пусть добрые традиции живут
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

материал по нравственно- патриотическому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №13

«Пусть добрые традиции живут»

Воспитатель

Харламова Галина Евгеньевна

Цели и задачи:

Цель программы: содействие формированию эффективного взаимодействия с социальным окружением.

Задачи программы:

  1. Формирование коммуникативных и общекультурных навыков в обществе.
  2. Формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам.
  3. Формирование толерантности (терпимости к различным нациям и народностям)

Задачи:

Задачи

Наименование мероприятий

Ожидаемый результат

- Формирование коммуникативных и общекультурных навыков в обществе.

- Формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам.

- Формирование толерантности (терпимости к различным нациям и народностям)

  • «Организация знакомства»
  • «Этикет беседы»
  • «С детства дружбой дорожить учат в школе…»
  • «Как избавиться от прозвищ?»
  • «Если дружбой дорожить…»
  • «Дружба – главное чудо.»
  • «Учимся видеть в друге хорошее»
  • «Учусь себя оценивать»
  • «Здравствуйте»
  • «Достаточно ли вы воспитаны?»

Сформированы навыки культуры поведения в обществе: умеет быть доброжелательным, чутким, проявляет отзывчивость, имеет представления о правилах поведения в общественных местах (на улице, транспорте, в кинотеатре)

Сформированы навыки уважительного отношения к взрослым и сверстникам: вежливо обращаться к сверстникам и взрослым, благодарит за оказанную услугу, первым здоровается. Прощается; не перебивает говорящего.

Постановка проблемы:

Для того, чтобы сформировать у ребенка представление общения с окружающими людьми, воспитать необходимые социальные умения, навыки, создать каждому ребенку условия для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей и составлена программа «Я – член общества».

Реализация:

 Время проведения занятий с детьми 20-25 минут. Групповые занятия в количестве 6 человек проводятся два раза в неделю. Занятия включают в себя беседы, наглядность, сюжетно-ролевые игры и упражнения, дидактические игры, физминутки, психогимнастика, круглый стол, КВН, конкурсы, викторины, экскурсии.

Литература:

1. Филиппова Г.Г- «Как обучать искусству общения»

2.Киргизова Л.В – «Стать человеком»

  1. Данилова А.Г – «Этика и психология юношеских отношений»
  2. Орлова Л.П – «Ежели вы вежливы»
  3. Осталовская И -  «Культура общения юношей и девушек».

мероприятие № 1

Тема: Организация знакомства

Содержание:

«Приветливость – это золотой ключ,

Который открывает железные

Замки людских сердец»

                Восточная мудрость

Можно ли научить в контакт с незнакомыми людьми легко и непринужденно? Что нам мешает?

Если вы представляете друг другу сразу несколько людей, забудьте об их служебном положении. Сначала подставьте тех, кто пришел последним, затем остальных в том порядке, в котором они сидят или стоят.

Нет необходимости представлять уходящего гостя вновь прибывшему, даже если они встретились в дверях.

Когда вас представляют, вы должны стоять, неважно, знакомят вас с мужчиной или женщиной. При знакомстве можно использовать различные словесные формы.

Например: «Андрей, тебе уже приходилось встречаться с Константином Ивановичем? Он первый раз в Москве и хотел бы поговорить с тобой об университете, в котором ты учишься.»

ИЛИ: «Ольга. Я рад представить вам Алексея Круглова. Он только что вернулся с чемпионата по теннису. Ведь вы, кажется тоже не новичок в этом виде спорта»

При обращении к незнакомому человеку уместно прибегнуть к словам- актуализаторам вежливости: простите., извините., будьте добры., скажите пожалуйста., прошу Вас., не скажите ли вы., извините за беспокойство.

При знакомстве вначале нужно поздороваться «Добрый день!» (неофициально), «Здравствуйте.» (официально). Только после этого можно сказать6 «Рад познакомиться! » и добавить « Очень приятно!»

Следует помнить: знакомясь мужчины встают, женщины продолжают сидеть, мужчину представляют женщине, а не наоборот.

Сначала произносят фамилию того, кому оказывается честь, а затем человека, которого представляют.

Молодых представляют пожилым, менее почтенных, более почтенным.

Упражнение:

  1. девушка желает познакомиться с юношей на вечеринке.
  2. Девушка, ваши действия?
  3. Перед вами человек, которого вы видите в первый раз. Но вам он очень понравился, и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему.
  4. К вам пришел друг на день рождение. Познакомьте его с родителями.

Иногда вы видите интересного человека. Но нет общего знакомого, кто бы вас представил. Как быть? Знакомство можно организовать и самому. Попробуем познакомиться без посредников.

мероприятие № 2

Тема: «Этикет беседы»

Содержание:

Душевное слово всегда удивительно,

В том его сила и главная суть,

Что душу другого оно доверительно

Может почтительно вмиг распахнуть.

                  Галуат Цадаса

Все мы постоянно общаемся на работе, дома, на улице, в транспорте, с близкими людьми и совсем незнакомыми.

Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнение определенных правил, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя свое личное достоинство и достоинство другого человека.

Если люди хорошо знают друг друга, им не трудно вступить в беседу. Сложнее организовать беседу при первом знакомстве. Обычный вопрос: «Как дела?» свидетельствует о безразличном отношении друг к другу (такой вопрос уместен. Если знакомые люди давно не виделись. Не следует прерывать собеседника. Привет можно передавать только тем, с кем вы лично знакомы)

Хозяин дома или стола должен незаметно направлять беседу, стараться завязать общий разговор на какую-либо тему интересующую тему и втянуть в него даже самых застенчивых гостей. Самому лучше говорить меньше. Невежливо беседовать на тему, в которой кто-либо из присутствующих не может принят участия. Если вы говорите на одном языке, не вежливо говорить с кем-то на другом. В компании не шепчутся, это воспринимается как оскорбление. Если нужно сказать что-то важное, незаметно уединяются.

В присутствии третьего лица, которого не хотят посвящать в разговор, не нужно употреблять таинственных или двусмысленных выражений – лучше переменить тему.

Прервите беседу, если чувствуете, что собеседники вас слушают невнимательно. Говорите медленно и внятно и смотрите при этом собеседнику в глаза.

У нас приняты две формы общения «вы» и «ты». Обращение «ты» говорит о более близких отношениях с человеком. «Ты» означает уважение, возникшее к кому-либо на почве дружбы, товарищества, любви. Обращаясь на «ты», нужно быть таким же вежливым. Как и при обращении на «вы», но отпадают формальные церемонии  . дети говорят друг другу «ты» и к чужим детям до 16 лет обращаются также на «ты».

Правила хорошего тона предусматривают, как переходить на «ты». Основное правило: перехода на «ты» может предложить старший младшему или начальник подчиненному. Между мужчиной и женщиной это правило условно. Разрешить говорить «ты» - право женщины, мужчина может только просить о такой форме обращения. Молодой человек может попросить близких старших говорить ему «ты», при этом сам он продолжает говорить им «вы».

Очень важен тон разговора. По нему мы можем судить о настроении и даже характере человека. Не работа, ни общественное положение, ни пережитая неприятность, ни плохое состояние здоровья не дают права быть невежливым с окружающими.

Нельзя говорить и рассказывать:

  • В обществе или в присутствии третьего лица о сердечных делах или домашних ссорах.
  • Страшных историй и всего, что может вызвать тяжелые воспоминания и мрачное настроение.
  • В комнате больного о смерти, о том, что он плохо выглядит.
  • В пути, особенно в самолетах, о воздушных катастрофах.
  • За столом о вещах которые могут испортить аппетит.
  • Не принято спрашивать о возрасте у женщины.
  • Кашляют и чихают по возможности бесшумно.

