы у огня не было достаточно кислорода.

Педагог: - Чтобы убедиться, мы с вами проведём ещё один опыт.

Опыт №3

На металлическом подносе поджечь бумагу и когда она разгорится, засыпать её песком.

Ребята, как вы думаете, почему под слоем песка огонь гаснет?

Ребята, предлагаю всем помочь потушить кошкин дом!

(физкультминутка)

Чем же опасен огонь?

Что мы знаем про него знаем?

Что мы ещё хотим узнать?

Как же возникают пожары?

Всё верно вы, ребята, говорите.

Из – за неосторожного обращения с огнём! Несоблюдения мер безопасности.

Ну что ребята, а теперь будем разбираться для чего нам нужен огонь?

Предлагаю посмотреть презентацию: «Огонь – одно из самых больших чудес природы»

Да, ребята огонь используется практически в любой человеческой деятельности – в керамическом производстве, металлургии, стекловарении, паровых машинах, химической промышленности, транспорте, переработки отходов.

Какой вывод можно сделать?

Дети называют свои варианты.

Дети рассуждают, высказывают свои точки зрения.

- Что нам надо вспомнить, для решения этого вопроса?

- Конечно водой!

- Саша, а ты согласен с тем, что говорит Витя?

- Конечно, про воду все знают.

- Что мы можем использовать, из известного вам, для тушения пожара?

- А как бы ты поступил Паша, чем бы ты тушил пожар?

- Что ты думаешь, Даша?

Воспитатель:

 -Что вас удивило?

- Почему не загорелось одеяло?

- Почему огонь погас, как вы думаете?

Значит, какой вывод мы можем сделать?

Педагог: - Что интересного заметили?

- Какой у вас возник вопрос?

Никита:

- Значит, он, как и мы, дышит кислородом?

Надя:

- Нельзя открывать дверь, а как же выйти из квартиры?

Педагог:

Открыть дверь, конечно, можно, но оставлять её открытой нельзя!

- Скажи, Дима, почему?

Дети рассуждают, высказывают своё мнение.

Лена: - Значит, люди боятся сквозняка, потому что боятся заболеть, а огонь ему будет только рад!

А можно это как -то проверить?

Как можно устроить сквозняк?

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Дети: - Ой, как здорово?

Оля:

-Да, ведь есть такие места, где совсем нет воды.

- Саша, как ты думаешь, где такое место?

- Марина, помоги Саше, он затрудняется ответить.

- Дима: - Может быть в пустыне.

Лена: - А в лесу, в поле?

Ребята рассказывают, делятся своими знаниями.

Денис:

- Когда что – то горит, образуется очень много дыма, я в фильме видел.

- Илюша, как ты считаешь?

- Дима, ты согласен с Ильёй?

Дети рассказывают:

Готовить пищу, чтобы дома было тепло и светло, печку топить, баню.

Дети:

Огонь очень нужен людям. Невозможно себе представить жизнь без огня.

Денис: - Можно узнать у родителей.

Верно, но рядом ни папы, ни мамы нет?

Педагог выясняет, где мы можем найти нужную для нас информацию?

Ответы детей: интернет, позвонить, спросить, в энциклопедии посмотреть.

Ира:

- Я по телевизору видела.

Марина:

- Мы смотрели мультфильм «Кошкин дом», там тоже водой заливали.

Паша:

-Конечно спички здесь лишние, они только как раз служат причиной пожара.

- Диана, ты согласна с Пашей?

Педагог просит объяснить, почему именно этот предмет ребёнок выбрал.

- Маша, расскажи о своём решении?

- Лида, а как бы ты поступила?

- Лена, а ты согласна с решением Лиды?

- Ребята, обратите внимание на то, что говорит Серёжа.

Он предлагает принести из центра безопасности иллюстрации.

Молодец, Серёжа, вспомнил о том, что у нас там много разного познавательного материала.

Ответы, предположения и высказывания детей.

Воспитатель: - Как вы думали сначала?

Ответы детей.

- А как оказалось на самом деле?

Дети:

- Чтобы новый кислород не поступал.

Диана:

- С открытой дверью дома быстро может всё сгореть.

- Ты согласен с Дианой, Саша?

- Вика, ты что можешь сказать?

Никита:

- А на картинке есть ещё ведро с песком, что им тоже можно потушить огонь?

Педагог: - Молодец, Никита, ты очень внимательный.

- Ребята, а как бы вы ответили на вопрос Никиты.

Дети рассуждают, предлагают свои варианты.

- Серёжа:

Наверное, там догадались и

применили первый раз!

- Точно, там узнали и всем рассказали.

Паша: - Понятно почему, ему нечем дышать, под песком нет кислорода.

Никита:

- Человек в дыму может задохнуться.

Витя: - А я знаю, чтобы не задохнуться, надо намочить полотенце и через него дышать.

Лида: - От огня

может сгореть дом, лес.

- Лес может сгореть, если не потушить костёр.

Серёжа:

 - Дом может сгореть, если кто – то курит.

Лена:

- В доме могут пострадать и люди, получить ожоги.

Маша:

Да. Теперь понятно.

