Познавательный проект по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»
проект по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка –детский сад №21
Муниципального образования Кавказский район

 

 

 

Познавательный проект

по формированию основ финансовой грамотности

у детей старшего дошкольного возраста

«Проектная деятельность как средство формирования основ финансовой грамотности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:
 воспитатель:

Стеблева С.А.

 

 

 

 

2021 г.  

 

Паспорт проекта

 

1

Наименование проекта

   «Занимательная экономика»

2

Основание для разработки проекта.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3

Заказчик проекта.

Родители, воспитатели.

4

Целевая группа.

Дети старшего дошкольного возраста

5

Цель проекта

Формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

6

Задачи проекта

  1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности. 
  4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

7

Проблема

Низкая финансовая грамотность детей старшего дошкольного возраста.

8

Ожидаемые результаты проекта

 

Для детей:

  • умение применять в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • умение осознавать и соизмерять свои потребности и возможности;
  • имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • имеют представления об элементарных правилах финансовой безопасности;
  • осознавать главные ценности – жизнь, отношения, радость и здоровье близких людей – за деньги не купишь;

для родителей:

  • Повышение уровня ответственности родителей за формирование у детей экономического образа мышления.
  • реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
  • объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
  • создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

9

Срок реализации проекта

 (сентябрь 2020- май 2021г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Введение

В «Национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации» отмечается, что «существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг сегодня ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными».

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы, педагоги, должны объяснить детям ряд вопросов: Что такое деньги? Где их взять?  Как ими правильно распоряжаться? 

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.  Поэтому неоспорима актуальность элементарного экономического образования детей дошкольного возраста.

Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет.

  Актуальность

Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

На основании вышесказанного было решено разработать проект в данном направлении. При его разработке для эффективной деятельности было учтено несколько условий: повышение компетентности родителей в вопросах финансовой грамотности детей, создание полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды группы.

Новизна

Проект реализуется на основе разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе проектной  познавательной и игровой деятельности, используется метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Гипотеза: если в систему педагогической работы включать раннее разумное экономическое воспитание, то это послужит организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром, формируя у него реальное экономическое мышление.

Противоречия

В теории и практике современного экономического воспитания и образования дошкольников обнаруживаются некоторые противоречия:

1.Наблюдается тенденция к завышению возможностей детей. Дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят далеко за рамки их повседневной жизни и опыта.

2.Утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд — одна из ведущих категорий экономической науки и средство воспитания.

3.Проблемы этики и экономики большинство экономистов рассматривают вне взаимосвязи. Этика — одно, экономика — другое. Нужно не разделять, а учитывать богатый опыт обеих сфер и их взаимовлияние на полноценное развитие личности ребенка.

Кроме того, особое значение сегодня приобретает необходимость разработки технологий экономического воспитания, отвечающих запросам времени, позволяющих грамотно осуществлять данный процесс.

Цель проекта: формирование основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, посредством развития познавательных компетенций.

Задачи реализации проекта:

  1. Формировать основы экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.
  3. Активизировать познавательную деятельность дошкольников, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности. 
  4. Содействовать проявлению у детей интереса к профессиональной деятельности взрослых.

Продолжительность проекта: с 01.09.2020 г. по 31.05.2021 г.

Проект ориентирован на повышение интереса участников образовательного процесса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни.

Материально – техническое обеспечение:

  • Информационно – методическая и художественная литература;
  • Оргтехника (ноутбук, телевизор, проектор)
  • Иллюстративные демонстрационные материалы;
  • Материалы для продуктивной деятельности;
  • Дидактические и настольно – печатные игры;
  • Атрибуты для сюжетно – ролевых игр;
  • Интернет – ресурсы: видео презентации, мультфильмы, обучающее видео, слайд-шоу.

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители воспитанников.

Особые «акценты проекта».

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.  

Принципы построения проекта:

Принцип научности:

  • при составлении проекта особое внимание уделяется научным представлениям и теоретическим положениям в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Принцип системности:

  • материал проекта подается по принципу: от простого к сложному;
  • каждой пройденной теме соответствуют занятия обобщения и систематизации знаний.