мероприятие № 3

Тема: «С детства дружбой дорожить учат в школе…»

Цель: Раскрыть сущность понятия «дружба», показать, какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; воспитывать стремление дружить с окружающими.

Форма работы: разговор   - рассуждение

Содержание:

  1. Организация детей. Эмоциональный настрой.
  • Пусть каждый из вас задумается и сам себе ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
  • Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем над этим.
  1. Вопросы к беседе о дружбе:
  • Какой я? Какой мой друг?
  • Каким бы я хотел быть?
  • Каким бы я не хотел быть?
  • Каким бы я не хотел видеть своего друга?
  • Какую черту характера вы больше всего цените в своем друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взгляда, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

Можно составить предложения со словами друг, товарищ, дружба.

  • в чем состоит красота, ценность дружбы, ее значение в жизни?
  1. А с кем вы дружите?
  • Дружите ли вы со своими родителями?
  • Должны ли родители быть друзьями своих детей?
  • Как, по вашему, можно ли сохранить друзей детства?
  • Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
  1. Ощущение и  эмоциональное переживание состояния дружелюбия.
  •  Мимическая гимнастика:
  • Улыбнитесь друг другу.
  • Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
  • А какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека.
  • Повторение правит речевого этикета:

- Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.д.

  • Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
  • Как «пахнет » дружба? (ваши ощущения)
  • Какая она на ощупь?
  • На вкус?
  • С какой погодой (временем года) вы бы сравнили дружбу?
  • С каким животным можно связать слово дружба?
  • Какие краски вы возьмете, чтобы, нарисовать дружбу?
  • Подведение итогов занятия
  • Кого мы называем другом?
  • Каких друзей нам хотелось бы иметь?

А каким другом является каждый из нас? (мысленно ответили каждый себе).

мероприятие № 4

Тема: «Как избавиться от прозвищ?»

Цель: Формирование уважительного отношения к окружающим

Содержание:

  1. Приветствие. (обратиться к детям по именам)
  • Приятно слышать такое обращение к себе? Какие чувства вы испытываете?
  1. «Что в имени тебе моем?»

  • Психологический тренинг:

 Произнесите свое имя (Я - …)

  • с гордость.,
  • с иронией,
  • радостью,
  • с иронией, с насмешкой,
  • с достоинством.
  • Но вот мы попали в школу… Здесь бушует многоголосая жизнь.
  • Бык! Постой, Бык! Ну подожди!
  • Привет, Ходуля!
  • Отстань, Рыжий! Кому сказано!
  • Косой, шапку забыл, иди к тете Нюре!
  • Заикашка, ну Заикашечка, дай задачку списать!

Мне вдруг начинает казаться, что я попала в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночными голосами.

Выглядываю. Нет, не сказка. Обыкновенный школьный коридор. Перемена тоже обычная, с «великим переселением» из кабинета в кабинет. А Бук – просто- Быков, Ходуля – высокий мальчишка; забывший шапку Косой – Сережа Зайцев.

Я давно пытаюсь разобраться. Может быть ребятам нравится, когда коверкают и переиначивают их имена? Спрашиваю у многих. Нет, не нравится. Простые ошибки – и то задевают. Какая-то новая учительница вместо Кляпин сказала в классе Клячин. Все хором тут же ее исправили, а Кляпин даже обиделся.

Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужое имя и уже никак не уродует его нарочно. Вообще, всякое коверканье слов – признак не слишком высокой культуры. Очень неприятно бывает слышать, как телевизор называют «телек», физкультуру- «физра», а учительницу – «училка». И совсем недопустимо подобное искажение имен. Наверное, не все понимают это. Иначе не звали бы ребята в нашем дворе Колю Колуном или Колястым, а Жабовского – Жабой.

Смеяться над чьим-то именем. Превращать его в предмет шуток может только не очень умный человек.

  1. О любителях «Дразнилок»

А можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках? Вы правы нельзя ни в коем случае. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен. А все остальное -  лишь внешний облик человека. Среди вас, к сожалению, еще немало любителей подразнить кого-нибудь, обидеть.

  1. Как избавиться от прозвищ?

- Мы с вами сейчас попробуем сформулировать правила, которые нам помогут в этом.

1-е правило: «На клички не отзываться!»

Позвали Лешу - «Ветчиной»

И ходит Леша сам не свой,

И на лице страдание.

Не понимает он того,

Что надо (только и всего),

Чтобы отстали от него –

Не обращать

          Внимание

                             (Р. Сеф)

2-е правило: «На необидные прозвища не сердится!»

Первая группа -  прозвища, производные от фамилий. Огорчаться в этом случае не стоит – все рано или поздно через это проходят. Даже люди очень известные. Например, популярного актера Таганки Бориса Хмельницкого в театре зовут Хмель.

Вторая группа - прозвища – названия животных: заяц, слон, мышь и т.д. Ну что же делать, если мы все на кого-то похожи! Но не забывайте, что индейцам при рождении давали имена Хитрая Лиса, Большой Змей, от чего они абсолютно не страдали.

3-е правило: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также»

4-е  правило: «Учись понимать шутки, умей отшучиваться»

  1. Итог

Повторить правила отношения к прозвищам.

мероприятие № 5

Тема: «Если дружбой дорожить…»

Цель: Формирование умения строить бесконфликтные отношения, решать проблемы на основе компромисса.

Содержание:

«Если дружбой дорожить,

Можно спорить и дружить.

И не вспыхнет ссора

Из любого спора. »

                  В. Орлов

Чтение и анализ ситуации.

Как тетя Фрося разрешила спор.

Заспорили во дворе ребята, кто больше всех загорел за лето.

  • Я больше всех загорел, - сказал Вова.
  • Нет, я, - сказал Петя
  • У тебя уши белые, - сказал Вова.
  • Уши не в счет, - сказал Петя, -  я в шляпе ходил.
  • Нет, в счет!  Ты без  ушей загорал, а я вместе с ушами. Значит я больше загорел. Кого хочешь спроси.

Спросили Лешу.

  • Больше всех я загорел, - сказал Леша.
  • Ты не загорелый, а грязный.
  • Сами вы грязные!
  • Кого хочешь спроси, каждый скажет: ты грязный.

Спросили Алика.

  • Больше всех я загорел, - сказал Алик.

А тетя Фрося сказала:

  • Какие вы все загорелые!

И никто больше спорить не стал. Чего зря спорить!  (В. Голявкин)

  • Сколько ребят спорили?
  • Как их зовут?
  • Был ли повод для спора?
  • Что значит «зря спорить»?
  • Как тете Фросе удалось разрешить спор?

Бывает, что ребята спорят по пустякам, обижают друг друга без всякого повода, часто не могут вспомнить, кто первый начал.

Эмоциональное переживание состояний дружелюбия и враждебности; выражение этого состояния в поведении.

  • Сделайте доброжелательное выражение лица, займите доброжелательную позу. Что вы при этом чувствуете?
  • Сделайте недоброжелательное выражение лица, займите недоброжелательную позу. Что вы при этом теперь чувствуете?
  • Какое выражение лица и какую позу вам хотелось бы видеть в окружающих вас людях. В ваших друзьях?

Запомни правила:

  1. Не поддавайтесь отрицательны эмоциям.
  2. Избегайте ссор.
  3. Достойно выходите из конфликтов, будьте мудрее.

«Мирись, мирись, да больше не дерись…»

  • Вы слышали когда-либо такой совет?
  • Как можно помириться?

(Если поссорились с другом, то не нужно винить его – надо выяснить, в чем же виноват ты сам, подойди к другу, постарайся помириться.)

