Консультация для педагогов: "Кейсы для родительского собрания по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников"
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Кондратьева Наталия Александровна

       Материал подготовлен с целью повышения оптимизации процесса общения педагогов с родителями воспитанников по вопросам формирования финансовой грамотности у детей. Предлагается один из новых и эффективных методов - кейс-ситуация, который относится к кейс-технологиям. Он основан на моделировании жизненных ситуаций с целью понимания, осознания жизни через тренинг поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-situatsii.pptx577.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кейсы для родительского собрания по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников (Консультация для педагогов) Подготовили воспитатели высшей квалификационной категории логопедической подготовительной группы «Василёк»: Кондратьева Н.А., Невская И.Н.

Слайд 2

Как известно, дети во многом берут пример с родителей и усваивают модель поведения своей семьи. Не исключением является и финансовое поведение. Какие бы усилия не прилагали педагоги на занятиях по основам финансовой грамотности, все же ведущую роль играет поведение родителей в той или иной жизненной ситуации. Для выявления отношения родителей к обучению детей основам финансовой грамотности нами было проведено анкетирование на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Анализ анкет показал, что родители по-разному относятся к вопросам финансовой грамотности. Некоторых из них считают, что разговаривать о деньгах с ребенком-дошкольником еще рано. Другие, напротив, с ранних лет приучают ребенка «зарабатывать» - просят выполнять поручения по дому за денежное вознаграждение. Третьи внушают детям, что деньги превыше всего, и тем самым формируют неправильное отношение к ним. В перечисленных случаях родители допускают ошибки.

Слайд 3

С целью повышения оптимизации процесса общения педагогов с родителями воспитанников по вопросам формирования финансовой грамотности у детей предлагаем использовать один из новых и эффективных методов – метод кейс-ситуаций, который относится к кейс-технологиям. Он основан на моделировании жизненных ситуаций с целью понимания, осознания жизни через тренинг поведения. В ходе родительского собрания (в очной форме или формате онлайн) предложите родителям решить четыре кейс-ситуации. Они помогут выявить ошибки, которые родители допускают каждый раз, когда приходят с ребенком в магазин или договариваются о подарке. К каждой ситуации приводятся рекомендации, которые педагог может дать родителям для формирования у ребенка правильного финансового поведения.

Слайд 4

Кейс-ситуация 1. Нет с собой лишних денег, а ребенок просит игрушку Мама: «Положи куклу на место, мы не будем ее сейчас покупать. Ты меня слышишь? Не устраивай истерики. Сколько можно их покупать, все равно потом все бросаешь и не играешь с ними». Папа: «Никаких денег на вас не хватит. Я столько не зарабатываю, чтобы каждый день куклы покупать». В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу и, чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям? Почему так делать не следует Нельзя игнорировать просьбу ребенка и тем более отказывать в резкой форме. Так он не поймет, что количество денег у родителей небезгранично и что покупки надо планировать, иначе денег может не хватить. Почему делать надо именно так Ребенок должен понять причину отказа и планы родителей, которые пришли за покупками по списку. Также важно объяснить, что среди них есть товары и для ребенка. Например, носочки для занятий танцами. П равильная реакция Мама: «Сегодня мы купить куклу не сможем. Мы пришли за молоком, сливочным маслом, а еще нужно посмотреть тебе новые носочки». Папа: «Доченька, в следующий раз мы запланируем купить тебе куклу и обязательно ее купим. Если сейчас ее купить, тогда мы не сможем купить те товары, за которыми пришли. Слышишь, мама говорит? Нам попросту не хватит денег». Рекомендации родителям: Когда возвращаетесь домой из магазина, всегда обсуждайте с ребенком ситуации, почему именно сейчас вы не купили ему очередную игрушку. Объясните, что вы заработали деньги трудом и тратить их следует с пользой. Ребенок должен знать, как в семье появляются деньги: родители работают и получают их за свой труд. Но деньги могут закончиться, и тратить их нужно в первую очередь на то, что необходимо семье. Научите ребенка составлять список покупок. Перед походом в магазин обсудите, что будете покупать, например, продукты на ужин. Затем предложите наклеить картинки с продуктами на лист бумаги – сделать иллюстрированный список покупок. В магазине попросите помочь – назвать продукты из списка. Неправильная реакция

Слайд 5

Кейс-ситуация 2. В супермаркете ребенок набрал полную корзину товара Мама: «Ты зачем это все набрал? Сколько раз я тебе говорила, что у меня нет денег. Если мы все это сейчас купим, нам завтра есть будет нечего. Мне еще за квартиру платить». После этого мама начинает резко вытаскивать лишние товары из корзины и продолжает ругать ребенка. В супермаркете Миша везет корзину и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными в данный момент товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме? Почему так делать не следует Такие слова ребенок может воспринять буквально, но не поймет, почему у мамы нет денег. Не говорите ребенку, что из-за его желаний вы не сможете оплатить коммунальные услуги, иначе спровоцируете у него чувство вины, а истинную причину он не узнает. Почему делать надо именно так Так ребенку будет легче понять, что сейчас ему важнее новые ботинки, что есть жизненно важные потребности в продуктах, одежде. Что деньги нужно тратить с умом и не надо поддаваться мимолетным желаниям при каждом визите в магазин, где всего много. П равильная реакция Мама: «Миша, сегодня мы пришли за продуктами, которые у нас закончились. А конфеты и печенье у нас дома есть. Еще нам нужно купить тебе теплые ботинки, помнишь? Если мы купим сейчас что-то еще, то нам не хватит на ботинки. Давай мы вернемся и положим обратно то, что ты сложил в корзину». Рекомендации родителям: Дома в спокойной обстановке обсудите с ребенком, что такое желания – то, что нам хотелось бы иметь, и что такое потребности – то, что необходимо человеку (семье) в первую очередь. Это продукты питания, лекарства, одежда. Совместно спланируйте ваш бюджет. Это может выглядеть так: «Часть денег мы отложим на питание, еще часть мы потратим на одежду. Другую часть на оплату коммунальных платежей за квартиру, чтобы у нас были свет и вода. Не забудем отложить на лекарства (подарок) бабушке или дедушке. Распределяйте так бюджет, пока все деньги не будут исчерпаны. В этом случае ребенок поймет, что деньги имеют свойство заканчиваться и родители тратят их на то, что в первую очередь нужно для семьи. Неправильная реакция

