Конспект занятия по функциональной грамотности в подготовительной группе «Мы едем в магазин»
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Оганнисян Елена Олеговна

Развитие функциональной грамотности в дошкольном возрасте.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания. В условиях дошкольного образования процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным при соблюдении следующих требований: интеграции предметов системы дошкольного образования; активном взаимодействии с родителями. Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять специальные активные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии, такие как:

- проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

- технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

- технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, мини- исследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

- информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез;

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становиться одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_pohod_v_magazin.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по функциональной грамотности в подготовительной группе «Мы едем в магазин»

Цель: Развитие логического мышления посредством активизации мыслительных операций.

Задачи:

- закрепить знания о видах магазинов, отделах в продовольственном магазине, правилах покупки;

- создать условия для приобретения опыта обращения с денежными знаками; - воспитывать культуру общения, умение вести себя в общественных местах;

- развивать самостоятельность, коммуникативные навыки;

- коррекция мышления, речи.

- Развивать умение подбирать обобщающие понятия к ряду предметов.

- Совершенствовать умение группировать предметы пот определённым признакам.

Словарная работа:  товаровед.

Материалы и оборудование:

Прилавки магазинов; вывески с названиями отделов (4 шт.); кассы 4шт., кошельки, муляжи монет достоинством 1р, 2р., 5р., 10р., сумки для покупок, тележки 2шт., корзинки 2 шт., товары бытовой химии, фрукты, овощи, хлебобулочные изделия, игрушки, презентация, проектор, стулья по количеству детей, стол 4шт.

Ход занятия

1. Вводная часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Я сегодня хочу вас пригласить в увлекательный и познавательный поход. А вот куда мы пойдем, мы узнаем, отгадав загадку.

Нужно хлеба нам купить

Иль подарок подарить –

Сумку мы скорей берём

И на улицу идём.

Там проходим вдоль витрин

И заходим в … (магазин)

Воспитатель:

- Правильно, это магазин. - Ребята, что такое магазин? (Ответы детей.)

-Правильно, магазин – это специальное здание, помещение, предназначенное для продажи товаров.

Воспитатель:

-Я вам предлагаю отправиться за покупками.

- Сегодня мы с вами вспомним, какие магазины бывают, какие отделы в них находятся, побываем в роли покупателей.

- Ребята, кто такие покупатели? (ответы детей - люди, которые покупают товары)

- Что такое товар? (ответы детей - Всё что продаётся и покупается в магазине, называется товар.)

2. Основная часть.

Воспитатель:

-А сейчас я Вам расскажу, как появились первые магазины. Внимание на экран!

История возникновения магазинов. (презентация)

Впервые слово «магазин» появилось в нашем языке в начале XVIII века и обозначало хранилище оружия. Магазином называли и сами запасы, и здание или помещение, где они хранились, амбары с зерном, и даже ящик для багажа в задней части кареты.

В 1797 году было разрешено иметь небольшие лавки при жилых домах. Магазины и лавки могли посещать только богатые люди, покупая там предметы роскоши.

В июне 1963 года в пригороде Парижа был открыт первый гипермаркет.

Гипермаркет, супермаркет — крупный магазин по продаже полного ассортимента продуктов питания, напитков, а также предметов домашнего хозяйства по форме самообслуживания.

Сначала гипермаркеты были, в основном, продовольственными магазинами, но постепенно товарный ассортимент стал расширяться.

Сегодня это огромные торговые комплексы, где установлено новейшее торговое и холодильное оборудование.

Воспитатель:

-Ребята, а что можно купить в магазинах? (Ответы детей хлеб, мыло, сметану, торт, шапку, мячик, рис, бананы, диван, и др.).

-Конечно, мы можем купить в магазинах всё, что угодно.

-Магазины бывают разных видов, в зависимости от того, что в них продаётся.

Воспитатель:

-А сейчас я предлагаю Вам сыграть в одну игру. На экране будут появляться товар, который можно купить в магазине, а Вы мне будете называть, как данный товар называется одним словом и как называется магазин, в котором этот товар может продаваться.

Игра «Назови одним словом» (на развитие обобщения)

Воспитатель:

-Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты питания).

-Назовите магазин, в котором продаются эти продукты питания? (продуктовый);

-Куртка, носки, платье - что это всё? (одежда).

-Назовите магазин, в котором продаётся одежда (магазин одежды).

-Какая ещё одежда в нём может продаваться? (дети перечисляют)

-Диван, кровать, стол, торшер – одним словом…. (мебель)

-Назовите магазин, в котором продаётся мебель (мебельный).

-Какая ещё мебель в нём может продаваться? (перечисляют)

-Сапоги, валенки, ботинки -….(обувь);…

-Назовите магазин, в котором продаётся обувь (обувной)

-Какая ещё обувь в нём может продаваться?

-Машинка, кукла, конструктор, кубики (игрушки)

-Назовите магазин, в котором продаётся игрушки (магазин игрушек)

Воспитатель: Молодцы! Всё назвали правильно!

Ребята, скажите мне пожалуйста, люди каких профессий работают в магазине? (Ответы детей - директор, продавец, кассир, грузчик, уборщица)

А еще есть профессия Товаровед – это человек, который в магазине следит, чтобы товар не заканчивался и был хорошего качества.

-А сейчас послушайте стихотворение о продавце.

Много есть профессий разных,

Важных, нужных и прекрасных.