Итог.

Выводы.

мероприятие № 6

Тема: «Дружба – главное чудо.»

Цель: Формировать  добрые  взаимоотношения между детьми в группе.

Содержание:

Дружба – главное чудо всегда,

Сто открытий для всех нас таящая,

И любая бела не беда,

Если рядом друзья настоящие!

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Анализ ситуации.

  1. Петя был самым сильным в классе. Его боялись, и он пользовался этим.
  • Хорошо ли вам было бы в таком классе?

2.  В школьном Буфете на перемене столпотворение. Кочнев легко отодвинул от прилавка стайку второклассников. И вот уже весь восьмой класс запасается пирожками и компотами. Сдерживая натиск малышей, Кочнев галантно пропускает одноклассниц, поторапливает дружков и, только убедившись, что голодных из восьмого класса не осталось, покупает себе еду. Резкий звонок оправляет второклассников с их деньгами на урок.

  • Здорово! – смеются восьмиклассники. – За спасение от голодной смерти объявить М. Кочневу благодарность! С тобой не пропадешь, Михаил, наш верный друг и товарищ!
  • Может быть это и есть дух школьного товарищества?
  • А как быть второклассникам в этой ситуации?

3.За углов школьного двора перед концов второй смены два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа пятиклассников.

  • Стоять! Не рыпаться! – командует лохматый и хватает за шиворот первого.
  • Деньги есть? Живо вытряхивайте карманы!

Двенадцать мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот омерзительный обыск. Денег у них нет (опытные, не в первый раз в такой перепалке), а щелчок по затылку, которым награждают каждого. Перенести можно.

Как поступить в такой ситуации:

  • Ходить другой дорогой,
  • Убежать,
  • Сказать старшим,
  • Обратиться за помощью,
  • Самим попробовать справиться.

(В итоге – разговор о товариществе, способности за себя постоять; «один за всех, и все - за одного»)

  1. Правила дружбы (чтение. Анализ примеры)
  • Не выдавай чужие секреты
  • Всегда будь откровенным с другом
  • Не бойся просить прощения
  • Не груби
  • Не надо менять друзей
  • Надо быть постоянным в дружбе
  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим
  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь вещь, не оказывай ему. На жадничай.
  • Если ты сам взял у друга какую-нибудь вещь, обращайся с ней аккуратно и не забудь возвратить ее вовремя.
  1. Итог занятия
  • Что же в дружбе важно, о чем надо помнить?
  • Представьте себе, что вы разговариваете с человеком, который не знает, как найти друзей. Что бы вы ему посоветовали?

мероприятие № 7

Тема: «Учимся видеть в друге хорошее.»

Цель: Формирование доверительных и искренних отношений со сверстниками, умение замечать и ценить положительное в окружающих людях

Содержание:

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы занятия.
  3. Чтение стихотворения «Дружу с мальчишкой.»

Я дружу с мальчишкой Борей.

Не ругаюсь с ним, не спорю,

В паре с Борькою хожу,

Крепко за руку держу.

Меньше всех он в группе нашей,

Видно ел он мало каши.

Потому я и свою

Кашу Боре отдаю.

Боря лучше всех танцует,

Боря лучше всех рисует

Лошадей, ворон и коз…

Знает сказок целый воз.

Он веселый и послушный

Подарил мне шар воздушный,

По бревну учил ходить…

Интересно с ним дружить.

                                                                   Г. Ладонщиков

  • Какие чувства у вас вызвало стихотворение?
  • Как  дружат малыши- дошколята? (нам можно у них поучиться)
  • Что ценит ребенок в друге Боре?
  • Почему с Борей интересно?
  • А с кем дружишь ты?
  • Расскажите, как вы дружите?
  1. Работа в микрогруппах
  • Постарайся продолжить перечень качеств, которые характеризуют людей.

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, честными, ласковыми, уступчивыми, сострадательными, бережливыми, щедрыми, уступчивыми, скромными.

Друзья не должны быть: злыми, лживыми, сварливыми, мстительными, жадными, скупыми, упрямыми, трусливыми, завистливыми.

  1. Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) в наших сверстниках

Игра «Волшебный стул» (по Н.Е Щуровой)

Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть в человеке хорошее.

На «волшебный стул» приглашается один из участников игры, как только он садится, «высвечиваются» и становятся видными только его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный..) дают поведенческие характеристики (он всегда помогает; к нему можно обратиться с просьбой…); говорят о внешних достоинствах. Например - красивые волосы.

«Волшебный стул» позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придает элемент таинственности игре, на ребенка смотрят как бы в впервые.

Эта позиция снимает скованность, позволяет говорить то, что пока нетрадиционно для нашего общения – говорить комплименты друг другу.

Игра «Волшебный стул»проводится неоднократно, чтобы «момент возвышения » прошел каждый член группы.

мероприятие № 8

Тема: «Учусь себя оценивать.»

Цель: Формировать умения у детей анализировать свое поведение, и поведение сверстников сравнивая его с общепринятыми; развивать чувство юмора и способность сдерживать обиду при оценке сверстниками

Словарь: терпеливый, выдержанный, самооценка

Содержание:

  • Вы помните пословицу «По одежке встречают, по уму провожают»?
  • Хотите узнать, почему так говорят «…по уму провожают»?

Называют ли вас мама или папа «Ты моя умница (умник)»? часто ли они говорят вам эти слова?

Вспомните. За что и почему вас называли такими словами? Как вы считаете, за каждый ли ваш поступок можно вас так назвать такими словами?

Расскажите о поступке, когда вы сами смогли бы себя оценить словом «умница (умник)». Можете ли вы рассказать о поступках детей нашей группы, которых бы вы оценили словами «умница (умник)». Если человек ошибся в своем действии или поступке, можно ли называть его «дураком»?

Я рада, что вы считаете это слово грубым и недопустимым по отношению к другим детям, а можно ли о себе сказать: «Я не всегда поступаю умно» или «Я сделал глупость»

Расскажите, бывают ли случаи, когда вы знаете, как надо поступить правильно, а поступаете наоборот? Вы делаете это нарочно или нечаянно? Я думаю, что вы просто еще недостаточно умеете терпеть, сдерживаться.

Мы сейчас поиграем в игры, которые учат терпению.

Игра «Смешилки»  - побеждает тот, кто засмеется последним или не засмеется вообще.

Игра «Терпелки» - кто последним заговорит, то выиграл

Вы стали намного терпеливее или, еще говорят, «выдержаннее»,  чем были раньше, это значит, что чем старше человек становится, тем он становится терпеливее в общении с родными и чужими детьми. Значит, когда говорят «..по уму провожают», имеют в виду не только то, что человек много знает о природе, космосе, но и  обязательно умеет умно, правильно вести себя среди людей, поэтому люди оценивают сначала человека внешне (по одежке встречают), а потом по поведению (по уму провожают).

Какую оценку вы бы поставили своему поведению за вчерашний вечер в группе?

В этой тарелке (на этом подносе) пятерки, четверки, тройки, двойки – выбирайте.

Не беда, если вы поставили себе не пятерку, главное, чтобы человек умел правильно оценивать свое поведение и хотел становиться умнее.

Понравилось ли вам ставить оценки самому себе?

Как вы думаете, есть ли в вашей группе такие дети, которым за поведение  можно почти всегда поставить пятерки?

Итог

мероприятие № 9

Тема: «Здравствуйте.»

Цель: познакомить с вариантами приветствия, сформировать навыки вежливости, учтивости.

Словарь: учтивый, обычаи

Содержание:

Воспитатель: Здравствуйте! Я рада вас видеть. (просит каждого ребенка поздороваться).

Все ли правильно в ваших ответах?

