Конспект НОД по образовательной области «Безопасность» "В стране дорожных правил". Старшая группа.
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Золотухина Светлана Николаевна

 

Конспект НОД по образовательной области «Безопасность»

"В стране дорожных правил". Старшая группа.

 

Цель:

 

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyri_i_byliny.docx26.31 КБ
Файл pdd.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия

«Богатыри земли русской. Былины»

(старшая группа)

Цель:

Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.
  2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.
  3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.

4.        Пробудить у детей интерес к родному фольклору.
Материалы:

Кукла Кисточка, рисунки-иллюстрации с изображением богатырей разных времен, гуслей; былина о Добрыне «То не белая береза к земле клонется...», фрагменты былин об Илье Муромце (или Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче), музыка в записи: М.П.Мусоргский «Богатырские ворота», Александр_Семнов._Что_не_белая_березабылина_о_богатыре_Добрыне_Никитиче, обработка_А.В. Свешникова, презентация,  компьютер.

Ход занятия:

Дети входят в группу. Их встречает кукла Кисточка. Кругом расставлены рисунки и поделки, изображающие богатырей.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы попали с вами в какой-то волшебный зал музея Кисточки!

Кисточка: Совершенно верно. Это «Зал волшебных превращений».

Воспитатель: Так вот почему у вас так много богатырей!

Вопросы для общения:

  • Кто такой богатырь? (Защитник, который совершает подвиги.)
  • Какой он? (Сильный, храбрый, смелый, могучий.)
  • Что он делает? (Защищает свою землю, народ, борется с врагами.)
  • Вы видели настоящих богатырей? Где? (На картине, в книгах, в мультфильмах.)  

 На экране картина В. Васнецова «Три богатыря»

Вопросы для общения:

  • Кто изображен на картине В.Васнецова «Три богатыря»?
  • Что делают богатыри в чистом поле?

Воспитатель: Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли в дозоре, значит, на посту. Оберегают Русь от врагов.

—        Какие это люди? Могучие, сильные или слабые, неуверенные
в себе?

Это три великих русских богатыря: Илья Муромец — сильный, Добрыня Никитич — добрый, справедливый и Алеша Попович — красавец-силач. Все они разные, но все трое помогают и служат своей земле, своему народу, совершают подвиги.

—        Какие кони у богатырей? Расскажи о них.

А кони богатырские все разные. У Ильи Муромца, могучего казака, конь не тот, что у горделивого Добрыни Никитича, а и Добрынин конь не под стать не под масть откормленному коню Алеши Поповича (из былины), то есть у Ильи — самого могучего — конь богатырский, могучий, у Добрыни конь тоже богатырский, но другой масти (другого цвета) и не такой тяжеловесный, у Алеши Поповича хороший красивый конь, но другого цвета и другой породы (дети повторяют имена богатырей еще раз).

  • Опиши лицо Ильи Муромца. Какое оно? Что оно выражает?
  • Какое лицо у Добрыни Никитича? Опиши его.
  • Какое лицо у Алеши Поповича? Опиши его.
  • Как ты думаешь, эти богатыри жили на самом деле? Почему? (Варианты ответов.)

Воспитатель: Мы можем узнать о богатырях из былин (дети повторяют новое слово). Былина — сказание, которое напоминает быль, то есть правду. Былины сочиняли музыканты-сказители, гусляры. Обычно гусляры рассказывали былину народу и подыгрывали себе на гуслях, старинном русском инструменте (показывает картинку, презентация, видеосюжет), но иногда былины пели. В былинах воспевались подвиги русских богатырей, которые защищали родную землю, охраняли ее и освобождали от незваных врагов.

фрагмент былины о Добрыне Никитиче (мужской хор) «Что не белая береза...».

Воспитатель: В этой былине идет речь о том, как родимая матушка благословляет, то есть разрешает богатырю Добрыне ехать во вражеский лагерь на бой.

Вопросы для общения:

  • Мелодия распева былины медленная или быстрая?
  • Похож распев былины на песню? На какую? (Плясовую, хороводную, колыбельную.)

А сейчас послушаем небольшой фрагмент былины об Илье Муромце (в тексте выделены ключевые эпизоды для понимания развития сюжета былины):

Из города из Мурома,

Из села да Карачарова

Выезжал удалой дородный добрый молодец — Илья Муромец.

