ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»
статья на тему

Гулимова Светлана Владимировна

 

Актуальность темы

«Духовно-нравственное развитие

и воспитание личности гражданина России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №19

общеразвивающего вида

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ

«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СИМВОЛАМИ России»

Актуальность темы

«Духовно-нравственное развитие

и воспитание личности гражданина России»

Воспитатель: Гулимова С.В.

г. Благовещенск

2013

Уважаемые коллеги! Все вы уже ознакомились с муниципальной целевой программой «Духовно-нравственное развитие и воспитание юных горожан Благовещенска на 2013-2014 годы», разработанной в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основная цель программы – духовно-нраственное развитие и воспитание подрастающего поколения посредством создания социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные отечественные культурные ценности. В результате осуществления программы ожидается возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания, сохранение и укрепление духовного здоровья подрастающего поколения.

Очевидно, что использование разовых мер в преодолении кризисных явлений не даёт позитивных результатов, поэтому проблема восстановления ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии системного подхода.

Почему же проблема духовно-нравственного воспитания особенно актуальна в наше время? Что же такое духовность и нравственность? Почему именно этой проблеме уделяется пристальное внимание?

Духовность (по С.И. Ожегову) — свойство души, состоящее в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными; в атеистическом словаре имеется понятие «дух» - невещественное начало, религиозное понятие, первоначало мира. Диалектический материализм отвергает представление о духовном как о чём-то, существующем независимо от материи. Духовное есть функция высокоорганизованной материи, результат общественно-исторической практики людей. Нравственность (по С.И. Ожегову) — внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. С понятием нравственности перекликается и понятие морали — нравственных норм поведения, отношений с людьми, а также самой нравственности.

В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений, в период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи, деформация традиционных моральных норм и нравственных установок. Поэтому в российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах социального поведения, созидательных ориентиров смысла жизни.

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В развитии нашей страны эти условия изменялись не раз. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии, православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства, православная вера обеспечивала духовное единство народа. В XVIII В. Россия стала империей, государство возвышалось над церковью, в это время был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью, устранило влияние церкви, подавило религиозное сознание, спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии. Вместе с тем советская эпоха сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, пренебрежения материальным во имя идеального. В 90-е гг. XX в. в России был сформирован идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Кто же является современным национальным воспитательным идеалом на новом этапе развития Российской Федерации? Это — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране есть важнейшее условие успешного развития России, именно поэтому духовно-нравственное развитие и воспитание должно являться приоритетным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД (старшая группа) Тема: «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы».

Конспект НОД(старшая группа)Тема:   «Государственные символы России. Создадим эмблему своей группы»...

Конспект тематической образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Государственные символы России»

Программные задачи  Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба.  Формировать элементарные представления о проис...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Конспект НОД по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России – флаг, гимн, герб»

Программное содержание:1. Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу.2. Закрепить и обобщить знания детей о госуда...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Государственные символы России».

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Государственные символы России».Образовательные области: «Познавательное развитие», «...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Расширять представления детей о многообразии стран, наций их населяющих, закреплять умение находить на карте Россию и её столицу. Закрепить и обобщить знания детей о гос...

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»

Конспект  по гражданско-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Государственные символы России»...