Можно ли здороваться сидя, если взрослый стоит?

Можно ли сесть всем вместе или сначала должен сесть взрослый?

А если вы уже сидите, а взрослый вошел? (надо встать)

(просит детей проиграть)

А если вы идете, а навстречу взрослый – как надо поступить? Остановиться? Приостовиться? Здороваться на ходу?

Кому можно сказать «привет» вместо «здравствуйте», а кому нельзя?

Почему о человеке, который сказал «Здорово!», говорят. Что он плохо воспитан?

Протягивать ли руку? Кому ?

Снимать ли головной убор? Когда, всем ли? А сейчас я вам покажу, как приветствуют друг друга японцы. Они считаются очень воспитанными людьми – учтивыми.

  1. Здравствуйте – малый поклон – наклон головы.
  2. Здравствуйте – средний поклон – уважительный.
  3. Здравствуйте – глубокий поклон – с большим почтением очень уважаемым по возрасту, по мудрости, по работе.

Вам кажется, что это смешно. Можно ли смеяться  над чужими правилами, обычаями, традициями? В поклоне, в коротких словах привета заключено важное содержание: «Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Я желаю тебе здоровья, мира, счастья!»

А почему в деревне здороваются с незнакомыми людьми? (Потому что там живет мало людей, все друг друга знают и принимают это как знак уважения, как доброжелательное приветствие.)

Можно ли в городе здороваться со всеми? (Здесь другие правила, другие нравы, это смешно выглядит.)

А если встречаешь  человека много раз в день? Как быть? (Здороваться по разному в течении дня)

Давайте наше русское приветствие воспроизведем в трех вариантах (скажем по-разному)

  • Привет и улыбка – ровесникам.
  • Сдержанно, приветливо – малознакомым.
  • Нежно, и ласково – родным.

Какие еще варианты предложите вы? Как здороваются военные? Кто покажет?

Посидим в тишине, закройте глаза и подумайте, какие правила вы узнали сегодня, которые не знали раньше. Что особенно понравилось.

Итог.

мероприятие № 10

Тема: «Достаточно ли мы воспитаны?.»

Цель: Закрепление общекультурных правил поведения среди сверстников; развивать самоконтроль, самооценку; вызвать желание радоваться успеху сверстников.

Словарь: Соперники

Содержание:

 Воспитатель: Сегодня я хочу предложить вам проверить себя, как уверенно вы выполните правила, которые узнали на занятиях.

Разделитесь на две команды и выберите капитанов.

1-е задание. Какую оценку вы поставите за внешний вид команде сопернице?

 2-е задание. Сыграть сценку «Встреча с новеньким». Один ребенок – новенький, участвует вся команда.

3-е задание. Сыграть страх, грусть, гнев, не  произнося слов

(можно 2-3 человека). Одна команда показывает, другая угадывает и наоборот. Дети оценивают.

4-е задание. Двое детей «поссорились». От каждой команды по человеку. (По очереди их мирят. Кто сделал лучше – оценивают дети)

5-е задание (капитанам). О каждом товарище из команды скажи доброе слово (какой?). но не повторяйся. Оценивают все дети.

6-е задание. Успокой товарища (один человек от команды).

7-е задание. Ребята играют, а опоздал к началу, что ты будешь делать, если попросишь принять в игру, а они не захотят? Ответ принимается от команды по человеку.

8-е задание. «Дружная пара». По два человека от команды, прижав ладошки, преодолевают 2-3 препятствия. Какая пара дружнее?

9-е задание. «Терпелки». Воспитатель провоцирует обе команды одновременно. Чья команда выдержаннее?

10-е задание. Обеим командам: покажите, как вы поведете себя, если выиграют ваши соперники?

Подведение итогов.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №13

«Я член общества»

Воспитатель

Харламова Галина Евгеньевна

Постановка проблемы:

Многие дети приходящие  в детский сад не  имеют представления о нормах и правилах общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, а также вежливом поведении в общественных местах, быту. Разные бывают дети: одни грубы, невежливы и не стыдятся этого; Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в этом или ином случае.

У детей надо формировать такие умения, навыки, привычки, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности и внимания.

Цели и задачи:

Цели: формирование навыков культурного поведения, общения.

Задачи: развивать умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение стремится к общению и взаимодействию, к выполнению элементарных правил культуры поведения

Реализация:

Реализация программы будет проводится в виде индивидуальных и групповых занятий с детьми от трех до семи лет. Время проведения занятий с детьми 10 – 15 минут. Занятия включают в себя беседы, наглядность, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения, физминутки, психогимнастику. В месяц проводится 4-5 занятий.

Ожидаемый результат:

В привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми и сверстниками. В новой обстановке соблюдать правила при напоминании и по примеру взрослого.

Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям, близким, сверстникам. Быть внимательным к указаниям и просьбам старших, выполнять поручения охотно, с удовольствием. По побуждению старших и по собственной инициативе проявлять заботу о близких, о воспитателе, сверстниках. Предложить стул, угостить, показать любимые игрушки, книжки. По поручению старших уметь сделать приятное близким в день рождения. Уметь объдениться небольшими подгруппами для общей игры, разворачивать общий сюжет, стремиться к согласованным действиям. Использовать в оценке поступков товарищей такие понятия как добрая девочка, дружные ребята и т.д. устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответственным отношением других детей. Проявлять интерес к поступкам сверстников, интересоваться их делами, играми.

Используемая литература:

  1. Программа развития в детском саду.
  2. С. В. Петерина – «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста».
  3. О. С Богданова – «Воспитание культуры поведения».

мероприятие №1

Тема: 1. Урок вежливости «Встреча с добрыми, хорошими людьми».

  1. Стихотворение Д. Хармса «Врун».

Цель: Сказать детям, что добрые и хорошие люди, окружающие их. – люди,                 которые хорошо трудятся. Эти люди заботятся о других и всегда готовы                  помочь, они веселые, честные и правдивые.

Материал: серии картин-фотографий, на которых изображен человек и          результаты его труда, передано его отношение к людям, детям; садовод.       Овощевод, хлебороб, доярка, птичница и т.д.

Содержание:

           Мы сегодня встретимся с добрыми, хорошими людьми, узнаем, как они работают. Только они сами не придут, а пришлют фотографии-картинки.     Дети идут к витрине с оформленными на ней картинками. (Можно взять в необычном месте.) Вот, смотрите, к нам будто бы пришли садоводы. Все они улыбаются, рады встрече с детьми. Вот несколько красных, желтых, спелых яблок вырастили садоводы. И … (условное имя и отчество) улыбается, они рады что столько яблок выросло в саду. Рады и встрече с нами. А мы рады? Дети: «Рады». А мы знаем стихи о яблоне? (Читают.)

           Воспитатель: А смотрите, как много огурцов! Вырастили их на огороде. Помните стишок или загадку об огурце? Кто помнит, скажите…

Эти женщины вырастили много винограда. Они осторожно укладывают его в ящики, в корзины, а потом на самолетах, поездах повезут виноград в разные города: в Москву, Петербург и т.д. женщины работают дружно, во время работы часто поют. И мы споем песенку для них. Какую? Которую сами выберете. Показывая картинки одну за другой, воспитатель как бы ориентирует встречи детей с добрыми, хорошими людьми. Уважительно и сердечно говорит о них, вызывает интерес и положительное отношение детей сказать доброе слово, порадовать гостей песенкой, стишком, загадкой, пословицей и др.

Воспитатель предлагает послушать рассказ Д. Хармса «Врун» и подумать, хорошо или плохо быть врунишкой.

Воспитатель включат запись пьесы Н. Метлова «Снежинки», дети танцуют, кружатся, садятся.

