Статья "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ «ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Светлана Александровна Боева

В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_igrovogo_posobia_1.docx42.6 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

«ЮНЫЕ ЭКОНОМИСТЫ» ПО РАЗВИТИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОПИСАНИЕМ АЛГОРИТМА ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ

Боева Светлана Александровна

воспитатель,

Белгород, 2021

Актуальность

В современных условиях дошкольное образование, согласно «Закону об образовании в Российской Федерации», стало первым звеном в непрерывной системе образования. Это определило необходимость соблюдения дошкольными образовательными учреждениями положений концепции государственно-общественной системы экономического образования.

Актуальность использования обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни в обществе, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой. Ребенок с малых лет соприкасается с такими понятиями, как деньги, вещи, труд, реклама, едет с родителями в общественном транспорте, идет в магазин, в места платного отдыха и развлечений, участвует в финансово-экономических отношениях, таким образом, овладевая экономической информацией в реальной жизни. Уже к пяти годам у ребенка формируется понимание функции денег [1]. Именно поэтому проблема экономического воспитания стала актуальной уже применительно к дошкольному возрасту. В процессе экономического воспитания у детей формируются такие качества личности как трудолюбие, бережливость, деловитость, предпринимательство. Решение экономических задач осуществляется в процессе формирования навыков сотрудничества, а так же в единстве с трудовым и нравственным воспитанием, что находит выражение в поступках и поведении детей.

Решение проблемы экономического, финансового и предпринимательского воспитания в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле формирования здорового интереса к деньгам, совершенствования навыков сотрудничества взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результату человеческого труда и человеку. Педагогическая целесообразность заключается в том, что формирование экономической культуры приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, формирует представления о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается активный словарь, развиваются навыки сотрудничества ребенка со сверстниками, ребенка с взрослым, приобретаются такие качества, как умения продуктивно работать в малых подгруппах, командах, доводить начатое дело до конца, развивается чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, возникает здоровый интерес к деньгам и понимание их целевого назначения [2].

Говоря об экономическом воспитании детей дошкольного возраста, мы имеем в виду лишь некоторые предпосылки, основы, рассчитанные на возможности ребенка (зону ближайшего развития). Это доступные детям знания из области экономики и экономически значимые качества деятельности. Опыт показывает, многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не формировать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей - небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам, книгам, игрушкам; более того, формируются неразумные, а иногда и неоправданные потребности, нарушается процесс правильной ценностной ориентации.

Социально-коммуникативное развитие предполагает усвоение дошкольниками этических и нравственных норм и ценностей, принятых в обществе, связанные с отношением к личным и семейным финансам. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками может и должно строиться с использованием различных ролевых моделей, тесно связанных с ведением домохозяйства.

Изучение основ финансовой грамотности дошкольниками обеспечивает формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых, а также создает возможности для обучения приемам безопасного рационального поведения в социуме.

Таким образом, именно в дошкольном возрасте, возможно, обучать детей жизни, ее правилам и нормам, и бесспорно в современном обществе актуальной является потребность в формировании у детей основ экономической культуры, которая во многом определяет особенности их психического, физического и интеллектуального развития.

С 2018 года педагоги МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода работают по внедрению в образовательный процесс программ по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста.

Проблемное поле.

Анализ мониторинга развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с № 53 (на основе бесед с воспитанниками, наблюдений в разных видах детской деятельности), проведенный педагогом-психологом и воспитателями показал, что из 80 воспитанников старших групп 89% знают, что на деньги можно купить различные вещи, игрушки, еду, 73% расплачиваться самостоятельно не могут, только в присутствии взрослых, 67% могут (в силу своего возраста) отличить монеты достоинством до 10 рублей.

Выявленные проблемы: незнание детьми семейных проблем в целом, неумение правильно ставить акценты на приобретение необходимого (нужного) предмета или вещи. Завышенные требования к родителям и настаивание на приобретении желаемой игрушки, не желание считаться с возможностями родителей и слушать их доводы. Отсутствие бережливости и понимания ценности приобретенной вещи (игрушки) и денежной суммы. Дети в семье, чаще всего не принимают участия в обсуждении финансовых вопросов и не привлекаются к планированию семейного бюджета [3].

