Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Куприяненко Марина Викторовна

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта
«Маленький экономист»

 Автор проекта: Куприяненко Марина Викторовна

Наименование организации: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №39 поселка городского типа Ильского  муниципального образования Северский район.

Тип проекта: познавательный, информационный, долгосрочный.

Участники проекта: дети подготовительной группы №1. 2, родители, воспитатель.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Введение: Мероприятия проводятся в свободное от занятий время в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные дидактические игры и пособия, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, рассматривание обучающих плакатов.

Проблема:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Актуальность данного проекта:

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран - все это вызывает необходимость связать образование с экономикой. Сегодняшним детям нашего государства выпало нелегкое испытание: вместе со взрослыми "выплывать" из застойной воды невежества и хаоса, накопленных теперь уже несколькими поколениями. Без знаний экономики преодолеть это испытание невозможно. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Цель:

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.
  • Сформировать первичные экономические понятия;
  • Научить детей правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
  • Научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях (покупка в магазине, плата за проезд и т. д.).
  • Воспитывать уважительное отношение к людям, зарабатывающим деньги.

Методы и приемы обучения:

  • Наблюдения
  • Познавательные беседы
  • Экскурсии в магазины
  • Просмотр иллюстраций, мультфильмов, презентаций, чтение познавательной художественной литературы,.
  • Игровая деятельность настольно – печатные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры.
  • Продуктивные виды деятельности
  • Встречи.

Предполагаемые результаты:

Дети приобретают первичный финансовый опыт,

 учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Беседа: «Что такое деньги».
  • Беседа воспитателя о деньгах, о цене товара, о, том какие они были раньше, какие есть сейчас. Рассматривание «Деньги СССР».
  • Игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».
  • Чтение и заучивание пословиц и поговорок о деньгах.

Основной этап:

  • Беседа с детьми «Как раньше считали деньги» (счеты, калькулятор).
  •  Чтение сказки «Кто хорошо потрудился -  у того труд в монету, да в рубль превратился!»
  • Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал».
  •  Дидактическая игра «Профессии».
  •  Просмотр мультфильма: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
  • Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара
  • Консультация для родителей «Финансовое воспитание детей в семье».
  • Экскурсия родителя с ребенком в магазин .
  • Беседа «Как я коплю деньги дома».

Заключительная часть:

  • Демонстрация презентации «История денег»
  • Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»
  • Игра «Купи другу подарок»
  • Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • с/р игры «Супермаркет».

Вывод:

В ходе работы. Дети понимают и ценят окружающий предметный мир. Уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

Осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

Признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие . Ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях.

Контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей и начинают взаимодействовать с  детьми в сфере личных финансов.

Педагоги получат педагогический опыт по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.

В ходе работы   такая система обучения детей финансовой грамотности несомненно, положительные результаты, самое главное в  проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ.

Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы.

Помните! Ребёнок учится финансовой грамотности, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы.

 

Список использованной литературы:

  • Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособия для педагогов дошкольных учреждений (Текст)/Р.С.
  • Буре. – М.: МОЗАЙКА –СИНТЕЗ, 2011, - 136 с.

Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых (Текст) / Н.А. Баранова (и др.) // Молодой ученый. – 2015. - №7.

  • Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации (Текст) Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – М. МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2009. – 90с.
  • Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятие и игры / авт. – сост. Г.П. Поварницина, Ю.А. Киселева. – Волгоград: Учтель. -  186с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

Подготовительный этап

Литература и дидактические настольные игры печатные игры рассказывающие о финансовой грамотности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Утренний круг

 

Обсуждение проекта:

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Сюжетно ролевые игры

«Магазин»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  «Почта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                «Сберегательная касса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №4   «Походы в магазин за покупками»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №5

         «Просмотр мультфильмов и чтение детских книг по финансовой грамотности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №6

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezintatsiya_po_finansovoy_gramotnosti.pptx1.89 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист» Автор: Куприяненко М.В., воспитатель МБДОУ ДС КВ №39

Слайд 2

Актуальность заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Слайд 3

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Слайд 4

С детства детям важно и нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

Слайд 5

Цель: Изучить способы, методы и приёмы формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: • уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги; • осознавать взаимосвязь понятий «труд — продукт — деньги» • признавать авторитетными качества человека-хозяина: бережливость, рациональность, экономность, • рационально оценивать способы и средства выполнения желаний.

Слайд 6

Утренний круг.

Слайд 7

К ниги и картотеки игр и загадок и сказок

Слайд 8

«Пополнение и обновление игровых зон»

Слайд 9

«Пополнение и обновление игровых зон»

Слайд 10

«Сюжетно - ролевые игры» «Магазин»

Слайд 11

« Почта»

Слайд 12

«Сберегательный банк»

Слайд 13

«Поход с родителями в магазин»

Слайд 14

«Поход с родителями в магазин»

Слайд 15

«Просмотр мультфильмов и чтение детских книг по финансовой грамотности»

Слайд 16

«Дидактические игры»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребенка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.  Оно должно быть направле...

Педагогический проект по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников «Финансовая наука»

В нашем мире ребёнок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое: «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», ...

Педагогический проект «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников »

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками....

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников"

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Актуальный педагогический опыт: "Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством дидактических игр"

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять....