ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (самообразование) в подготовительной группе ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Девяткова Елена Валентиновна

Комплекс мероприятий по финансовой грамотности поможет подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети убедятся, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное учреждение Ханты-Мансийского района  «Детский сад «Березка» п. Горноправдинск

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ  

в  подготовительной группе  

ТЕМА: «ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ»

Воспитатель:

первой квалификационной категории

Девяткова Елена Валентиновна

2021 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплекс мероприятий по финансовой грамотности поможет подвести детей к пониманию, того, что с деньгами надо правильно обращаться: экономить, беречь, не тратить по пустякам. Надо иметь привычку копить деньги. Дети убедятся, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги!

Учитывая особенности современного развития детей тематическое планирование позволяет формировать у детей  дошкольного возраста глобальные навыки и компетенции ХХI века, включающие механизмы устойчивого развития в условиях непрерывных социально - экономичеких изменений и адаптации к жизни в быстро меняющемся мире, готовность отвечать на вызовы неопределенности, проявлять высокую креативность, умение работать в команде и принимать самостоятельные решения, непрерывно учиться в течение всей жизни.

Цель: формирование у детей дошкольного возраста предпосылок  экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений; создание основы устойчивого (гармоничного) развития активной, творческой личности, готовой к успешной социализации в условиях непрерывных социально – экономических перемен.

Задачи:

  • познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
  • познакомить дошкольников с основами финансовой грамотности с использованием фольклора и чтения художественной литературы;
  • раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) -деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;
  • сформировать у детей начальные представления о деньгах (история возникновения денег, купюры, банкноты, бумажные, металлические монеты, наличные, безналичные,);
  • заложить первые шаги ответственного и правильного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • научить соотносить понятия: потребности и желания;

обогатить словарный запас и познакомить с понятиями (трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, зарплата; покупать, тратить, расходовать; копить, сберегать; планировать, экономить

Формы работы:  сюжетно-ролевые игры, тематические занятия, беседы с привлечением родителей и руководителей детского сада,  ИКТ, интерактивные игры и задания.

Материалы и оборудование: атрибуты для сюжетно-ролевых игр, бумага, клей, карандаши, фломастеры, маркеры, ножницы, стенды по экономической тематике, фото, видеоаппаратура, ноутбук, проектор, интерактивная доска и т. д.

Сроки реализации программы: сентябрь-март 2020-2021 г.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Месяц

Тема

Задачи

1

СЕНТЯБРЬ

«Деньги. Копилка»

  1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег; Познакомить с историей возникновения денег; Учить работать с энциклопедиями. Определить, где хранят деньги.

2

Исследование:

«Монета, банкнота,

пластиковая карта»

Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;

Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.

3

«Генеральная уборка»

Воспитывать трудолюбие,

развивать желание оказывать

помощь друг другу;

Формирование представлений детей

о «зарплате», для лучшего понимания денежных отношений

ввести понятие «Кошелек с зарплатой

 за труд»

4

 «Наши потребности и желания»

Дать понятие потребности;

Уточнить от чего зависят потребности человека; Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

5

ОКТЯБРЬ

«Изготовление кошелька» (способом оригами)

Повторить понятие «потребности человека», через д/и «Потребности и желания». Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Учить складывать бумагу в разных направлениях, изготавливать кошелек для хранения денег, развивать творчество, навыки ручного труда.

6

«Изготовление конфет из пластилина»

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров в магазине «Продукты»; учить лепить форму конфеты, заворачивать ее в фантик для игры «Супермаркет «Магнит»

7

«Деньги в твоей семье. Семейный бюджет»

Закрепить знания детей о деньгах, причинах их рождения, денежных знаках. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия».Воспитывать умение определять и различать потребности человека.

8

Просмотр м/ф «Приключения Смешариков»

(финансовая грамотность) 

закрепить понятие «деньги», их хранение, применение, бережное отношение. Воспитывать правильное отношение к деньгам.

9

НОЯБРЬ

Чтение «Муха Цокотуха» (К. Чуковский)

Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета; развитие пассивного словаря, внимания, памяти; формировать предпосылки финансовой грамотности: дать понятие «денежка». Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.

