Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания
статья

Орлова Лилия Федоровна

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_l.f._statya.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Лилия Федоровна,

старший воспитатель

МБДОУ детский сад «Малыш»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям.

        Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края.

        Любой край, область даже небольшое село неповторимы. В каждом месте своя природа: одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или по берегу моря. Везде есть особенные, дорогие его жителям тропинки, особенные деревья [2, с. 3]. 

        Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

        Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

        Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

        Для того чтобы  дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования ее в воспитательно-образовательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического [1, с. 6].

        Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы содержит раздел ознакомления детей с окружающим миром – миром природы, в рамках которого осуществляется познание дошкольниками природы: разнообразия растений, животных, сезонных явлений, деятельности человека в природе [3, с. 248]. Материал программы ориентирует воспитателя на развитие в детях гуманного отношения к природе, живым существам, желания беречь их. Но положительные тенденции примерной программы являются недостаточными для расширения знаний детей о природе родного края, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.

Нами была разработана образовательная программа «Просторы родного края» (далее – Программа), которая ориентирована на детей дошкольного возраста (средняя, старшая и подготовительная к школе группы) и предназначена для расширения знаний детей о природе родного края, и на этой основе формирование основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности [4, с.3].

Цель Программы: разностороннее развитие ребенка; формирование экологической культуры и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

В содержании Программы реализуется раздел познавательного развития, ознакомления детей с окружающим миром – ознакомление с миром природы, программы «От рождения до школы», но внесены некоторые дополнения. Это ознакомление с традициями и культурой в соответствии с земледельческим народным календарем; валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи.

Большое место уделяется формированию общих представлений о природе как о среде обитания человека, о фактах отрицательного и положительного воздействия человека на природу; формированию представлений о создании и охране заповедников, о Красной книге, содержащей сведения о редких видах животных и растений родного края.

В основе построения и развития программы в течение учебного года лежит органическая связь тематического плана с временами года и сезонными явлениями природы, народным и современным социально-бытовым календарем [4, с. 10].

        В систему занятий включены темы, предполагающие раскрытие взаимоотношений человека и природы: «Каков хозяин – таков и скот»; «Пришел февраль-недотрога – семена ближе к порогу»; «Без работы и репу не вырастишь» и т.д., осознание ребенком себя как субъекта природы. Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком  материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы. Кроме того, это помогает решать задачи нравственно-патриотических чувств, гражданственности. Региональный компонент – это знакомство с природным ландшафтом родного поселка Черемушки и края, географическими и климатическими особенностями, наблюдения, знакомство с культурными достижениями, трудом жителей поселка, города и края; знакомство с родной культурой, обычаями, традициями, народными праздниками: «До Покрова – осень, за Покровом – зима идет», «В лесу родилась елочка», «В зимний холод – каждый молод».

        Педагогами ДОО ведется постоянная работа по ознакомлению детей с особенностями природы родного края. Разработаны целевые маршруты в природу по возрастным группам. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине.

        Приступая к работе с семьей по вопросам  ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края и воспитания основ патриотических чувств, воспитатели ДОУ знакомят родителей с работой детского сада по данному вопросу; раскрывают им значение семьи в развитии высших нравственных чувств дошкольников; устанавливают преемственную связь между семьей и детским садом; проводят поэтапное совместное обсуждение хода и результатов работы.

        «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - это положение А.С. Макаренко-воспитатель ставил во главу бесед с родителями о роли семейной педагогики [2, с. 25].

        Позиция родителей, их пример как граждан общества, является основой семейного воспитания ребенка.

        Всем хорошо известно, Родина начинается с родного поселка, улицы. Изучать с детьми места, где живешь, любить бродить по знакомым улицам, наблюдать явления родной природы, - задача, которая вполне по плечу любой семье.

        Многие семьи проводят свой досуг на природе, ребенок естественно включается в природную среду; в семье чувственное восприятие природных явлений осуществляется в основном индивидуально, что обеспечивает большую эмоциональность познания [2, с. 28]. В большинстве семей имеются реальные возможности для организации природоохранительной работы с детьми (наличие приусадебного хозяйства, дачи).

        В работе с семьей по теме «Просторы родного края» педагоги ДОО используют домашние задания. Родители получают задания понаблюдать, рассказать, совершить прогулку, сделать поделку и т.п. Конечно, таким заданиям предшествует подготовительная работа. Педагог заинтересовывает родителей этой работой, показывает необходимость и важность ее для ребенка.

        Итак, воспитание патриотизма, нравственных чувств посредством ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края – процесс сложный и кропотливый. Он происходит под непосредственным руководством взрослого. Взрослые – воспитатели, родители – являются организаторами всего воспитательного процесса. При этом взрослые, как в работе с младшими, так и со старшими дошкольниками, должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие последних [2, с. 235].

Список использованной литературы:

  1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. Пособие для воспитателей дет. сада. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980.
  2. Жуковская Р.И. Родной край. Пособие для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Просторы родного края. Парциальная образовательная программа/ составитель Л.Ф.Орлова. – рп. Черемушки, 2015 г.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание художественно-эстетического вкуса при ознакомлении детей дошкольного возраста с флорой родного края»

Эстетическое воспитание тесно связано с современностью, во многом оп­ределяется эстетическим освоением действительности, что предполагает бли­зость к жизни, стремление преобразовать окружающий м...

Опыт работы по теме"Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края".

Эпиграф.« Бедное дитя, если оно выросло не сорвав полевого цветка, не по­мявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Прончатовой Людмилы Викторовны по проблеме «Ознакомление с природой родного края как средство экологического воспитания».

Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой родного края. Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Бесконечно разнооб...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края...