Работа по формированию финансовой грамотности дошкольника невозможна без участия родителей. На первом этапе деятельности по данной теме для родителей было предложено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 74 родителя (законные представители) детей старшего дошкольного возраста. Анализ анкет показал, что 81% родителей считает, что нужно рассказывать детям о деньгах, но 68% не согласны знакомить с экономикой детей в дошкольном возрасте. Проведенное анкетирование показало, что 32% родителей не поощряют детей денежными суммами, не обсуждают с детьми финансовые вопросы, потребности семьи, 46% не привлекают к составлению семейного бюджета, ссылаясь на их возраст, считают, что данная тема сложная и не интересная для детей, и, поэтому, рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание.

Таким образом, перед творческой группой педагогов МБДОУ д/с № 53 возникла необходимость в разработке методического комплекса игровых заданий по развитию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Юные экономисты».

Диапазон использования.

Методический комплекс игровых заданий «Юные экономисты» может быть использован педагогическими работниками ДОУ, Центров дополнительного образования; в совместной и самостоятельной деятельности детей по различным образовательным областям, а также родителями.

Можно адаптировать данный комплекс под интересы и возможности каждого ребенка, группы детей, комбинировать идеи, придумывать свои интересные игры и задания, дополнять новыми карточками и беседами по финансовой грамотности [4].

Методическое обоснование.

Методический комплекс игровых заданий «Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста и их родителей (законных представителей), разработан на базе МБДОУ д/с № 53 г. Белгорода в рамках национального проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», с учетом содержания программы дошкольного образования «Тропинка в экономику» А.Д. Шатовой.

Цель - формирование начал экономической, финансовой культуры и азов предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста; помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей посредством игровых заданий и финансовых игр [5].

Для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности, систематизации знаний были поставлены следующие задачи:

  1. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением).
  2. Знакомить дошкольников с теоретической основой экономических наук, предпринимательской деятельностью (через ознакомление с наиболее доступными экономическими понятиями, с современными рыночными отношениями, предпринимательской деятельностью).
  3. Развивать интеллектуальные и творческие способности детей через овладение действием наглядного моделирования; эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, способность распознать чувства других людей.
  4. Развивать навыки общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности; правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности, отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.
  5. Создавать условия для формирования этических и экономических качеств: бережливость, экономность, рациональность, деловитость, трудолюбие, и вместе с тем щедрость, честность, отзывчивость, материальная взаимопомощь и поддержка.

Основными педагогическими условиями построения системы экономического воспитания старших дошкольников с использованием методического комплекса «Юные экономисты» являются: использование игровых пособий не только как средства обучения экономике, но и как средства развития личности; создание предметной развивающей среды в дошкольной организации с учетом возрастной категории воспитанников, уровня их подготовки и цели обучения [5].

Отличительной особенностью данного комплекса является игровая составляющая, поэтому включает цикл дидактических игр и игровых заданий с экономическим содержанием. Игры познавательного характера экономической направленности используются в совместной деятельности с взрослым в различных формах воспитательно-образовательного процесса:

- в индивидуальной работе,

- в досугах, развлечениях,

- экспериментальной и проектной деятельности.

Основными приемами и методами реализации поставленных задач являются: игра, наблюдение, беседы, решение проблемных ситуаций, соревнования, викторины.  

Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие образовательных игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым. Дидактическая игра поможет постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполнять правила в соответствующей обстановке.

Игра, как правило, собственная инициатива дошкольников, поэтому сопровождение педагога организации детской игры должно соответствовать требованиям:

- выбор игры - зависит от образовательных задач, но в тоже время, должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- мотивация игрового сюжета (задания) - создаётся игровая проблемная ситуация, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

- объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно;

- развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Главный признак педагогической игры в игровой технологии - чётко поставленная цель обучения и соответствующие ей педагогические результаты, характеризующиеся познавательной направленностью [1].