10

«Вырезывание монеток»

Учиться вырезывать круглые формы, закрепить понятие  металлические деньги (монеты). Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него; Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.

11

Знакомство с монетами достоинством 1,2,5,10

Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом. Развивать внимание, память, логическое мышление.

12

Сюжетно-ролевая игра «Кафе «Мороженое»

Учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности. Дать понятие «платить за услуги».

13

ДЕКАБРЬ

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет «Магнит»

Формировать основы финансовой грамотности: закрепить функции связанные с профессией продавец. Дать понятие  определений «цена», «чек», «зарплата»

14

Беседа: «Труд. Профессии» 

Закрепить названия профессий и связанные с ними действия. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.

15

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты «Ромашка»

Закрепить понятия «товары», «услуги». Закрепить экономические знания в практической ситуации.

16

ЯНВАРЬ

Интерактивный материал:

Слушание и просмотр иллюстраций интерактивной книги «Сказка о Копеечке» (автор Кузнецова Н.А.)

Познакомить с монетой «1 копейка»; формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; познакомить с метафорой «денежное дерево» для переноса на образ «древо денежной системы».

17

Тратим разумно. Экономим» Раскрашивание раскраски «Фея Копеечка» 

Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. формировать позитивное отношение к сказочному персонажу фея Копеечка; развивать цветовое восприятие, замечать настроение персонажа.

18

ФЕВРАЛЬ

 Лепка. Тема: «Открываем бутербродную»

Учить лепить разные бутерброды для  с/р игры «Открываем бутербродную»; закрепить понятие «реклама бутербродов»;

 развивать фантазию, воображение, творчество; воспитывать умение правильно оценивать свои работы и работы детей в денежном эквиваленте (от 20 руб. - 100 руб.)

19

«Реклама: хорошо - плохо»

 Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы; Научить детей правильно воспринимать рекламу;

Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).

20

«Сберегаем и экономим»

Закрепление материала:  бережливость, экономия, разумное отношение к расходам. Формировать понимание , что продается , а что не продается. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;

Формировать у детей потребность в их экономии.

21

  «Фея Копеечка» 

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;

продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь; подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь; показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей.

22

МАРТ

Сюжетно-ролевая игра «Профессии» 

Учить распределять роли, продолжать формировать умения пользоваться предметами заместителями, воспитывать дружеские взаимоотношения в игре, формировать основы финансовой грамотности.

23

Просмотр м/ф  «Смешарики» - финансовая грамотность «Наличный и

безналичный расчет».

 Дать понятие наличный – безналичный расчет; расширять словарь новыми понятиями.

24

Рассматривание ЛЭПбука «Мир экономики» 

Закрепление материала: вспомнить экономические правила, развивать словарный запас по финансовой грамотности: товар, деньги, реклама, наличные, безналичные деньги.

Ожидаемые  результаты

Для детей

- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности с помощью универсальной визуальной основы норм, правил, моделей, алгоритмов гармоничного взаимодействия в сфере денежных отношений для обеспечения устойчивого развития и самореализации ребенка на всех этапах социализации.

Для родителей

- Финансовая компетентность и участие родителей. Организация с помощью

современных технологий содержательного взаимодействия в ходе

самостоятельных занятий родителей с ребенком дома, установление партнерских отношений и объединения ресурсов семьи и ДОО. Совместная деятельность, основанная на применении родителями и детьми единых норм и правил финансового поведения, способствует развитию в семье правильного экономического мышления, повышает эффективность  финансового воспитания.

Для педагогов

- Педагоги в ходе сетевого взаимодействия повысят финансово-педагогические компетенции, творческую активность, получат систему работы по формированию финансового опыта дошкольников.

Взаимодействие с родителями

Сентябрь – Финансовая грамотность как заказ  общества . Родительское собрание в режиме видео - конференции. Знакомство с программой: «Занимательные финансы»

Выставка «Умные финансовые книги для детей»

Октябрь –  Семья как начальная школа реальной экономики для детей: Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».