мероприятие № 2

Тема: Урок вежливости «Бабушкин праздник».

Цель: Учить детей помогать взрослым и быть вежливыми.

Содержание:

Праздники приятны всем. А вы любите своих маму, папу, бабушку. И, наверное,  давно мечтаете  устроить бабушке праздник. Но чтобы праздник получился веселым, готовиться к нему должны все. И прежде всего ты сам.

  1. Помоги  взрослым убрать квартиру. Вытри тряпкой пыль.
  2. Помоги маме накрыть стол.
  3. Помоги маме приготовить салат и бутерброды.
  4. Потом вежливо пригласи бабушку к столу.
  5. Вручи бабушке какой – нибудь подарок.
  6. Когда все из-за стола выйдут, помоги помыть посуду.

мероприятие № 3

Тема: Урок вежливости «как и во что играть с друзьями».

Цель: Воспитание вежливости, умения общаться друг с другом.

Учить упорядочивать геометрические фигуры по форме.

Материал: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники трех цветов (желтого, синего, красного).

Содержание:

  1. Воспитатель высыпает на ковер комплект геометрических фигур. «Дети к нам в гости пришла кукла Лиза и хочет поиграть вместе с нами». Дети  приветствуют куклу. Кукла спрашивает, что это за фигуры лежат на ковре. (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники), - отвечают дети. Воспитатель предлагает показать кукле Лизе, как можно играть в эти фигуры. Объясняет правила игры: «Дети, я вам покажу прямоугольники желтого цвета, а вы мне найдите фигуры любого цвета, кроме прямоугольника». Дети ищут. «Лиза тебе понравилась наша игра?». «Да», - отвечает кукла и игра продолжается.
  2. Воспитатель рассказывает, что есть такая игра «Вежливые прятки». Как и обыкновенных прятках, играющие сначала считаются, чтобы узнать, кто должен водить. Водящий закрыв глаза, медленно считает до десяти, остальные играющие в это время прячутся, но не слишком далеко. Так, чтобы водящий мог слышать их голоса. Как только водящий громко произносит «Десять», каждый из спрятавшихся громко кричит в ответ какое-нибудь вежливое слово.

По желанию:

  • Здравствуйте!
  • Добрый вечер!
  • Всего хорошего!
  • Спасибо!

И водящий пол голосу должен узнать спрятавшегося и назвать, кто из них где находится. Если он не узнает их голоса с первого раза, то водящий может дважды прокричать «Десять!»

 

мероприятие № 4

Тема: Урок вежливости «Чем порадовать маму».

Цель: Способствовать углублению у  детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме.

Материал: карточки с изображением различных бытовых сценок.

Содержание:

Воспитатель читает рассказ В. Артюховой «Трудный вечер», затем предлагает детям подойти к столу, выбрать картинку, где показано, что они будут делать дома, чтобы помочь маме. Эту картинку ребенок ставит на доску и рассказывает, почему он  думает, что он обрадует маму теми или иными своими действиями. Это может быть: присмотр за малышом, стирка кукольного белья, помощь папе в ремонте стула, ремонт коробки для игрушек, уход за рыбками в аквариуме и т.д.

Воспитатель вспоминает вместе с детьми, что от маминой улыбки им становится очень хорошо, радостно, светло и весело.

мероприятие № 5

Тема: 1. Урок вежливости «Пойдем и найдем волшебные слова».

  1. Математическая игра «Где спрятался жучок?»
  2. Пальчиковая игра «Лиса и заяц».

Цель: Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить де5тям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведенных примерах, воспитывать умение быть внимательным; способствовать формированию умения пользоваться планом; учить рисовать фигуру человека, изображать простые движения, закреплять приемы закрашивания красками, побуждать детей к образной оценке изображений.

Материал: книжки-малышки с текстами, в которых имеются волшебные слова, коробочка-копилка «волшебных слов», таблички со словами; значки, обозначающие знание детьми «волшебных слов»; макет кукольной комнаты, план этой комнаты, красный кружок, такого же размера красный жучок.

Содержание:

  1. воспитатель обращает внимание на красного жучка, который заполз к ним в группу. Жучок рассказывает, что живет в соседней группе. Там ребята вежливые, добрые, знают много волшебных слов. Вот и захотелось жучку посмотреть на соседей, узнать, какие они. Гость предлагает поиграть: искать и находить волшебные слова. Воспитатель: «Одно слово вы уже знаете. Какое это слово? Как вы узнали?». Дети «Пожалуйста», есть такое волшебное слово. Воспитатель: «Почему слово «Пожалуйста» названо «волшебным»?». Дети: «Слово помогает». Воспитатель: «Верно, это слово верный помощник человека. Когда же оно помогает? Подумайте, вспомните рассказ «Волшебное слово»,придумайте сами примеры». Дети: «Слово «пожалуйста» говорят тогда когда нужно что-то попросить… Когда у тебя что-то просят, нужно дать и сказать «пожалуйста»… Когда просишь разрешение что-то сделать, надо сказать «пожалуйста». (Если дети затрудняются, можно им прочесть часть рассказа «Волшебное слово»)

           Воспитатель: «Слово «Пожалуйста» означает уважительное, культурное обращение. Запомните это, и слово станет вашим помощником. Слово «пожалуйста» имеет верного друга – они почти неразлучны. Какое же это слово? Подумайте и догадайтесь (помогает, если понадобится вспомнить слово «спасибо»).   Далее воспитатель говорит, что слово «спасибо» говорят друг другу, когда за что-то благодарят. Его надо произносить неторопливо, подойти к человеку, посмотреть на него, назвать по имени и отчеству. Надо так сказать, чтобы слово принесло радость тому, кому оно сказано итому, кто его говорит. Тогда слово «спасибо» будет волшебным, нашим верным помощником. Затем приводят примеры, которые вызывают необходимость сказать «волшебные слова». Воспитатель показывает напечатанные на карточках слова, наклеивает их на красный кружок и кладет в коробочку копилку «волшебных слов». Новые «волшебные слова» также пишут на карточку и кладут в копилку. (В разговоре постоянно участвует жучок, исполняет роль почемучки).

Жучок предлагает детям поиграть.

Дети становятся перед столиком, на котором расположена кукольная комната. В нее влетел жучок и спрятался. Воспитатель просит найти жучка. Помогает им в этом план кукольной комнаты. Взрослый вместе с ребятами разбирает план: устанавливает соответствие обозначений на плане каждому предмету кукольной мебели. Один из детей пробует найти жучка. Жучок – красный кружок, кладется на фигуру, соответствующую предмету кукольной мебели, по которым спрятан жучок. Игра повторяется 4-5 раз с разным местоположением жучка в комнате.

мероприятие № 6

Тема: Урок вежливости «Письмо доброго сказочника».

Цель: Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе.

Материал: конвертики разного цвета.

Содержание:

Воспитатель «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя».услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма. (показывает конверты). Что в них написано?»

Письмо первое.

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение.)

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их».

Письмо второе.

Мальчик получил в подарок игрушку – машину. Он принёс её в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!».

Воспитатель: «что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?». Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один».

Письмо третье.

Маша увидела в детском саду новую маленькую куколку. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но  Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?».

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»

Воспитатель: «Вот мы и прочитали все письма сказочника и узнали, что означает слово «нельзя».»

Дети перечисляют, о чем они узнали из писем.

Воспитатель: «Слово «нельзя» - это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать».

мероприятие № 7

Тема: Игра-инсценировка «Доброе слово лечит, а худое калечит».

Цель: Игра знакомит детей с тем, что словом можно воздействовать на чувства и поведение людей.

Материал: Шапочка курочки.

