«Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Мушкина Елена Викторовна

Опыт работы по приобщению дошкольников к основам финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet_fingramotnost_mushkina_e.v.docx42.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30»

(«Земляничка»)

                                         

 «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности через сюжетно-ролевые игры»

(методическая разработка)

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ.Подготовила:

                                                                                           Воспитатель:

Мушкина Е.В.

                                                                   

г. Балашиха,2021г

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом-

Приучай его с детства заниматься трудом,

Чем он раньше познает, как хлеб достаётся-

Тем полезней ему будет в жизни потом!..

 

         Экономическое воспитание детей через сюжетно-ролевые игры  не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает  успешнее обучать их ориентироваться в происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать лучшей социализации детей к окружающему миру и усвоению программного материала.
    В сюжетно-ролевой игре дети получают все необходимые знания: о профессиях, о поведениях в семье, в общественных местах, таких как, магазин, салон красоты, больница и др. Через игру ребенок знакомится с элементарными представлениями о товарно-денежном отношении, что многие услуги в нашей стране платные, знакомятся с тем, что работая, люди получат заработную плату за свой труд (бюджет семьи), который в последствии могут «тратить» на свои нужды: продукты, одежда, лекарства, коммунальные услуги, и др.

  Современные дети участвуют в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему.

           Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

     В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме. В процессе наблюдения за игровой деятельностью детей, можно заметить, что старшие дошкольники проявляют интерес к играм, связанным с экономическим содержанием. Дети пытаются в сюжетно-ролевых играх оперировать экономическими представлениями, но для развития сюжетно-ролевой игры знаний  не достаточно, поэтому игра быстро угасает.
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, вживаться в роль и избегать возможных конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу в детском коллективе.

С помощью сюжетно – ролевых игр мы имеем возможность формировать у детей знания о мире профессий, а также развивать финансовую грамотность через игру.

Такие игры как:

«Семья». В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формируются такие понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»; «домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»; «бюджет семьи: заработная плата, пенсия», «планирование покупок для семьи».

В ходе сюжетно-ролевой игре «Магазин» дети знакомятся с профессиями «Продавец - продает товар», «Грузчик - разгружает товар на склад», «Водитель -осуществляет доставку товара в магазин»; понятиями как «очередь»; «покупатель»; «денежные знаки»; «размен денежных знаков»; «экономия» (это когда семья может купить дорогой товар, но один или дешевле, но больше)

 

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией «Парикмахер- мастер, который помогает людям поддерживать в порядке их внешний вид»; учит детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен: стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

 

Сюжетно-ролевая игра «Аптека» знакомит с профессией «Провизор», а также позволяет ребенку сформировать понятие того, что для более эффективного лечения врач выписывает рецепты на покупку лекарств; также дети знакомятся с понятиями «денежные знаки»; «размен».

Сюжетно-ролевая игра «Гараж» знакомит ребят с профессией «Авто слесарь» и с понятием «ремонтный сервис автомобиля», где люди могут отремонтировать личные автомобили, оплатив услуги авто слесаря.

Сюжетно-ролевая игра «АЗС» позволяет детям познакомиться с профессией кассир АЗС, который принимает оплату от граждан за бензин.

А также сюжетно – ролевая игра «Шиномонтаж», «Кафе», «Библиотека», «Сбербанк», «Салон сотовой связи», «Супермаркет» и т.д.

Для сюжетно – ролевых игр желательно иметь костюмы, они необходимы для того, чтобы дети могли в игровой форме более реалистично представить себе ту или иную профессию.

Через сюжетно -  ролевую игру можно не только расширять экономический кругозор дошкольника, но и дать представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность. Помочь дошкольнику осознать, что достичь экономических благ можно лишь упорным трудом, причем труд следует понимать не только, как средство достижения этих самих благ, но и как созидание, как творческий процесс, приносящий радость и удовлетворение. Почему именно через игру, спросите вы?

На мой взгляд, именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.      

Приобщение детей к финансовой грамотности через игру поможет им:

-Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия (деньги, цена, товар, семейный бюджет и др.).

-Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.

-Понимать, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.

-Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.

-Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 

-Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 

Мы с вами совсем не давно, стали применять в играх экономические понятия, знакомить детей с финансовой грамотностью.

Всегда новые начинания тернисты и трудны как для ребенка, так и для нас педагогов.

Но я всегда вспоминаю притчу.

Ребенок, что - пустой сосуд.

И мудрецы отнюдь не лгут:

Кем вырастет узнать отнюдь не сложно…

Лишь «выльет», что в него нальют. 

Список литературы:

1. Алоева, А. Дети и деньги / А. Алоева. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – С. 260-266.

2. Блискавка, Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 80 с.

3. Бойченко, Н.А. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Н.А. Бойченко. – Киев: «Радянская школа», 2008. – 654 с.

4. Венгер, Л.А. Умственное развитие детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 2006. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ  «Роль педагога в формировании воображения у дошкольников 3-4 лет, через сюжетно-ролевую игру»Цель проекта: формирование процесса самостоятельной игры у каж...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно-ролевую игру "Кафе "Лакомка" в старшей группе.

Цель: содействие формированию основ финансовой грамотности старших дошкольников;развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям, посредством сюжетно-ролевой игры.Образовательны...

«Формирование финансовой грамотности через сюжетно -ролевую игру «Банк»

Финансовая грамотность в подготовительной группе....

Знакомство дошкольников с финансовой грамотностью через технологию ТРИЗ

Предлагаю Вашему вниманию технологию ТРИЗ и как можно ее использовать при ознакомлении детей с финансовой грамотностью....

День финансовой грамотности через сюжетно-ролевые и дидактические игры

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Конспект интегрированного занятия по воспитанию основ финансовой грамотности через сюжетно – ролевую игру «Кафе «Лакомка»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...