Консультация для родителей "Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"
консультация по основам финансовой грамотности

Мамзонова Ирина Альбертовна

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_finansoaya_gramotnost_dlya_roditeley.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Каждому родителю хочется видеть своего ребёнка счастливым и успешным в будущем. Но всё ли мы делаем для этого? Ведь нашим детям предстоит жить в мире, где владение нужной информацией решает практически всё. А достаточно ли они знают о мире финансов? Умеют ли грамотно обращаться с деньгами и защищать их?

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, едут с родителями в общественном транспорте, идут в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений.

Ребенок 5-6 лет начинает осознавать суть понятий: выгодно, не выгодно; выигрыш, проигрыш, а также эмоционально воспринимает ситуацию успеха и не успеха.. Именно в дошкольном возрасте происходит социализация детей в сфере финансовой грамотности. Безусловно, в период дошкольного детства огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношение к экономическим ценностям.

Ребенок становится свидетелем всех экономических проблем, которые решает семья. Именно в семье реальные деньги, покупки, траты, достаток или его отсутствие. Надо иметь ввиду, что дети, особенно дошкольники, воспринимают окружающий их мир, широкий социум через призму их родителей, оценок семейного отношения к ним.

Финансовая грамотность  это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

              Расскажите ребёнку, какие потребности есть в Вашей семье. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний Ваших или его.

 Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

              Планируя посещение магазина, заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Составляйте список покупок совместно с ребёнком - вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить.

Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что Вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а Вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

              Научите ребенка правильно выбирать товар и покупать товар.

Покажите ему, где находятся в магазине различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который Вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

              Учите ребенка считать деньги.

Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает». Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.

               Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь, расскажите о конкретных обязанностях. Если существует возможность, устройте экскурсию на работу мамы или папы, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

              Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки.

Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую Вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

              Учите ребенка планировать семейный бюджет.

Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.

Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми?

Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Можно предложить ребенку следующие игры.

1. «Магазин».

Ребёнок и взрослый поочередно выполняют роли продавца и покупателя. В качестве товаров могут использоваться как реальные предметы, так и их изображения.

С детьми младше 5 лет в качестве «оплаты» товара лучше использовать фантики, бумажки или наклейки. Дети постарше уже могут «оплачивать» товар настоящими деньгами: монетами или купюрами, которые получают от родителей.

2.  «Реклама».

Эта игра способствуют развитию словесно-логического мышления и коммуникативных навыков.

На «витрине» выставлено несколько товаров. Задача «продавца» – так прорекламировать товар и ответить на все вопросы «покупателей», чтобы его сразу же захотелось купить.

3. «Профессии»

Родители рассказывают детям о труде каждого члена семьи и играют в занимательную игру, закрепляющую полученные знания.

Ребенку предлагаются карточки с различными предметами и орудиями труда. Его задача – определить, человеку какой профессии нужен этот предмет и для чего.

Предлагаем вам вместе посмотреть мультфильмы, которые помогут вам сформировать представления детей об экономических понятиях.

1. «Азбука денег. Уроки тетушки Совы»

2. «Смешарики. Азбука финансовой грамотности».

3. «Фиксики»: серии «История вещей-деньги», «Как делают деньги», «Деньги»

4. «Богатый бобренок»

5. «Три кота. Поход в магазин»

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. 

Консультация для родителей

«Как обучить детей финансовой грамотности»

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, едут с родителями в общественном транспорте, идут в места бесплатного либо платного отдыха и развлечений.

Мы подскажем вам, на какие аспекты экономического воспитания детей обратить внимание.

  • Расскажите ребёнку, какие потребности есть в Вашей семье. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?». Постройте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка продуктов, лекарств – куда важнее желаний Ваших или его. Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.
  • Планируя посещение магазина, заранее продумайте покупки, обсудите это с ребенком. Составляйте список покупок совместно с ребёнком - вместе с ним вырежьте и приклейте на лист бумаги картинки товаров, которые нужно купить.

Придя в супермаркет, попросите ребенка найти на полках то, что вы планировали приобрести. Пусть он научится выбирать, анализировать существующие альтернативы между хорошим и плохим, между дорогим и дешевым и т.д. Ребенок, путешествуя по супермаркету, по картинкам отслеживает, что Вы кладете в корзину. Это отвлечет его от полок с красивыми игрушками, а Вас избавит от капризов и незапланированных трат. Придя домой, разберите то, что вы купили вместе с ребенком, и еще раз попросите его проговорить, для чего это необходимо (какую потребность удовлетворяет этот товар). Похвалите ребенка за оказанную вам помощь.