Принцип доступности:

  • проект разработан с учетом возрастных особенностей воспитанников;

Динамичность:

  • совершенствуются формы и методы реализации проекта;
  • предусмотрены различные формы деятельности с детьми и родителями воспитанников в процессе реализации проекта.

Ожидаемые результаты проекта

Результатом данного проекта становится высокое качество педагогической деятельности, направленной на формирование у всех участников образовательного процесса более углубленных знаний и представлений в области экономического воспитания детей дошкольного возраста.

Реализация проекта в рамках всего образовательного процесса позволяет достичь следующих результатов:

  • создание мотивационной образовательной среды с вовлечением всех участников образовательного процесса;
  • разработка и успешная реализация активной совместной детско-родительской деятельности по экономическому воспитанию;
  • обновление воспитательного процесса с учетом современных рекомендаций и условий для экономического воспитания детей дошкольного возраста;
  • изменение восприятия родителями образовательного процесса, как активных участников педагогической деятельности, заинтересованных в успехе своих детей.
  • ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Продукт проекта: обогащенная развивающая предметно-пространственная среда группы (центр финансовой грамотности), лэпбук «Финансовая грамотность».

Этапы реализации проекта:

1. Организационный:

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

Информирование родителей о планировании работы с детьми по теме проекта.

Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

Обновление содержания РППС группы.

Создание мотивации для реализации проектной деятельности.

2. Практический:

Реализация проектных мероприятий.

3. Заключительный:

  • анализ и оценка результатов реализации проекта;
  • обобщение опыта, полученного в ходе реализации проекта;
  • презентация проекта в средствах массовой информации и в педагогическом     сообществе;
  • трансляция результатов реализации проекта на муниципальном и региональном уровне через систему мероприятий.

Тематическое планирование проекта

Совместная, самостоятельная и индивидуальная деятельность с детьми проводится в свободное от образовательной деятельности время и в режимных моментах ДОУ.

 

Сентябрь

Блок «Потребности и возможности»

1. Вводная беседа «Экономика и мы»

Задачи: познакомить детей с понятиями «экономика», «золотое правило экономики»; формировать представление об экономических категориях; воспитывать вежливость, культуру общения.

2. Чтение и обсуждение сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Задачи: расширить представление детей о главной проблеме экономики — постоянно возрастающих потребностях человека и ограниченных возможностях для их удовлетворения; формировать отрицательное отношение к трусости, глупости и жадности; развивать память, мышление, речь; воспитывать отрицательное отношение к жадности.

3. Познавательная беседа «Потребности. Какие они?».

Задачи: учить ребят различать виды потребностей; устанавливать взаимосвязь между потребностями и возможностями; воспитывать отрицательное отношение к корыстолюбию и жадности.

4. Развитие речи и общения «Мои потребности».

Задачи: закрепить представление детей о жизненно важных потребностях человека; воспитывать честность, целеустремлённость.

Октябрь

1. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Сивка-бурка».

Задачи: формировать представления о взаимосвязи потребностей и возможностей, учить с помощью мимики и пантомимики передавать характерные черты героев сказки; развивать память, мышление, речь; воспитывать настойчивость, стремление добиваться успеха в любом деле.

2. Игра «Заветные желания».

Задачи: закрепить представления детей о понятии «потребности человека», раскрыть значимость жизненно важных; развивать воображение, самостоятельность мышления, связную речь; воспитывать упорство, настойчивость в достижении поставленной цели.

3. Дидактическая игра «Собираясь в дальний путь…».

Задачи: закрепить представления детей о первоочередных нуждах человека; развивать воображение, умение самостоятельно принимать решения; формировать разумное поведение в различных жизненных ситуациях.

Ноябрь

Блок «Деньги»

1. Беседа «Деньги и их роль в жизни».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения денег, денежными знаками разных стран; установить взаимосвязь «труд — деньги»; развивать диалоговую речь; воспитывать бережное отношение к деньгам.

2. Драматизация русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» (с использованием теневого театра).