Содержание:

Воспитатель спрашивает у детей, знают ли они, что с помощью слова можно творить чудеса. Слово может рассмешить, огорчит, обидеть человека. Когда человек огорчен, обижен, ему очень трудно справиться  с плохим настроением, а добрым словом его можно утешить.

                    Наша Таня горько плачет-

                    Уронила в речку мячик.

                    Тише, Танечка, не плачь,

                    Не утонет в речке мяч.

                                              (А. Барто)

Воспитатель читает стихотворение, а затем жестами и мимикой показывает его.

Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, перестанет Таня плакать? Почему? Конечно, слова, с которыми обратились к Тане, должны помочь ей, утешить ее».

Аналогично может быть использована сказка «Курочка Ряба», которая проигрывается в виде инсценировки.

                 Жили себе дед да баба,

                 И была у них курочка Ряба.

                 Снесла курочка яичко –

                 Не простое, а золотое.

                 Дед бил-бил…

                 «Не плачь, дед! Не плачь, баба!

                 Я снесу вам яичко другое,

                 Не золотое - простое»

Дети с помощью воспитателя инсценируют сказку.

Воспитатель предлагает нарисовать детям курочку, утешающую деда и бабу.

мероприятие №8

Тема: «Помни о других»

Цель: научить детей видеть, что выполнение элементарных правил культурного поведения отражает нравственную сторону в отношении между людьми.

Содержание:

Что должны усвоить дети

Ты живешь на свете не один, а среди людей. Поэтому твои поступки могут радовать или огорчать их.

Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им, будь приветлив со всеми.

Когда родители приходят усталыми с работы, спроси чем ты можешь им помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегай отдых старших.

Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь не надолго.

Беседуя с детьми, воспитатель обращает внимание на факты из жизни группы, которые иллюстрируют, как относятся ребята к товарищам, взрослым и родным. Воспитатель, проводя беседу, подбирает ситуации, когда необдуманные, случайные поступки детей заставляли родителей, воспитателей или сверстников волноваться, тревожиться, терпеть обиду.

мероприятие №9

Тема: Правила поведения на улице.

Цель: Правила поведения на улице надо хорошо знать. Детям следует объяснить, что нарушая правила, ребята подвергают опасности не только свою жизнь, но и жизнь многих людей. На улице дети встречаются с незнакомыми людьми, здесь они учатся быть вежливыми, внимательными и дисциплинированными.

Работая над темой «Правила поведения на улице», воспитатель приучает детей аккуратно выходить на улицу и опрятно одетыми; поддерживать чистоту и порядок на улицах, во дворах; быть вежливыми, внимательными и предупредительными с людьми.

Содержание:

             В группу на занятие заранее приносят верхнюю  одежду для мальчика и девочки. Воспитатель рассказывает, как надо быть одетым, выходя на улицу: пальто должно быть застегнуто на все пуговицы, воротник отложен, карманы закрыты  клапанами, шапка надета прямо, обувь вычищена. Если в группе есть неряшливые дети, можно подготовить и разыграть инсценировку по стихотворению           С. Баруздина «Герой».

                   Вы, может быть, видели Вальку Петрова?

                   В группе о нем говорят.

                   Он парень толковый.

                   По крайне мере на первый взгляд.

                  Он ходит солидно: пальто нараспашку,

                  Фуражка набок, руки в карман,

                  Вместо рубашки он носит тельняшку.

                  Не парень, прямо лихой атаман!

В то время как говорят слова: «Он ходит солидно…», в группу входит «герой» и идет так, как написано в стихах.

Воспитатель продолжает:

                  Встретишь его –уступай дорогу!

                  Походку его отличишь за версту.

                  И, вправо, геройских поступков много

                  У Вальки Петрова на личном счету.

«Герой» в то время проходит по группе, шаркая ногами и держа руки в карманах, грозит кому-то кулаком и уходит.

Воспитатель заканчивает стихотворение:

                  И пусть на меня не будет обиде

                  Нынешний Валька, пяти – семи лет,

                  Но кажется мне, что он вовсе не видит,

                  В чем есть геройство, а в чем его нет.

Воспитатель спрашивает ребят: «теперь скажите, почему неприятно нам было смотреть на поведение Вальки Петрова?». Ребята отвечают на этот вопрос, говорят, что он был небрежно, неряшливо одет, некрасиво шел.

мероприятие №10

Тема: Вежливые слова и поступки

Цель: показать детям, что внешнее выражение вежливости должно быть в единстве с внутренней воспитанностью.

Содержание:

  1. Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
  2. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый человек, встань, чтобы с ним поздороваться.
  3. Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
  4. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
  5. Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
  6. Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чем-то просят или спрашивают, он всегда делает это с охотой.

На занятии «Вежливые слова и поступки» надо показать детям, что внешнее выражение вежливости должно быть в единстве с внутренней воспитанностью.

Воспитатель проводит беседу с детьми, задает им вопросы: «Кого мы можем назвать вежливым человеком?»; «Как вежливо здороваться?»; «Как попросить о чем-нибудь?». Ответы на эти вопросы ищут все вместе. Воспитатель просит ребят вспомнить о тех случаях, когда они не знали, как надо правильно поступить. Вместе с детьми воспитатель обсуждает такие ситуации.

Затем можно провести игру «Вежливо или не вежливо?». Воспитатель дает детям несколько ситуаций (которые он сам наблюдал на улице, дома, в группе), а дети отвечают вежливо или нет поступил человек. Например: «Вася сидит за столом и ест яблоко. В группу входит взрослый и спрашивает Васю, где воспитатель. Вася жует яблоко, перелистывает книгу и отвечает, не глядя на вошедшего: «Не знаю».     «Каким было поведение Васи? Почему вы так думаете?».  «Ты, дай линейку!» - просит у кого-нибудь товарищ. «Вежливо ли это обращение?»

Воспитатель просит вспомнить, о каких «волшебных словах» говорили, спрашивает, все ли дети научились ими пользоваться, не забывают ли их употреблять.

Воспитатель подводит итог тому, что дети уже знают, и напоминает о новых правилах вежливости, которые они услышали на этом занятии.

Затем воспитатель читает статью «Неблагодарные» В. Морозова. «Как же получилось, что герои этого рассказа вели себя очень вежливо, а ими остались недовольны », - задает он вопрос детям. После высказываний детей воспитатель обращает их внимание на то, что за добро надо платить добром, что надо уважать людей, уважать их труд. Все это дает возможность подготовить детей к мысли, что недостаточно одной внешней культуры, нужна культура внешняя: глубокое уважение к человеку и его труду.

мероприятие №11

Тема: «Наши хорошие поступки»

Цель:  Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих, усвоению правил культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, застегнуть пуговицы, проявлять сочувствие к другим детям, родителям, близким.

Содержание:

Кукла Таня приходит в гости к детям, ее приветливо встречают, предлагают сесть. После этого воспитатель говорит:

  • Кукла Таня знает, как мы умеем умываться, аккуратно и красиво есть. А сегодня она хочет узнать, умеете ли вы красиво поступать. Что же мы расскажем Тане?

Дети могут в этой ситуации не сразу найти ответы, промолчать. Воспитатель продолжает:

  • У нас есть, о чем тебе рассказать Таня. Вот, например, сегодня утром Андрюша увидел, что к нам в группу пришла Галина Петровна,  заведующая, посмотреть, как мы тут живем. Андрюша сразу же принес стул и сказал : « Садитесь пожалуйста».  Она поблагодарила Андрюшу. Мы  с ней очень обрадовались, что он такой внимательный, вежливый.

