Проект социально-гуманитарной направленности «Путешествие Буратино в страну Финансию»
проект по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Оленина Надежда Александровна

      Формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансово-экономическим понятиям поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления, обеспечит ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_buratino_v_stranu_finansiyu.docx39.94 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Хвалынского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Хвалынска Саратовской области

Проект социально-гуманитарной направленности

«Путешествие Буратино в страну Финансию»

Возраст: 5-7лет

Срок реализации: 4 месяца

Авторы - составители:

Оленина Н.А., воспитатель,

Горбунова Н.С., воспитатель.

г. Хвалынск, 2022

  1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Содержание

Пояснение

Название проекта

«Путешествие Буратино в страну Финансию»

Тип проекта

Социально-гуманитарный

Вид проекта

Коллективный, групповой

Авторы проекта

Оленина Н.А., Горбунова Н.С.

Участники

Дети, родители, педагоги: Оленина Н.А., Горбунова Н.С.

Период

Долгосрочный – 01.12.2022 г. – 17.03.2023 г.

Основания для разработки проекта

Формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансово-экономическим понятиям поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления, обеспечит ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.

Цель

формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи

Обучающие:

-познакомить детей с понятиями «экономика», «финансы»;

- расширить знания детей о профессиях взрослых.

Развивающие:

развивать понимание взаимосвязи «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;

формировать основы элементарного планирования.

Воспитывающие:

понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);

воспитывать трудолюбие и уважение к трудолюбивым людям.

Предполагаемый результат

Предметные:

- дошкольники активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (экономика, финансы, деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

знают о новых профессиях людей, связанных с экономикой, финансами.

Метапредметные:

дошкольники понимают взаимосвязь понятия «труд — продукт — деньги»»

имеют навыки и умения элементарного планирования.

Личностные:

  • дошкольники ценят труд людей, уважительно относится к людям    разных профессий;
  • у дошкольников сформированы основы трудолюбия, положительное отношение к труду и желание трудиться.

  1. Пояснительная записка

Актуальность проекта «Путешествие Буратино в страну Финансию» заключается в формировании полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста. Формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансово-экономическим понятиям поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления, обеспечит ценностное отношение к собственному труду, труду других людей.

Отличительные особенности. Проект разработан на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».  Отличительной особенностью проекта является краткосрочность. Кроме того, проект дает возможность введения дошкольников в социально - экономическую жизнь, формирования финансовой грамотности через интеграцию образовательных областей.

Адресат Проекта: воспитанники детского сада в возрасте 5 – 7 лет.

Сроки реализации проекта: 4 месяца. Проект реализуется в совместной деятельности педагога с детьми.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с понятиями «экономика», «финансы»;

- расширить знания детей о профессиях взрослых.

Развивающие:

  • развивать понимание взаимосвязи «труд — продукт — деньги» и «стоимость продукта в зависимости от его качества»;
  • формировать основы элементарного планирования.

Воспитывающие:

  • понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей);
  • воспитывать трудолюбие и уважение к трудолюбивым людям.

Планируемые результаты.

Предметные:

- дошкольники активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (экономика, финансы, деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);

  • знают о новых профессиях людей, связанных с экономикой, финансами.

Метапредметные:

  • дошкольники понимают взаимосвязь понятия «труд — продукт — деньги»»
  • имеют навыки и умения элементарного планирования.

Личностные:

  • дошкольники ценят труд людей, уважительно относится к людям    разных профессий;
  • у дошкольников сформированы основы трудолюбия, положительное отношение к труду и  желание трудиться.

  1. Мероприятия по реализации проекта

№ п/п

Наименование тем

1

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»

2

Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги»

3

Тема 3. «Учимся планировать»

4

Тема 4. «Что такое богатство?»

Тема 1. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»:

  1.  «Тратим разумно, экономим». Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо только с пользой, относиться к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам. Беседа, чтение, игра «Деньги получил

– ерунды накупил», викторина «Разумные траты сказочных героев».

  1. Мини-спектакль «Лисенок Рыжик» В процессе постановки дети уясняют, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно тратить понапрасну, без толку, бессмысленно. Навык бережливости, грамотного расходования вырабатывается с детства.
  2.  «Копим и сберегаем». Социо-игровая технология (работа в малых группах). Ситуационные задачки, папка-передвижка «Мы копим», обсуждения, игра «Копим и сберегаем».
  3. Мини-спектакль «Копилка». Закрепляем понятия «откладывать»,

«копить», «сберегать». Обыкновенная копилка поможет понять, как важно прилагать усилия к тому, чтобы обрести желаемую вещь, научит экономить и даст возможность распоряжаться личными деньгами.