Задачи: помочь понять суть натурального обмена (бартера); формировать у детей-дошкольников отрицательное отношение к обману, излишней доверчивости; ввести в словарь детей такие экономические понятия, как: «бартер», «натуральный обмен».

3. Рисование «Денежное дерево».

Задачи: содействовать финансовому просвещению детей старшего дошкольного возраста, развивать творческие способности.

4. Сюжетно-ролевая игра «Банк».

Задачи: накопление представлений о смысле хранения денег в банке, о возможности получения кредита; ввести новые профессии «кассир», «консультант», «инкассатор»; развивать коммуникативные умения, речь; воспитывать уважительное отношение к труду работников банка.

Декабрь

Реклама

1.  Просмотр презентации «Деньги и товары».

Задачи: закрепить знания детей о деньгах и товаре; помочь осознать на доступном ребёнку уровне взаимосвязь «труд — продукт — деньги», зависимость стоимости продукта от его качества; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к тем людям, которые умеют хорошо трудиться и зарабатывать.

2. Дидактическая игра «Супермаркет».

Задачи: познакомить воспитанников с понятием «цена»; показать детям, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену на товар с имеющимися у себя наличными деньгами; ввести в игру проблемные ситуации «на товар не хватает денег», «некачественный товар»; развивать воображение; воспитывать культуру общения, самостоятельность.

3. Показ театра по сказке К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Задачи: расширить представление детей о деньгах и их ценности; развивать способность разумно расходовать деньги; воспитывать бескорыстие, гуманность, развивать творческие способности.

4. Дизайн «Реклама товара».

Задачи: раскрыть смысл предназначения рекламы, механизм её создания; развивать конструктивные способности, умение работать с различным материалом; воспитывать аккуратность, эстетический вкус.

5. Экскурсия по улицам станицы. Наблюдение «Реклама»

Январь Блок

«Бюджет семьи. Доходы и расходы».

1. Познавательная беседа «В гостях у семьи экономистов».

Задачи: познакомить с понятием «семейный бюджет»; уточнить представления о правилах ведения домашнего хозяйства; развивать любознательность, исследовательские способности; воспитывать бережное отношение к семейному бюджету, уважение к труду.

2. Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр».

Задачи: закрепить представление детей об ограниченности ресурсов, связать это с семейным бюджетом, который тоже ограничен; формировать навыки и привычки культурного поведения, взаимодействия с миром вещей; ввести роли «товаровед», «расфасовщик товара», «рекламный агент»; воспитывать бережливость, толерантность.

3. Беседа «Мой вклад в бюджет семьи».

Задачи: расширить представление детей о составляющих семейного бюджета; развивать диалогическую речь, активизировать словарный запас; воспитывать у детей бережливость как условие сохранения семейного бюджета.

Февраль

Разумное потребление ресурсов

1. Игра «Накопление и потребление».

Задачи: познакомить дошкольников с такими экономическими понятиями, как: «накопление», «потребление»; показать каким образом эти понятия связаны с доходами семьи.

2. Дидактическая игра «Доходы семьи».

Задачи: продолжать познакомить детей с понятием «доходы»; расширить их знания об основных и дополнительных доходах в семье; воспитывать ответственность за свои поступки.

3.  Виртуальная экскурсия «Хочу и надо».

Задачи: учить различать понятия «хочу» и «надо» у ребят; дать им представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас благ; формировать чувство меры; воспитывать чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.

4. Беседа «Экономим тепло».

Задачи: расширить представления детей о различных способах экономии ресурсов в опытно-экспериментальной деятельности; развивать наблюдательность; уважение к результатам труда людей.

Март

 Блок «Труд. Профессии»

1. Чтение и обсуждение сказки «Колосок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

Задачи: формировать представление о последовательности выполнения той или иной трудовой деятельности; показать взаимосвязь различных трудовых процессов, а также зависимость качества продукции от добросовестного отношения к работе; развивать умение характеризовать и высказывать своё мнение о сказочных героях; воспитывать трудолюбие.

2. Просмотр видеоматериалов, аудиорассказ о производстве заводов.

