ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_seminaru_po_fg_2022.docx29 КБ
Файл seminar_po_fg_2022_wecompress.com_.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Доклад к семинару по финансовой грамотности

«Первые шаги в экономику»

Слайд № 1

Добрый день! Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»

Слайд №2

Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности. 

В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста является актуальным вопросом. Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Дети, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, спрашивают у родителей, дорогая ли игрушка, и смогут ли ее купить; или же  получают в подарок на день рождения конверт с купюрами, обсуждают с родителями, куда их потратить, или сэкономить. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме.

И в будущем позволит стать финансово-грамотным человеком, который знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов; умеет ориентироваться в мире финансов; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е быть экономным; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает всестороннее развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Слайд №3

Поэтому цель моей работы -  формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд №4

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса;
  • сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,);

научить соотносить понятия: потребности и желания;

  • обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить);

Слайд №5

  • Развивающие:
  • Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей.

Воспитательные:

  • способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе

Слайд №6

I Этап. Подготовительный

  1. Знакомство с темой проекта:

        Как правильно познакомить ребенка с финансовойграмотностью? С чего начать? Для начала необходимо четко объяснить функцию денег на понятном дошкольнику языке, объяснить, где хранят деньги и почему нельзя разбрасываться деньгами. Следует подробно рассказать детям о способах заработка родителями. Детям нужно понимать, что каждый день мама и папа должны ходить на работу, чтобы в конце месяца получить зарплату, на которую их семья будет жить и тратить в течение месяца.

На данном этапе велась проработка форм и методов

  1. Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автор Кузнецова  Наталья Александровна «Сказка о Копеечке»;

  1. Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий.

Подбор сюжетно-ролевых игр, развивающих, дидактических игр,  видео, слайдов, мультфильмов, интерактивного обучающего материала, тематических занятий, детской художественной литературы, материала для творчества и продуктивных видов деятельности. Создание предметно- развивающей среды для работы, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, иллюстраций по теме.

  1. Взаимодействие с родителями

велось по данной теме, с целью  настроить детей и их родителей на совместную работу перевести родителей из наблюдателей в участников.  

Слайд №7

II Этап. Практический

Реализация проектных мероприятий проводилась в форме совместной деятельности воспитателя с детьми в как свободной деятельности, в НОД и родителями. Ежедневно в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату» дети трудились (мыли и прибирали игрушки, «делали уборку», оказывали посильную помощь и др.) и получали деньги (зарплату) в личные кошельки, а затем расплачивались ими в магазине, кафе и салоне красоты.

Слайд №8,9

Речевое развитие

В ходе коммуникативной деятельности с помощью интерактивного оборудования, дети слушали и просматривали иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.), познакомились с монетой «1 копейка»; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».

Слайд №10,11,12,13

Проводились беседы:  «Труд. Профессии», «Реклама: хорошо - плохо», беседа и рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики» и др.

Слайд №14

Познавательное развитие

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети отвечали на вопросы по тексту сказки о копеечке (автор Кузнецова Н.А.), с озвучкой правильных ответов с использованием интерактивной доски. Тем самым были сформированы нормы и правила финансового поведения; профилактика и коррекция денежной зависимости.

Слайд №15,16,17,18,19,20,21

Художественно-эстетическое развитие

Изготавливали с детьми атрибуты к играм: кошелек– оригами; вырезывание монет; проводилась лепка на тему: «Конфеты», «Открываем бутербродную». Развернули торговлю бутербродами, дети сами оценивали свои бутерброды от 20 – 100 руб. Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка» 

Слайд №22,23,24,25

Социально-коммуникативное развитие

В ходе социально-коммуникативной деятельности дети расставляли «товар» на витрину, развешивали ценники и рекламу, распределяли роли, азатем играли в сюжетно-ролевые игры: Кафе «Мороженое», салон красоты «Ромашка», «Супермаркет «Магнит».

В ходе территориального методического объединения и проведения НОД на тему «Фея Копеечка», дети закрепили знания, через интерактивные игры: «Бюджет семьи», «Товарный склад».

Играли в настольные и развивающие игры: «Потребности и желания», «Лото. Профессии» и др.

Слайд №26

III Этап. Заключительный

На заключительном этапе, состоялась презентация проекта на родительском собрании, где были приглашены эксперты, с непосредственным участием детей и родителей, в сюжетно-ролевой игре: «Супермаркет «Магнит». Дети с родителями посещали  магазин, чтобы применить полученные знания на практике: просчитывали свой бюджет, считали деньги, отсчитывали сдачу, экономили, рассчитывались наличными и безналичными деньгами.

Слайд №27

Предполагаемые  результаты

Для детей

 Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений  и успешно социализируются.

Для родителей

Финансовая компетентность и участие родителей. Родители организуют с помощью современных технологий взаимодействие с ребенком дома, данная работа способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность  финансовой грамотности.

Для педагогов

Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников. 

Слайд №28

Заключение

Комплекс мероприятий по финансовой грамотности помог подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь, ни за какие деньги!

