Экологическое воспитание детей 2-3 лет средствами музыки.
статья (младшая группа) по теме

В данной статье раскрывается опыт работы с детьми ясельного возраста по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_detey.docx19.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей 2-3 лет средствами музыки

Воспитатель ГБОУ ООШ № 20

г.о.Новокуйбышевск

структурное подразделение

«Детский сад «Гномик»

Бестужева О.Л.

(Слайд 1,2,3)Экологическое воспитание детей — это формирование осознанно правильного отношения к объектам природы. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. (Слайд 4) Именно эту задачу можно решить, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы. Но осознанного отношения к природе в раннем возрасте еще не может быть. В том и состоит задача взрослых — помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений о природе.

Музыка — это особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки состояния человека, его переживания, отношение к людям. Музыка существует не только для отдыха и развлечения, не только украшает жизнь, но и по-своему, присущими лишь ей средствами, ненавязчиво наставляет, учит жизни.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще в древности. Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки.

В основном в детском саду ребенок находится целый день. Домой он приходит только вечером. Специфика организации жизни и деятельности детей в группе детского сада заключается в том, что ребенка окружают одни и те же люди, предметы, игрушки. Все это создает однообразие, лишает радости новизны и, по мнению врачей и психологов, вызывает утомление, беспокойство, нервозность. (Слайд 5) Поэтому мы, взрослые нашего ДОУ стараемся проявить максимум изобретательности, творчества, выдумки, чтобы создать условия, направленные на обогащение детской жизни, то есть создаем положительный эмоциональный климат для их жизни и деятельности. И я, воспитатель, даю возможность моим детям попеть, поплясать, поиграть под музыку.

Могут ли дети в возрасте двух-трех лет слушать и воспринимать классическую музыку? Пусть у малыша еще так мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок. Он обостренно чувствует добро и зло.

Как увлечь маленького ребенка, вызвать желание послушать музыкальное произведение, почувствовать его характер, эмоционально откликнуться на те настроения, чувства, которые в нем выражены?

Я решила попробовать осуществлять это через экологическое воспитание. Что такое красота? Природа. Что такое доброта, любовь? Природа. А это и есть музыка! Через познание природных явлений можно воспитывать интерес и любовь к красивой музыке, и наоборот. Надо браться за все, к чему лежит душа. Я сама люблю цветы и солнце, люблю красивую, ласковую и добрую музыку.

(Слайд 6) Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу «Что вижу, то и познаю». Моими помощниками здесь стали наглядные средства. Я сама увлекаюсь поделками из соленого теста. Из него я сделала картины деревьев по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста цветы, грибы, жучков, птиц. И теперь мы с детьми совершаем прогулки к деревьям, цветам. Мы здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А это музыка. Вот она и приходит к нам в гости. С помощью красивой музыки мы учимся чувствовать именно красоту, доброту.

Свои занятия я построила по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания этих занятий — нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Для этого я сделала много разнообразных пособий, атрибутов. Например, к конспекту занятия «Любимая  полянка» я сделала большую поляну цветов  из ткани. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно, когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания.

После проведения нескольких вариантов занятий я увидела, что постепенно в сознании детей созревает еще один, чрезвычайно важный способ познания мира — восприятие словесной информации без наглядного ее подкрепления (отсюда появились конспекты занятий на воображаемую ситуацию). Однажды мы пошли с детьми на воображаемую поляну цветов, мы просто гуляли, и Лина осторожно остановила Сережу, сказав ему: «Не раздави ромашку». Как это здорово! Ребенок понял, что нельзя наступать на цветок. Как приятно было услышать эти слова, это был мой первый успех. Появилась уверенность, что с этой задачей дети могут справляться. (Слайд 7) А погрузить детей в разноликое пространство мира природы мне помогает красивая инструментальная музыка в сочетании со звуками природы и показом соответствующей картины, сделанной мной из соленого теста. Это и пение птиц, и шум реки, и скачущая лошадка.