Подъехал он к городу Чернигову,

А там черной вражеской силушки

Полным-полно!

1        Никто тут теперь не прохаживает,

Никто не проезживает: не птица, ни зверь, ни добрый человек.

Подъехал Илья Муромец к этой силе великой,

Победил ее, конем потоптал всех врагов.

Выходили к нему, отворяли ворота

Жители Чернигова, говорили ему таковы слова:

«Ты не ездий, добрый богатырь, в Киев-град

По прямой дорожке, заросла она травой-муравой.

У той дорожки, у березы, что у речки Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу.

А и свистит Соловей, да по-соловьиному!

А кричит он, злодей, по-звериному!

2        И от этого свиста страшного

Все травы заплетаются, а цветочки осыпаются,

Темные леса к земле приклоняются,

А что люди, — то все мертвые падают».

Не испугался Илья Муромец слов таких.

Поехал он по прямой дорожке

Прямо к речке Смородине, прямо к Соловью-разбойнику.

Засвистел Соловей, что есть силушки, по-соловьиному.

Закричал он злодей-разбойник по-звериному

И все травы вмиг полегли, цветы осыпались

И деревья к земле пригнулись,

А конь его богатырский стал спотыкаться,

Соловья-разбойника бояться.

Взял Илья Муромец свой тугой лук,

Натянул свою стрелу каленую

И стрельнул в того Соловья-разбойника.

3        Да выбил ему правый глаз,
Снял его с дерева высокого,
Привязал к коню своему верному
И повез во великий Киев-град.

Задача — пробудить у детей интерес к звучанию былины, умение вслушиваться в архаичный текст и находить в нем основу для понимания. Выделенные в тексте три ключевых эпизода повторяются еще раз.

Вопросы для общения:

  • Какой подвиг совершил Илья Муромец под Черниговом? (Победил «вражью силу».)
  • Как природа реагирует на свист Соловья-разбойника? (Травы полегли, цветы осыпались, деревья к земле пригнулись.)
  • Что сделал Илья Муромец с Соловьем-разбойником? (Выбил глаз из лука.)
  • Опишите Соловья-разбойника. Какой он: маленький или большой, озорной или жестокий? Почему? (Ответы детей.)      

Кисточка: Много подвигов совершали русские богатыри. Сражались с вражескими полчищами. Эти подвиги помогали им защищать и спасать русский народ.

Дети  выполняют пальчиковую игру « Три богатыря»:

Указательный средний и безымянный  пальцы вытянуты вверх и прижаты друг к другу. Большой палец прижимает мизинец к ладони.

Удерживать пальцы в таком положении до счета 5-10. Выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.

      На поляне у ручья

     Три стоят богатыря.

Детям предлагается послушать симфоническую пьесу-картину «Богатырские ворота» М.П.Мусоргского и определить, подходит ли эта музыка для передачи характера могучего богатыря.

Вопросы для общения:

  • Характер музыки торжественный, величавый или суетливый?
  • Удобно могучему богатырю двигаться под такую музыку? Соответствует она его характеру?

Дети выполняют пластически-ритмический этюд «Въезд богатыря в город».

Цель: Учить детей передавать в движениях образ могучего человека. Вслушиваться в музыку, двигаться в ее темпе, характере. Искать образную адекватность музыки, былины, пластического рисунка.

Итог занятия

- Ты хотел бы быть богатырем? На кого ты хотел бы быть похожим: на Илью Муромца, Добрыню Никитича или Алешу Поповича?

- Какой подвиг ты хотел бы совершить?


План-конспект занятия

 «Богатыри земли русской. Былины»

Разработала: Золотухина Светлана Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Ромашка»

 с. Елшанка», Саратовская   область, Воскресенский район, с. Елшанка, ул. Школьная, д.46 кв. 69, тел.8-961 651 34 90

СОПРОВОДИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Золотухина Светлана Николаевна,
  2.  Воспитатель МДОУ «Детский сад «Ромашка» с. Елшанка, 1 категории, тел.8-961 651 34 90
  3. «Богатыри земли русской. Былины». Данный план-конспект занятия предназначен для  детей старшей группы  (5-6 лет).

