Конспект проведения квест-игры по финансовой грамотности тема: «Путешествие с Буратино в Страну Финансов» в разновозрастной средней и старшей группе
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (средняя, старшая группа)

Долгих Елена Геннадьевна

Применение технологии Квест-игра способствует формированию основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В ходе квест-игры воспитанники знакомятся с понятиями "монета", купюра", "наличные и безналичные деньги", "банкомат", "зарплата". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Эдучанская средняя общеобразовательная школа»

(МОУ «Эдучанская СОШ»)

КОНСПЕКТ

проведения квест-игры по финансовой грамотности

тема: «Путешествие с Буратино в Страну Финансов»

в разновозрастной средней и старшей группе

Составила:

Воспитатель

Долгих Е.Г.

2022

ЦЕЛЬ: формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

ЗАДАЧИ:

Образовательная: формировать первичные экономические понятия: монета, купюра, наличные и безналичные средства, банкомат, зарплата.

Развивающая: Развивать коммуникативные навыки, уважение к труду людей различных профессий. Содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения.

Воспитательная: Способствовать воспитанию нравственных качеств, правильному отношению к деньгам и разумному их использованию.

Организация рабочего места: расставить столы полукругом, проветрить помещение, подготовить демонстрационный и раздаточные материалы

Оборудование и материалы:

Для детей –трубочки коктейльные 8 шт., монеты, купюры.

Для воспитателя – ноутбук, проектор, экран, презентация, модель банкомата, кошелёк, карта со станциями, картинки людей различных профессий, емкость с рисом, раскраски «Профессии», костюм Буратино

Активизация словаря: монета, купюра, наличные и безналичные средства, банкомат, зарплата.

Ход квест-игры

1 часть. Организационно – мотивационный этап

Воспитатель: Ребята, чем вы сегодня планируете заниматься? (ответ детей)

Воспитатель: Ребята, у меня такое предчувствие, что сегодня нас ждут приключения и сюрпризы! А вы ничего не чувствуете? (ответ детей)

Стук в дверь. Входит грустный Буратино.

Воспитатель: Здравствуй, Буратино! Мы рады тебя видеть. Но что у тебя случилось? Почему ты такой грустный?

Буратино: Здравствуйте ребята! Как же мне не грустить. Я хотел купить себе Азбуку, чтоб учиться. Но потерял пять золотых монет, вот и не знаю, где их найти. Может, вы мне поможете, ребята?

Воспитатель: Ребята, сможем мы помочь Буратино? (ответ детей)

Воспитатель: Вы знаете, есть такая страна Финансов. Может, там мы найдём монеты для Буратино? Ее нет на карте, и на обычном транспорте до нее не добраться. Но у нас есть волшебная палочка. Готовы к путешествию? Буратино, ты с нами? Давайте все встанем в круг и пожелаем друг другу удачи.

Мы ребята просто класс!

Всё получится у нас!

Воспитатель взмахивает палочкой

Раз, два – повернись!

В стране Финансов окажись!

На экране появляется Монеточка

2 часть. Основной этап

Монеточка: Здравствуйте, ребята! Я – Монеточка! Рада вас приветствовать в моей стране финансов! Я знаю, что вы дружные и добрые, и хотите помочь Буратино найти его 5 золотых монет. А вы знаете, откуда появляются деньги? Может они растут на дереве или валяются под ногами? (ответ детей)

Монеточка: Правильно, ребята! Чтобы у вас появились деньги, их надо заработать! Но вы еще не можете работать, как ваши родители. Поэтому предлагаю вам выполнить мои задания, и за правильные ответы я буду выдавать вам по 1 монетке. Согласны? (ответ детей)

Монеточка: Ребята, в вашей группе на полке с музыкальными предметами вы найдёте карту. На ней цифрами обозначены места, где спрятались мои задания. Желаю успеха!

Воспитатель и дети находят карту, рассматривают. Находят цифру 1в группе. Рядом лежит кошелёк.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Бывают они медные

Блестящие, бума жные.

Но для любого из людей

Поверьте, очень важные 

Дети, что это? (ответ детей)

Воспитатель: а в чём лучше хранить деньги?

Дети: (ответы).

