"Формированиечувства любви к родному краю в прцессе экологического воспитания"
консультация (старшая группа) по теме

Нехаева Татьяна Владимировна

Семинар для воспитателей старших и подготовительных к школе групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Пролетарский детский сад комбинированного вида «Радуга»

ТЕМА:

Семинар-практикум для воспитателей старших

и подготовительных к школе групп

Воспитатель:   Нехаева Т.В.

Февраль, 2014 год

Введение

Актуальность. Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка, в котором создаются предпосылки для развития индивидуальности. Одно из главных условий формирования чувства любви к родному краю - это процесс экологического воспитания. Любовь к родной природе, умение видеть и чувствовать ее красоту - это начало чувства любви к Родине. В общении с природой формируются лучшие нравственные качества маленького человека: привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Этого можно достичь только при условии создания целостной и гибкой системы подготовки воспитателя к организации работы по экологии в ДОУ.

Теоретическое исследование формирования чувства любви

к родному краю в процессе экологического воспитания

Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности, становления самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение любви к родному краю, как средству воспитания детей: К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе родного края, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, в том числе затронуто и воспитание любви к родному краю:

-Программа А.Вересова «Мы земляне»;

-Программа Н.А.Авдеевой и Г.Б.Степановой «Жизнь вокруг нас»;

-Программа Ж.Л.Васякиной-Новиковой «Паутинка»;    

-Программа Т.А.Копцевой «Природа и художник»  

-Программа Н.А.Рюкбейль «Чувство природы»;

-Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа».

         Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой «Юный эколог», созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» решает вопрос становления начал экологической культуры у детей и развития ее у взрослых, их воспитывающих (ведь воспитатель, являющийся носителем экологической культуры важнейшее условие развития детей).

Изучение особенностей формирования чувства любви

к родному краю у детей дошкольного возраста

Чувство любви к родному краю начинается у ребенка с восхищения тем, что видит перед собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности юного эколога.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение: ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, столицей и символами.

Задача воспитателя - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, воспитатель обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данного края. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Изучение особенностей формирования любви к родному краю должно учитывать следующие принципы:

- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей, интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер.

Задачи, которые лежат в основе формирования чувства любви к родному краю:

1. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

2. Ознакомление с традициями, историей, культурой и развитием родного края.

3. Формирование бережного отношения к природе и всему живому.

4. Воспитание уважения к труду.

5. Формирование элементарных знаний о правах человека.

6. Расширение представлений о городах России.

7. Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).

8. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

9. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Главная цель экологического воспитания - формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Вот поэтому экологическому воспитанию следует уделять большое внимание. Необходимо решать следующие задачи:

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей.

2. Формировать обобщенные представления о признаках природных объектов и явлений.

3. Развивать эстетическое восприятие природных явлений.

4. Упражнять в определении состояния погоды.

5. Закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц.

6. Воспитывать у детей чуткое отношение ко всему живому.

7. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

Методические рекомендации

Работа с дошкольниками по ознакомлению с родным краем, его природными и культурными особенностями должна иметь общий план работы, четко выстроенную методику, содержать познавательный материал, конкретные разделы и последовательные этапы работы, включать в себя как специально организованные занятия, так и мероприятия совместной деятельности педагога и детей, свободную деятельность дошкольника в специально организованных условиях.

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой родного края являются: НОД, беседы, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Прогулки широко используются для ознакомления детей с природой родного края. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдение за погодой, сезонными изменениями в жизни растений, животных. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала - песка, снега, воды, листьев. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, поливают растения.

Работа на земельном участке сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Работа в уголке природы включает в себя наблюдения за растениями и животными, дети привыкают к бережному отношению к ним, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Методы ознакомления детей с природой родного края:

  • Наглядные методы.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Воспитатель решает в комплексе ряд задач: формирует у детей знания о природе, учит наблюдать, развивает наблюдательность, воспитывает эстетически. В процессе руководства наблюдением используются разнообразные приёмы - вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия.

Рассматривание картин - картины дают возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений.

Учебный экран - используются диафильмы, кинофильмы, телефильмы, презентации. С их помощью воспитатель формирует у детей представления о динамике явлений природы - росте и развитии растений и животных, о труде взрослых.

  • Практические методы.

Дидактические игры - уточнение и закрепление имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы: игры с природным материалом («Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на этой ветке?» и др.), настольно-печатные игры («Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» и др.), словесные игры («Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно»).

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни. Это такие как «Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик» и др.

Труд в природе - организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы.

Опыты и эксперименты - это наблюдение, проводимое в специальных условиях, которое предполагает активное воздействие на предмет или явление. Их используют как способ решения познавательной задачи, решение которой требует специального процесса: анализа, соотнесения известных и неизвестных данных. Обсуждение условий опыта проходит под руководством воспитателя.

  • Словесные методы.

Рассказ воспитателя - расширение знаний об уже знакомых явлениях, животных, растениях, ознакомление с новыми явлениями и фактами. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом. Продолжительность рассказа для детей старшего дошкольного возраста должна быть не более 10-15 минут.

Беседа - уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения со знаниями. Беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Беседа - это итог проведенной работы с детьми.

Чтение художественной литературы - богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности и любознательности.

Какой будет Земля ближайшие десятилетия, зависит от наших детей. Поэтому крайне важно с первых лет жизни вложить в их головки и сердца любовь к природе и чувство ответственности за свои поступки.