Цель: Дать представление о сиюминутности восприятия изобразительного искусства и временном характере развития произведений литературы и музыки.

Задачи:

  1. Познакомить детей с жанром былины. Показать возможность отображения былинного эпоса в различных видах искусства: живописи, литературе, музыке.
  2. Учить детей быстро реагировать на увиденное произведение живописи, воспринимать его статичность.
  3. По вопросам педагога составлять рассказ об увиденном. Давать словесную характеристику каждому богатырю.
  4. Пробудить у детей интерес к родному фольклору.

Занятие предполагает использование разнообразных форм работы: рассказ и беседа с привлечением иллюстративно-наглядного материала, презентации, просмотр видеосюжета, пластические этюды.

Важнейшим инструментом организации обучающей деятельности является коллективный диалог, при котором педагог    включает в беседу-общение каждого ребенка.

Список используемой литературы

Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.            

Былины. Сост. Ю.Г. Круглова. – М.: Просвещение, 1993.

Миронов А.В. Изучение окружающего мира. - М.: Просвещение, 1996.

Шалаева Г. Знаете ли вы? – М.: Компания «Ключ-С», 1995.



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Безопасность»

"В стране дорожных правил". Старшая группа.

интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Музыка», «Художественное творчество».

Воспитатель: С.Н. Золотухина., воспитатель МДОУ «Детский сад «Ромашка» с. Елшанка

Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения.

Задачи:

Образовательная: Уточнить представления детей об улице, дороге. Учить детей внимательно слушать взрослого и друг друга; отвечать на вопросы. В играх учить действовать в соответствии с правилами, действовать по сигналу.

Развивающая: Закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, о том, что улицу переходят в специальных местах и только на зеленый сигнал светофора. Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность.

Воспитательная: Воспитывать чувство уважения к себе, к окружающим людям – пешеходам, к водителям. Воспитывать у детей отзывчивость, доброту, желание прийти на помощь героям, попавшим в беду; радоваться и переживать за товарища, умение действовать в коллективе.

Материал:

  1. Презентация по ПДД «История Светофора»;
  2.  Дорожные знаки «Автобусная остановка», «Пешеходный переход», «Осторожно Дети!»;
  3. Нетбук;
  4. Стулья по кол-ву детей (автобус), руль для шофера;
  5. Карандаши, альбом
  6. Медали «Примерный пешеход»

Предварительная работа:

 «Ребенок и окружающий мир»:

 «Наш друг – светофор»

«Безопасность и дорога»

«О чем могут рассказать дорожные знаки»

«Виды транспорта»

«Перекресток и светофор»

«Ознакомление с художественной литературой»:

С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Велосипедист»

В. Кожевников «Светофор»

А. Северный «Светофор»

Я. Пишумов «Песенка о правилах»

Н. Носов «Автомобиль»

И. Гурина «Малышкин Светофор», «Непослушный пешеход»

«Рисование»:

«Транспорт»

 «Наш город»

«Дорожные знаки»

«Конструирование» (из строительного материала, бросового материала)

«Автобус», «Машина», «Светофор»

 «Музыка»:

Танец дорожных знаков и регулировщика («Полька», муз. А. Филиппенко)

Беседы:

«Осторожно гололед»

«Не играй на дороге – опасно»

«Зимние забавы и дорога»

«Знаки на нашей улице»

Сюжетно-ролевые игры

«Автохозяйство», «Работники ГИБДД», «Путешествие на автобусе», «Мы – пешеходы»

Строительные игры (конструктор)

«Наш город», «Улицы города», «Гараж»

Дидактические  и настольно- печатные игры:

«Угадай, какой знак?»

«О чем рассказывают знаки»

«Правила дорожного движения»

«Дорожные знаки»

Подвижные игры:

«Красный, желтый, зеленый»

«Водитель и пешеход»

Работа с родителями

Оформление родительского уголка:

«Обучение детей наблюдательности на улице»

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»

«Правила перевозки детей в автомобиле».

