Конспект интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию «Путешествие в сказку Лисичка со скалочкой»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя группа)

Жигалко Валентина Ивановна

Цель ознакомление с историей денег, раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», закрепление  умений детей пересказывать сказки методом моделирования.

Задачи:

  • Познакомить  детей с  историей возникновения денег, с внешним видом современных банкнот.
  • Формировать представления о необходимости денег в жизни человека;
  • Закреплять умения детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
  • Закреплять умения детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения;
  • Активизировать словарь детей;
  • Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
  • Развивать умение действовать согласованно;                                                                                                 
  • Воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;
    • Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия

по познавательному и речевому развитию

 «Путешествие в сказку Лисичка со скалочкой»

1. Предмет, класс: воспитанники средней группы, 4-5 лет.

2. УМК

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014
  3.  Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС» 2020.-112с. Васькова О.Ф, Политыкина А.А.
  4.  Сказкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для психологов,  педагогов и  родителей/Н.А. Строгова - М. Издательство ВЛАДОС, 2019,-88с,(Серия «Методика психологической коррекции)
  5. https://yandex.ru/images/search? Мнемотаблица лисичка со скалочкой

3. Тема, количество часов: Путешествие в сказку «Лисичка со скалочкой»», 20 мин.

4. Цель: ознакомление с историей денег, раскрытие сущности понятия «деньги», «монета», «банкнота», закрепление  умений детей пересказывать сказки методом моделирования.

Задачи:

  • Познакомить  детей с  историей возникновения денег, с внешним видом современных банкнот.
  • Формировать представления о необходимости денег в жизни человека;
  • Закреплять умения детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели;
  •  Закреплять умения детей строить двигательную модель сказки по ходу ее изложения;
  • Активизировать словарь детей;
  • Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость, речь, память при отборе условных заместителей персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету);
  • Развивать умение действовать согласованно;                                                                                                
  • Воспитывать отзывчивость у детей, сопереживать и понимать героев сказки;
  • Воспитывать интерес, любовь к устному народному творчеству.

Предварительная работа: 

  • Чтение русских народных сказок;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Пересказ сказок;
  • Игры-драматизации;
  • Изготовление моделей для моделирования сказки;
  • Изготовление альбома по финансовой грамотности;
  •  Просмотр мультфильма «История денег» на https://www.youtube.com/watch?reload=9&v=sHLzQk1quAg 

5. Тип занятия: интегрированное

6. Конспект занятия:

1. Организационно-мотивационный этап:

(Во время игры раздается стук в дверь и входит младший воспитатель в образе лисы)

Лиса: Здравствуйте ребята! Наконец-то я до вас добралась! А знаете, зачем я к вам пришла, мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: Здравствуй лисонька! И зачем ты к нам пожаловала, чем мы тебе можем помочь?

Лиса: Шла я по тропинке в лесу и нашла вот это (достает из сумочки кошелек с деньгами). Разглядывала, смотрела какие –то бумажки и лежат в специальном устройстве. Ребята, может вы знаете, что это такое.

Дети: Это деньги.

Лиса: А что такое деньги? И оттуда они появились? У нас, в лесу точно такого нет.

Воспитатель: Лисонька и ребята, я вам сейчас все расскажу и покажу, как появились деньги.

Воспитатель: А вы знаете, как появились деньги?

Дети: Нет, не знаем.

 Воспитатель: Тогда я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое, когда еще совсем не было денег. (Дети садятся на стульчики перед экраном)

2. Основной этап

Воспитатель (рассказ сопровождается показом презентации):

[слайд 2]: Деньги - это особый товар, который принимается всеми людьми для обмена на любые другие товары или услуги. С помощью денег мы можем оплатить товар в магазине, купить билет в автобус.

[слайд 3,4,5,6]: Давным-давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах, и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей. А если чего – то нельзя было достать трудом, они это просто отнимали у других. Какое – то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже нужна. И тогда начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так, что сила не помогала, и тогда приходилось поступать по – другому. Племена заключали союз и стали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки.

[слайд 7,8]: А больше всего первобытные люди любили меняться украшениями: раковинами, кусочками, янтаря, перьями и прочими красивыми вещами.

[слайд 9]: Потом торговцы использовали слитки золота и серебра для торговли и обмена.

[слайд 10]: Но меняться не всегда было удобно, так и появились металлические деньги.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения по тексту)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Воспитатель: Более удобными деньгами оказались металлические монеты. Но у металлических денег тоже был недостаток: они были очень тяжелые и занимали много места.

[слайд 11,12]: Потом появились бумажные деньги. Ребята, посмотрите внимательно, на экране показаны самые первые бумажные деньги.

[слайд 13]: Рублем называют валюту, которая используется в России.

[слайд 14,15]: Сейчас монеты чеканят с помощью машин на монетных дворах в городах Москве и Санкт - Петербурге.

Воспитатель: Теперь мы знаем всё о деньгах, как они возникли, как менялись они в течение времени. Ребята и лисичка вам все понятно. А наше занятие продолжается, лисичка ты можешь остаться у нас и посмотреть, как занимаются ребята.

Воспитатель: Ребята, а я знаю одну сказку, где происходит обмен, и вы ее тоже знаете, и сейчас поможете мне. Я загадаю вам загадки, а вы должны отгадать.

Сама рыжевата,

Мордочка плутовата,

Ей не до пирожка,

Ей бы скушать петушка. (Лиса)

Всё кудахчет эта птица,

Ищет, чем бы подкрепиться.

Нет, она не хмурится.

Просто это – ……  (Курица)

Как моряк вразвалочку,

Ходит вперевалочку.