Воспитатель: а почему деньги лучше хранить в кошельке? (ответ детей) Буратино потерял свои монеты, потому что хранил их в кармане.

 Воспитатель: Молодцы, а давайте посмотрим содержимое кошелька (из одного отдела кошелька высыпает монеты разных достоинств, дети рассматривают).

Воспитатель: ребята, как называются эти деньги одним словом

Дети: ответы детей

Воспитатель: Правильно, монеты. Ребята, опишите монеты: какой они формы? (ответ детей) Из чего сделаны монеты? (ответ детей) Какой издают звук? (ответ детей) Чем они отличаются друг от друга? (имеют разные цифры разного достоинства). Перечислите, монеты какого достоинства лежат перед вами.

Воспитатель: Ребята, а в другом отделе кошелька находятся другие деньги (достаёт купюры). Вы знаете, как называются бумажные деньги одним словом? (ответ детей) Опишите  их? (ответ детей)

Монеточка: Ребята, вот 1 задание. Давайте поиграем в словесную игру « Скажи наоборот». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак купюры и наоборот.
Монета круглая, а купюра …(ответ детей)
купюра бумажная, а монета …(ответ детей)
Монета звенит, а купюра …(ответ детей)

Монеточка Молодцы! Всё правильно называете. Вот вам 1монетка

 Воспитатель: вы справились с первым заданием. Давайте искать цифру 2 со вторым заданием. (воспитатель и ребята по карте находят цифру 2. На столе расставлены тарелочки, с наклеенными бумажными монетами разной номинации). 

Монеточка: Ребята, вот 2 задание. Разложите монеты одинакового достоинства по своим тарелкам и посчитайте, сколько получилось монет в каждой тарелке. (дети выполняют)

Монеточка: Ребята, за правильное выполненное задание вы получаете вторую монетку.

Воспитатель: Ребята, вы, наверное, устали, давайте с вами проведём физминутку.

Физминутка «Покупка»

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы)

Один, два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую, и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пятку, то правую, то левую ножку).

Воспитатель: Ребята, пришло время искать 3 задание.

Находят 3 задание и кошелёк (в ёмкости раздувают рис)

Буратино: Ребята, для чего нужны деньги? Давайте встанем в круг и будем передавать кошелек друг другу и называть, для чего нам нужны деньги

Итак, деньги нам нужны:

для покупки продуктов питания;

для оплаты бытовых услуг;

для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги);

для оплаты услуг (уточнить, каких именно);

для оплаты проезда на транспорте;

для покупки подарков;

для оказания помощи бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т. д.

Если дети указывают не все значения денег, можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций.

- Если мы едем на автобусе, мы платим?

- Если мы захотели есть и пошли в магазин, за что мы платим? И т. д.

Монеточка: Ребята, теперь вы знаете, для чего нужны деньги и без них никак человеку не обойтись. За это задание вы получаете третью монетку

Воспитатель и ребята находят 4 задание на столе.

Воспитатель: Дети, вы знаете, за что получают люди деньги? (ответ детей)

Воспитатель: Верно, за труд. Люди получают деньги, зарплату. Зарплата – это деньги, которые платят людям за работу.

Воспитатель: Нас с вами ждет интересная игра «Кто что делает?». Дети, возьмите по одной карточке с профессией и ответьте - человек какой профессии изображен на вашей карточке и назовите его трудовые действия.

Дети: строитель - строит дома; швея – шьёт одежду; повар – готовит пищу; фотограф – делает фотографии; художник – рисует картины; почтальон – разносит письма, газеты, журналы; продавец – продает продукты; парикмахер – делает причёски; пожарный – тушит пожар; учитель – учит детей; машинист – водит поезда; доярка – доит корову.

Монеточка: Ребята, какие вы молодцы! Задание оказалось сложным, за него вы получаете сразу 2 монетки. Но я предлагаю вам еще одну игру. Готовы сыграть? Под цифрой 5 вы найдёте кое – что, а воспитатель прочитает вам последнее задание.

Воспитатель и ребята находят 5 задание и пластиковую карточку

Воспитатель. Ребята, деньги, которые мы видим, называются наличными. А еще бывают деньги безналичные, т. е. электронные. Их у нас в наличии нет, а они  есть на пластиковых карточках. Вы видели карточки у  своих родителей. Монеточка говорит, что мы можем воспользоваться карточкой, но надо выполнить последнее задание.

