Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности «Волшебный сундучок» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности

Нагаева Кристина Михайловна

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_9.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсные материалы, представленные в номинации «Лучшая методическая разработка учебного мероприятия (цикла мероприятий) по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций»

ФИО разработчика (ов)  Нагаева Кристина Михайловна        

Образовательная организация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» дошкольные группы

Возрастная        категория

детей/обучающихся/, класс/ курс

6-7 лет

Тема

Квест-игра по формированию основ финансовой грамотности «Волшебный сундучок»

Цель

Планируемые        образовательные результаты

Предметные: Дети научились делать копилку из подручных средств и использовать её по назначению

Личностные:

Сформированы умения выражать свои мысли и анализировать свою деятельность. Сформированы навыки сотрудничества. Развито умение делать логические выводы и умозаключения на основе практического опыта. Активизирована познавательная активность в экспериментальной деятельности. Сформированы личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость).

Метапредметные: С помощью опытно-экспериментальной деятельности ознакомлены с различными свойствами монет (металла) и купюр (бумаги)

Основные понятия

Монета, купюра, копилка, доход, расход.

Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО (электронное обучение) и ДОТ (дистанционные образовательные технологии)

Проблемная ситуация, игровые технологии, интерактивная игра.

Средства обучения

Наглядное пособие «Купюры и монеты», художественная литература, раздаточный материал: монеты и купюры.

Организационные условия

Групповое помещение, четыре круглых стола, стулья по количеству детей, интерактивная доска.

Учебно-методическое обеспечение

Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. – 2-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. – 80 с.

План занятия / мероприятия

Этапы занятия / мероприятия (время этапа)

Используемые дидактические средства

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Образовательный результат

1. Организационный момент

Проблемная ситуация

Ой, ребята, посмотрите какой красивый сундучок, интересно, что там внутри, как вы думаете?

А давайте попробуем открыть? (сундук не открывается). Ой, тут столько замков! Что же нам с ним делать?

Ответы детей

Дети вовлечены и заинтересованы  в предстоящей деятельности

2. Основной блок

Художественная литература

Ребята, я предлагаю пройти испытания, чтобы наш сундучок открылся. После каждого испытания вы будете получать по одной части ключика. Но перед началом испытания я предлагаю поднять друг другу настроение, возьмитесь за руки и сделайте круг (дети встают в круг).

«Солнечные лучики»

(Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.)

Мы все дружные ребята,

Мы ребята – дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться – мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением.

Ответы детей

Дети встают в круг, выполняют движения вместе с воспитателем

У детей положительный эмоциональный настрой

Художественная литература, интерактивная доска

1 задание ребята, это задание очень сложное, будьте внимательными.

1.Маленькая, круглая,
Из кармашка в карман скачет,
Весь мир обскачет,
Ни к чему сама не годна,
Но всем нужна. 

2. В наши дни не встретишь эту.
Очень малую монету.
В сказках ты её найдёшь,
Денежка зовётся…

3. Для всех рождаемся на свет.

У одних нас очень много, а у других нас нет.

4. На каждом товаре быть должна,

Обязательна она

5. И врачу, и продавцу 

Выдают за труд…

6. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата?

7. Мебель, хлеб и огурцы продают нам …

8. Как называется место, где совершаются покупки? 

7. Чтоб хранить свои доходы, на карманные расходы, 

Хрюша требуется мне, та, что с дыркой на спине… 

Молодцы ребята, вы отлично справились! Приступим к следующему заданию.

Дети разгадывают загадки

У детей сформировано умение делать логические выводы и умозаклчения

Музыкальное сопровождение, мяч

Задание 2

Второе задание будет не менее сложное, готовы? А кто из вас знает, за что можно получить деньги? Все заработанные деньги как-будто бы приходят к нам, мы можем считать их- ДОХОДОМ. Какое интересное слово, можно представить, как монеты и банкноты ДОХОДят до нас и прыгают в наш карман.