Для реализации поставленных задач очень важно правильно подобрать музыкальный репертуар, в этом мне помогает наш музыкальный руководитель  Учитывая, что дети раннего возраста не в состоянии удерживать внимание длительное время, а классическая пьеса не песенка, мы с ней очень внимательно прослушиваем каждое произведение и выбираем наиболее подходящий фрагмент - по времени от полутора до трех минут, не более.  Этого достаточно, чтобы удержать внимание малышей. Оцениваем мелодию на свой вкус, выбираем наиболее выразительные фрагменты. Это или ярко выраженный веселый характер,  или  спокойная, плавная, ласковая музыка.

Я ставлю задачу   - приучать детей слушать музыку систематически, но по желанию и настроению детей, организуя занимательные, наглядно оформленные встречи с музыкой. Со временем малыши привыкают к тому что, если я приношу магнитофон, — значит, мы будем слушать красивую музыку. Они устраиваются скорее на стульчики, замолкают. Я настраиваю их на восприятие музыки. Например, будем слушать музыку, как солнышко, ласковую, а другая будет, как цветочек, красивая. Еще бывает грустная музыка, потому что лошадка заболела, другие лошадки пришли к ней, пожалели ее, и они все вместе поскакали весело гулять. Детям очень понравилось слушать музыку про лошадку (фрагмент из увертюры к опере «Легкая кавалерия» Франца фон Зуппе).

Слушание музыки должно основываться на удовольствии, а не на навязывании. Время прослушивания, учитывая все показатели возраста, — от полутора до трех минут, больше дети не выдерживают, начинают суетиться, баловаться, отвлекаться. И здесь важен не анализ, а лишь впечатление, их чувства, эмоции.

И обязательно должна быть увлеченность взрослого, ибо только яркие эмоции заражают детей, возбуждают интерес и любопытство. Я стремлюсь к тому, чтобы каждый малыш постоянно видел, чувствовал мое отношение к музыке, мои симпатии к образам.

(Слайд 8) Экологическое воспитание музыкой может быть  и частью занятия, например когда мы с детьми говорим о зиме, можно включить вначале занятия отрывок из музыкального произведения  «Метель», что на улице холодно и к нам кто-то скребется. Это  кошка, предложить детям озябшую кошку накрыть одеялом, пожалеть.

Аналогично можно экологизировать любое занятие.

Понятие «красота» соотносимо с природными объектами и явлениями, искусством, предметами быта, человеческими отношениями. Надо делать все возможное, подавать пример доброго отношения ко всему живому, постоянно демонстрировать детям свой интерес к окружающим предметам, удивляться и радоваться вместе с ними. Заложить в детях доброе и бережное отношение к окружающему миру мы обязаны: мир огромен, прекрасен, интересен. Поэтому музыка Моцарта, Вивальди, Чайковского может стать частью жизни и таких маленьких детей.

Как таковое экологическое воспитание детей мы специально не отслеживаем в диагностике, но по их поведению видно, что дети бережнее стали относиться к природе, ее обитателям, стали более любознательны, наблюдательны.

(Слайд 9)

(Слайд 10) На этом я заканчиваю свое выступление. Благодарю за внимание!

 Успехов вам в работе!

Литература:

1.Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001-2002 года. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. – 392 с.

2. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие/сост.Е.С.Демина. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ ЭКСКУРСИИ В ПРИРОДУ

Данная тема выбрана потому, что походы с детьми в природу или экскурсии – это полезное и интересное педагогическое мероприятие. Подготовка к экскурсии, ожидание сильных впечатлений от выхода в новое м...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...

Статья «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Нравственно – патриотическое воспитание на исторических традициях народной культуры и народного искусства....

«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки»

Данное методическое пособие направлено на реализацию духовно-нравственного и патриотического воспитания  в дошкольных учреждениях.В пособии даны рекомендации для практических работников ДОУ по вы...

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ

Современное общество характеризуется все большим и большим усилением гетерогенности: одаренные дети, дети инвалиды, мигранты, и т.д. У каждой из этих групп проявление нравственных, эстетических и духо...