  • Научите ребенка правильно выбирать товар и покупать товар.

Покажите ему, где находятся в магазине различные товары: хлебобулочные, молочные, канцелярские, игрушки и т.п. Обратите его внимание на разнообразие форм, размеров, яркость оформления товарной продукции: сок в маленьких пакетиках и в больших, в банках, в бутылках, хлеб: белый, темный, маленький и большой (кирпичиком и круглый). Объясните, что нужно выбирать именно тот товар, который Вам нужен, обращая внимание на цену, срок годности, качество. Расскажите ребенку, что надо разумно подходить к количеству покупаемого товара, приобретать ровно столько, сколько требуется. Даже если товар недорогой, его не нужно покупать очень много, так как он может испортиться. Обратите внимание ребенка на то, как можно расплатиться за покупки: наличными деньгами или при помощи карточки. Расскажите, какие преимущества имеет каждый способ оплаты (при оплате по карточке – не требуется сдача, оплата наличными деньгами заставляет рассчитывать средства, так как карманная наличность всегда ограничена).

  • Учите ребенка считать деньги.

Поручите ребенку собирать ваши мелкие монеты и складывать в баночки (коробочки). Вместе с ребенком подсчитайте деньги, которые он собрал за неделю. Расскажите, что можно купить за эту сумму. Поговорите с ребенком о том, что любые деньги выплачены за труд и к ним следует относиться с уважением. Объясните ему смысл пословицы «Копеечка к копеечке – рубль набегает». Почаще берите ребенка с собой в магазин за покупками. Так дети будут знать стоимость окружающих вещей и поймут, что все продукты, одежда, игрушки оплачиваются деньгами, полученными родителями за труд.

  • Расскажите ребенку о своей профессии, где вы работаете, чем занимаетесь, расскажите о конкретных обязанностях. Если существует возможность, устройте экскурсию на работу мамы или папы, познакомьте со своими коллегами, объясните, как важен труд каждого работника в общих результатах, которых вы достигли. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Играйте с ребенком «В профессии». Выполняя работу по дому, предложите ребенку на время «стать тележурналистом» и подготовить передачу «Полезные советы». Пусть он возьмет у вас интервью на темы: «Как приготовить вкусный суп», «Как пришить пуговицу», «Как почистить ковер?» и др.

  • Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки.

Отсчитайте и покажите ребенку сумму денег, которую Вы потратили, чтобы приобрести ту или иную испорченную вещь. Объясните, что новая покупка этой вещи потребует такого же количества денег. Малыш не должен привыкать к тому, что все, что ломается, тут же заменяется новым. Ребенку должна стать очевидна причинно-следственная цепочка: он испортил вещь, и теперь ее у него нет. Предложите ребенку вместе починить испорченное.

  • Учите ребенка планировать семейный бюджет.

Составьте совместно с ребенком таблицу семейных расходов за неделю (месяц). Таблица может включать в себя разделы: продукты питания, сладости, одежда, коммунальные услуги, игрушки, проезд, лекарства, крупные покупки и развлечения.

Чтобы ребенку было интереснее, обозначьте каждый раздел таблицы рисунком-символом. Заполняйте таблицу ежедневно. Например, если вы покупали молоко, хлеб, масло, пусть ребенок приклеит звездочку в разделе «Продуты питания». Купили игрушку, книгу – звездочку в разделе «Игрушки». В конце недели подведите итоги. На что больше всего расходовалось денег? Какие разделы оказались пустыми? Вместе с ребенком сделайте вывод о том, что на крупные покупки необходимо экономить. Разработайте вместе с ребенком и запишите правила или советы «Как можно сэкономить семейный бюджет?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста развивает мышление, фантазию, кругозор ребенка, речь. У детей появляются навыки правильного ведения домашнего хозяйства, экономии денег...

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Консультация " Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста"

Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове ...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

Отчет на конец года по обучению финансовой грамотности детей старшей группы «Пчелки». Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста по средствам экономического воспитания»

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Консультация «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Экономическое воспитание дошкольников — это новое направление в дошкольной педагогике, полностью не исследованное. Современные дети участвуют вместе с родителями в покупках в магазине, могут име...