А если мы тратим деньги? Что вы можете представить?

Правильно, когда мы тратим деньги, это называется РАСХОД.

В каждой семье есть и доходы, и расходы.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру

Игра с мячом «Доходы-расходы»

Мама получила подарок - доход

У Бабушки появился кашель, нужны лекарства - расход

Выиграла лотерею - доход

Потеряла сумку - расход

Продала бабуля булочки -доход

Папа получил премию - доход

Нашла монету - доход

Купили коляску для куклы - расход

Родители купили игрушки- расход

Дедушка получил пенсию-доход

Вы с родителями пошли в магазин-расход

Воспитатель: ой, какие вы внимательные, молодцы! Держите ещё одну часть ключика.

Дети встают в круг;

отвечают на вопросы воспитателя;

играют в игру

Дети знаю понятия: доход и расход. В игре могут проанализировать  экономическую ситуацию

Художественная литература

Мини-лаборатория

(круглые столы, стаканы с водой, монеты, купюры, щипцы)

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка

«Считаем денежки»

Раз, два, три, четыре, пять,

Все умеем денежку считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Подтянитесь на носочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Молодцы, ребята! Предлагаю приступить к заданиям.

Следующее задание мы будем выполнять в командах.

Сожмите в одной руке монету, а в другой купюру, а теперь попробуйте порвать.

Ребята, вы обратили внимание, что купюра мнётся и рвётся, монета – нет, потому что монета сделана из металла, а купюра из бумаги.

Перед вами два стакана с водой, положите в один банкноту, а в другой монетку.

Ой ребята, почему одна намокла, а другая нет?

Правильно! бумага намокает, а металл нет.

Ребята, как вы думаете, что легче монета или купюра?

Давайте проверим, подуйте на монетку, а потом на купюру.  Что легче?

Да, всё правильно! Тяжелее купюра, потому что она сделана из бумаги, а монетка из металла.

Ребята вам нужно взять 10 рублей, как взять быстрее: купюру 10 рублей или 10 монет (монеты брать по одной)?

Молодцы ребята, купюру номиналом 10 рублей взять быстрее, потому что она одна, а монеток 10.

Что быстрее упадет со стола: монетка или купюра? Почему?

Ответы детей.

Да, монета тяжелее, поэтому она быстрее упадёт упадет. Молодцы! И с этим заданием справились, держите ещё одну часть ключа.

Дети выполняют физкультминутку

Дети вытягивают из коробочки геометрические фигуры разных цветов и таким образом делятся на 4 группы.

Дети занимаются опытно-экспериментальной деятельностью, в процессе отвечают на вопросы воспитателя.

 

У детей активизировано мышление, возобновились положительные эмоции и интерес к занятию.

Закреплено знания цвета и формы, сформировано знание о свойствах металла и бумаги.

Художественная литература

Давайте немножко отдохнём.

Физкультминутка «Пересчёт»

Раз, два, три, четыре, пять.

Можно все пересчитать (ходьба с выставлением указательного пальца вперед)

Сколько в комнате углов? (показать на углы с поворотами туловища)

Сколько ног у воробьев? (приподнимать поочередно ноги)

Сколько пальцев на руках? (раскрыть пальцы рук)

Сколько пальцев на ногах? (присесть, коснуться носков ног)

Сколько в садике скамеек? (полуприседания)

Сколько в пятачке копеек?

Выполняют физкультминутку

Эмоциональная разгрузка, положительный настрой на предстоящую деятельность

Интерактивная доска, художественная литература

Отдохнули, давайте приступим к следующему заданию.