Ноябрь –  привлечение родителей к изготовлению и  пополнению атрибутами (коробочки, баночки, карты, деньги) сюжетно-ролевых  игр.

Декабрь –  Консультация «Практические  советы родителям по формированию финансовой грамоты у детей дошкольного возраста»

Январь –  Индивидуальные беседы с родителями по финансовой грамотности.

Февраль –  Знакомство с технологией  ЛЭП бук «Мир экономики».

Март –  Создание денежного музея.

Тема: «Фея Копеечка»

(для детей подготовительной группы)

Цель: формирование у детей предпосылок экономического мышления и финансовой грамотности, правильного восприятия денег и денежных отношений.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика;

Выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;

Систематизировать знания детей о разнообразии товаров и услуг;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

Подвести к пониманию того, что человеку нужно трудиться, экономно и бережно расходовать средства, для того, чтобы купить желаемую вещь;

Показать детям, что расходы бывают обязательные и не обязательные, научить детей определять значимость и важность товаров в жизни людей.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативных способностей, социальных компетентностей;

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;

Воспитательные:

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость;

Предварительная работа: Чтение сказки «Фея Копеечка», сюжетно – ролевая игра «Супермаркет «Магнит», «Кафе «Мороженое», «Салон красоты «Ромашка», «Бутербродная».

Словарная работа: деньги, бюджет семьи, семейный  доход, расход, экономика.

Материал и оборудование: ЛЭПбук «Мир экономики»; монетка; схемы к игре, «Что можно купить за деньги» (на каждого ребенка); фломастеры; Интерактивная доска; интерактивные игры из раздела «Умная Сова»: «Бюджет семьи», «Товарный склад»;изображение Копеечки грустной и веселой, большой кошелек с монетками.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно.

Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе),

Мы стоим рука в руке,

Вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть, (приседаем),

Можем мы большими быть, (вырастаем на носочках),

Можем вместе мы дружить! (соединяемся в середине).

Воспитатель: Ребята! У каждого из нас есть свои мечты! Новая игрушка, модное платье или велосипед. Аможет быть, вы хотели бы завести домашнего питомца. Или вы мечтаете о путешествии в какой–нибудь город или страну?

Чтобы наши мечты сбылись,  нам поможет знакомая фея – Копеечка.  Она научит нас, как правильно обращаться с деньгами и познакомит  с полезной книгой «Мир Экономики»

Показ  и рассматривание ЛЭПбука «Мир Экономики» (обратить внимание на денежное дерево, кармашки с заданиями, на банкомат, карты)

Воспитатель: Но посмотрите, ребята, Копеечка сегодня грустная, заболела, пришла к нам за помощью. Как вы думаете, почему Копеечка заболела? Что мы знаем про Фею Копеечку? (ответы детей: Фея Копеечка путешествует по ладошкам и иногда попадает к не добрым  людям, которые не умеют правильно обращаться с деньгами, эти люди жадные, завистливые и думают только об обогащении любой ценой, могут взять чужое) Аэто, как мы знаем очень плохо. Когда Копеечка попадает к таким людям, то заболевает.

Чтобы не становится похожими на таких людей надо изучить правила  из Книги «Мир Экономики» и выполнить все задания. Тогда Фея Копеечка выздоровеет, и будет радовать нас своей улыбкой.

(Дети сидят на стульях)

Ребята! Скажите, что такое Экономика?(ответы детей)

ЭКОНОМИКА – это наука, с помощью которой люди  учатся правильно  распределять  деньги, товары, услуги  и удовлетворяют свои постоянно растущие потребности.

На какое слово похоже слово Экономика? (созвучно со словом ЭКОНОМИТЬ) Что можно экономить? Посмотрите в книге есть такое правило «Учимся экономить», показ ЛЭП бука(ответы детей: выключать свет, выключать воду, давать вещам вторую жизнь, делаем своими руками подарки, ходим пешком, сравниваем цены, покупаем там, где дешевле и качественнее).

Воспитатель: Чтобы помочь Копеечке выздороветь надо отгадать экономические загадки.

Ребята, внимание! Послушайте загадки:

В кошелек мы их кладем,             Очень вкусная витрина овощного..