Задачи: показать детям производственный цикл изготовления товаров; воспитывать трудолюбие, целеустремлённость, уважение к результатам труда.

3. Игровой тематический комплекс «Юный бизнесмен».

Задачи: закрепить у детей знания ранее изученного материала; ввести в словарь новые понятия: «рыночные отношения», «бизнес», «договор».

Апрель

Научим экономике друзей

1. Сюжетно-ролевая игра «Почта гнома Эконома».

Задачи: закрепить представление ребят о труде людей; расширить знания о профессиях, развивать смекалку, сообразительность, логическое мышление, интерес к пониманию окружающего мира; воспитывать у детей умение слушать друг друга

2. Ролевая игра «Агентство недвижимости».

Задачи: познакомить воспитанников с работой агентства по недвижимости и профессией риэлтора; развивать коммуникативные способности, творчество, фантазию детей; воспитывать умение согласовывать свои действия друг с другом.

4. Игра -путешествие «На необитаемом острове».

Задачи: формировать представления детей дошкольного возраста о первоочередных потребностях человека; развивать фантазию, воображение; закрепить навыки использования приёмов «включения» и «опредмечивания» в конструктивной деятельности; создавать эмоционально-положительный климат в группе детского сада; воспитывать чувство коллективизма.

Май.

Что мы узнали?

1. Беседа «Игра-путешествие водяной капельки».

Задачи: систематизировать знания дошкольников о круговороте воды в природе, сложности её добычи, необходимости бережного отношения к ней; уточнить знания о профессии сантехника, её важности для сохранения водных ресурсов; воспитывать уважительное отношение к труду, желание беречь воду.

2.  Беседа с использованием мультимедиа «Как выращивают хлеб».

Задачи: расширить и конкретизировать знания о процессе выращивания и изготовления хлеба; совершенствовать грамматический строй речи, расширять словарный запас; воспитывать чувство уважения к труду людей, бережное отношение к хлебу.

3. Викторина (по итогам года).

Задачи: выявить уровень представлений детей о сущности экономических понятий, изученных в течение года; развивать сообразительность; воспитывать интерес к экономике, трудолюбие.

В течение года:

Проведение образовательной деятельности согласно блокам

(конспект подбирать в зависимости от индивидуальных возможностей детей)

Блок «Потребности и возможности»

Станционная игра «Удачная покупка»

Командная игра «Рекламный бизнес»

Конспект ООД «Приключение девочки Танечки»

Конспект ООД Путешествие в страну Рублика

Командная игра «Как проверить и посчитать деньги»

Конспект ООД «Открываем супермаркет»

Блок «Деньги»

Конспект ООД «Азбука денег» (Практическая работа «Мини-банк»)

Конспект ООД «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»

Конспект ООД «Музей денег»

Конспект ООД «Что такое деньги?»

Конспект ООД «Чудо-деньги»

Конспект ООД. Тема «Путешествие в страну денег»

Блок «Бюджет семьи. Доходы и расходы».

Конспект ООД «Семейный бюджет и расходы семьи»

Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой»

Командная игра «Доходы»

Конспект ООД «Экономия тепла, света, воды»

Блок «Труд. Профессии»

Конспект ООД «Почему взрослые работают?»

Конспект игры «Путешествие по сказкам»

Конспект ООД «Творим добро»

Конспект ООД «Юные финансисты»

 

Совместно с родителями

Викторина по экономическому воспитанию совместно с родителями «Путешествие в денежную страну»

Сценарий квест-игры по станциям «Путешествие в страну Финансов» с

родителями

Итоговое:

Игра-викторина «Мы ребята деловые»

Конспект интеллектуальной игры по финансовой грамотности «Что? Где? Когда?»

Организация индивидуальной работы

Творческие мастерские

Рассматривание иллюстраций

Оформление центра финансовой грамотности

Совместная игровая деятельность

Чтение художественной литературы

 

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

 

Формы работы с родителями воспитанников

СЕНТЯБРЬ

Консультация для родителей «Что нужно знать ребенку о деньгах?»