  1.  «Бюджет семьи». Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Беседа о семейном бюджете.
  2. Творческое занятие «Наша мастерская». Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи. Дети делают поделки и экономят материал: бумагу, краски и пр. Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах. Беседа о выборе подарков.
  3.  «Как дарить подарки», узнаём, что о подарках надо думать заранее, подарки надо подбирать или мастерить.
  4. Экскурсия в магазин «Продукты». Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Игра «Покупаем продукты к празднику».
  5. Экскурсия в магазин «Игрушки». Учимся сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами, производить операции купли- продажи. Игра «Покупаем подарки на день рождения».
  6. Досуг «Сберегаем и экономим», Закрепление материала. Бережливость, экономия, разумное отношение к расходам. Итоговое мероприятие по теме – познавательно-развлекательный досуг.

Тема 2. «Учимся занимать и отдавать долги»

  1. «Занимаем и одалживаем», знакомимся с понятиями «одалживать»,

«занимать». Занять – взять что-то взаймы на время, одолжить – дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить», папка-передвижка «Занимаем и одалживаем».

  1. «Долги». Знакомимся с рассказом Валентины Осеевой «Долг» и русской поговоркой «долги к земле придавили». Выясняем, что долг может

быть не только денежным, невыполненные обещания – это тоже долг. Чтение, обсуждение, читаем рассказ «Долг», обсуждаем рассказ и русскую поговорку.

  1. «Бартер», Инсценировка сказки «Лисичка со скалочкой».
  2.  «Заплатить долг скорее, так будет веселее», обсуждаем русские пословицы: Умей взять, умей и отдать! В долг брать легко, а отдавать тяжело. Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить).
  3. . Мини-спектакль «Долг». Закрепляем понятия: «занимать»,

«одалживать», «долг», «должник».

  1. Досуг «Долг и ответственность», Закрепление материала. Воспитываем ответственность: если не уверен – лучше не обещать и не занимать. Долг – это серьезное обязательство.

Тема 3. «Учимся планировать»

  1. «Учимся планировать», знакомим с понятием «план». Объясняем важность составления планов. Закладываем основы планирования. Начинаем с планирования своего дня. Учимся организовывать свое время. Технология

«Клубный час». Игра «План на следующий день», папка-передвижка «Мы планируем», беседа.

  1.  «Планируем свои расходы», учимся решать несложные экономические задачи. Экономические задачки (сравни цены, поездка в зоопарк и др.) Игровое задание – рассчитай сумму покупки в первом и во втором магазине, определи, в каком из магазинов выгоднее совершать покупки.
  2. «Творим добро», Понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить, от чего зависят потребности человека, продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь. Сюжетно-ролевая игра (работа в подгруппах).
  3. «Сделал дело – гуляй смело», учимся подводить итоги всего, что планировали и делали, анализировать поступки, искать эффективные решения, думать сообща. Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачки.
  4. Мини-спектакль «План лисенка Рыжика», закрепляем понятия: цель, план, планировать.
  5. «Ставлю цель и планирую», Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Технология «Ситуация месяца».
  6.  «Планируем свои дела». Закрепление материала. Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели. Итоговое мероприятие (мини-проект).

Тема 4. «Что такое богатство?»

  1. «Все работы хороши, выбирай на вкус», Знакомство с профессиями в контуре опережающей профориентации дошкольников. Продукты труда: товары и услуги. Игра: «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки «Все профессии важны, все профессии нужны».
  2. «Наше богатство». Выясняем, что не все продается и покупается, что главные ценности (жизнь, мир, друзья, солнце, близкие люди и пр.) за

деньги не купишь. Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала».

  1. «Наше богатство». Формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека. Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые»,

«Ум и богатство». Конкурс проектов «Наше богатство».

  1. «Щедрость и жадность». Разбираемся, что такое корысть, жадность и почему это плохо. Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», обсуждаем поговорки, пословицы.
  2. «Щедрость и жадность». Обсуждаем такое качество человека, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов. Читаем и обсуждаем сказку «Два жадных медвежонка», обсуждаем поговорки, пословицы.
  3. «Реклама». Расширение знаний о рекламе. Сюжетно-ролевая игра

«Рекламное агентство». Практика «Бережливость». Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками и радоваться от того, что сделал что-то самостоятельно. Бережливость, трудолюбие, благородство, честность – качества человека с правильным отношением к деньгам. Интерактивный мини-спектакль «Секрет белочки»

  1. «Торгово – развлекательный центр». Праздник в рамках

«Финансовой недели». Итоговое мероприятие по теме. Сюжетно – ролевая игра.

  1. Условия реализации проекта

Материально-техническое обеспечение реализации проекта. Для реализации проекта в групповой комнате создаётся соответствующая развивающая среда: созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр, такие как «Магазин», «Банк», «Семья», др. Имеется игротека: «Дороже -дешевле», «Супермаркет», «Булочная», «Кем быть», «Узнай какая профессия?», «Семейный бюджет», «Маленькие покупки», «Банк», «Аукцион», «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому что нужно для работы», «Рекламное агентство», «Пункт обмена валюты», «Семейный бюджет», «Кондитерская фабрика», «Рекламное агентство», др.

Имеется        компьютерное                оборудование,        мультимедийная                установка, мультфильмы                «Как        старик        корову        продавал»,        «Барбоскины        и                реклама»,

«Простоквашино», «Буратино», «Уроки Совы», др.

Атрибутика        -        денежные        знаки        современные,        других        стран,        недавнего прошлого и пр.

Материалы        к        изобразительной        деятельности,        бросовый        и        природный материалы.

Материально-технические условия обеспечивают:

  • возможность достижения воспитанниками планируемых результатов освоения Программы;
  • выполнение организацией требований: санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; пожарной безопасности и электробезопасности; по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

- возможность беспрепятственного доступа воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, к получению дополнительного образования.

5. Итоговое мероприятие

Викторина экономическая.

  1. Каким словом называются все иностранные деньги? (валюта)
  2. Как называются российские деньги? (рубли)
  3. Как называются все деньги в семье? (бюджет)
  4. Как называются бумажные деньги? (купюра)
  5. Что такое бартер? (обмен)
  6. Как называется место, где деньги хранят, дают в долг или выплачивают? (банк)
  7. Как называются деньги, которые люди получают за свой труд? (зарплата)
  8. Как называется завод, где изготавливаются деньги? (Монетный двор)
  9. Профессии, связанные с финансами (банкир, экономист, кассир, финансист).

6. Список литературы

  1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. – сост. Т. А. Шорыгина. – М. Творческий Центр «Сфера», 2009.
  2. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.
  4. Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.: Вита- пресс, 2016. 336с.
  5. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок. / Сост. Блохина О. А., Терешева О. В. – Калининград: КОИРО, 2018.
  6. Хламова Н. А. Формирование основ экономического воспитания дошкольников в условиях детского сада //Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, 2015). СПб.: Свое издательство, 2015. С. 39–41.
  7. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей. Учебно-методическое пособие. / Еремина М. О., Козлова И. А. и др. – Калининград, 2017
  8. Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры / авт. -сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева. – Волгоград: Учитель. – 186 с.
  9. Шатова А. Д. Тропинка в экономику. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий с детьми 5–7 лет. М.: «Вентана-Граф», 2015. 176 с.
  10. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования / Шатова А. Д., Аксенова Ю. А. и др.

Список литературы для детей:

1.Английская сказка «Три поросенка».

1.Галлиев Ш. «Три копейки на покупку», «Волшебное кольцо». 3.Г.-Х. Андерсона «Дюймовочка».

4.К.Чуковский «Федорино горе», «Муха-цокотуха». 5.Романов А. «Чудеса в кошельке»

  1. Сказки в стихах, русские народные сказки «Три медведя», «Лиса, заяц и петух», «Хаврошечка».
  2. Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах». 8.Фольклор о труде, профессиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в рамках реализации проекта «Пространство безопасности» с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности «Путешествие в страну Здоровья"

Цель: Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.Коррекционно – образовательные задачи:- Формирование представлений о здоровом образе жизни.- Расширение и актуализация ...

Социально-гуманитарный проект "Русская ярмарка"

Проект рассчитан на детей старшей и подготовительной группы....

Квест-игра для детей подготовительной группы "Приключения Буратино в стране финансов"

В ходе прохождения этапов игры, дети закрепят финансовые понятия (деньги, монеты, покупать, сберегать, получать проценты по вкладу.)...

Конспект проведения квест-игры по финансовой грамотности тема: «Путешествие с Буратино в Страну Финансов» в разновозрастной средней и старшей группе

Применение технологии Квест-игра способствует формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В ходе квест-игры воспитанники знакомятся с понятиями "монета", купюра&quo...

Квест-игра по Финансов грамотности в старшей группе "Путешествие в страну финансов"

Формирование первичных  экономических представлений и компетенций; правильное отношение к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию.Развивающие: развивать экономическое мышл...