Конкурс семейных рисунков

«Мы – пешеходы»

ХОД

( дети заходят в группу, группа оформлена в виде улицы города)

Воспитатель: Доброе утро! Сегодня утро такое замечательное, солнечное, поэтому предлагаю отправиться в путешествие. Нужно выбрать транспорт. Отгадайте, что я хочу вам предложить:

Что за странный этот дом?

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины.

И питается бензином.

 (АВТОБУС)

 (Стук в дверь, входит персонаж – Торопышка).

Воспитатель: К нам в гости пришла Торопышка. Почему ты, Торопышка, такая грустная?

Торопышка: Я очень люблю гулять на улице, но из-за того, что я тороплюсь, спешу, бываю не внимательной, не знаю как вести себя на улице, постоянно попадаю в неприятные ситуации.

Воспитатель: Торопышка, мы рады тебе помочь. Ребята, чтобы научить Торопышку правилам дорожного движения, нам нужно отправиться в город Дорожных правил. Мы как раз с ребятами решили попутешествовать. Мы уже и транспорт выбрали. Правда, ребята?

Дети: Да! Автобус!

Воспитатель: А где останавливается автобус?  Верно. А вы знаете, что улицы умеют разговаривать?  Помогают им в этом дорожные знаки. В стране дорожных правил их  очень много.  Знаки – лучшие друзья пешеходов и водителей. Знаки делятся на 4 группы: указательные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса и имеют свое название. Они рассказывают о том, какая дорога, как надо ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Как вы думаете, что нарисовано на знаке где может останавливается автобус? А среди  знаков на нашей улице  есть такой знак?

(ответы детей, дети на импровизированной улице находят знак «Автобусная остановка»)

Воспитатель: Верно, этот знак «Автобусная остановка», он сам указывает, что здесь мы можем  ожидать пассажирский транспорт. А вот и автобус. А вы знаете как нужно вести себя в автобусе? (дети рассказывают как надо вести себя в автобусе.) 

Торопышка: Ребята, вы такие молодцы! Так много  всего знаете. Поехали скорее!

Воспитатель: Подожди, Торопышка. Попасть в автобус нам поможет тропинка из разноцветных геометрических фигур. Вы, идите только по тем геометрическим фигурам, которые соответствуют сигналам светофора.

 (Дети идут по красным, желтым и зеленым кругам)

Воспитатель: Заходите в автобус, усаживайтесь удобно.

(дети садятся в импровизированный автобус из стульев). Звучит песня «Веселые друзья».

Воспитатель: Только вдруг конец пути. Остановка – выходи. Приехали! А как нужно выходить из автобуса? (дети объясняют, как нужно выходить.)

Воспитатель: Вы вышли из автобуса и вам  нужно перейти на другую сторону улицы. Где нужно переходить  через дорогу?

(Ответы детей)

Торопышка: Молодцы! А где «зебра» на нашей улице?  А что еще должно указывать на то, что в этом месте можно переходить дорогу?  А покажите мне  этот знак?  Какого он цвета и что говорит нам?

(ответы детей)Фонограмма шум города, дети переходят дорогу.

Воспитатель: Верно, этот знак голубого цвета, он нам указывает, что в этом месте  нужно переходить дорогу. Ребята, нам нужен проводник. А кто он вы узнаете, отгадав загадку:

На дорогах с давних пор  есть хозяин - … (Светофор).

(Появляется  педагог в костюме светофора.)

СВЕТОФОР:  Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы меня узнали. А сигналы мои знаете?

Дети: Да!

СВЕТОФОР: Тогда выполняй закон простой (проводится физкультминутка)

Красный свет зажегся – стой! (дети стоят смирно)

Желтый вспыхнул – подожди! (хлопают в ладоши)

А зеленый свет – иди! (маршируют)

 

Торопышка: Я все поняла. Нужно слушаться без спора указаний светофора.

СВЕТОФОР: Я очень рад.  А знаете вы, когда и где появились светофоры? Тогда усаживайтесь поудобнее на скамейки и слушайте внимательно.

(показ презентации «История  Светофора»)

СВЕТОФОР: Торопышка и ребята, вы поняли, что на улице пешеходам и водителям помогают лучшие друзья – дорожные знаки. Каждый знак имеет свое значение. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо ехать, что разрешается, и что нельзя делать на дороге! Давайте поиграем в игру «Угадай знак»

1. Эй, водитель, осторожно!

 Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете –

В этом месте ходят дети. (Знак «Дети»).

 2. Никогда не подведет

Нас подземный переход:

Дорога пешеходная

В нем всегда свободная. (Знак «Подземный переход»)

 3. Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи.

Заболел и вижу пункт

Медицинской помощи. (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

 4. Этой зебры на дороге

Я нисколько не боюсь.

Если все вокруг в порядке,

По полоскам в путь пущусь. (Знак «Пешеходный переход»)

 (дети угадывают знак и показывают их Светофору) .

Дети поют песню «Пешеходный переход»

СВЕТОФОР: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы делаете так, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья» и хлопайте в ладоши, если нет – вставайте.

 1. Вы собрались в саду или в сквере,

 Или в хорошем дворе -

 Там безопасно играть детворе.

 2. Где нет дорожки пешеходной,

 Там есть подземный переход,

 Ты по нему всегда свободно

 Идешь, как ходит весь народ .

 3. Кто из вас идет вперед

 Только там, где переход.

 4. Кто летит вперед так скоро,

 Что не видит светофора.

 5. Кто, из вас идя домой

 Держит путь по мостовой.

 6. Знает кто, что красный свет

 Означает: хода нет.

 СВЕТОФОР: Молодцы! Торопышка, сейчас дети покажут тебе танец, который поможет подружиться со всеми знаками дорожного движения.

Танец дорожных знаков и регулировщика («Полька», муз. А. Филиппенко)

 СВЕТОФОР: Торопышка, в городе Дорожных правил, мы тебя познакомили с правилами дорожного движения. Обещай, что ты не будешь спешить, торопиться, будешь внимательной, будешь соблюдать правила дорожного движения.

 (Торопышка дает обещание детям и Светофору, благодарит всех, прощается и уходит. Светофор обращается к детям).

На улице, будьте внимательны, дети,

Твердо запомните правила эти,

Помни их везде и всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.    (Прощается и уходит.) 

Воспитатель:  Мы с вами вспомнили и узнали о помощниках на дорогах. Разобрали правила поведения пешеходов на дорогах. Стали почётными пешеходами. Я присуждаю вам медали, которые называются «Лучшему знатоку правил дорожного движения»). (детям вручаются медали). Ну, а теперь нам с вами пора возвращаться в детский сад. Все в автобус.

(дети садятся в импровизированный автобус из стульев). Звучит песня «Веселые друзья».

СВЕТОФОР: Дети, пожалуйста, придумайте и нарисуйте дорожные знаки для нашего города.

 (Дети рисуют знаки: «Вход в лужу запрещен», «Осторожно гвозди на дороге», «Дорожка для кошек и собак», «Стоянка для самокатов»)

 Литература:

  1. Извекова Н.А. Правила дорожного движения.- М.: Просвещение, 1981.
  2. Ребенок в детском саду. Журнал № 3, 2010.
  3. Дошкольное воспитание. Журнал № 12, 2003.
  4. Справочник старшего воспитателя ДОУ. Журнал № 8, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД в образовательной области «Познание» на тему: «Космос» в старшей группе

Ознакомление детей с названиями планет и расположение их в солнечной системе....

Конспект НОД в образовательной области "Познание" на тему: "Космос" в старшей группе

Тематическое занятие направлено на ознакомление детей с историей покорения космоса, уточняет знания детей о планетах Солнечной системы, воспитывает чувство патриотизма и гражданственности....

Конспект ООД по образовательной области познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе на тему: "Волшебный магнит"

Конспект ООД по образовательной области познавательно - исследовательская деятельность (экспериментирование)  в старшей группе на тему: «Волшебный магнит».Цель: Формирование познавательной активн...

Конспект занятия по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы на тему: "Золотая осень"

ООД: "Рисование".Доминирующая образовательная область: художественно-эстетическое развитие.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуника...

Конспект открытого занятия по ПДД "Путешествие в страну дорожных знаков". Старшая группа

Беседы по ПДД, рассматривание иллюстраций и информационных плакатов по ПДД. Чтение произведений: Г. Георгиева «Светофор», С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»Материал и ...