Формирование мелкой моторики пальцев рук у детей ЗПР старшего возраста на занятиях по лепке
методическая разработка по теме

формирование пальцев рук у детей ЗПР старшего возраста на занятиях по лепке. материал для воспитателей  работающих с детьми ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мелкой моторики пальцев рук  у детей ЗПР старшего возраста на занятиях по лепке»

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) 

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.А.Антакова - Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Важная особенность психического развития дошкольника состоит в том, что приобретаемые им знания, действия, способности имеют большое значение для его будущего развития, в том числе и успешного обучения в школе.

Формирование готовности к обучению в школе является важной задачей всей воспитательной работы с дошкольниками, направленной на их всестороннее развитие - физическое, умственное, нравственное, эстетическое.

Следует отметить, что уровень готовности к обучению в школе детей, воспитывающихся в одинаковых условиях дошкольного учреждения, оказывается неодинаковым. В последнее время среди общего числа дошкольников ярко выделяется категория детей, характеризующихся недостаточным уровнем, так называемой школьной зрелости. Среди них особенно выделяются дети с задержкой психического развития.

Задержка психического развития - это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития. Поэтому, чем раньше начнется с ребенком целенаправленная и систематическая работа, тем больших успехов добьется ребенок, вплоть до полного снятия диагноза.

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией увеличения количества детей с проблемами в развитии.

Работа над развитием движений руки детей является одновременно и работой по формированию у них различных перцептивных действий и их систем, некоторых сенсорных способностей, в частности, способности к продуктивным видам деятельности - лепке, аппликации, рисованию и конструированию.

У большинства детей с задержкой психического развития наблюдаются нарушения двигательных способностей – движения неловки, часто неконтролируемы, нарушена согласованность в движении рук и глаз. Наиболее страдает у детей моторика кистей пальцев рук. Это проявляется в различных видах детской деятельности - в навыках самообслуживания, трудовых навыках, а также в продуктивных видах деятельности. Дети неумело держат ложку, кисточку и карандаш, зажимая их в кулачке. При рисовании карандашами у многих детей нет нажима или, наоборот, движения рук резкие, отрывистые, размашистые. В работе с пластическими материалами у детей дети с большим трудом производят прямые и круговые движения руками, движения пальцев слабые и неуверенные. 

Ещё во II веке до Н.Э. китайские мудрецы утверждали, что действия рук сказываются на развитии мозга человека. Древние даосы говорили, что массаж пальцев укрепляет тело и гармонизирует дух, а также оказывают благоприятное влияние на деятельность мозга. 
 Что такое мелкая моторика?

Это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. С самого раннего детства является самым сильным инструментом для развития коры головного мозга и тактильного восприятия ребёнка. Все мыслительные процессы сознания, как осознанные, так и неосознанные, отражаются на мелких движениях пальцев, положении рук и жестикуляции. Степень развития речи детей находится в прямой зависимости от уровня сформированности мелкой моторики рук. Развивать тонкую моторику необходимо в любом возрасте — как деткам, так и взрослым!

 
От простейших занятий с пальчиками существует огромная польза для общего развития человека.

  • Благоприятное воздействие на внутренние органы, иммуностимулирующий эффект.
  • Стимуляция мыслительных процессов и функций речи.
  • Ну и напоследок — веселое общение в кругу друзей.

Руки ребенка являются основными инструментами в разных видах деятельности, а, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами.

В современной педагогической литературе уделяется много внимания организации деятельности с детьми продуктивными видами деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией. 

Лепка - это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка — придание формы пластическому материалу (солёному тесту, пластилину, глине) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.

Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Каждый ребёнок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

Повышают сенсорную чувствительность, т.е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

Синхронизируют работу обеих рук;

Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Возникновению у детей изобразительной деятельности и ее развитию посвятили свои исследования советские педагоги, психологи Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова, Н.Б.Халезова, Н.А.Ветлугина и другие. Большинство из них сходятся во мнении о том, что обучение должно быть направлено на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в произведении окружающую действительность, на поиски детьми способов изображения.

В своих работах Т.Г.Казакова обращает внимание на то, обучению изобразительной деятельности необходимо уделять большое внимание не только на занятиях, но и в повседневной жизни, в условиях семьи.

В работе с детьми с ЗПР, я отдаю предпочтение работе с пластическими материалами, считая их наиболее доступными с точки зрения техники, как в детском саду, так и дома.

Лепка входит в повседневную жизнь ребенка вместе с рисованием, конструированием, разными играми. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. В лепке масштаб поделок зависит каждый раз только от замысла ребенка, от его умелости и индивидуальных особенностей. Так, одни дети предпочитают миниатюрные изделия, другие - более крупные.

Занятия лепкой помогут развить не только мелкую моторику рук, но решить ряд следующих задач:

Обучающие:

  1. Пробудить интерес у детей к творческому труду, сформировать у них желание в свободную минуту сделать что-то своими руками;
  2. Научить правильным способам выполнения приёмов лепки и умение наблюдать, выделять главное;
  3. Развить  мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные :

  1. Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;
  2. Приучать к аккуратности в работе, сформировать стремление содержать в порядке своё рабочее место;
  3. Сформировать умение работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Развить самостоятельность, аккуратность;
  2. Сформировать потребность в саморазвитии.

Используемые приёмы лепки:

  • Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек пластилина или теста.
  • Отщипывание – отделение от большого куска пластилина или теста небольших кусочков при помощи большого и указательного пальцев руки.
  • «Шлепанье»- энергичное похлопывание по пластилину или тесту  напряжённой ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
  • Сплющивание – сжимание куска пластилина или теста с целью придания ему плоской формы. Маленький кусок пластилина или теста можно сплющить при помощи пальцев.

На занятиях лепкой у дошкольников формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца . Это способствует развитию личности ребёнка. Коллективное творчество детей формирует у них умение планировать свою деятельность с учётом общей цели. Планировать последовательность, распределять операции, что побуждает дошкольника высказывать своё мнение. Следовательно – развивается речь, умение грамотно строить предложения, т.е. использовать разнообразные формы речи.

С 1990 года в систему образования включены дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития.

Дети дошкольного возраста, имеющие особенности в психофизическом, социально-эмоциональном, интеллектуальном развитии, вот уже несколько лет получают коррекционно-педагогическую помощь в МБДОУ « Детском саду№5», где имеются группы для детей с задержкой психического развития.

Организация работы с дошкольниками с ЗПР.

Особые трудности при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми с задержкой психического развития возникали в связи с тем, что нет соответствующих программ по работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому работу с детьми пришлось выстраивать в разных направлениях.

 В нашем детском саду специфика организации воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития включает в себя разделение полномочий между воспитателем и другими специалистами. Но, не смотря на разделение полномочий – осуществляется преемственность в работе специалистов с детьми.

Учитель-дефектолог составляет тематический план работы на год, проводит занятия по речевому и сенсорному развитию, ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений.

Учитель-логопед проводит работу по формированию правильного произношения у детей, развитию мелкой моторики посредством пальчиковых игр.

Воспитатель организует работу с детьми по заданию учителя-дефектолога и учителя-логопеда, проводит занятия с детьми по изобразительной деятельности - рисованию, лепке, аппликации, конструированию. 

Мною был разработан перспективный план работы на год. Основной формой работы являются занятия по лепке, которые проводятся 2 раза в месяц – в старшей и подготовительной группе в соответствии с тематическим планом учителя-дефектолога, что способствует преемственности в работе специалистов и наиболее полному усвоению детьми программного материала.

С детьми, не усвоившими материал на занятии, проводится индивидуальная работа.

Учитывая, что дети с задержкой психического развития постоянно испытывают трудности в общении с взрослыми и сверстниками, я подобрала соответствующие коммуникативные игры и упражнения.

Ежедневно в группе проводятся пальчиковые игры и упражнения. Особо нравятся детям игры с речевым сопровождением с использованием прищепок, поддувалок, вертушек.

Один раз в неделю в бытовом центре с детьми проводятся игры и упражнения по развитию мелкой моторики и ручной умелости (с водой, крупами, песком, магнитом и т.д.).

Кроме этого использую на занятиях песни, потешки, стихи, загадки; музыкальные произведения для накопления опыта музыкального переживания; иллюстративный материал по теме недели; рассматриваем с детьми игрушек народно-прикладного искусства.

В свободное время предлагаю детям различный пластический материал – глину, пластилин, соленое тесто для самостоятельной художественной деятельности.

 Для того чтобы отследить результаты работы с детьми 2 раза в год я провожу диагностические исследования (на начало и конец учебного года).

Параллельно проводится работа с родителями. Наиболее эффективными формами являются – родительское собрание, мастер-класс, консультации, беседы, литература по лепке и другие.

 Одной из важных задач перед родителями и педагогами дошкольных учреждений для детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук детей, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.

Хорошо, когда дома или в детском саду есть пластилин. Тогда интересно и весело лепить фигурки, а потом играть с ними. А если вместо пластилина взять соленое тесто, то из него можно вылепить пирожные для игр или игрушки для новогодней елки. Во дворе или на даче тоже найдется материал для лепки. Летом всегда можно отыскать глину или влажный песок и сооружать песочные замки или слепить фигурки. Если на улице зима, то постройки с большим удовольствием можно создавать из снега, под руководством взрослого.