С ними в магазин идем (деньги)            (магазина)

И врачу, и акробату                          Люди ходят на базар.

Выдают за труд  (зарплату)              там дешевле весь (товар)

Как ребёнка нет без мамы,            На товаре быть должна обязательна

Сбыта нету без (рекламы)                  (цена)

Ребята, обратите внимание, что все эти экономические  понятия: товар, цена, реклама, зарплата, магазин – связаны  ДЕНЬГАМИ.

Физминутка «Покупка туфель»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеимируками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью облевую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя напяточку топравую, то левую ножку).

(Дети сидят на стульях)

Ребята! Что нужно экономить, чтобы наши мечты сбылись? (ответы детей), правильно, ДЕНЬГИ. Что такое деньги? Что вы знаете про деньги? Какими бывают деньги? (ответы детей: бумажные, металлические, купюры, наличные и безналичные)ДЕНЬГИ – это предмет, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Ребята! Посмотрите Копеечка улыбается? (нет) Значит надо продолжить изучать правила из экономической книги.

Дети проходят к столам

Тогда предлагаю пройти к столам, и выполнить следующее задание, может быть тогда Копеечка  нам улыбнется.

Игра: «Что можно купить за деньги?» (на столах схемы с картинками: кошелек, радуга, эскимо, любовь, пальто, дружба, природа; простые карандаши)Задание: проведите стрелочки к предметам, которые продаются.

Воспитатель: Продолжаем изучать правила из книги «Мир экономики», и помогать Фее Копеечке вылечиться.

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать БЮДЖЕТ семьи.А разобраться в том, что такое бюджет нам поможет «Умная Сова». Внимание, на экран!

Интерактивная игра: «Бюджет семьи»

БЮДЖЕТ – это общий «кошелек», в котором собраны все деньги семьи, т.е.  ДОХОД семьи. ДОХОД - это деньги, полученные в результате работы взрослых.

Не обойтись в семье без  РАСХОДОВ. Как вы думаете, что такое РАСХОД семьи? (ответы детей: это деньги, затраченные на оплату услуг и покупку товара  в магазине)

Воспитатель: Какие услуги надо оплачивать? (ответы детей: за свет, за воду, за телефон, интернет, за тепло в квартире, за детский сад, за квартиру).

 Как правильно потратить деньги? (нужно покупать только самое необходимое Н: без игрушки  прожить можно, а без воды и пищи не возможно; без сладостей прожить можно, а без лекарства бабушке никак не обойтись)

Дети проходят на коврик в круг

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю поиграть. Задание: монетку получаем на вопрос отвечаем.

Стоя в кругу с монеткой

Игра:«Доход - расход»:

Я начну читать сейчас.

Я начну, а вы кончайте

Хором мне вы отвечайте здесь:

доход или расход?

Папа получил зарплату - доход

Бабушка заболела - расход

Выиграл приз - доход

Потеряла кошелёк - расход

Продала бабушка пирожки - доход

Заплатили за квартиру - расход

Нашли монетку - доход

Купили куклу – расход

Дети присаживаются на стулья

Воспитатель: Продолжаем изучать правила из мира экономики, вместе с Умной Совой. Определиться, с тем, какие необходимые товары мы покупаем в магазине нам поможет «Умная Сова»

Интерактивная игра: «Товарный склад»

Молодцы! Справились с заданиями.

Сейчас у нас следующее задание, думаю тогда Копеечка точно поправится.

Заключительная часть НОД:

Игра: «Экономика» (вопросы поискового характера)

  1. Для того чтобы пойти в магазин, что нужно взять с собой?  (Кошелек с деньгами)
  2. Как  сделать так, чтобы денег стало много? (экономить, копить, не тратить, беречь, не терять)
  3. Где взрослые получают деньги за свою работу? (в банке, банкомате)
  4. Чтобы заработать деньги надо…(трудиться, работать).
  5. Чтобы хранить деньги нужен…(кошелек, сберегательный банк, банкомат, сейф)
  6. Деньги можно накопить или …(потратить)
  7. Как называются деньги, которые люди получают за труд? (заработная плата)

Воспитатель: Итак, ребята, что нужно делать для того, чтобы  мечта о новом велосипеде, самокате, игрушке сбылась? (ответы детей: работать, экономить, копить и беречь деньги)

Смена  иллюстрации грустной Феи Копеечки на веселую

Воспитатель: Посмотрите ребята, наша Копеечка снова улыбается! А почему она улыбается? (ответы детей: мы помогли ей вылечиться, и она снова радует нас своей улыбкой) Ведь мы изучили все правила по ее экономической книге и многое узнали. А что мы узнали сегодня?

Дети: Узнали, что с деньгами нужно правильно обращаться, экономить, беречь. Не тратить их по пустякам. И еще надо иметь привычку копить деньги.

Воспитатель: Узнали, что в наше современное время без денег никак не обойтись, но есть такие ценности в жизни, как любовь и дружба, которые не купишь ни за какие деньги!

Как вы думаете, у каких людей сбываются мечты? (ответы детей: только у тех людей, которые много трудятся, работают и умеют беречь деньги)

Ребята, вы хорошо потрудились и заслужили монетки от Феи Копеечки. (раздать монетки из большого кошелька).

Конспект по финансовой грамотности в подготовительной группе

«Что такое деньги»

Цель: формирование основ финансовой грамотности детей старшего возраста; создание условия для закрепления полученных экономических знаний.

Задачи:

 закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

 воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

 развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Оборудование: персонаж Чирик (игрушка, монеты и банкноты разного достоинства, мяч, картинки с изображением первых денег.

Интегрируемые образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие (навыки финансового общения между субъектами денежных отношений).

Основной и дополнительные виды деятельности детей на занятии: Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом.

Предварительная работа: серия занятий на тему: «Деньги», сюжетно-ролевые игры «Кафе», «Парикмахерская», «Магазин», «Аптека», чтение рассказов и сказок по тематике («Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и др.).

Ход занятия:

В гости к ребятам приходит герой Чирик и приносит кошелек.

Чирик: Привет, ребята! Смотрите, какую я нашел интересную маленькую сумочку, теперь я буду туда разные камешки, болтики, гайки складывать!

Воспитатель: Ребята, а что это за сумочка, как вы думаете? (Ответы детей) Правильно, это кошелек, и нужен он для того, чтобы хранить деньги.

Чирик: А зачем нужны деньги? Что с ними нужно делать?

Воспитатель: Давайте расскажем Чирику, что такое деньги (Ответы детей)

Правильно, ребята, деньги – это такой предмет, за который можно что-то купить. Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.

Чирик (Открывает кошелек): Ой, смотрите, здесь уже лежат какие-то бумажки и железные кружочки. Что это, кто мне подскажет? (Деньги)

Воспитатель: Ребята, а вам интересно узнать, что лежит в кошельке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим.

Воспитатель: Это деньги бумажные, как они называются? (Купюра)

А как называются железные деньги? (Монета)

Рассматривание купюр и монет разного достоинства.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам поиграть в одну игру, которая называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.

Монета круглая, а купюра…

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра…

Монета металлическая, а купюра…

Воспитатель: Монеты и купюры мы носим в кошельке, они у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты).

Чирик: Посмотрите, у меня тоже карточка есть. Какая она красивая, яркая.

Воспитатель: Ребята, вы видели такие карточки у родителей? Расскажите, как ими пользоваться? (Пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

Чирик: Теперь я понял, что такое деньги! Пойду с ними поиграю.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно играть с деньгами? Давайте поиграем в игру «Зачем нужны деньги?», чтобы Чирик понял, что играть с ними нельзя. Для игры нам нужен мяч, я бросаю ребёнку мяч и говорю фразу: «деньги нам нужны…», а вы продолжаете:

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для покупки продуктов питания.

