Россия - Родина моя (занятие)
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Варакина Наталья Сергеевна

Занятие для детей 7 лет, направленное на обогащение социально-личностного и культурного развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей специальный (коррекционный) детский дом№2 для детей с ограниченными возможностями здоровья Красногвардейского района г. Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность

по социально-личностному развитию

«Россия – Родина моя»

для детей 7 лет

Автор-составитель

Воспитатель

Ткачук Наталья Сергеевна

Санкт-Петербург

2014

   Цели: Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей стране, Родине через литературный, художественный материал, через творческое наследие русского народа – былины, стихи, картины. Дать детям знание о былинах, как жанре народного творчества; сообщить элементарные исторические сведения об эпохе Древней Руси (в те времена русский народ славился богатырской силой; слава о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче дошла до наших дней; русские богатыри защищали землю от врагов). Закрепить название элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), а также, название оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук). Воспитывать интерес к истории России. Прививать детям культурные ценности: любовь, красоту, знание; ориентировать ребенка на прекрасные образы.

   Задачи: Воспитывать и развивать у подрастающего поколения чувство прекрасного, утонченного и расширенного сознания через искусство (неотъемлемые качества культурности).

Используемые технологии:

 - технологии личностно-ориентированного взаиможействия с детьми;

 - игровые технологии;

 - информационно-коммуникативные технологии

Ход занятия

В начале занятия – аудиозапись «Гимн Российской Федерации» (все встают).

Ведущий: Ребята, скажите, пожалуйста, что такое патриотизм?

(ответы детей)

Ведущий (обобщает ответы детей): Да, патриотизм – это любовь к Родине, к своему Отечеству, к тому месту, где ты родился, вырос и живешь. А также, это ответственность за судьбу своей Отчизны, своего народа. А, кто мне скажет – что значит «любить Родину?»

(ответы детей)

Ведущий: «Любить Родину – значит любить свой народ и все народы нашей необъятной Родины. Эта любовь научит полюбить все человечество. Но, чтобы полюбить Родину, надо ее познать.» Это сказал Николай Константинович Рерих – российский художник и культурный деятель XX века.

Аудиозапись – песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского, муз. В. Баснера)


С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты. Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.

Дети читают стихи.

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном. 

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)

О чём эта песня плакучих берёз,
Мелодия, полная света и слёз?
О Родине, только о Родине.
О чём за холодным гранитом границ
Тоска улетающих на зиму птиц?
О Родине, только о Родине.

В минуты печали, в годину невзгод
Кто нас приголубит и кто нас спасёт?
Родина, только лишь Родина.
Кого в лютый холод нам надо согреть
И в трудные дни мы должны пожалеть?
Родину, милую Родину.

Когда мы уходим в межзвёздный полёт,
О чём наше сердце земное поёт?
О Родине, только о Родине.
Живём мы во имя добра и любви,
И лучшие песни твои и мои —
О Родине, только о Родине…

Под солнцем палящим и в снежной пыли
И думы мои, и молитвы мои —
О Родине, только о Родине.
(Расул Гамзатов)

Звучит аудиозапись «Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьева)

Ведущий: Человек с детства должен знать свое, родное – исследовать, изучать, вникать и постигать – и черты характера своего народа, и все, что характерно для родной земли, ее особенности, ее самобытность. Близкое по духу и постигается легче. Но постижение не будет полным без осознания красоты. Красоты русской души, красоты произведений творчества, созданных человеческими руками и человеческим умом, красоты нашей родной природы.

Дети читают стихотворение.

Холмы, перелески, 
Луга и поля — 
Родная, зелёная 
Наша земля. 
Земля, где я сделал 
Свой первый шажок, 
Где вышел когда-то 
К развилке дорог. 
И понял, что это 
Раздолье полей — 
Частица великой 
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

Звучит Аудиозапись «Земля полна чудес» (муз. И сл. Е. Зарицкой)

Дети исполняют русский танец «Ромашки»

Ведущий: Нужно учиться видеть красоту русской природы, учиться постигать прекрасные черты души своего народа и его духовное богатство. Душа русского человека широка и необъятна. Русский человек всегда был способен на подвиг. В этом его величие и красота. Давайте поговорим с Вами о былинах, о богатырях русских.

Читает ребенок:

Широка ты Русь по лицу земли!

В красе царственной развернулася!

У тебя ли нет богатырских сил

Старины святой, громких подвигов?

Уж и есть за что, Русь, могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Ведущий: Какие чувства вызвало у Вас это стихотворение?

(ответы детей)

Ведущий: Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Какие пословицы Вы знаете?

(ответы детей)

Ведущий: Землю, на которой издревне жили отцы и деды, именую Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Отчизна там, где говорят на родном языке, сообща трудятся, а при опасности все вместе, не жалея жизни, защищают родину – край отцов. Но, живя на русской земле, считая ее своей по праву, часто ли мы вспоминаем тех, кто жил на ней раньше нас, и для кого она была тоже родной? Ведь они пахали те поля деревянной сохой, по которым сейчас ездят тракторы, комбайны; плавали по тем рекам и давали им свои имена, по которым сейчас плавают современные яхты и корабли. Днепр, Волга, Москва-река – все это древние названия. Но, за каждым из них своя история, свой подвиг. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Сказания о подвигах, которые они совершали, живы в памяти народной, о подвигах складывали былины. А, что такое былина?