Дидактическая игра "Можно и нельзя"

Если этот предмет можно купить за деньги, то хлопните в ладоши, если -нет, то топайте.

Телевизор, солнце, здоровье.

Конфеты, молоко, совесть.

Квартира, игрушки, доброта.

Мебель, планшет, любовь.

Одежда, радуга, дружба.

Монеточка: Ребята, не всё можно купить за деньги! вы заработали еще одну монету! На этом ваше путешествие по стране Финансов завершается. Вставьте карточку в банкомат и получите свои монетки. До новых встреч!

Дети вставляют карточку в банкомат и получают монеты.

Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько вы заработали вместе с Буратино монет? (ответ детей - 6)

Воспитатель: Буратино, сколько монет стоит Азбука?

Буратино: Азбука стоит 5 монет, и еще 1 лишняя остаётся.

Воспитатель: а куда ты потратишь эту лишнюю монету? Только прими, пожалуйста, правильное решение.

Буратино: Я понял, что деньги зарабатываются нелёгким трудом, и тратить ее на сладости и игрушки не буду. Лучше я отдам ее папе Карло. Он взрослый и сам решит, что нам надо приобрести в дом нужное и полезное. А вам, ребята, огромное спасибо за увлекательное путешествие и за помощь.

Воспитатель: нам всем пора возвращаться в группу. Закрывайте глаза.

Воспитатель взмахивает палочкой

Раз, два – повернись!

В группе «Пчёлка» окажись!

Буратино: Ребята, я тоже хочу вам сделать подарок. Примите от нас с папой Карло раскраски «Профессии». Ведь важно выбрать профессию, которая будет приносить радость и достойную зарплату. До свидания, друзья!

Воспитатель и дети: Спасибо, Буратино и до свидания! 

3часть. Заключительный этап

Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали? Что сегодня нового узнали?

-Что было интересно? Что вас удивило?

 -Что было трудно? Все ли у вас получилось так, как хотелось?

Мне очень понравилось с вами путешествовать, надеюсь, в ближайшее время мы снова отправимся в страну Финансов за новыми знаниями.

 

Интернет-ресурсы

  1. https://fmc.hse.ru/  - Методические материалы по финансовой грамотности для общеобразовательных организаций//Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (электронный ресурс) ;

2. http://www.iloveeconomics.ru  -  Сайт «Экономика для школьника».

3. https://koiro.edu.ru/activities/prioritetnye-proekty-v-sfere-obrazovaniya/finansovaya-gramotnost-naseleniya/Сборник%20методических%20разработок_ФГ_ДО.pdf Методические разработки. Институт развития. Финансовая грамотность населения


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ « Эдучанская СОШ» (дошкольные группы) Добро пожаловать в Страну Финансов!

Слайд 5

1 задание Словесная игра « Скажи наоборот» Монета круглая, а купюра… Купюра бумажная, а монета … Монета звенит, а купюра…

Слайд 7

2 задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения квест-игры "Путешествие в страну безопасности" (средняя группа)

Конспект проведения квест-игры "Путешествие в страну безопасности" (средняя группа). Увлекательное путешествие ждет ваших воспитанников, много интересных заданий, которые помогут получить но...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Конспект занятия по обучению финансовой грамотности Тема: «Путешествие в Страну Финансов»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста первичных экономических представлений.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с понятием « деньги», «монета», «ба...

Конспект проведения квест- игры в средней группе на тему: «Путешествие в страну безопасности».

Возрастная группа: средняя группа Вид занятия: развлечение.Тема: Квест - игра «Путешествие в страну безопасности».Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие...

Конспект НОД по финансовой грамотности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Тема: «Путешествие с Монеткой по стране Финансов»

Цель: повышение финансовой грамотности дошкольников.-закреплять понятия: труд, профессии, экономия, товар, услуга, семейный бюджет-содействовать повышению уровня знаний в области финансовой грамотност...

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....

Квест-игра по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в сказочную страну Экономику»

Эффективным методом экономического воспитания является использование дидактических игр в обучении детей элементам финансовой грамотности, что обусловлено рядом причин:игровая деятельность как ведущая ...