В ил ныряет баламутка...

Кто скажите это? ... (Утка)

Спит или купается,

Все не разувается:

День и ночь на ножках

Красные сапожки. (Гусь)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи! (Собака).

Воспитатель:  Быстро и правильно мы справились, что же это за герои, из какой сказки они пришли?

Дети: Сказка «Лисичка со скалочкой»

Воспитатель: Правильно, ребята.

Пальчиковая игра “Замок”

Начинаем колдовать, двери в сказку открывать. 

(С силой сжимаем и   разжимаем кулаки.)

Хоть замочек очень крепкий – (сложить ладони в замок)

Металлический и цепкий, (развести ладони и потянуть замок)

Мы его покрутим, (крутим “замочек”)

А потом три раза дунем, (вдох через нос 3 раза дунем)

Покачаем – раз, два, три.

Дверь, замочек, отопри! (Локти на уровне груди, ладони крепко прижать друг к другу, повороты “замочка” от себя.)

Работа дошкольников с мнемотаблицей по сказке «Лисичка со скалочкой»

(Педагог прикрепляет на мольберт мнемотаблицу к сказке, рядом на столе - сюжетные карточки А5, выходит ребенок и выбирает соответствующую тексту карточку).

Воспитатель: Что нашла лиса, когда шла в деревню? (ребенок выставляет картинку)

Дети: Скалочку

Воспитатель: Как обещала ложиться лисичка, чтобы не стеснить хозяев дома?

Дети: Да я вас не потесню: сама лягу на лавочку, хвостик - под лавочку, скалочку – под печку.

Воспитатель: Правильно (ребенок выставляет картинку)

Воспитатель: На кого поменяла, хитрая лиса, свою скалку?

Дети: Давайте мне за неё курочку. (ребенок выставляет картинку)

Воспитатель: На кого поменяла лиса курочку?

Дети: На гусочку (ребенок выставляет картинку)

Воспитатель: Гусочку на кого поменяла лиса?

Дети: На девочку!

Воспитатель: Кого просила лиса взамен съеденной гусочки?

Дети: Девочку

Воспитатель: А дали хозяева лисе девочку? (ребенок выставляет картинку)

Дети: Нет.

Воспитатель: А кого дали?

Дети: Собак в мешке (ребенок выставляет картинку)

Воспитатель: Куда спряталась лиса от собак?

Дети: В норку под пенек

Воспитатель: На кого обиделась лиса и выгнала из норы?  (ребенок выставляет картинку)

Дети: На хвост

Воспитатель: Что сделали собаки с лисьим хвостом?

Дети: Покусали

Воспитатель: Как вы думаете, за что заслужила, лиса такой конец?

Воспитатель: Конечно, она же обманывала людей, которые ее пожалели, приютили, накормили, напоили.

Упражнение для глаз «Глазки крепко закрываем»

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем

 

Моделирование сказки

 Вот мы немного отдохнули,  и проходим за столы.

У вас на столах лежат конверты, откройте их. Какие геометрические фигуры лежат перед вами? (круги). Чем они отличаются? (цветом, размером). Назовите цвета (белый, серый, оранжевый, коричневый).

Сказку «Лисичка со скалочкой» мы будем с вами составлять и рассказывать по моделям-заместителям. Для каждого героя сказки — круг определенного цвета. Для курочки, как вы думаете — какой? (коричневый). Почему?(курочка коричневая) Оранжевый круг для… (лисы). Почему? (лиса рыжая). Какой цвет соответствует собаке? (серый). А для гусочки какой круг?  (белый) (дети объясняют, почему круги разного размера, каждый цвет соотносят с героями сказки). Правильно ребята.

А теперь мы с вами будем рассказывать сказку, используя цветные кружочки.  Внимательно слушайте и выкладываете круги друг за другом, как менялись персонажи в сказке. Ребята, кто желает рассказать сказку от начала до конца! (ребенок рассказывает сказку, дети раскладывают кружочки)

Молодцы, ребята. Вы все правильно составили. Как она называется?  («Лисичка со скалочкой»). Вам понравилось составлять сказку при помощи моделей?

Дыхательное упражнение

Мы шагаем друг за другом

Лесом и осенним лугом. Носом глубоко дышите, Спинки ровненько держите! (Вдох - выдох)

3. Заключительная часть

Ну, а нам пора прощаться.

И со сказкой расставаться.

Закончились наши большие дела,

И нам в детский сад возвращаться пора.

Где мы были?

Что делали?

Понравилось ли вам путешествие?

7. Оборудование занятия: экран, проектор, презентация «История  возникновения денег», бумажные купюры, кошелек, мольберт, стол, конверты с кругами-моделями на каждого ребенка, мнемотаблица по сказке «Лисичка со скалочкой», картинки к мнемотаблице формата А5.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню".

Конспект интегрированной образовательной деятельности по речевому развитию "Путешествие из города в деревню" разработан для детей младшего дошкольного возраста....

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"

конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе "Лисичка со скалочкой"...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Развитие речи. Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы.

Развитие речи.Пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» с использованием мнемотаблицы....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности ОО « Речевое развитие» « Путешествие по сказкам»

Тема: «Путешествие по сказкам»Цель: Создание условий для развития познавательно исследовательской деятельности детей посредствам ознакомления, закрепления изученной литературы....

Конструкт НОД по развитию речи, пересказ сказки «Лисичка со скалочкой» по мнемотаблице. 

ЦЕЛЬ:Обучение детей пересказу сказки, при помощи мнемотаблицы. ЗАДАЧИ: Образовательные:- Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь.- Формировать умение отвечать на вопросы....