(ответы детей)

Ведущий: Действительно, былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ; былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов. Кто является героями былин?

(богатыри)

Ведущий: А, кто такие богатыри?

(ответы детей)

Ведущий: Да, герои былин – богатыри – люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением (лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т.д.). Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. А, какие пословицы и поговорки Вы знаете про богатырей?

(ответы детей)

Ведущий: Молодцы! Много знаете пословиц и поговорок. Но, вернемся к богатырям русским. Самые известные богатыри – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

(Показ картины Васнецова «Три богатыря»)

Ведущий: «Богатыри» - самая крупная, самая значительная картина Виктора Васнецова – это мощная эпическая песнь России, ее великому прошлому – картина, призванная выразить дух русского народа. Герои, согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только эти черты не бытовые, не жанровые, а героические.

В центре – Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид – в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье – исполнен «благости, великодушия и добродушия».

Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа – парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Богатырей видишь всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А, движениям коней, развевающимся на ветру гривам, вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли.

Кто из богатырей Вам понравился больше всего? Какие впечатления у Вас вызвала картина «Три богатыря»?

(ответы детей)

Ведущий: а, теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.

(Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали).

Ведущий: А, теперь проведем викторину по русским былинам-старинам, которые мы с Васм читали.

 - Почему Илью назвали Муромцем? (Родом из Мурома)

 - Каким недугом страдал Илья Муромец? (Ноги не ходили)

 - Кто помог исцелиться Илье Муромцу? (калики перехожие)

 - Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца? (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем Разбойником)

 - Каких богатырей, помимо Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича Вы знаете? (Вольга, Микула Селянович, Святогор-Колыван, Садко, Василий Буслаев и другие)

 - Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич)

Ведущий: Молодцы! Хорошо знаете былины и их главных героев. А, теперь давайте вернемся в наше время. Как Вы считаете, есть богатыри в наше время?

(ответы детей)

Ведущий: Где их можно встретить?

(Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

Ведущий: подвиг создает и накапливает добро, делает жизнь лучше, развивает гуманность. «Жизнь героя ведет человечество,» - гласит мудрость.

А теперь скажите:

 - Чем отличаются понятия «подвиг» и «риск ради собственного благополучия»?

 - Кто является антиподом героя?

 - Какие чувства и какие качества формируют готовность к подвигу? (любовь к тому, ради чего или ради кого совершается подвиг; ответственность, самоотверженность, стремление к справедливости и общему благу, честность, убежденность)

 - Из чего рождается мужество? (умение контролировать свои импульсивные порывы; способность действовать решительно и целесообразно в сложной, опасной обстановке; преодоление чувства страха и неуверенности; умение мобилизовать свои для достижения цели)

- Какие качества формируют мужество? (бесстрашие, терпение, решительность, целеустремленность, твердость, внутреннее равновесие, сострадание, преданность  и т. п.)

 - Для чего живет человек?

Ведущий: Человек живет для того, чтобы совершенствоваться, чтобы стать лучше. Человек будущего – это человек нравственности. А нравственность – это добро, красота, истина. Доброта и любовь к человеку – это человеческая культура.

Человек живет для познания и помощи другу. Помочь другу, любить другого как себя – это гуманно. Если ты будешь культурным, то ты уже поможешь своей стране. Осознание красоты преобразит жизнь на земле. Свет искусства ведет к красоте и радости.

Аудиозапись «Дружат дети на планете» (Муз. Ю. Чичкова, сл.М. Пляцковского).

Для подготовки и проведения праздника использовала следующие лицензионные и другие электронно-образовательные ресурсы:

Диски (лицензионные):

 - музыка для торжественных мероприятий и праздников;

 - танцевальный калейдоскоп – 2

Цифровые образовательные ресурсы

 - произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи;

 - материалы Государственного исторического музея.

Единое окно доступа к образовательном ресурсам

 - РУНИВЕРС

Портал об истории и культуре России (http://www.rynivers.ru)

  • Библиотека нот и музыкальной литературы

(http:/lib-notes.orpheusmusic.ru)

 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое (музыкальное) занятие в старшей группе "Россия - родина моя"

Можно провести в канун праздника Единства 4 ноября...

НАША РОДИНА – РОССИЯ Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников, посвящённое Дню России

Цели: Целью данного занятия является Воспитание у детей патриотических чувств: любовь к Родине,  Отечеству, уважение к культурному наследию своего народа,Расширение исторических знаний о главных ...

Презентация к занятию по нравственному воспитанию дошкольников "День России. Россия- Родина моя!"

Презентация к занятию по нравственному воспитанию дошкольников "День России. Россия- Родина моя!"...

Интегрированное занятие ко Дню России "Россия - Родина моя!"

Дню России в этом году, я решила посвятить интегрированное занятие с показом фильма: о ее природе, красоте храмов, столице Москве, о нашем городе Хабаровске и российском флаге. После рассказа и просмо...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"

Конспект интегрированного  занятия в подготовительной группе посвящённый Дню России – 12 июня "Россия – Родина моя!"Цель: Воспитание патриотических чувств детей дошколь...