Алгоритм работы с играми по развитию финансовой грамотности:

  1. Построить систему применения игр, позволяющую вводить детей в экономическую сферу социальной жизни людей и способствующую формированию нравственных качеств, необходимых в экономической деятельности.
  2. В детальном анализе содержания «экономических» игр вычленить в них экономические категории (деньги, товар, и др.) и нравственные качества личности, проявляющиеся в различных ситуациях.
  3. Сформулировать игровую проблемную ситуацию или (и) вопросы, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки. Вопросы и проблемные ситуации развивают у детей умения отмечать экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку экономическим действиям.

В методическом комплексе игровых заданий «Юные экономисты» представлены технологические карты финансовых игр и игровых заданий: «Круги Луллия», игровое пособие «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем», теневое лото «Монетки», «Экономический словарик».

Цикл игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Р. Луллия – «Круги Луллия» относится к технологии ТРИЗ. В XIII веке французский монах создал логическую машину в виде бумажных кругов. Играя с «Кругами Луллия», дети учатся не только выстраивать логические цепочки (профессия - продукт труда - товар), но и объяснять их. Играть с кругами Луллия дошкольникам предлагается, как самостоятельно, так и в парах.

Игровые «Круги Луллия» сделаны на основе виниловых пластинок разного диаметра (большой и маленький), сверху установлен указатель ограничитель. Все круги разделены на одинаковое число секторов (4 и 6, или 4 и 8). На сектора прикреплены ламинированные картинки по теме финансовая грамотность. Круги и указатель ограничитель свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Игровое пособие «Путешествие по стране Экономике вместе с Лосяшем» выполнено в форме книги: листы из картона в формате А3 и содержит элементы ламинированных цветных карточек финансовой направленности. Пособие имеет разделы: «Путешествие по городу Профессий вместе с Лосяшем», «Путешествие в рекламное агентство вместе с Лосяшем», «Путешествие на товарный склад вместе с Лосяшем», «Путешествие в страну Денег вместе с Лосяшем». Номинал указан арабскими цифрами - это условные деньги («рубли»), чтобы ребенку было проще соотнести игровую ситуацию с действительностью.

Образовательные игры и задания методического комплекса разделены на четыре блока (по Шатовой А.Д.):

1.«Труд – продукт (товар)».

2.«Деньги, цена (стоимость)».

3.«Реклама: желание и возможности».

4.«Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика».

Таблица 1

Образовательные игры и блоки

Название блока

Название игр

Содержание

Первый блок «Труд и продукт (товар)»

«Труд - Продукт - Товар», «Ассоциации»,

Круги Луллия: «Труд - продукт. Происхождение товара» - №1,

«Труд - продукт. Происхождение товара» - №2, «Человек - природа - машина» - №1.

Дошкольники выясняют, что результатом труда людей является продукт - полезная и нужная вещь, предмет, изделие. Выстраивают цепочку: откуда происходит продукт, что он является результатом труда людей. Что за свой труд взрослые получают деньги. А также, что из продукта, появляется товар (это разные предметы, которые производят, т.е. продукт деятельности какой либо профессии).

Продолжение таблицы 1

1

2

3

Второй блок «Деньги и цена (стоимость)»

Теневое лото «Монетки», «Экономический словарик»,

«Классификация денег», «Дорогой - Дешевый»,

Круги Луллия: «Удачная покупка» - №1,

«Удачная покупка» - №2,

«Удачная покупка» - № 3,

«Удачная покупка» - №4,

«Удачная покупка» - №5.

Дошкольники выясняют, что такое деньги и зачем они нужны. Закрепляют представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Знакомились с валютой других стран. Говорят, что любой товар имеет свою цену. Одни товары дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Прежде, чем что-либо приобрести, необходимо подумать, хватит ли денег на покупку. Рассматривают еще один вид оплаты – оплата через терминал.

Третий блок «Реклама: желания и возможности»

«Где можно увидеть рекламу?».