Таким образом, работая и изучая данную тему, могу с уверенностью сказать, что тема актуальная, своевременная и, несомненно, интересная. Дети  с удовольствием  играют в экономику.

Слайд №29

В свою очередь продолжаю совершенствовать знания по финансовой грамотности, участвовала в окружном конкурсе учебно-методических материалов по формированию основ финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций ХМАО – Югры, где  заняла 2 место.

Слайд №30

Список источников

  1. Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г.
  2. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 ;
  3. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
  4. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
  5. «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г;
  6. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  7. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.

Слайд №31

Интернет ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I

https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA

https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230

https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842

Слайд №32

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Ханты-Мансийского района « Детский сад «Березка» п . Горноправдинск ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Первые шаги в экономику » Автор проекта: Елена Валентиновна Девяткова, воспитатель первой квалификационной категории 2022 г

Слайд 2

Экономика — это социальная наука, которая изучает, как правильно использовать ограниченные ресурсы для того, чтобы удовлетворить неограниченные человеческие потребности. Финансово-грамотный человек: знает свои права; умеет вести учет своих доходов и расходов ; умеет ориентироваться в мире финансов ; тратить меньше, чем зарабатывать, т.е . экономить; умеет рационально распределять финансовые продукты и услуги и в целом правильно планирует свою жизнь.

Слайд 3

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Задачи : Образовательные : познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы; раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать; сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,); научить соотносить понятия: потребности и желания; обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить ).

Слайд 5

Развивающие : с пособствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей. Воспитательные : способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе.

Слайд 6

I Этап. Подгото вительный Знакомство с темой проекта; Изучение интерактивного материала по финансовой грамотности автора Кузнецовой Н.А. «Сказка о Копеечке»; Внедрение современных форм содержательного взаимодействия за счет ресурсов сети Интернет, и других сопутствующих мероприятий; Взаимодействие с родителями

Слайд 7

II Этап. Практический Посильный труд детей в ходе игровой деятельности «Получаем зарплату за свой труд»

Слайд 8

Речевое развитие

Слайд 9

«Денежное дерево »

Слайд 10

«Труд . Профессии»

Слайд 11

«Труд. Профессии»

Слайд 12

«Реклама: хорошо - плохо»

Слайд 13

ЛЭПбук «Мир экономики»

Слайд 14

Познавательное развитие

Слайд 15

Художественно-эстетическое развитие А трибуты к играм: кошелек– оригами

Слайд 16

А трибуты к играм : монеты

Слайд 17

Лепка на тему: «Конфеты»

Слайд 18

Лепка на тему: «Открываем бутербродную »

Слайд 19

Лепка на тему: «Открываем бутербродную»

Слайд 20

Т орговля бутербродами

Слайд 21

Дети раскрашивали раскраску: «Фея Копеечка»

Слайд 22

Социально-коммуникативное развитие сюжетно-ролевая игра: Кафе «Мороженое»

Слайд 23

Сюжетно-ролевая игра: салон красоты «Ромашка»

Слайд 24

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»

Слайд 25

Н астольные и развивающие игры: « Потребности и желания»

Слайд 26

III Этап. Заключительный

Слайд 27

Предполагаемые результаты

Слайд 28

Заключение

Слайд 30

Список источников Парциальная программа финансового воспитания дошкольников,/«Деньги и денежные отношения»/ Кузнецова Н.А., 2019 г. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин , Волгоград, 2015 ; Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин , О.И. Юрчишина - г. Нягань , 2014 г; Рабочая программой « Афлатот : социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова - Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.; «Играем в экономику» / Л.Г. Киреева, Волгоград, 2008 г; В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003 г.

Слайд 31

Интернет ресурсы https://www.youtube.com/watch?v=uFR4m8bTa7I https://yandex.ru/video/preview/?text=интерактивная+книга+фея+копеечка&path=wizard&parent-reqid=1616090687405072-1825404521884102617300748-prestable-app-host-sas-web-yp-157&wiz_type=vital&filmId=17259215763108301521&url=http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3DCa6yizW3VsA https://yandex.ru/video/preview/?text=смешарики%20финансовая%20грамотность&path=wizard&parent-reqid=1616091187181347-1265509885868951102300279-production-app-host-sas-web-yp-143&wiz_type=vital&filmId=9377168018425565230 https://yandex.ru/video/preview/?text=видео%202%20жадных%20медвежонка%20сказка&path=wizard&parent-reqid=1616091471737481-1254025975204598634500756-prestable-app-host-sas-web-yp-148&wiz_type=vital&filmId=11020380435005568842

Слайд 32

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности «Что такое экономика?» для детей средней группы

Цель занятия содействие формированию основ финансовой грамотности, развитию экономического мышления, интереса к экономическим знаниям....

Дидактическое пособие (лэпбук) по финансовой грамотности «Познаем основы экономики» .

Лэпбук - яркая, многофункциональная папка с множеством кармашков, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Чтобы ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"

Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (самообразование) в подготовительной группе ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»

Комплекс мероприятий по финансовой грамотности поможет подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить...

Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023» «Мой успешный проект» ПО ФГ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста  актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективн...