КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"
консультация по теме

Минина Галина Дмитриевна

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл minina.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование личности дошкольника на основе воспитания нравственно-эстетических чувств через природу

«Мир, окружающий ребенка—это   прежде

всего мир природы с безграничным богатством явлений,

 с неисчерпаемой красотой»

 В. А. Сухомлинский.

             

            Ребенок, контактируя с природой, получает различную информацию, накапливает цветовые, звуковые, осязательные впечатления. «На основе постепенного накапливания опыта зарождается сначала избирательное, предпочтительное отношение к явлениям действительности, а затем появляется оценочное отношение  к ним, закладываются основы эстетического вкуса» (Н. А. Ветлугина)

             Формирование  умения эмоционально воспринимать, понимать прекрасное в природе и художественной литературе, творчески отражать элементы прекрасного в своей художественно-речевой деятельности в большей мере зависит от процесса воспитания  и обучения. Важно  установить формы  взаимосвязи природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей  способности воспринимать, чувствовать природу, сопоставлять наблюдаемые явления  с художественными образами, мотивированно оценивать их.

       Детей дошкольного возраста знакомят с живой и неживой природой. У них создаются представление  о сезонных изменениях в природе, о жизни животных  (диких и домашних), растений.

  У старших дошкольников на основе полученных знаний  формируется реалистическое понимание природы, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически воспринимать и оценивать явление природы.

         Нравственно-эстетическое отношение к природе будет сформировано в том случае, если ребенок, воспринимая красоту окружающей природы, эмоционально откликается на нее. Он познает  образы художественной литературы, сопоставляет их с действенностью, активно наблюдает за природой, замечает изменения, происходящие в ней и передает их в различных видах художественной деятельности, проявляет оценочное отношение к эстетическим качествам природы, используя выразительные средства художественного слова. Какие методы, приемы, педагогические моменты и ситуации, возможно, использовать для  формирования названных качеств?

         Прежде всего, необходим тщательный отбор художественного материала. Чувства ребенка побуждаются и обостряются сильными, эмоциональными переживания. В связи с этим очень важно использовать для чтения и исполнительной деятельности высокохудожественные произведения, раскрывающие явления как-бы с новой стороны, эмоционально закрепляющие увиденное.

         Разные литературные жанры в зависимости от своей специфики, по-разному воздействуют на детей. Русская народная сказка с ее богатством красочных описаний, с яркой характеристикой персонажей, лирическими вставками, раскрывает ребенку взаимосвязь природы и человека. Природа  всегда  помогает положительным персонажам. Сказочные образы дают представление о морали, справедливости.

          Воспитанию нравственных чувств, гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о природе, например В. Бианки:  «Лесные  домишки», «Чей нос лучше?», «Чьи это ноги?».

               М. Пришвина: «Золотой луг», «Разговор деревьев».  «Про птиц и зверей».  Г. Скребицкого: «Неведомые тропы», «Лесной голос» «Пушок»

        Мир природы представлен здесь в интересных сюжетах, вызывающих добрые чувства, ласковые улыбки, смех. Рассказы М. Пришвина , В.Бианки, Г. Скребицкого открывают детям интересное в самом казалось бы неприметном. Они написаны просто, поэтично, язык их близок к народной речи.  Все они большие мастера своего дела, влюблённые в природу,  передают свои знания и любовь к детям.

      Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало помогают лирические стихи, где художественный образ создается с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как ритм, рифма, звук. Настроение в стихах передается особенностями ритма, поэтому восприятие их отличается от восприятия прозы. Ребенок, слушая стихи, замечает рифму, своеобразие построения строф. Поэтические произведения не только обогащают знаниями, они воспитываю, как отмечал  К. Д. Ушинский, «чутье к звуковым красотам русского языка».

        Интересен и своеобразен цикл стихов С.Я. Маршака «Круглый год». В нем даются характерные природные признаки каждого  месяца («Дуют ветры в январе..», «Рыхлый снег темнеет в марте…»), говорится  о труде человека в разное время года («Сенокос идет в июле…», «Ясным утром сентября хлеб молотят села…»). У каждого месяца своя примета, своя поэтическая тема. В одних стихах преобладают трудовые мотивы (сентябрь), в других—пейзажные (июнь). От месяца к месяцу идет смена впечатлений—поэтическое открытие ребенком окружающего мира.