Перечень карточек: журналы, газеты, Кремль, телевизор, офис рекламного агентства, полицейский участок, автобус, музей, коробка.

Воспитание взвешенного, осознанного отношения детей к рекламе. Понимание детьми, что купить все не только нереально (не хватит ни зарплаты, ни накоплений), но и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

Дать представление о рекламе, как краткой, красочной информации о товаре.

Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества и ценность.

Четвертый блок «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

«Профессии».

Перечень карточек: половник, набор расчесок, кастрюля, набор инструментов,

Создание предпосылок для формирования нравственно оправданных привычек, оказывающих влияние на выбор общественно

Продолжение таблицы 1

1

2

3

кассовый аппарат, прилавок с продуктами, колесо от машины, отвертка, фен, автослесарь, гитарист, певец, повар, парикмахер, офис менеджер, строитель, продавец, уборщик, учитель.

способов экономического поведения (не жадничать, уметь пользоваться общими вещами, игрушками, пособиями, материалами для игр и занятий, беречь вещи, не выбрасывать еду, относиться к вещам и продуктам с уважением). Знакомит с понятием «Семейный бюджет» и на что его можно потратить. Какие потребности нужны человеку в первую очередь, а какие нет.

Ожидаемый результат:

- дошкольник имеет необходимый минимум экономических, финансовых понятий и представлений (о рациональном использовании времени, о трудовой деятельности, о деньгах); осознано употребляет в играх, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия;

- сформированы экономические умения и навыки (умение соизмерять уровень удовлетворения своих потребностей с материальными возможностями семьи, умение организовывать свою работу с наименьшими затратами времени, сил и средств);

 - проявляет интерес к экономической деятельности взрослых (знает, кем работают родители, чувствует заботу о себе) знает несколько новых профессий, содержание их деятельности (менеджер, программист, рекламоизготовитель, участники рекламной деятельности и др.); о том, как получают профессию;

- называет разные виды рекламы (печатная, радио- и телереклама, на транспорте, объявления, рекламные щиты, рекламные ролики и др.);

- проявляет экономически значимые качества (бережливость, трудолюбие, аккуратность и др.), бережно, рационально, экономно использует материалы и оборудование для игр и занятий (бумага, карандаши, краски, игрушки, игры и др.);

- проявляет социальную активность в ходе совместной деятельности с взрослыми, сверстниками; сочувствует и проявляет жалость к слабым, больным, старым людям, живым существам, бережно относится к природе, с удовольствием делает подарки другим и испытывает от этого радость.

Поэтапное и целенаправленное вовлечение родителей в игровую и проектную деятельность по экономическому воспитанию с использованием данного методического комплекса позволит повысить уровень знаний взрослых об использовании экономических представлений в условиях детского сада, и использовать полученный детьми практический опыт в семье.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Киреева, Л.Г. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2008. – 12 c.
  2. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002. – 15 c.
  3. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз, 2002. – 25 с.
  4. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М.: АРКТИ, 2006. – 37 с.
  5. Шатова, А. Д. Деньги. – М.: Ювента, 2003. – 47 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»

Проект по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Маленький экономист»...

ОД по познавательному развитию (развитие финансовой грамотности) детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказкам»

Цель: формировать начальные представления о финансовой грамотности, рациональное использование бюджета.Задачи:Образовательные:Познакомить детей с финансовыми термина...

Игры по развитию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

   Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте открывает хорошие возможности и способствует фина...

Проект « Юные экономисты» по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста долгосрочный, творческий

Ежедневное принятие важных финансовых решений и сложность в использовании современных финансовфх инструментов обуславливают необходимость приобретения каждым человеком знаний и навыков в области финан...

Презентация "Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр".

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме.Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре обще...

Презентация: Создание условий для развития финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста посредством применения дидактических игр

Ребенок и деньги – это довольно сложный вопрос, но в дошкольном возрасте нужно и можно объяснить все так, чтобы ребенок был финансово грамотным. Для этого в нашей группе был создан центр финансовой гр...