Слайд 6

Кейс-ситуация 3. Увидев у друга игрушку – захотел такую же Дома м ама накричала на мальчика: «Сколько можно повторять одно и то же? Ты меня не слышишь? Я же тебе сказала, что подумаю, сможем мы купить такую игрушку или нет. Надоел уже со своими истериками. Не мешай мне ужин готовить». На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает. Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил маму купить эту игрушку. Как поступить маме? Почему так делать не следует В этом случае ребенок не сможет понять, по какой причине мама отказывает в покупке игрушки. Такой отказ он может интерпретировать, скорее, так, что его не любят, но никогда не свяжет это с деньгами в семье . Почему делать надо именно так Такой подход позволит не только не отказать ребенку, но и заинтересовать его. Ведь одна из задач финансового воспитания – учить детей бережливости, накоплениям и полезным тратам. Покупка доставит ребенку больше радости, ведь он сам на нее копил. П равильная реакция Мама: « Гриша, это хорошая идея купить такую игрушку. Я тебя услышала. Если игрушка тебе так нравится и ты о ней мечтаешь, ты можешь начать копить на нее и сможешь сам ее купить. А мы тебе с папой обязательно поможем. Как тебе такое предложение? ». Рекомендации родителям : Подарите ребенку копилку или приспособьте для этой цели, например, коробку или красивую баночку. Договоритесь, что при определенных условиях все члены семьи будут помогать ребенку копить. Например, опускать в копилку часть сдачи после похода в магазин, деньги, которые подарят бабушка с дедушкой на день рождения и пр. Время от времени доставайте вместе с ребенком деньги из копилки и пересчитывайте, сколько денежных средств уже накопилось. Когда нужная сумма соберется, обязательно купите то, на что копили, и похвалите ребенка. Подчеркните, какой он молодец, что сумел набраться терпения и накопить на заветную игрушку. Неправильная реакция

Слайд 7

Кейс-ситуация 4. Мама обещает ребенку деньги на игрушку взамен на хорошее поведение Мама: « Ты что опять натворил? Почему такой беспорядок в комнате? Быстро убирайся, иначе я тебя накажу, никаких денег на свою машинку на пульте не получишь. Вообще ведешь себя плохо. Вот в комнате уберешься, потом вещи сложишь в шкаф, тогда получишь вознаграждение ». Сережа копит на машинку с пультом управления, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает игрушки и свои вещи в комнате. И вот в очередной раз мама обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме? Почему так делать не следует Нельзя использовать деньги для манипуляции, чтобы повлиять на поведение ребенка, даже если он расстроил вас. Так у него сформируется неправильное отношение к деньгам. Есть риск, что скоро он перестанет делать что-либо бесплатно, начнет слушаться только того, кто дает ему деньги. Почему делать надо именно так За помощь по дому ребенка нужно в первую очередь хвалить. Давать деньги при этом можно, но только с целью приучить его сберегать. Ребенок должен понять – это не оплата за то, что он выполнил свои обязанности по дому, а лишь поощрение. Система поощрений в семье должна быть очевидной. П равильная реакция Мама: «Ох, как у тебя тут грязно, Сережа! Сынок, раз ты не выполняешь свои обязанности – не убираешь свои вещи и игрушки, давай я уберусь за тебя в комнате, а ты мне за это дашь вознаграждение из своей копилки? Или ты выполни мои обязанности – помой посуду. Ты забыл, что у каждого в семье есть свои обязанности?»». Рекомендации родителям : Помните, деньги – лишь инструмент, чтобы стимулировать ребенка к трудовой деятельности, научить его экономно обращаться с деньгами, формировать привычку «Отложенного желания». Например, откладывать деньги в копилку, то есть сберегать на желаемую покупку. Тема труда – первая, с которой начинается обучение основам финансовой грамотности. Объясняйте ребенку, что у каждого в семье свои обязанности. Например, готовить обед – обязанность мамы, убирать игрушки – обязанность ребенка. При этом давайте ему посильные поручения с учетом возраста. Неправильная реакция

Слайд 8

Источники: Семенкова Е. Как формировать финансовую грамотность у ребенка. Кейсы для онлайн-собрания с родителями // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2020. – № 12. – С. 52 – 57; https://multiurok.ru/files/ispolzovanie-keis-tekhnologii-na-urokakh-literatur.html ; Иллюстрации взяты из сети интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников

Сюжетно-ролевая игра «Торговый центр»Возрастная группа: подготовительнаяЦель: учить детей в ходе игры рационально использовать денежные средства при приобретении товара.Задачи:-совершенств...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

«Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников в условиях игровой деятельности»

Цель опыта работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, ...

Консультации для родителей «Значение формирования основ финансовая грамотности для дошкольников»

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. Поэтому родителям нужно понимать, что грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем...

Сценарий детско - родительского терренкура по формированию основ финансовой грамотности «Путешествие по стране Экономика» (старшая группа)

Образовательные терренкуры позволяют вовлекать родителей в понимание важности финансово-экономического образования дошкольников; расширять представление родителей об их роли в развитии финансовой...