Воспитатель: А сейчас предлагаю немного отдохнуть (физминутка)

В магазин мы попадаем

Я скакалку… (прыжки)

Ты – часы… (наклоны)

Покупаем от души

Мне ракета так нужна… (руки в стороны)

Очень важная она… (руки вверх)

На столе лежат картинки «первых денег»

Чирик: А это что за красивые картинки: домашние животные, ракушки…

Воспитатель: Ребята, помните, на предыдущих занятиях мы свами говорили о том, что раньше деньги выглядели по - другому. Первые деньги совсем не были похожи на современные. В определённой стране ценился определённый товар, им люди и расплачивались. Давайте рассмотрим картинки «первых денег» и расскажем нашему гостю, что вы о них знаете, в какой стране они использовались (Сушеная рыба – Исландия; домашние животные – Индия; чай – Монголия; морские ракушки – Южная Америка; шкуры зверей – Канада, Россия; соль - Африка).

Воспитатель: Ребята, готовы еще поиграть? Вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы, возвращая его мне, отвечайте, можно это купить за деньги или нельзя.

Корова, солнце, здоровье.

Топор, перо, совесть.

Доброта, коза, пух.

Ветер, молоко, дружба.

Чирик: А разве доброту нельзя купить? А ветер? Почему? (Объяснение детей)

А сейчас вспомните, пожалуйста, сказки, мультфильмы, где герои покупали, продавали, работали, менялись на что-то, собирали, копили деньги. Соберите пазлы и у вас получатся герои этих сказок. (Ответы детей: «Муха-цокотуха», «Золотой ключик», «Трое из Простоквашино», «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Золушка», «Али-баба и сорок разбойников», «Чебурашка и крокодил Гена», «Дудочка и кувшинчик» и т. д). Соберите пазлы и у вас получатся герои этих сказок.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами закрепили наши знания о деньгах. Предлагаю вам по кругу рассказать о том, что больше всего запомнилось на занятии (передают монетку и высказываются).

Чирик: А я в кошельке нашел еще монетки, только они не металлические, а шоколадные. Эти монетки я хочу подарить вам. Спасибо за то, что рассказали мне столько нового и интересного.

Примерные игры

                                      Кафе «Мороженое»

Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

Материал: меню с изображением продуктов питания, мороженого.

Воспитатель  «приглашает» детей посетить кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.

«Открываем Супермаркет «Магнит»

Цель: систематизация знаний детей о разнообразии товаров. Познакомить  детей смногообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи:
1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
2. Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.
3. Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Ход игры: воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени
важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы
потратим их на то, что надо, их не останется?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вамоткрыть магазин, а что такое магазин? Ответы детей.
Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины?Ответы детей.
Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары?И как он будет называться?
Ответы детей.

Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете?

И назовем Супермаркет «Магнит», показать вывеску.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой вмагазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад,рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбираютпрофессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нампривезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам статьсупервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытоваяхимия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мыоткрыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди внаш супермаркет?


                       Творческая игра «Сделай рекламу»
Материал: ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям(например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти. Карандаши, пластилин.
Ход игры: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформите рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельно оформляют плакаты. После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами икак их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открытьмне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?

Примерные игры

Кафе «Мороженое»

Цель: расширять знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты; формировать основы экономической культуры личности.

Материал: меню с изображением продуктов питания, мороженого.

Воспитатель  «приглашает» детей посетить кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему. 

«Открываем Супермаркет «Магнит»

Цель: систематизация знаний детей о разнообразии

товаров. Познакомить  детей с многообразием потребностей и ограниченностью ресурсов.
Задачи:
1. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
2. Развивать познавательные интересы, фантазию, воображение.
3. Создавать эмоционально-положительный климат в группе.
4. Воспитывать бережное отношение к деньгам.

Ход игры: воспитатель предлагает с одного стола переместить карточки по степени
важности на другой. Дети объясняют свой выбор.
Воспитатель: Но как же нам сделать, чтобы денег стало больше, ведь если мы
потратим их на то, что надо, их не останется?
Ответы детей.
Воспитатель: ребята, вы уже сказали, что надо пойти работать, а я предлагаю вамоткрыть магазин, а что такое магазин? Ответы детей.
Воспитатель: Назовите, какие бывают магазины? Ответы детей.
Воспитатель: Как называется магазин, в котором будут продаваться разные товары? И как он будет называться?
Ответы детей.