Все изменения нужно начинать с самих себя. Чаще выбираться на природу. Изучив местность, рассказывать ребенку о парках и лесах, которые находятся поблизости. Во время прогулок акцентировать внимание крохи на свалках с мусором, сломанных деревьях, которые попадаются на пути. Спросить, нравится ли ему такая картина? В тоже время учить видеть и красивое: росток, пробивающийся сквозь трещину в асфальте, деревце, склонившееся над рекой, радугу после дождя. Нет ничего лучшего, чем личный контакт ребенка с животным.

Обучая ребенка азам чтения, необходимо выбирать добрые сказки, стихотворения о животных, рассматривать картинки в специализированных энциклопедиях. Превосходно влияет изобразительное искусство. Вариантами творческих заданий могут быть поделки из природных материалов, рисунки животных и растений, всевозможные гербарии. Зимой вместо покупки живой елки сделайте праздничный букет из хвойных веток.

Если ребенок не может и дня прожить без компьютера, постарайтесь показать, что в глобальной сети кроме игр и социальных сетей есть много действительно полезных ресурсов.

Даже время, проведенное перед голубым экраном, может пойти на пользу. Ведь в пакете кабельного телевидения есть масса интересных и познавательных каналов. Пусть малыш увидит, насколько разнообразен мир вокруг него.

Теорию следует подкреплять практикой: делать вместе кормушку для птичек, разбивать цветочную клумбу и др. Изучать экологию можно и нужно в игровой форме.

Необходимо создавать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания. Гуманное отношение к природе родного края поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе родного края. Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Задача воспитателей и родителей - подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Воспитание любви к родному краю

через экологическую культуру дошкольников

Формирование бережного отношения к природе базируется на чувственно-эмоциональном опыте. В своей работе мы стараемся, чтобы дети усвоили этот опыт.

Для этого в группе созданы все необходимые условия. Имеется хорошая эколого-развивающая среда: небольшая  экологическая мини-лаборатория, фонотека. Достаточно большое место в группе занимает природный уголок с комнатными растениями, макетами, которые отображают природу родного края, подобран иллюстративный материал по природе родного края. Всё это позволяет расширить и обогатить предметную среду в группе, поддержать интерес к изучению природы родного края.

Для поддержания познавательного интереса к природе, используются игровые приёмы, экологические проблемные ситуации и вопросы, элементы драматизации.

Элементы ТРИЗа позволяют сделать процесс познания окружающим более интересным, ребенок сам становится активным преобразователем природы, соблюдая принцип «Не навреди!». С помощью элементов ТРИЗа дети спасают воробья от кошки, предлагая разные способы спасения. При этом они рассуждают, у них развивается воображение. Дети сопереживают с любимыми сказочными героями, учатся видеть, когда другому трудно, понимают, что такое жалеть, что надо уметь жалеть, радуются успеху. У детей формируется эмоциональная отзывчивость. Воспитание нравственности, духовности и интеллекта - это три составляющие, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и способствуют воспитанию гражданина своей Родины.

Но мало знать морально-этические нормы и правила, надо уметь их соблюдать. А дети, в силу возраста, неуравновешенности психических процессов, неадекватной моторно-двигательной активности их часто нарушают. Поэтому очень много внимания уделяется закреплению правил поведения в бытовой деятельности, на улице, во время экскурсий. Неоценимое значение в решении вопросов нравственно-патриотического воспитания играют прогулки и экскурсии в лес, на водоём, в парк. Дети получают неоценимую возможность познакомиться с особенностями своего родного края. Это такие темы как «Что растёт в нашем лесу?», «Путешествие в весенний лес» и др. Во время экскурсий обращается внимание на охрану, бережное отношение к растениям, животным, птицам, насекомым - это очень важно для реализации задачи экологического воспитания. Вместе с детьми в лес ходят Незнайка, синичка Зинька, сказочный персонаж Лесовичок, которых дети учат беречь и любить родную природу.

Впечатления от увиденного дети закрепляют в играх, беседах, развлечениях. Интерес детей возрастает, если материал даётся в сравнении с другими природными зонами, используется приём сравнения, например «Почему белый медведь не живёт в наших лесах?», «Чем похожи наши берёзки и берёзки в северной тайге?», «Почему у нас нет пальм?» и так далее. Этот приём побуждает детей к дальнейшему познанию жизни, к самосовершенствованию.

К работе привлекаются родители, через такие формы, как трудовые десанты, изготовление кормушек для птиц «Птичья столовая», обмен опытом семейного воспитания, анкетирование, диагностические наблюдения  за детьми в природе, консультации. В группе можно оформить альбом творчества «Рассказываем о природе». Это способствует не только расширению познавательной деятельности, но и отражению своего отношения к окружающим. Воспитательное значение всех этих форм состоит в том, что у детей происходит накопление эмоций, которые постепенно превращаются в сложные нравственные чувства, побуждающие ребенка к дальнейшему познанию жизни. А это формирует у ребенка гражданскую позицию. Полученные знания закрепляются в трудовой деятельности, так как именно через труд в природе у детей формируются поступки, поведение, отношение к природе, к человеку.

Чем разнообразнее проходит экологическая деятельность по ознакомлению детей с природой родного края, тем большее значение она имеет для формирования экологически грамотного поведения в природе, в быту. А эти впечатления, знания, отношение к окружающему перерастают в чувство любви к Родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

«Знакомство дошкольников с природой родного края – как элемент экологического воспитания»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 34 «Сказка»         ...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Педагогический совет «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста».

Педагогический совет  «Пробуждение любви к родному краю в процессе воспитания  экологической культуры у детей дошкольного возраста» организован в целях повышени професс...