Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Зиганшина Алсу Фанисовна

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.

Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».

Обучающие задачи:

1. Сүз байлыгын арттыру, сөйләм күнекмәләре формалаштыру, татар культурасы турындагы белемнәрен үстерү.

Развивающие:

1. Гади сорауларны аңлап җавап бирү, мөрәҗәгать итә белү, көндәлек яшәештә аралашу.

Воспитательные:

1. Әдәпле итеп кара-каршы сөйләшә белү күнекмәләрен тәрбияләү.

2. Бөек татар шагырь һәм сугышта катнашкан ир атлар белән горур хисен тәрбияләү.

Предварительная работа: заучивание с детьми стихотворений Мусы Джалиля. Создание презентации о военных годах Мусы Джалиля и презентации по содержанию стихотворения «Красная ромашка».

Дидактическое обеспечение занятия для воспитателя: Презентация о военных годах Мусы Джалиля и презентация по содержанию стихотворения «Красная ромашка».

Структура занятия:

1. Вводная часть

Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.

Организационный момент:

1. Здороваемся.

2. Основная часть

Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

1. Знакомство с жизнью и творчеством военных лет Мусы Джалиля.

2. Презентации о военных годах и по содержанию стихотворения «Красная ромашка».

3. Заключительная часть.

Цель: подвести итог занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муса Джәлиль — безнең йөрәкләрдә!

Исполняется песня «Әтәч” Муса Джәлиль сүзләре.

Воспитатель:

Исәнмесез балалар.

Дети:

Исәнмесез.

Воспитатель:

Балалар без җырлаган җыр “Әтәч” дип атала. Аның сүзләрен бөек шигыребез Муса Джәлиль язган.

15 февральдә Муса Джәлиль тууына 108 ел.

15 февраля Мусе Джалилю исполнилось 108 лет со дня рождения.

Бүген мин сезгә аның гөмере, батырлыгы турында сөйлим, шигырь сугыш вакытында язган шигырьләрен укыйбыз.
Сегодня мы с вами узнаем о жизни поэта-героя, послушаем стихи, которые им были написаны во время ВОВ. Узнаем о его героизме во время войны. Об этом человеке знает весь мир, многие его стихи переведены на иностранные языки.
Показ слайдов о Мусе Джалиле. Рассказ во время показа.

Воспитатель:

Родился поэт в начале века в 1906 году 15 февраля, в Оренбургской области деревне Мустафа. Муса родился в многодетной семье шестым ребёнком. В школу мусса отправился в шесть лет, позавидовав старшему брату. Способный мальчик за первый же год учёбы освоил всю программу начальной школы. Мальчик был трудолюбивым, старательным, музыкальным. С раннего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских журналах под псевдонимом «Кечкенэ мусса» (маленький Муса). Но когда началась Великая Отечественная Война, в 1941 году он в первые же дни попросился на фронт. В перерывах между боями он писал стихи и очерки для поднятия духа и настроения бойцов. В одном из боёв Джалиль был тяжело ранен. Он лежал в яме которая быстро заполнялась водой. Его враги взяли в плен он долго был на грани жизни и смерти, но его выходили военнопленные. В плену Муса Джалиль создаёт антифашистскую группу, которая подпольно ведёт борьбу в плену врага. Но в группе оказался предатель. Мусу Джалиля и его друзей казнили.

Ребенок:

Не преклоню колен, палач, перед тобою,

Хотя я узник твой, я раб в тюрьме твоей,

Придет мой час — умру. Но знай: умру я стоя,

Хотя ты голову отрубишь мне, злодей.

Ребёнок:

Герой не гибнет, умирая;

Двойная жизнь ему дана,

И эта жизнь его вторая

Бессмертной славою полна.

Воспитатель:

Төрмәдә шигырь бик күп шигырьләр яза һәм аларны кечкенә, үз ара тегелгән, битләргә яза. Шул җыентык “ Моабит дәфтәре” дип атала.