Способности к творчеству в лепке реализуются даже при минимуме материалов. Из одного комка теста или пластилина можно создать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в тоже время деликатный взрослый, который вовремя поможет, поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.

 В последнее время для развития мелкой моторики в домашних условиях предлагают хендгам – умный пластилин.

Хендгам — умный пластилин

Умный пластилин можно, даже я бы сказал что нужно, использовать для развития тонкой моторики рук. В возрасте от 3 и до 6 лет, у детей происходит активное наполнение словарного запаса, чище становиться произношение звуков, излечиваются дефекты речи. Сегодня, к великому сожалению, очень многим дошкольникам необходима помощь логопеда: часто малыши не могут произносить такие звуки, как [p], [л] или [ш]. Одной из причин является то, что в ясельно-садичном возрасте недостаточного внимания уделялось развитию тонкой моторики у детей.

Для развития мелкой моторики подойдут не только пальчиковая гимнастика или массаж, но и лепка из всевозможных материалов. Вот тут на выручку родителям и их малышам приходит умный пластилин. Это такая мягкая и приятная на ощупь пластилиноподобная масса. Хорошо мнётся, растягивается и рвётся. Из нее хорошо лепить разнообразные фигурки. Хендгам с легкостью принимает любую форму, в отличии от «лизуна» не липнет к рукам и другим предметам. Самым замечательным отличием от пластилина является тот факт, что умный пластилин не пачкает окружающие предметы. Так же «жвачка для рук» ведёт себя как жидкость: если из него вылепить что-нибудь и оставить на ровной поверхности, то хендгам будет растекаться по поверхности, образовывая лужу. Но в тот же самый момент хендгам ведёт себя как твердое тело. К примеру, если из него скатать мячик и кинуть на пол, то мячик подпрыгнет.

Умный пластилин рекомендован для детей от 3-х лет. Малышу будет приятно играть с хендгамом, потому что он не липнет к рукам, и не пачкает вещи, как обычный пластилин. Умный пластилин также используют в качестве кистевого тренажера, хорошо  развивающего тонкую моторику, улучшающего координацию движений, развивающего концентрацию внимания. Главное, зачем родители обязаны следить во время игр с хендгамом — чтобы ребенок не съел игрушку: яркие цвета хендгама способствуют желанию откусить от него кусочек. Даже если это случится, то не беда — в составе умного пластилина нет чего-либо ядовитого, и все, что малыш скушает, выйдет естественным путем.

Лепка по своему характеру требует, с одной стороны, развитых ощущений и восприятий, а с другой стороны - сама совершенствует эти ощущения и восприятия. Пока еще не изучено, как влияет на ребенка то, что он творит «по своей руке», по своим умениям и способностям. Но можно предположить, что каждый шаг в развитии (будь то мелкая моторика или пространственное мышление) сразу отражается в лепке. А задержка психического развития – это всего лишь его ЗАМЕДЛЕННЫЙ ТЕМП, убыстрить который можно, помогая ребенку ежедневно, ежечасно, ежеминутно так, как можем только мы – педагоги и любящие родители.

     

 

 Литература:

  1. Борякова Н.Ю. «Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития» // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»№1, 2004.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить» (Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей).//М. «ГНОМ и Д», 2007.
  3. Лыкова И.А. «Лепим, фантазируем, играем». // М.: Творческий центр «СФЕРА», 2001.
  4. Маркова Л.С. «Построение коррекционной среды для дошкольников с задержкой психического развития»// «АЙРИС-ДИДАКТИКА».-2005.
  5. Шевченко С.Г. «Обучение детей с задержкой психического развития», // ж. «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №1, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи посредством формирования мелкой моторики пальцев рук во второй группе раннего возраста.

Цель:     Создание условий для развития  мелкой моторики и координации пальцев рук    Задачи:1. Совершенствование предметно-развивающей среды...

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята»

Игра по сенсорному развитию и формированию мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста «Кошка и ее котята» Цель: создание благоприятной эмоциональной среды для развития поз...

«Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей раннего дошкольного возраста»

Актуальность работы по развитию мелкоймоторики детей  раннего возраста обусловлена ивозрастными психологическими ифизиологическими особенностями детей.Развитие мелкой моторики (гибкости иточности...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в младшем возрасте"

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которые направлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Еще несколько десятилетий назад у родителей не было проб...

Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика рук – это единство согласованных манипуляций, которыенаправлены на выполнение мелких точных движений кистями и пальцами. Ещенесколько десятилетий назад у родителей не было пробле...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет»

Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.Задачи:1. Улучшить координацию и точность движений рук, гиб...