Воспитатель: Только супермаркет такой большой - нам одним не справиться. Кто нужен для работы в супермаркете?

И назовем Супермаркет «Магнит», показать вывеску.

Игра «Помощники или угадай, какая это профессия»
Цель: закрепить и уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в магазине.
Материал: картинки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: игра с картинками на экране, на которых изображены: банк, детский сад, рекламное агентство, больница, магазин и т. д. дети на волшебном экране выбирают профессии нужные для работы в супермаркете.
Воспитатель: Так какие же отделы мы откроем в супермаркете? Посмотрим, что нам привезли поставщики. Что-то все перепутано. Надо разобраться. Предлагаю вам стать супервайзерами и классифицировать товары (игрушки, продукты, для животных, бытовая химия).
Дети классифицируют товар по ящикам в соответствии с заданием.
Воспитатель: отлично, вы справились заданием. Только вот как же все узнают, что мы открыли супермаркет. Ребята, а как сделать так чтобы к нам приходили за товаром люди в наш супермаркет?


                                   Творческая игра «Сделай рекламу»
Материал: ватман по количеству «магазинов». Вырезки из журналов по категориям(например, продукты, одежда, техника, бытовая техника). Клей тряпочки, кисти. Карандаши, пластилин.
Ход игры: дети делитесь на 3-4 команды (зависит от количества рассортированных категорий товара) и оформите рекламу, каждый своему магазину. Дети самостоятельно оформляют плакаты. После работы дети делают презентацию о своем магазине.
Воспитатель: спасибо вам большое, теперь вы знаете, что нужно делать с деньгами икак их правильно потратить на нужные вещи. А еще спасибо за то, что помогли открытьмне супермаркет. Что мы с вами делали, что мы доброго сделали, чему научились?

        Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты «Ромашка».

Цель: Учить детей объединяться для игры. Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты. Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр). Развивать интерес к профессиям.  Показать значимость данного труда для людей.

Материал: атрибуты для игры

Воспитатель  «приглашает» детей посетить салон красоты, чтобы красивыми идти в кафе «Мороженое», рассмотреть предметы необходимые для салона.

Литература

  1. Программа «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей», / Г.Н. Бирин, Волгоград, 2015 г;
  2. Программа «Экономика – детям» / О.Е. Люнгрин, О.И. Юрчишина - г. Нягань, 2014 г;
  3. Рабочая программой «Афлатот: социальное и финансовое образование детей» /Л.Н. Виндюкова- Михневский центр развития ребенка детский сад «ОСИНКА» Ступинского муниципального района 2016 г.;
  4. Л.Г. Киреева «Играем в экономику» / Волгоград, 2008 г;
  5. В.В Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности»
  6. Краснощекова Н.В. «Сюжетно - ролевые игры для детей дошкольного возраста»-Изд.8-е.-Ростов н /Д: Феникс, 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «Первые шаги в экономику» 2021 г.

Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективного взаимодействия с окружающим миром, способствует быстрой адаптации в социуме. И в будущем позволит стать финансово-грамотным человек...

Родительское собрание в средней группе Тема «Первые шаги по ступенькам финансовой грамотности»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.Среди психологов, педагогов не существует единого взгляда на стандарты об...

Дополнительная общеразвивающая программа "Первые шаги в экономику"

Программа способна:- Положить начало для развития экономического мышления, проявления интереса к социальным явлениям, происходящим в общественной жизни; пополнению представлений о новых профессиях и т...

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по робототехнике в старшей и подготовительной группе Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику».

Конструирование по робототехнике с использованием конструктора Leco Wedo Тема: «Первые шаги. Введение в робототехнику»....

ДОКЛАД К СЕМИНАРУ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию педагогический проект: «Первые шаги в экономику»...

Доклад очного этапа районного конкурса «Педагог года – 2023» «Мой успешный проект» ПО ФГ "ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЭКОНОМИКУ"

В настоящее время тема - экономическая грамотность детей дошкольного возраста  актуальна. Экономика и дошкольник - тесно связаны. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой эффективн...