В заточении поэт пишет много стихов и записывает их на маленькие листочки сшитые между собой. Этот сборник называется «Моабитская тетрадь».

Ребенок:

Пускай мои минуты сочтены,

Пусть ждет меня палач и

Вырыта могила,

Я ко всему готов.

Но мне еще нужны

Бумага белая и черные чернила.

Воспитатель:

За цикл стихов «Моабитская тетрадь» Мусе Джалилю посмертно присуждена Ленинская премия.

Шигырь 1942 елда солдат батырлыгына багышланган “Кызыл ромашка” шигырен яза.

Поэт в июле 1942 года пишет стих «Красная ромашка» о подвиге солдата, в одиночку сражавшегося с  пятнадцатью вражескими солдатами.

Показ слайдов по сюжету стихотворения «Красная ромашка». Во время демонстрации чтение стихотворения.

КРАСНАЯ РОМАШКА

Луч поляну осветил 
И ромашки разбудил: 
Улыбнулись, потянулись,
Меж собой переглянулись.
Ветерок их приласкал, 
Лепестки заколыхал,
Их заря умыла чистой 
Свежею росой душистой.
Так качаются они,
Наслаждаются они.
Вдруг ромашки встрепенулись,
Все к подружке повернулись.
Эта девочка была 
Не как все цветы бела: 
Все ромашки, как ромашки,
Носят белые рубашки.

Все - как снег, она одна, 
Словно кровь, была красна. 
Вся поляна к ней теснилась: 
- Почему ты изменилась?
- Где взяла ты этот цвет? - 
А подружка им в ответ:
- Вот какое вышло дело. 
Ночью битва здесь кипела,
И плечо в плечо со мной
Тут лежал боец-герой. 
Он с врагами стал сражаться,
Он один, а их пятнадцать.
Он их бил, не отступил,
Только утром ранен был.
Кровь из раны заструилась, 
Я в крови его умылась.
Он ушел, его здесь нет - 
Мне одной встречать рассвет.
И теперь, по нем горюя, 
Как Чулпан-звезда горю я. 

Воспитатель:

Бу шигырьдә егетләр һәм ирләр сугыш вакытындагы батырлыгы турында сөйләнә.

В этом стихотворении рассказывается о проявленном героизме простых парней и мужчин во время войны.

Балалар ромашка чәчәкләре нинди төстә булалар?

Дети: Ак.

Воспитатель:  

Әйдәгез балалар егетләр, ирләр һәм Муса Джәлиль батырлыгына багышлап ромашка чәчәкләр бәйләмен ясыйбыз.

Давайте ребята в память о героях и о поэте-герое Мусе Джалиле,  вместе  сделаем букет ромашек.

Совместная деятельность воспитателя и детей, изготовление объемных аппликаций  - ромашек и составление из них букета.

Воспитатель:

Муса Джалиль был настоящим героем, смелым, отважным.

Ребенок:

Всегда Отчизне верным был,

Он ей ни в чем не изменил.

Пускай он голову сложил,

Но честно жил и победил!

Дети:

Муса Джалиль!

Муса Джалиль!

Герой народа моего.

Бессмертны и его стихи

И слава громкая его!

Воспитатель:

Пусть память о поэте-герое Мусе Джалиле живет в наших сердцах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в старшей группе на тему "Симпатические чернила"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №4»      Конспект  интегрированной  непосредственно образовател...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе “Минем гайлә”.

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе «Моя семья» “Минем гайлә”.Воспитатель группы №8: Даутова Е.А.      Основная образоват...

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Яшелчәләр кибете"

Конспект занятия с использованием УМК по обучению детей татарскому языку в старшей группе...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей логопедической группе «Кукла Алсу у нас в гостях» (УМК)

Цель:1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма, обогащение словарного запаса, активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек);2. Развивать диалогическую речь и обр...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Казахстан»...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в средней группе «Дружная семья»

Закрепление пройденного лексического материала по темам «Семья»,  «Продукты», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций  уче...