Продавца, скажу друзья,

Обошли вниманьем зря.

Ты приходишь в магазин —

Продавец там есть один.

Всё подскажет: что купить,

Сколько надо заплатить,

Подобрать, найти, примерить,

Взвесить, завернуть, отмерить,

Настроение поднять,

Снова в гости вас позвать.

Сразу видно — молодец!

Самый лучший продавец!

Воспитатель:

- Что делает продавец? (Ответы детей - предлагает товар, взвешивает, упаковывает, раскладывает товар на полках, продает овощи, фрукты, хлеб)

Совершенно согласна с вами. Продавец в магазине необходим…

Воспитатель: - Чтобы легко и быстро найти нужный товар, в магазине существуют отделы.

-Давайте вспомним, какие отделы вы знаете.

- Как называются эти отделы? (Ответы детей – хозяйственный отдел, молочный отдел, кондитерский отдел, хлебобулочный отдел, отдел «Овощи-фрукты»)

-Какие вы молодцы! А сейчас я вас приглашаю немножко отдохнуть и подвигаться.

Физминутка

Сумку в руки мы берем, (берут воображаемую сумку)

В магазин с тобой идем. (шагают на месте)

В магазинах же на полках (поднимают руки вверх)

Не шарфы и не футболки. (отрицательно покачивают головой)

Вкусно пахнет здесь всегда, (поворот головы вправо, влево)

В доме – вкусная еда! («дом» над головой)

Воспитатель:

-Ребята, скажите мне пожалуйста, чем отличается супермаркет от обычного магазина? (Ответы детей: Супермаркет – это большой магазин, в нем можно приобрести самые различные товары, в супермаркете товары можно брать самим, а в магазине нет)

Воспитатель:

-Правильно, ребята. Если в обычном магазине товар нам выдает продавец, то в супермаркете товар мы выбираем сами и кладем в корзину или в тележку.

-Ребята, а как продукты попадают в магазин? ответы детей:Их привозят на машинах)

-Но что бы тот или иной продукт появился в магазине, его нужно вырастить, или произвести.

-И я Вам предлагаю выполнить следующее задание. Сопоставьте продукт с местом, в котором он произрастает или с животным, которое его производит.

Игра «Ассоциация» (Молоко – корова,семечки – подсолнух,хлеб – колосок,банан – пальма,грибы – лес,яйца – курица,морковь – грядка,яблоко – яблоня.)

Воспитатель:

- Ребята, молодцы! Теперь я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие в супермаркет.

Воспитатель:

-Ребята, а что мы можем взять с собой, в магазин, чтобы совершить покупки? (деньги, сумки, кошельки)

Воспитатель предлагает взять каждому ребенку сумку и кошелек.

-Что такое деньги? (Ответы детей: Деньги- то такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно).

- У нас с вами будут в кошельке вот такие игрушечные деньги от 1 рубля до 20 рублей.

Воспитатель:

- В магазине на каждом товаре есть ценник.На ценнике указывается название товара и цена.

-Теперь нам нужно выбрать кассира (выбирается 4 ребенка)

- Все остальные будут покупателями.

-Прежде чем отправиться за покупками нам надо вспомнить правила поведения в магазине.

Правила поведения в магазине. Продолжи предложение:

-При входе в магазин выходящих людей нужно (пропустить).

-К продавцу обращаемся… ( вежливо«будьте добры»«подайте, пожалуйста»«мне…»).

-Если продавец занят, нужно … (подождать).

-Если в магазине народ, то мы должны соблюдать (очередь)

-В магазине нельзя громко (разговаривать, шуметь).

Воспитатель: - Отправляемся за покупками. Продавцы-кассиры занимают места за прилавками.

Моделирование игровых ситуаций.

 Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Покупатель: - Здравствуйте!

Продавец: - Здравствуйте! Что вы хотите купить? У нас есть батоны, хлеб ржаной и др.

Покупатель: - Мне, пожалуйста, батон. Сколько стоит?

Продавец: - Двадцать рублей. Возьмите, пожалуйста.

Покупатель: - Спасибо.

Продавец: - Спасибо за покупку!

3. Заключительная часть.

Воспитатель: - Понравилась вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? (Ответы учеников - покупатели, кассир, продавец)

Ребята, где мы сегодня с вами побывали? (Ответы детей - в магазин)

С какими новыми словами мы сегодня познакомились? (товаровед)

Что вам больше всего понравилось?

Большое спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе " мы идем в магазин «ИГРУШКИ"

Хорошо развитая устная речь ребенка должна быть правильной (то есть без ошибок), «хорошей» по качеству, то есть красивой, образной, точной, богатой, выразительной. Вот наша цель развития речи малышей ...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Дети и деньги»

Занятие для подготовительной группы с целью введения культуры обращения с деньгаи для будущей самостоятельной жизни....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе "Что такое деньги"

Познакомить детей с деньгами.Какие бывают деньги.С историей их возникновения....

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Путешествие в страну Экономика»

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Путешествие в страну Экономика»...

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе

Актуальность  заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, это поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой...

Конспект занятия по развитию речи детей подготовительной группы Тема: «Покупки в магазине»

Материал для систематизирования представления детей о продуктах питания, блюдах, получаемых из этих продуктов и отделах продуктового магазина....

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «В магазине игрушек»

Конспект занятия по финансовой грамотности в старшей группе на тему: «В магазине игрушек»Цель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание нео...