Значит: свет, электричество, отопление и газ – всего этого не было бы без маленькой искры.

Дима:

- Даже машину, самолёт, вилку нельзя сделать без огня?

Паша:

- Надо руду плавить.

Саша:

- А вечный огонь!

Помните, мы ходили.

Паша:

- Бабушка свечку зажигала в деревне, когда свет отключили.

Потому что было очень темно.

Надя:

- А у нас на даче камин горит, чтобы было тепло.

Включение нового знания в систему знаний

Педагог предлагает поиграть в игру «Разрешается – запрещается»

(все вопросы дублируются картинками)

- Молодцы, ребята, все отвечали правильно!

Вы хотите ещё поиграть?

Поиграем в игру «Не ошибись»

Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и изображать языки пламени, а если не горит – руки нужно опустить.

- Что же мы ответим Незнайке?

Как мы сообщим ему и доктору Пилюлькину  нужную информацию?

Ребята, вы должны запомнить, что пожар – это не случайность, а результат неправильного поведения.

Воспитатель:

Какой молодец у нас Никита!

Замечательное предложение!

И вы, ребята,  молодцы, поддержали Никиту.

- Ребята, возьмите в свои светофорчики и показывайте красный кружок, если этого делать нельзя, а зелёный – если можно.

Слова: ложка, тетрадь, бензин, тарелка, бумага, гвоздь, стол, занавески, одежда, мебель, краска, листья.

(все картинки показываются на экране)

Дети предлагают различные варианты: написать письмо, записать видеообращение на телефон, позвонить и т. д.

Педагог:

-На чём можно нарисовать? Что изобразить, чтобы малышам были понятны правила пожарной безопасности?

Предложить детям различную по размеру, цвету  и форме (круг, овал, ромб, прямоугольник) бумагу и картон; цветную бумагу, краски, карандаши, фломастеры и т. д.

- бросать горящие спички;

-кричать и звать на помощь взрослых;

- оставаться в помещении, где начался пожар;

- открывать окна и двери во время пожара;

- закрывать нос и рот мокрым полотенцем;

-прятаться в угол, под кровать;

- пользоваться лифтом;

- вызывать пожарных по телефону 101;

- включать газ, свет;

Света: - Я сомневаюсь, правильно ли я отвечаю.

- Кто поможет Свете ответить на вопрос.

Записать для Незнайки ответ детей на телефон.

Никита:

- А может быть нам нарисовать правила пожарной безопасности и отправить в «Цветочный город»?

Даша:

- Ты, что как мы отправим?

Дети предлагают:

- Как письмо, в конверте, можно посылкой, ведь нас много.

- Можно сфотографировать!

Паша:

- А я хочу аппликацию сделать, я придумал уже картинку.

Воспитатель поддерживает инициативу детей.

Дети самостоятельно выбирают художественный материал.

-Что мы уже умеем делать?

- Что вызвало затруднения?

Дети выполняют творческие работы.

Осмысление (рефлексия)

Ребята, вы рады, что помогли Незнайке решить спор с доктором Пилюлькиным?

Что мы сегодня узнали?

- Ребята, а вы рады, что мы помогли Незнайке разобраться в сложном вопросе?

- А для себя вы полезную информацию получили?

-Что вас удивило больше всего?

- Что вы расскажете своим родным?

- А с кем ещё можно и нужно поделиться такими важными знаниями?

 - Как вы думаете, развесят эти знаки малыши в «Цветочном городе?»

- Они для них понятны будут?

А в какой сфере ещё им можно найти применение?

Лена: - Что огонь может быть для нас и другом, и врагом

- Но всё – таки от огня больше пользы, чем вреда.

- Что вы запомнили?

- Как вы теперь будете относиться к огню? Спичкам?

- Что ты, Дима, расскажешь младшему брату?

- Диана, что ты сегодня вечером с мамой повторишь?

(домашний адрес)

Дима

- Я вспомнил стихотворение:

Ростом спичка – невеличка,

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла!

Крепко помните друзья,

Что с огнём шутить нельзя!

Воспитатель: - Замечательное стихотворение – напоминалочка!

Дима: - Ребята, если хотите я помогу всем запомнить это стихотворение.

Педагог:

 - Дима, какой ты молодец!

- Паша, будешь ли ты теперь играть со спичками, как раньше, с друзьями в деревне?

Чему ты научишь своих друзей? Что ты им расскажешь?

Лида:

- А я обязательно повторю с мамой домашний адрес, буду соблюдать меры безопасности, напомню бабушке и дедушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по математике для детей старшей группы "Замок дружбы"

Цель: формирование представлений о геометрических фигурах и формах предметов.Задачи:-создание условий для совершенствования умения соотносить цифру с количеством;-поддержание инициативы к способности ...

Конспект образовательной ситуации по физической культуре в старшей группе «Цветок здоровья»

Применяемые технологии: технология игрового обучения, технология сохранения и стимулирования здоровья...

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития старшая группа

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития в  старшей  группе направлен на ознакомление с миром природы, через использование технологий моделирования...

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова". Старшая группа.

Конспект образовательной ситуации на тему "Волшебные слова"...