       В отличие повествовательного жанра (рассказа), где на первом месте фабула, развитие действия, персонажи, в поэтическом жанре воспринимается, прежде всего, настроение, характер передачи темы.  В целом эмоциональное восприятие зависит от общего интеллектуального и художественно-речевого развития ребенка.  Оно углубляется и совершенствуется в речевой деятельности, которая осуществляется под конкретным руководством педагога.

            В нравственно-эстетическом воспитании детей очень важно освоение новых знаний, умений, навыков. Это осуществляется как в процессе  непосредственно-образовательной деятельности, так и в быту, где происходит наблюдение за явлениями  в природе, и в различных формах художественно-речевой  деятельности. Одним   из методов, способствующих этому—целевые  экскурсии. Смысл  их в том, чтобы научить детей видеть красоту родной природы, всматриваться в нее, расширять представления о природном окружении.

            Наблюдая различные природные явления в естественных условиях, во всем многообразии их связей и отношений, дети приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Ранней весной педагогу необходимо обращать внимание детей на пробуждение всего живого от зимнего сна—набухание почек, появление первой, быстро зеленеющей травы, подснежников, цветов мать-и-мачехи. Во время наблюдения можно вспомнить вместе с детьми поэтические образы природы в стихотворениях С. Маршака,  М. Пришвина. Кроме целевых экскурсий,  например к цветущей черемухе  или к цветущей клумбе в городском парке, наблюдение за природными явлениями нужно осуществлять на ежедневных прогулках. Изменения в природе  можно сочетать с приметами и пословицами. Осенью можно обратить внимание детей к разноцветной окраске листьев на разных деревьях: на березе—желтые, на осина—красновато-бурые, ярко-красные.

              Знания о природных явлениях, полученные на прогулках, экскурсиях, углубляются, дополняются во всей непосредственно образовательной деятельности. Предшествующий опыт живого общения с природой  дает ребенку возможность легче осмыслить,  эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить свое отношение к ним.  Слушая  о наблюдаемых явлениях природы, ребенок сопоставляет действительность и художественные образы, ярче чувствует и понимает красоту природных явлений.

       В процессе общения, наблюдения и исследования у  ребенка формируется бережное отношение не только к природе, но ко всему окружающему миру.

             Основная задача педагога—усилить восприятие красоты природы в разное время года, научить понимать художественный образ, опирая на поэзию. Развивая у детей способность эмоционально, образно воспринимать красоту, поэтичность природы, чувствовать нравственный смысл изображаемого, тем самым педагог формирует личность дошкольника  на основе воспитания нравственно-эстетических чувств через природу. Ребенок, умеющий видеть прелесть и красоту природы непроизвольно становится экологом.  Он заботится  и оберегает все вокруг: и цветок, и жучок - все    для него дорого.

        Эстетическое, нравственно-эмоциональное восприятие природы усиливается благодаря художественному слову, помогающему почувствовать красоту окружающего мира, увидеть неисчерпаемое разнообразие красок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность".

Тема: Воспитание нравственно-эстетических привычек старших дошкольников через театрализованную деятельность.Задачи:  1.Формирование у детей эстетического вкуса.2.Учить интонацией передавать...

Консультация «Природа-в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Прогулки и экскурсии в природу таят в себе много ценного и полезного...

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств»

Сообщение на педагогическом совете «Природа и ее поэтический образ в воспитании нравственно-эстетических чувств» поможет решить задачи зкологического воспитания дошкольников ....

«Воспитание нравственно-эстетических чувств к природе средствами художественной литературы» выступление на заседании педагогического совета

Важно установить формы взаимосвязей природы и художественных образов, рассмотреть способы воплощения природных явлений в детской литературе, создать оптимальные условия для развития у детей способност...

Воспитание нравственно-эстетических чувств.

quot;Мир, окружающий ребенка, это прежде всего мр природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой",-писал В.А. Сухомлинский. Ребенок, контактируя с природой, получает различн...

Презентация "Воспитание нравственно-эстетических чувств"

Материал на формирование нравственно-эстетических чувств....