Кукле понравилось, что ребята такие воспитанные, она попросила научить и ее так поступать, а также показать, что нужно сделать, если кто-нибудь пришел в гости:

  • Сказать «Здравствуйте?» – говорит Андрюша.
  • Стул принести и сказать: «Садитесь, пожалуйста», - продолжает другой ребенок.
  • Ребята, а как нужно поступить, если надо пройти, а на пути стоит кто-нибудь из вас, как бывает в раздевальной комнате? (дети отвечают) Правильно, нужно сказать: «Пропусти, пожалуйста». А сейчас вместе подумаем, какие хорошие, красивые поступки можно совершать, чтобы всем окружающим детям и взрослым приносить радость.    

мероприятие №12

 Тема: «Кукла Таня собирается в гости»

Цель:  Воспитывать элементы организованности и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать и аккуратности, умение не заставлять себя ждать, не опаздывать на занятия, приходить чистым,  приводить в порядок костюм перед зеркалом.

Содержание:

      Воспитатель привлекает внимание детей к «комнате» куклы Тани. Дети рассматривают уголок. Кукла Таня поет песенку, играет с мячом. Воспитатель предлагает взять стулья и расположиться поудобнее. Таня продолжает играть и петь, а затем подбегает к столику, берет конверт, вынимает красивую открытку, читает приглашение и… начинает торопиться. Она то и дело смотрит на часы, бегает по комнате, наклоняется, наконец нашла колготки. Небрежно надела их. Нашла туфельку, обула, ищет вторую, не находи, плачет.

Воспитатель: Что случилось дети? Почему Танечка грустная? Давайте спросим у нее.

Дети: Танечка, что случилось?

Таня (сквозь слезы). Вот приглашение!

Воспитатель: Разреши прочитать нам: «дорогая Танечка, приглашаю тебя на день моего рождения, твоя подруга Катя». Дети, у Тани осталось мало времени, чтобы собраться. Давайте поможем ей.

Дети (по желанию0 подходят к столу, начинают одевать Таню. Воспитатель спрашивает у ребят, что надевать дальше, напоминает приемы и последовательность действий, сохраняя непринужденность. Таким образом, несколько детей принимают участие в одевании куклы. Можно вспомнить четверостишия о Маше-растеряше, человеке рассеянном и др. Одев и причесав Таню, дети предлагают ей посмотреть в зеркало – понравится ли?

  • Спасибо, ребята, теперь я, пожалуй, успею в гости к Кате. Разрешите мне прийти к вам завтра еще раз, поучиться, как нужно быстро одеваться, - говорит Таня.
  • Конечно, Таня, приходи, мы будем ждать тебя! До свидания! – дружно прощаются дети с куклой.

Как  только кукла Таня ушла, воспитатель обратился к детям с вопросом:

  • Дети, как вы думаете, почему кукла волновалась?

Некоторые ребята ответили правильно. Но многие не смогли указать причину. Тогда воспитатель поясняет:

  • Она забыла о приглашении и вовремя не подготовилась. Да еще вещи ее были разбросаны в беспорядке. В результате она чуть было не опоздала в гости к Кате. И, конечно, Кате было бы очень обидно, что подруга опоздала на ее день рождения. Хорошо, что ребята помогли Тане быстро одеться. Это будет Тане уроком. Правильно дети? Помните и вы об этом.

мероприятие №13

Тема: «Не забывай о товарищах»

Цель:  Формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам. Закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку

Содержание: Дети одеваются на прогулку. В этот момент к ним приходят куклы Алеша и Наташа.

Воспитатель: Алеша и Наташа, здравствуйте. Вы пришли к нам в гости? Собирайтесь на прогулку, пойдемте гулять вместе.

Алеша и Наташа  начинают неверно и неаккуратно одеваться, выхватывать друг у друга  игрушки.

Дети: Как наш Юра! (они смеются, а Юра смущен.)

Воспитатель: Наташа и Алеша, вы не умеете собираться на прогулку, наши дети  сейчас научат вас. Дети покажите Наташе и Алеше, как надо собираться на прогулку. (дети одеваются, куклы внимательно смотрят, высказывают свое отношение к увиденному и сами начинают одеваться.) – А теперь Юра, - говорит воспитатель,- покажи, пожалуйста, какие любимые игрушки наших ребят ты возьмешь на прогулку. (Юра тщательно отбирает игрушки.) Дети, для всех ли Юра взял игрушки? Ни о ком не забыл? Молодец, Юра!

В средней группе новое значение приобретает воспитание культуры трудовой деятельности, где формируется ответственность за порученное дело, согласованность действий, понимание значений результатов своего труда для других.

мероприятие №14

Тема: «Общественный транспорт  правила поведения»

Цель: показать ребенку, как нужно вести себя в общественном транспорте, сформировать несложные правила проезда в нем..

Содержание:

 Ребята. Вы все ездили в автобусе и знаете, как много людей пользуется общественным транспортом. Запомните: на сиденье вы можете сесть лишь в таком случае, если рядом не стоит старший человек. Иначе вам надо уступить ему место, младший уступает старшему, а мужчина – женщине, за поручни держаться рукой. Необходимо также уступать место больному человеку, инвалиду. На такой поступок вам всегда ответят благодарностью.

В общественном транспорте нужно разговаривать таким образом, чтобы вас слышал только человек, с которым вы говорите, а другие пассажиры не слышали бы вас. Не стоит привлекать внимание громкой речью.

Текст для чтения

Пришло воскресенье, и мама, Даша и Петя отправились в гости к Ларисе Васильевне. Мама сказала:

  • Нам нужно проехать на автобусе три остановки. Садитесь на сиденья дети.

Через минуту подошел нужный автобус, Даша, Петя и мама сели в автобус, девочка заняла место у окна, а ее брат  - рядом с ней

  • Дашка! – громко закричал Петя на весь автобус. – Ты заслоняешь собой окно. Ничего за тобой не видно.

Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

  • Мальчик, - сказала пожилая женщина, которая стояла рядом, - будь любезен, уступи, пожалуйста, мне место. Ноги меня совсем не держат.

Петя смутился:

  • Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
  • Спасибо, мальчик.
  • Пожалуйста, не стоит благодарности.

Как вы думаете, правильно ли вел себя в автобусе Петя? (ведь вы помните что нельзя громко разговаривать, а сиденья нужны для того чтобы на них сидеть, а не стоять)

Но потом Петя понял свою ошибку. Можно ли сказать, что он поступил как вежливый мальчик?

А вежливой ли была женщина, которой он уступил место?

А  вы уступаете место пожилым людям? Какие слова вы при этом говорите? Никогда не забывайте: к старшим нужно относится с уважением.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ САД №13

"Что мы знаем о своем родном городе"

По направлению: нравственно – патриотическое воспитание

Воспитатель: Харламова Галина Евгеньевна

Ознакомление с окружающим миром

тема: "Что мы знаем о своем родном городе"

Цели: 

  1. Систематизировать знания детей о своем городе.
  2. Познакомить с флагом, гербом родного города
  3. Развивать устную речь, память, мышление. Расширять кругозор, углублять словарный запас.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте. Встали все красиво, успокоились. Тихо сели.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА

Сегодня мы поговорим о родном городе, узнаем о символах России и нашего края.

Кто знает, как называется страна, в которой мы живем?

Что вы о ней знаете?

Как вы понимаете слово Родина? Послушайте стихотворение, которое выучили ребята.

Послушайте рассказ, который я прочитаю, и скажите, как по-другому автор К. Ушинский называет нашу страну – Россию.

Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней испокон веку жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, всё в ней для нас родное, здесь говорят на родном нам языке, а матерью - потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов... Много есть на свете, кроме России, хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

- Какие же другие имена есть у нашей страны? 