Анкетирование родителей по теме

ОКТЯБРЬ

Папка   –   передвижка

«Финансовая грамотность вашего ребенка»

Помощь в оснащении центра финансовой грамотности в группе: изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дидактических игр и др.

НОЯБРЬ

Консультация «Формирование элементарных экономических знаний через сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием»

Папка   –   передвижка «Советы Гнома Эконома»

ДЕКАБРЬ

Консультация для родителей

«Сказка–как средство экономического воспитания дошкольников»

ЯНВАРЬ

Творческое        задание      по     изготовлению атрибутов для игр «Школа Гнома эконома»

ФЕВРАЛЬ

Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию детей в семье. Распространение буклетов «Бережное и разумное отношение к деньгам-это то, что дети возьмут в первую очередь от родителей»

МАРТ

Индивидуальные консультации родителей

 Квест-игра по станциям «Путешествие в страну Финансов»

АПРЕЛЬ

Круглый стол для родителей

«Экономическое воспитание дошкольников»

МАЙ

Викторина по экономическому воспитанию совместно

 с детьми «Путешествие в денежную страну»

 

Заключение

В качестве основного метода экономического воспитания используется метод проектов, который нацелен не на применение уже имеющихся знаний, а на приобретение новых, то есть, ориентирован на зону актуального и ближайшего развития. У детей развивается умение планировать результат и добиваться его, приобретается способность рассуждать: осознавать свои интересы, ставить цель, подбирать средства для ее достижения и оценивать последствия.

Кроме того, совместная работа над проектом обеспечивает накопление опыта взаимодействия детей друг с другом, ставит ребенка в позицию ответственности перед собой и другими. Умение договариваться, принимать чужую точку зрения, откликаться на идеи, выдвинутые другими, сотрудничать и оказывать содействие. Использование метода проектов способствует развитию таких качеств как честность, самостоятельность, настойчивость, ответственность, аккуратность, бережливость, способствующих формированию экономически воспитанной личности. Он интегрирует не только сведения из разных областей знаний, устанавливая внутрипредметные и межпредметные связи, но и другие методы обучения и воспитания, тем самым, развивая познавательную активность детей. 

Метод проектов позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, открывает возможности проявить себя, выявить свои способности, создает положительную мотивацию для самовоспитания и самообразования. 

Доступность метода обусловлена накоплением определенного социального опыта (общение со сверстниками, разнообразная совместная деятельность), развитием самостоятельности, самоконтроля и самооценки. 

Предложенный материал имеет практическую значимость и может заслуживать внимания педагогов и родителей детей, специалистов в качестве теоретической консультации (теория вопроса) и методического пособия, для работы по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Перспективы развития проекта. Перспектива развития проекта заключается в написании методических рекомендаций для родителей и педагогов.

Способы трансляции опыта.

Распространение успешного педагогического опыта по проекту планируется посредством:

- участие в педагогических мероприятиях в рамках реализации годового плана ДОУ;

- участие в конкурсном движении различного уровня;

- размещение информации о реализации проекта в СМИ различного уровня, на сайте ДОУ и в сети Интернет.

Список литературы

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Открытия Феечки Копеечки. Авторская программа с региональным компонентом для детей дошкольного возраста. /Василюк С.Ю., Вихарева М.Б., Истомина Е.А. и др..-Пермь, 2019.-158 с.
  7. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –
  8. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  9. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
  11. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет.
  12. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет. М., 2018.: Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации
  13. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-трудовое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста

Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, нравственно чистое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи. Такое формирование начинает...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Выступление на тему: «Культурные практики как средство формирования основ финансовой грамотности старших дошкольников»

В данной статье раскрывается понятие о культурных практиках, их значении для развития у дошкольников самостоятельности и творчества и более подробно остановлено внимание на культурных практиках к...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

«Модернизация развивающей предметно-пространственной среды как средство формирования основ финансовой грамотности воспитанников ДОО»

Возможности развивающей предметно-пространственной среды обязательно нужно использовать при формировании основ ранней финансовой грамотности. Предметно-пространственная экономическая среда должн...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...