Ребята, это задание называется «Путешествие по сказкам». Я вам предлагаю ответить на вопросы, а ответ-картинку найти на экране, показать её и объяснить, почему выбрали эту иллюстрацию:

1. Этот герой из сказки положил деньги в яму, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

2. Вспомните откуда взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для того, чтобы купить корову? (нашли клад)

3. Какая рыбка выполняла все желания старухи?(«Золотая рыбка»)

Этот сказочный персонаж нёс золотые яйца. («Курочка Ряба»)

Героиня, какой сказки пошла по полю, нашла денежку и купила самовар к своим именинам? («Муха-Цокотуха»)

 Молодцы, держите ещё одну часть ключа.

Играют в интерактивную игру

Развитие памяти и мышления

Словесная игра

Предлагаю перейти к следующему заданию. Сейчас мы поиграем в игру «Можно и нельзя». Я буду называть предметы, если их можно приобрести за деньги вы хлопаете, если нельзя топаете.

Д/И «Можно и нельзя»

Телевизор, солнце, здоровье.

Конфеты, молоко, совесть.

Квартира, игрушки, доброта.

Мебель, планшет, любовь.

Одежда, дождь, дружба.

Кружка, улыбка, сапоги.

Телевизор, открытка, радость.

 Молодцы ребята. Держите ещё одну часть ключа.

Играют в игру с педагогом

Развито умение делать логические выводы и понимать, что можно и нельзя купить.

Итог

Бумага, картон, ножницы, художественная литература

Кажется, все детали у вас, давайте попробуем собрать ключ Ой, ребята, посмотрите, что это в нём лежит?

Вот посмотрите, здесь лежит письмо (воспитатель читает письмо). Для каждого из вас волшебный сундучок приготовил набор для изготовления копилки. Ребята, как вы думаете зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? 
Да, накопленное можно потратить на мечту. Предлагаю каждому из вас изготовить свою собственную копилку, в которой вы будете копить денежки на свою мечту.

Если денежки копить,
Можно многое купить,
Дом, одежду, пароход,
И завод и самолет.
Но нельзя купить росу,
Птичек пение в лесу.
И не спрячешь в кошелек
Родничок и тополек!

Собирают ключ и открывают сундучок;

Садятся за столы;

Изготавливают копилку по образцу

Сформировано умение отражать в продуктивной деятельности впечатление об окружающем мире,

закреплён навык использования ножниц,

активизирована мыслительная, творческая деятельность

Рефлексия

Какие замечательные копилки у вас получились. Ребята,

- Для чего нужны деньги людям?

- Какое задание для вас было самым простым?

- Какое задание вызвало трудности?

- Что нового и интересного вы сегодня узнали?

- Какое задание было самым интересным?

- Как вы считаете, у вас всё получилось?

Молодцы, ребята, у вас все получилось! Надеюсь, что вы будете всегда честными с окружающими, добросовестно трудиться и добьетесь в жизни блестящих успехов.

Отвечают на вопросы педагога

Анализ, закрепление  содержания материала занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дидактической игры по финансовой грамотности «ХОЧУ? НАДО!» (для детей старшего дошкольного возраста)

Цель игры: создать условия для знакомства детей с экономической стороной понятий «хочу(?)» и «надо!»...

Мастер-класс для родителей «Использование игровых упражнений по развитию речи для формирования основ финансовой грамотности в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель мастер-класса:     Способствовать  повышению уровня развития  компетентности родителей в вопросах формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольн...

Парциальная программа по формированию предпосылок финансовой грамотности «Экономическое воспитание дошкольников» детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) Срок реализации программы – 2019/2020 учебный год

Дети дошкольного возраста знакомятся с профессиями, учатся воспринимать и оценить мир рукотворных вещей как результат труда людей; у них формируются представления о денежных отношениях (торговля, купл...

Конспект занятия по развитию речи "Волшебный сундучок" для детей старшего дошкольного возраста

Материал заинтерересует педагогов, работающих над связной речью, речетворчеством, работающих в коррекционной группе....

Образовательный проект по финансовой грамотности «Маленькие финансисты» для детей старшего дошкольного возраста

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность в контексте ФГОС ДО....