На доске:

Отечество

Родина

Россия

Обратите внимание, что все три слова пишутся с заглавной буквы. Что вы заметили интересного в написании слова Россия?

2) ЗНАКОМСТВО С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ:

- Каждый гражданин России уважает и любит свою страну, свою Родину за красивые леса и реки, города и села. Люди гордятся своей страной, уважают ее, поэтому пишут слово Родина с большой буквы. У каждого государства есть свои символы, присущие только ему. Кто из вас знает, как выглядит Государственный флаг России?

- Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет своё особое значение.

Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм.

Белый и синий цвета были цветом русской православной церкви.

Синий цвет - что небо, верность.

Белый - благородство, совершенство.

- Давайте посмотрим на герб России. Что вы здесь видите?

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом - три короны две малые и одна большая, в лапах орла скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ является символом единства народов России, живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.

СКИПЕТР И ДЕРЖАВА означают сильную власть, защиту государства и его единство.

ВСАДНИК на щите на груди орла не только древний символ столицы России, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

В каком городе мы живем?

Как называется край, в которой мы живем?

У нашего края тоже есть свой гимн, флаг и герб.

Флаг края представляет собой прямоугольное полотнище трех цветов (демонстрация учителем наглядностей, прослушивание записи гимна Краснодарского края).

Послушайте легенду о цветах нашего флага (чтение учителем и характеристика цветов)

Очень интересное имя у нашего города. Кто из вас знает, почему он так назван? (выслушиваются мнение детей, учитель поясняет топонимическое значение).И у нашего города есть свой герб (демонстрация и обсуждение герба заранее подготовленными учащимися). Горожане любят свой город - то место, где они родились и провели первые годы своей жизни. По сравнению со страной город наш маленький, поэтому его можно назвать нашей малой родиной. В таких случаях, когда речь идет о городе или поселке, где мы родились, эту родину мы будем писать с маленькой буквы.

Поднимите руку те, кто родился в Кропоткине.

Кто из вас родился в другом месте? Ваша малая родина- это та деревня или село, где вы родились.

Горожане и те люди которые родились здесь, но сейчас живут в другом месте любят свой родной город. Недаром говорят: “Родная землица и во сне снится”. Они посвящают городу свои стихи, песни, картины.

В городе очень много красивых мест - это и памятники старины и парки и музеи. Посмотрите на стенд. Здесь вы видите знакомые вам дома, улицы. С чем-то вы уже знакомы, а еще много интересного мы узнаем на уроках и классных часах.

Я вижу, что вы любите свой родной город. Давайте вспомним, как он называется.

Как называется главный город края?
Всё это мы называем малой родиной.

Как называется наша большая Родина? Как её ещё можно назвать?

Назовите столицу нашей Родины

Все вы поработали хорошо, многое узнали Это только первый урок по теме. В дальнейшем вы узнаете больше о стране и республике, в городе мы посмотрим исторические места.

Занятие для детей подготовительной к школе
группе из цикла «Любимый город»
Тема: «Улица города, на которой
стоит наш детский сад»

Цель: Научить видеть и запоминать ориентиры и близлежащие строения. Развивать наблюдательность, внимание. Формировать представление о названии улицы и адреса детского сада. Активизировать словарь, познавательный интерес.

Занятие начинается на улице перед выходом за территорию ДОУ. В связи с особенностями расположения нашего ДОУ получилось вот такая целевая прогулка, с учетом пешей обратной прогулки и остановками. Данное занятие проводилось не однократно, и показывалось видеозаписью на городском методическом объединении.

Ход.

- Послушайте, пожалуйста, одну историю: «Маленький мальчик гулял со своей мамой и потерялся. Подошел к нему прохожий и говорит:-Не плачь! Скажи свой адрес, и я отведу тебя домой. Мальчик обрадовался и говорит: «Адрес». Прохожий ничего не понимает, и говорит: -Мой адрес: город Кропоткин улица Шолохова дом 12. Это и есть мой адрес.

- А вы ребята, знаете свой домашний адрес.

Ответы детей

- Как называется наш детский сад? Почему?

- Ответы детей.

- Вот и у нашего детского сада тоже есть свой адрес, куда приходят письма. Послушайте адрес нашего детского сада: город Кропоткин, улица Социалистическая дом 10. Улица, на которой стоит наш детский сад очень длинная и я приглашаю вас на прогулку.

- как вы думаете, как мы можем отправиться на прогулку?

- ответы детей (пешком, на автобусе и т. д. )

- Я предлагаю, сначала проехать на автобусе, а назад пройти пешком.

Приглашаю пройти на автобусную остановку, обращая внимание на дорожные знаки.

- Обратите внимание на дорогу, из какого материала она сделана?

- Из камней.

- Дорога из камней называется брусчатка.

1 остановка. Отгадайте загадку:

Отгадайте, что за дом,

Музыку услышишь в нем,

Пенье, танцы, плач и смех-

Удовольствие для всех. (Музыкальная школа)

- Рассматриваем здание школы, кто здесь учиться и чему?

- Ответы детей.

2 остановка. Место памяти, обелиск. Рассказать детям, чем памятно это место для жителей нашего города.

3 остановка. Символика нашего города. Герб города Кропоткина, рассмотреть по схеме:

  1. Какую форму имеет герб? (квадрат, треугольник, щит)
  2. Какие основные цвета частей герба?
  3. О чем нам рассказывает герб города?

Обо всем, что любо городу,

Обо всем, что ему дорого.

Герб вам может рассказать

Увлекательно и коротко.

Наш герб читается так: «Не расстраивайтесь, если погода слегка принахмурилась! Наш город всегда рад гостям!»

4 остановка. Ива. Послушайте стихотворение про нашу красавицу.

Возле озера в городе,

Плачет ива, плачет ива.

Может ей кого – то жалко?

Может ей на солнце жарко?

Может ветер шаловливый

За косичку дернул иву?

Может ива хочет пить?

Может нам ее спросить.

Словесная игра: «Ива какая?»

Ответы детей: (грустная, плакучая, ветвистая, зеленая, высокая, красивая)

5 остановка. Тихое озеро.

- Какое сегодня настроение у нашего озера?

- Ответы детей.

Физкультминутка: Буг по набережной, шуршание листвой.

6 остановка. Пожарная часть.

- Что за здание такое?

- Кто здесь работает?

- По какому номеру телефона надо звонить во время пожара.

7 остановка. Главное здание нашего города, тоже находиться в нашем городе и называется оно Администрация.

- Кто самый главный в городе?

- Глава города. Что он делает?

Глава города старается у нас,

Он, конечно, просто класс.

Город наш привел в порядок

Чистота кругом у нас.

- Можно сказать, что улица на которой стоит наш детский сад главная в городе?

- А еще какая?

- Ответы детей (Длинная, шумная)

Возвращение в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе "Добрые дела живут на белом свете"

Конспект занятий в старшей группе по развитию речи *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание помещаемого материала) *Аннотация (краткое описание п...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Добрые дела живут на белом свете"

К сожалению,нравственное воспитание детей всё чаще в нашей жизни отодвигается на второй план, считается многими родителями неважным, даже в какой-то степени "несовременным". Поэтому наиважнейшей ...

Пусть добрые традиции живут

Патриотизм-это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия – родина для мн...

Конспект организованной образовательной деятельности "Добрые слова живут среди нас"

Работа с дошкольниками построена в игровой форме и направлена на развитие коммуникативных навыков....

«Добрые дела живут на белом свете.»

Развитие коммуникативных способностей детей.Формирование навыкрв общения друг с другом....

Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»

Конспект НОД в старшей логопедической  группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»Цель:1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружески...